Обзор деятельности Ханты-Мансийского УФАС России за период 01.01.2012 по 01.10.2013, направленный на защиту конкуренции от противоправного поведения властных субъектов, по осуществлению деятельности по противодействию коррупции в рамках рассмотрения дел

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г.  №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) целями Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Указанные цели основаны на нормах статьи 8, 34, 74 Конституции Российской Федерации, статьи 1 Гражданского Кодекса  Российской Федерации.

Соблюдение антимонопольного законодательства является одним  из основных направлений деятельности органов власти по повышению эффективности противодействия коррупции.

Ликвидация административных барьеров, являющаяся частью, в том числе антиконкурентного регулирования, признается одной из мер по повышению эффективности экономики.

Противодействие этим негативным явлениям осуществляется как в общероссийском масштабе, так и в субъектах Федерации. Но наиболее эффективным оно представляется на муниципальном уровне, поскольку именно здесь решаются основные жизненно важные вопросы, связанные с землей, недвижимостью, собственностью, развитием бизнеса, строительством, жилищно-коммунальным хозяйством и многими другими житейскими проблемами.

Учитывая особое правовое положение государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, законодатель ввел ряд запретов и ограничений с целью минимизации негативного влияния на конкурентную среду со стороны органов власти путем злоупотребления ими своими полномочиями.

Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) органов власти, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции).

Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий органов власти, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций,

направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции).

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Кроме того, запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2 статьи 15), и совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора (часть 3 статьи 15).

В соответствии со 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Нарушению запретов и требований, предусмотренных статьей 15 Закона о защите конкуренции, корреспондирует статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее–КоАП РФ), которая предусматривает административную ответственность за "ограничение конкуренции органами власти".

Нарушению запретов и требований, предусмотренных статьей 16 Закона о защите конкуренции, корреспондирует статьей 14.32 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за "ограничение конкуренции органами власти".

  Нарушение статей 15, 16 Закона о защите конкуренции представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, способствуют возможности коррупционных действий органов власти.

О значительной степени общественной опасности рассматриваемых правонарушений свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Установление подобных запретов является особенностью российского законодательства о защите конкуренции и  рассматривается в качестве одной из мер по противодействию коррупции.

Совершенствование и повышение эффективности механизмов защиты конкуренции от противоправного поведения властных субъектов не только решают задачи проконкурентного характера, но и являются важной составляющей антикоррупционной политики государства.

В период с 01.01.2012 по 31.10.2013 (далее – отчетный период), несмотря на разъяснительную работу территориального управления, нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции, выраженные в принятии актов и (или) осуществлении действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, продолжают иметь место.

Так, в отчетном периоде, количество возбужденных дел по нарушению статьи 15 Закона о защите конкуренции» составило – 57 дел.

     Нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции, выявленные нарушения в отчетном периоде, зафиксированы в следующих отраслях и товарных рынках:

     - пассажирские перевозки – 1 дело;

     - охранные услуги – 1 дело;

     - реклама – 2 дела;

     - природопользование – 2 дела;

     - аренда муниципального имущества – 42 дела;

     - ЖКХ- 3 дела;

     - торговля, общественное питание, бытовое обслуживание -1 дело;

 

     - прочие виды деятельности на товарных рынках – 5 дел.

Из 57 дел, возбужденных по признакам статьи 15 Закона о защите конкуренции, по собственной инициативе Ханты-Мансийским УФАС России (далее – Управление) в отчетном периоде возбуждено 40 дел, по результатам рассмотрения заявлений (обращений)17 дел.

Учитывая тот факт, что в муниципальных образованиях (далее – МО)  предоставление нежилых помещений в аренду хозяйствующим субъектам является мерой актуальной для бизнеса, поэтому в управлении муниципальной собственностью выявлены наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства – возбуждено 42 дела.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Данные нарушения выявлены  в следующих МО (установлено нарушение, выдано предписание):

- с.п. Светлый, Березовского района – 10 нарушений;

- г.п. Игрим, Березовского района –  10 нарушений;

- с.п. Шапша, Ханты-Мансийского района – 1 нарушение;

- г.п. Цингалы, Ханты-Мансийкого района – 1 нарушение;

- с.п. Ларьяк, Нижневартовского района – 1 нарушение.

В связи с тем, что нарушение  статьи 15 Закона о защите конкуренции, корреспондирует статьей 14.9 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность, на глав МО наложены административные взыскания.

Общая сумма наложенных взысканий составила 345 000 рублей, оплачено штрафов на сумму 330 000 рублей.

Так, в отчетном периоде, количество возбужденных дел по нарушению статьи 16 Закона о защите конкуренции составило – 3 дела.

     Нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выявленные нарушения в отчетном периоде, зафиксированы в следующих отраслях и товарных рынках:

     - управление муниципальной собственностью – 1 дело;

     - ЖКХ- 1 дело;

 

     - прочие виды деятельности на товарных рынках – 1 дело.

Из 3 дел, возбужденных по признакам статьи 16 Закона о защите конкуренции, по собственной инициативе Управлением в отчетном периоде возбуждено 0 дел, по результатам рассмотрения заявлений (обращений)3 дела.

Структура выявленных в отчетном периоде нарушений статьи 16 Закона о защите конкуренции распределяется следующим образом:

- согласованные действия - 3 дела.

В связи с тем, что нарушение  статьи 16 Закона о защите конкуренции, корреспондирует статьей 14.32 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность, на должностных лиц наложены административные взыскания.

Общая сумма наложенных взысканий составила 30 000 рублей, постановление о наложении штрафа находятся в стадии исполнения.

 

В отчетном периоде Управление продолжало осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона о защите конкуренции).

 

Одним из критерием коррупционности в МО является показатель объема муниципального имущества, приватизированного в обход торгов, путем внесения вклада в уставные капиталы хозяйствующих обществ, созданных с участием муниципалитета, либо путем последующей реализации имущества, предоставленного в хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий (МУПов).

Подобная практика влечет обход установленных процедур приватизации и лишает местный бюджет дополнительных доходов от приватизации имущества.

Так, в отчетном периоде, количество возбужденных дел по нарушению статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении органов власти местного самоуправления  составило – 19 дел.

     Нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции, выявленные нарушения в отчетном периоде, зафиксированы в следующих отраслях и товарных рынках:

- пассажирские перевозки – 6 дел;

     - торговля, общественное питание, бытовое обслуживание – 2 дела;

     - реклама – 2 дела;

     - управление  муниципальной  собственностью – 2 дела;

     - ЖКХ- 3 дела;

 

     - прочие виды деятельности на товарных рынках – 6 дел.

Из 19 дел, возбужденных по признакам статьи 17 Закона о защите конкуренции, по собственной инициативе Ханты-Мансийским УФАС России в отчетном периоде возбуждено 18 дел, по результатам рассмотрения заявлений (обращений)1 дело.

Структура и количество нарушений антимонопольного законодательства статьи 17 Закона о защите конкуренции:

- нарушение порядка определения победителей торгов, запроса котировок – 5 нарушений;

- необоснованное ограничение доступа к участию к торгам, запросе котировок – 6 нарушений;

- создание преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок – 1 нарушение;

- прочие ограничение конкуренции при торгах, запросе котировок – 7 нарушений.

 

В отчетном периоде Управление продолжало осуществлять функции по рассмотрению антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (статья 18.1 Закона о защите конкуренции.)

 

Так, Управлением  в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции было рассмотрено 9 жалоб в отношении органов власти.

Из 9 рассмотренных жалоб в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 5 жалоб признаны обоснованными, 4 жалобы признаны  необоснованными.

Нарушение статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, зафиксированы в следующих отраслях и рынках:

- аренда муниципального имущества – 1 нарушение;

- жилищно-коммунальное хозяйство – 2 нарушения;

- прочие виды деятельности – 6 нарушений.

В отчетном периоде Управление продолжало осуществлять функции по контролю и надзору за заключением договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона о защите конкуренции.)

 

Совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения рассматривается в пункте 14 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции", в качестве одного из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Так, в отчетном периоде, количество возбужденных дел по нарушению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в отношении органов власти местного самоуправления  составило – 59 дел.

Из 59 дел, возбужденных по признакам статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, по собственной инициативе Ханты-Мансийским УФАС России в отчетном периоде возбуждено 50 дел, по результатам рассмотрения заявлений (обращений) 9 дел.

Структура выявленных в отчетном периоде нарушений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции – это заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества без проведения торгов.

Данные нарушения выявлены  в следующих МО (установлено нарушение, выдано предписание):

- с.п. Светлый, Березовского района – 10 нарушений;

- г.п. Игрим, Березовского района –  10 нарушений;

- с.п. Шапша, Ханты-Мансийского района – 1 нарушение;

- г.п. Цингалы, Ханты-Мансийкого района – 1 нарушение;

- с.п. Ларьяк, Нижневартовского района – 1 нарушение;

- г.п.Приполярный, Березовского района - 7 нарушений.

Таким образом, из приведенного анализа следует, что деятельность Управления   по исполнению своих полномочий, предусмотренных статьями 22 -23 Закона о защите конкуренции, в том числе  направлена  на противодействие возможных коррупционных действий органов власти местного самоуправления.