Разъяснения по применению антимонопольного законодательства

ФАС России рассмотрел обращение Ханты-Мансийского УФАС России от 20.04.2011 № 06-16/АФ-136 о разъяснении применения антимонопольного законодательства и сообщает.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг, поименованных в пунктах 1-11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о размещении заказов).
Положениями статьи 18 Закона о защите конкуренции не предусмотрена возможность заключения субъектами, указанными в1 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, договоров с финансовыми организациями для оказания услуг, поименованных в пунктах 1-11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, без проведения соответствующих конкурсов или аукционов.
В связи с этим, субъекты, указанные в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, осуществляют отбор финансовых организаций для оказания услуг,
 
поименованных в пунктах 1-11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, независимо от того на какую сумму оказывается такая услуга.
При этом следует учитывать следующее. Правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об ОСАГО, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 739) установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КМБ) и т.д.
Таким образом, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определенная в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 739, является фиксированной. Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям постановления Правительства Российской Федерации № 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.
Следовательно, цена государственного или муниципального контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (далее - ОСАГО), равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739, не может изменяться в ходе размещения государственного или муниципального заказа на услуги ОСАГО.
Учитывая изложенное, размещение государственного или муниципального заказа на услуги ОСАГО должно осуществляться исключительно путем проведения открытого конкурса. Размещение государственного или муниципального заказа на услуги ОСАГО путем проведения открытых аукционов или путем запроса котировок является основанием для выдачи предписания об аннулировании аукциона или запроса котировок в случае, если государственный или муниципальный контракт не заключен, а также основанием подачи иска в суд о признании результатов размещения заказа и заключенного государственного или муниципального контракта недействительным.
 
Таким образом, Администрации сельского поселения Нижнесортымский для заключения договора на оказание услуг по осуществлению ОСАГО необходимо провести отбор страховых организаций путем открытого конкурса. Осуществление указанного отбора иным способом может рассматриваться антимонопольным органом в качестве нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Особо обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства дает федеральный антимонопольный орган.
Таким образом, Ханты-Мансийскому УФАС России при поступлении обращений о разъяснении антимонопольного законодательства следует переадресовывать их в ФАС России.