Теплоснабжающее предприятие города Сургута нарушило антимонопольное законодательство

         27.02.2014 года Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России рассмотрены дела №05-06-013/2014, №05-06-014/2014 возбужденные в отношении Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Тепловик» по признакам нарушения части 1, пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившееся в передаче в аренду муниципального имущества, находящегося в хозяйственной ведении, без проведения торгов.

         Напомним, что основанием для возбуждения дел послужили поступившие материалы от Контрольно-счетной палаты города Сургута.

         В ходе рассмотрения дел Комиссией антимонопольного органа  было установлено, что СГМУП «Тепловик» заключил договоры аренды в отношении муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении  с ООО «Сантехремстрой» без проведения торгов, тем самым предоставив Обществу преимущество для осуществления хозяйственной деятельности на товарном рынке.     

         Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

        Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон о защите конкуренции дополнен статьей 17.1, которая вступила в силу с 02.07.2008г.

        В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

       Частью 1 вышеуказанной статьи предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

        Таким образом, Закон о защите конкуренции не устанавливает возможность

заключения договоров, соглашений, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, без проведения процедуры торгов.

       Проведение торгов при передаче государственного или муниципального имущества направлено на расширение доступа участников рынка к данному ресурсу и является основой эффективного использования такого имущества и развития конкуренции. Передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в пользование без проведения торгов в форме аукциона или конкурса является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

        По результатам рассмотрения дел, Комиссия антимонопольного органа, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся доказательства по делам, приняла решение о признании в действиях СГМУП «Тепловик» нарушение части 1, пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г №135-ФЗ «О защите конкуренции».

         В адрес СГМУП «Тепловик» будут выданы обязательные для исполнения предписания.