Доклад начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Науменко В.И. на заседании Общественно-консультативного совета
О плане
мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции в
Ханты-Мансийского автономного округа-Югре»
В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре ранее утверждалась Региональная программа развития конкуренции
Распоряжением правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.12.2009 №590-рп утверждена Региональная программа «Развития конкуренции на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2010-2012 годы», которая была дополнена и изменена распоряжением правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2011 № 590-рп.
Срок выполнения мероприятий, запланированных в программе, был установлен до 2012 года.
В дальнейшем, мероприятия по развитию конкуренции в Югре включены в государственные отраслевые программы на 2014-2020 годы и в программу «Социально-экономическое развитие, инвестиции, инновации Ханты-Мансийском автономном округе-Югры на 2014-2020 годы».
ФАС России, отмечает позитивные направления деятельности Правительства Югры и органов власти местного самоуправления, направленные на развитее конкуренции, так приняты следующие нормативные акты, которые включены и включены в «Белую книгу» проконкурентных региональных практик принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и осуществления действий за 2013 год:
- распоряжение Правительства Югры от 22.03.2013 №120-рп и распоряжение Администрации города Сургута от 19.09.2013 №3271, упрощающих процедуру подготовки земельных участков, что влияет в итоге также на снижение административных барьеров в строительном комплексе;
- постановление Правительства Югры от 09.02.2013 №38-п, распоряжение Администрации города Нижневартовска от 16.07.2013 №1252-р, распоряжение Администрации города Сургута от 27.03.2013 №1067, направленные на развитие конкуренции, повышение инвестиционной привлекательности сферы здравоохранения в регионе;
- распоряжение Правительства Югры от 09.02.2013 №45-рп, направленное на развитие конкурентного негосударственного сектора в сфере образования и науки;
- постановление Правительства от 09.10.2013 №408-П, направленное на развитие конкуренции на рынке строительных материалов;
- постановление Администрации города Нижневартовска от 27.01.2012 №64, распоряжение Администрации города Ханты-Мансийска от 13.05.2013 №109-р, направленные на развитие добросовестной конкуренции в сфере размещения заказов.
Важным достижением последних лет при проведении конкурентной политики является:
- включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов власти;
- утверждение стандартов конкуренции, применяемые в Югре;
- внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах.
Все эти меры направлены на развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики, а также позволит эффективно организовать работу исполнительных органов государственной власти регионов, в том числе и будет, способствовать экономическому развитию Российской Федерации в целом и, ее регионов в частности и улучшения качества жизни граждан.
4 июля 2014 года Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утвердило План мероприятий («дорожную карту») «Развитие конкуренции в Югре».
В «дорожной карте» отражен Стандарт развития конкуренции, разработанный в целях реализации пункта 2 Федеральной «дорожной карты» – «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года (Пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2012: руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана: 1)обеспечить реализацию плана; 2)ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана).
Следует отметить, что «дорожные карты», в настоящее время приняты в Башкортостане, Тюменской обл.
11.07.2014 ФАС России отметил, что утверждение Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» является важным событием этого года по внедрению лучших региональных практик и будет включено в «Белую книгу» проконкурентных региональных практик принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и осуществления действий за 2014 год.
Целью принятия «дорожной карты» является создания условий для развития конкуренции на приоритетных, социально значимых рынках товаров, работ, услуг в Югре.
Уполномоченным государственным органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по содействию развития конкуренции определен Департамент экономического развития ХМАО-Югры.
Департамент экономического развития предоставляет в Правительство ХМАО-Югры:
- предложения по актуализации "дорожной карты", при необходимости, путем внесения изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (п.11 Мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре «Актуализация "дорожной карты"»);
- информацию итогов социально-экономического развития автономного округа за отчетный год, результат оценка результатов исполнения мероприятий "дорожной карты", ежегодно до 1 июня следующего за отчетным года (п.10 Мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре «Создание механизма реализации "дорожной карты" по развитию конкуренции», результат - оценка результатов исполнения мероприятий "дорожной карты");
Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти рекомендовано ежеквартально до 25 числа представлять информацию о ходе реализации мероприятий «дорожной карты» в Департамент экономического развития ХМАО-Югры.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти рекомендовано ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информацию о ходе реализации мероприятий дорожной карты.
Ханты-Мансийское УФАС России определено соисполнителем по закрепленным мероприятиям по реализации системных мер по развитию конкуренции:
- ежегодное размещение информация об упрощении деятельности предпринимателей в соответствии с антимонопольным регулированием (либерализации антимонопольного законодательства, в том числе, в части принятия четвертого антимонопольного пакета, упразднение уведомлений о совершении сделок, расширение институтов предупреждения и предостережения на все статьи Закона о защите конкуренции, предусматривающие штрафы, распространение его на действия органов государственной власти и местного самоуправления (ст.15), недоросовестную конкуренцию (кроме случаев нарушения исключительных прав) и иные фрпмы злоупотребления доминирующим положением (п.6 и 8 ч.1 ст10 и др.).
Всего планом мероприятий «дорожной карты» утверждено 9 (девять) социально-значимых рынков Югры:
- рынок услуг дошкольного образования;
- рынок медицинских услуг;
- рынок услуг ЖКХ;
- рынок услуг розничной торговли;
- рынок туристических услуг;
- рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом;
- рынок производства агропромышленной продукции;
- рынок производства продукции лесопиления.
Были направлены следующие предложения, с учетом анализа их включения в План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», утвержденный распоряжением Правительством Югры от 04.07.2014 №382-рп:
Предложения Ханты-Мансийского УФАС России | План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», утвержденный распоряжением Правительством Югры от 04.07.2014 №382-рп
|
1. Включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти: - создание постоянно действующего межведомственного органа при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию конкуренции; - закрепление за органами исполнительной власти функций по развитию конкуренции; - подготовка предложений по формированию стандарта развития конкуренции | 1. Включение функций по развитию конкуренции в автономном округе в Положение о Совете при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (п.1 Мероприятия по реализации системных мер по развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре). Результат - координация деятельности органов власти, задействованных в реализации мероприятий по развитию конкуренции.
2. Закрепление за исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры полномочий по развитию конкуренции (п.2 Мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре). Результат - внесение изменений в положения об исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
|
2. Снижение доли государственного сектора в экономике: - согласование с Ханты-Мансийским УФАС России решений органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления о вновь создаваемых юридических лицах-хозяйствующих субъектах; - оптимизации структуры государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и функций хозяйствующих субъектов с участием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
|
Данные мероприятия отсутствуют
1.Оптимизация структуры государствен- ного имущества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и функций хозяйствующих субъектов с участием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (п.3 Мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре). Результат - решение о включении государственного имущества автономного округа в Перечень государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предназначенного к приватизации.
|
3. Развитие конкуренции при осуществлении закупок: - формирование механизма общественного обсуждения и целесообразности и обоснованности государственных и муниципальных закупок; - создание системы мониторинга, анализа и оценки положений о закупках организаций государственного сектора экономики, субъектов естественных монополий и организаций, осуществляемых регулируемые виды деятельности; - введение аудита эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных образований.
| Данные мероприятия отсутствуют
Но включены мероприятия: 1. Совершенствование процедуры продажи земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков, предназначенных для строительства (п.4 Мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре). Результат - повышение эффективности купли-продажи или аренды земельного участка
|
4. Развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий: - определение направлений развития конкуренции в конкретных отраслях, границах региона и муниципальных образований; - в электроэнергетике; - в сфере почтовой связи; - в сфере электросвязи; - в сфере тепловодоснабжения; - в сфере услуг аэропортов; - внедрение стимулирующего регулирования, основанного на утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий (с учетом определенных в рамках долгосрочных программ оптимальных параметров), согласованных с инвестиционными программами сопряженных субъектов естественных монополий и конкурентных сфер деятельности, ограничение удельной стоимости инвестиций укрупненными нормативами цены строительства, обязательности проведения технологического аудита в отдельных отраслях и достижения целей создания единых конкурентных рынков в сопряженных с естественными монополиями сферах.
| 1. Методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по вопросам развития конкуренции и потребительского рынка (п.4.4 Мероприятий по реализации мер по развитию конкуренции на отдельных рынках товаров, работ, услуг. Результат – мелодические рекомендации. 2. Повышение уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе(п.8 Мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре). Результат – информация на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.admhmao.ru/), на инвестиционном портале Югры. 3. Содействие в реализации планируемых операторами (предприятиями) связи проектов развития связи на основе широкополосного доступа в сеть Интернет в интересах жителей труднодоступных и отдаленных поселений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (п.7.1 Мероприятия по реализации мер по развитию конкуренции на отдельных рынках товаров, работ, услуг). Результат – внесение изменений в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы" 4. Упрощение действующего порядка оформления землепользования в отношении земельных участков для телекоммуникационных компаний, которые влияют на сокращение сроков оформления земельных отношений (п.7.2 Мероприятий по реализации мер по развитию конкуренции на отдельных рынках товаров, работ, услуг.) Результат – подготовка предложений в адрес муниципальных образований автономного округа. 5. Корректировка Схемы и программы развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на пятилетний период (п.5 Мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре). Результат - утверждение схемы и программы развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 6.Передача негосударственным (немуниципа- льным) организациям в концессию или долгосрочную аренду (более 1 года) объектов энергетики, тепло-, водоснабжения, водоотведения (п.3.2 Мероприятий по реализации мер по развитию конкуренции на отдельных рынках товаров, работ, услуг.)
Результат - заключение договоров концессии. 7. Предоставление субсидий на реконструкцию расширение, модернизацию, строительство объектов коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры (п.3.3 Мероприятий по реализации мер по развитию конкуренции на отдельных рынках товаров, работ, услуг.) Результат – организация и заключение договоров. 8. Внедрение стимулирующего регулирования, в т.ч. долгосрочного, основанного на установленных показателях эффективности, надежности и качества (п.6 Мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре). Результат - создание условий развития конкуренции в сферах деятельности естественных монополий. |
5. Развитие инфраструктуры рынков, в том числе сопряженных со сферами естественных монополий: - электроэнергетика; - нефтепродукты.
|
|
В «дорожной карте» Югры, в числе приоритетных социально-значимых рынках содействия развития конкуренции рассмотрим следующие рынки.
- рынок медицинских услуг:
- запланировано увеличение количества негосударственных организаций здравоохранения участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования с 1 в 2014 году до 4 к 2016 году;
- рынок услуг ЖКХ:
- запланировано увеличение доли негосударственных (немуниципальных) управляющих организаций от общего числа управляющих организаций, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами в населенных пунктах с численностью более 100 тыс. жителей с 91% в 2014 году до 92% к 2016 году;
- запланировано увеличение доли объектов энергетики, тепло-, водоснабжения, водоотведения и объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, переданных органами исполнительной власти автономного округа и (или) органами местного самоуправления негосударственным (немуниципальным) организациям в концессию или долгосрочную (более 1 года) аренду от общего количества таких объектов в концессию или долгосрочную аренду с 15% в 2014 году до 50% к 2016 году;
- запланировано увеличение доли многоквартирных домов в целом по автономному округу, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление многоквартирными домами посредством товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иного специализированного потребительского кооператива с 13.3% в 2014 году до 13.5% к 2016 году;
- запланировано увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 27% в 2014 году до 29% к 2016 году;
- запланировано увеличение доли площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда с 83.5% в 2014 году до 86.4% к 2016 году;
- рынок услуг розничной торговли:
- запланировано увеличение количество ярмарок, презентаций, выставок-продаж по реализации продукции местных товаропроизводителей с 106 в 2014 году до 150 к 2016 году;
- запланировано среднее увеличение доли оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли по формам торговли (в ценах соответствующих лет) 5% в год;
- запланировано увеличение доли хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды в розничной торговле улучшилось за истекший год с 70% в 2014 году до 90% к 2016 году;
- запланировано увеличение доли современных форматов торговли (площадью от 400 кв. м) в площади торговых объектов с 70% в 2014 году до 80% к 2016 году;
- запланировано снижение доли торговых объектов площадью до 50 кв. м с 10% в 2014 году до 5% к 2016 году;
- запланировано увеличение доли торговых объектов сетевых операторов в площади торговых объектов с 23% в 2014 году до 30% к 2016 году.
- рынок услуг связи:
- увеличение доли домохозяйств, имеющих возможность пользоваться услугами интернет, предоставляемыми не менее чем двумя операторами связи с 65% в 2014 году до 75 к 2016 году;
- увеличение числа домохозяйств, имеющих доступ в сеть Интернет с 72% в 2014 году до 78% к 2016 году;
- увеличение доли домохозяйств имеющих возможность пользоваться услугами проводного или беспроводного доступа в сеть Интернет, предоставляемыми не менее чем двумя операторами связи и (или) провайдерами
с 65% в 2014 году до 75% к 2016 году.