Ханты-Мансийское УФАС России выявило нарушение в действиях Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры при проведении торгов на строительство и эксплуатацую полигона для размещения ТБО

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

 

 

 

     Ханты-Мансийским УФАС России рассмотрены жалобы ООО «Центр Правовой Поддержки», ООО «Сибирско-Уральский Сервисный Холдинг» и ООО «Ресурс Лайн» на действия Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения по строительству и эксплуатации в Нефтеюганском районе комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов для городов Нефтеюганска и Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

     В своих жалобах заявители ссылались на не прозрачную конкурсную документацию и невозможность подать заявку на участие в конкурсе.

    По результатам рассмотрения, жалобы ООО «Центр Правовой Поддержки» и ООО «Ресурс Лайн» признаны необоснованными. Жалоба ООО «Сибирско-Уральский Сервисный Холдинг» была признана обоснованной. Кроме того, Комиссией антимонопольного органа были выявлены иные нарушения в действиях Департамента.

     В частности, Комиссией антимонопольного органа было установлено, что в конкурсной документации, в качестве квалификационного требования к заявителю, установлено требование к финансовой состоятельности, которую необходимо подтвердить письмом о готовности финансирования заявителем (участником) на общую сумму 1 500 000 000 млрд руб. от банка, имеющего собственные средства (капитал) не менее 20 000 000 000 млрд. руб. и/ или управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений.

     Пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено установление в конкурсной документации требований к квалификации, профессиональным, деловым качествам участников конкурса.

    Однако, Комиссией антимонопольного органа сделан вывод, что установление вышеуказанного требования к участникам конкурса на этапе предварительного отбора участников, не относится к техническим, качественным, функциональным или каким-либо иным характеристикам оказываемых работ. Более того, установление данного требования к участникам открытого конкурса на этапе предварительного отбора участников объективно влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам конкурса, ограничивая количество участников, поскольку предусматривает допуск участников, имеющих возможность предоставить письмо о готовности финансирования заявителя на общую сумму не менее 1 500 000 000 (одного миллиарда пятисот миллионов) рублей от банка, имеющего собственные средства (капитал) не менее 20 000 000 000 (двадцати миллиардов) рублей и/или управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений.

     Частью 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях установлен запрет на установление в конкурсной документации требований к участникам конкурса, необоснованно ограничивающих доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

     Кроме того, статьей 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на любые действия, которые приводят к ограничению конкуренции на торгах.

     Таким образом, Комиссия антимонопольного органа квалифицировала действия Департамента по установлению указанного требования к участникам конкурса нарушением части 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

     Также, Комиссией антимонопольного органа установлено, что в конкурсной документации, в качестве квалификационного требования к заявителю, установлено требование к опыту успешного осуществления деятельности, связанной с предметом Концессионного соглашения, подтвержденный собственной выручкой в размере не менее 200 000 000 млн руб. в области обращения с отходами на территории Российской Федерации суммарно за последние 5 календарных лет, предшествующих году проведения конкурса (2012-2016 включительно).

     Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что установление такого требования к участникам открытого конкурса на этапе предварительного отбора участников, влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам открытого конкурса, ограничивая количество участников, поскольку предусматривает допуск участников существующих на рынке уже продолжительное время, исключая при этом допуск к участию в конкурсе вновь созданных хозяйствующих субъектов, способных выполнить требуемые работы.

     Действия Департамента по установлению указанного требования квалифицированы Комиссией антимонопольного органа как нарушающие требования части 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

     В ходе рассмотрения жалоб, Комиссией антимонопольного органа установлено, что в конкурсной документации для заявителя предусмотрена возможность подтверждения квалификационных требований заручившись опытом работы, финансовой устойчивостью своего учредителя/акционера (акционеров), лица, входящего в группу лиц учредителей/ акционеров (участников), лица, заключившего с заявителем рамочный договор.

     Однако, в силу требований пункта 2 части 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях участник конкурса должен подтвердить свою квалификацию самостоятельно.

     Предоставление возможности на этапе допуска к участию в открытом конкурсе заявителю путем подтверждения квалификационных требований, заручившись опытом работы, финансовой устойчивостью других хозяйствующих субъектов, создает преимущественные условия участия в конкурсе.

     Статьей 23 Закона о концессионных соглашениях установлен запрет на установление в конкурсной документации требований к участникам конкурса создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

     Таким образом, действия Департамента признаны нарушающими требования части 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

     В связи с выявленными нарушениями Департаменту выдано обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.