Ханты-Мансийским УФАС России рассмотрен вопрос существенного роста стоимости электрической энергии в I квартале 2017 года

Сфера деятельности: Электроэнергетика

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступило обращение АО «Генерация», на действия АО «Тюменская энергосбытовая компания» (далее – АО «ТЭК»), в части необоснованного повышения стоимости электроэнергии.

В своем обращении АО «Генерация» (далее – Заявитель) указывает, что фактический рост тарифов на электроэнергию за январь-февраль 2017 года составил 118%, в том числе за февраль – 126%.

Согласно представленной по запросу антимонопольного органа калькуляции предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую АО «ТЭК» за период январь-март 2017 года, существенной динамике подверглась следующая величина-переменная – Средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность) (далее – СВНЦ на мощность), используемая для расчета предельного уровня нерегулируемой цены по первой ценовой категории.

Согласно представленным по запросу антимонопольного органа пояснениям Ассоциации «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (далее – Ассоциация), предельные уровни нерегулируемых цен определяются гарантирующими поставщиками (в том числе АО «ТЭК») с учетом СВНЦ на мощность.

В соответствии с «Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)» (далее – Правила), СВНЦ на мощность определяется коммерческим оператором (Ассоциацией).

Ассоциация указывает, что повышение тарифов на электрическую энергию связано, в частности, с введением в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций - Белоярской АЭС энергоблок 4 и Зеленчукской ГАЭС.

Однако, согласно Приказу ФАС России от 26.12.2016 № 1873/16 «О ценах на мощность, поставляемую по договорам купли-продажи (поставки) мощности в 2017 году на оптовый рынок электрической энергии (мощности) с использованием новых объектов атомных станций и гидроэлектростанций», на указанные электростанции установлены фиксированные цены на генерирующую мощность.

Таким образом, установление повышенных (относительно смежных цен на мощности, установленных на 2016 год) фиксированных цен на мощность указанных электростанций повлекло увеличение всей цепочки цен (покупка Ассоциацией мощностей новых электростанций     установление Ассоциацией повышенного СВНЦ на мощность для АО «ТЭК»     установление АО «ТЭК» повышенного предельного уровня нерегулируемых цен в отношении АО «Генерация»).

В ходе рассмотрения обращения АО «Генерация», антимонопольным органом не выявлено нарушений антимонопольного законодательства в действиях АО «ТЭК», в сфере повышения предельного уровня нерегулируемых цен.

Вместе с тем, Ханты-Мансийским УФАС России направлен запрос о разъяснении законодательства в ФАС России, в части законности существенного увеличения размера предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию в I квартале 2017 года.

С разъяснениями положений законодательства о рассматриваемой ситуации, представленными ФАС России, Вы можете ознакомиться на официальном сайте Ханты-Мансийского УФАС России в разделе «Аналитические материалы».