Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры ограничил конкуренцию на рынке пассажирских перевозок

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» поступила жалоба индивидуального предпринимателя с просьбой проверить действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры по отказу в допуске к участию в открытом конкурсе на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам в ХМАО-Югре.

По результатам рассмотрения жалобы, решением комиссии антимонопольного органа жалоба предпринимателя признана обоснованной. Действия Департамента, выразившиеся в необоснованном отказе в допуске к участию в открытом конкурсе индивидуальному предпринимателю, а также другим участникам конкурса признаны нарушающими часть 1 статьи 23 Федерального закона №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также часть 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что причиной отказа в допуске к участию в открытом конкурсе предпринимателю послужило предоставление документов в составе заявки не по порядку, установленному конкурсной документацией, а также предоставление в заявке излишнего документа, а именно копии паспорта предпринимателя.

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что расположение документов в составе заявок не по порядку, при наличии всех необходимых документов в составе заявок, фактически не препятствовало конкурсной комиссии Департамента рассмотреть заявку предпринимателя и допустить до участия в открытом конкурсе. Также, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сделала вывод, что наличие в составе заявки индивидуального предпринимателя паспортных данных гражданина, никаким образом не препятствует конкурсной комиссии рассмотрению такой заявки.

Кроме того, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России дополнительно установлено, что заявки других участников открытого конкурса также были незаконно отклонены от участия в открытом конкурсе. Основанием для отказа послужило не предоставление в составе заявок документов и информации необходимые для присвоения баллов участникам на стадии отбора победителя открытого конкурса. Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что отсутствие в заявке указанных документов, в силу требований действующего законодательства не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

В связи с выявленными нарушениями в действиях Департамента, а также конкурсной комиссии, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России принято решение о передаче материалов настоящего для привлечения виновных лиц к административной ответственности по статье 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с решением Комиссии антимонопольного органа, Департамент обратился с иском в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Однако суд признал решение законным и отказал в удовлетворении требований Департаменту в полном объеме указав, что отказ в допуске к участию в открытом конкурсе по основанию расположения документов в составе заявке не в соответствии с порядком указанным в конкурсной документации, является грубым не основанным на нормах действующего законодательства нарушением прав участника конкурса, способом устранения участника конкурса от возможности участия в конкурсе.

Также суд указал, что предоставление в составе заявке излишних документов в виде паспортных данных и отклонение по этой причине заявки от участия в открытом конкурсе, противоречит положениям действующего законодательства, поскольку подобное основание не предусмотрено в качестве основания для отказа в допуске.

Кроме того, суд признал правомерным вывод Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России о незаконном отказе в допуске к участию в открытом конкурсе других участников открытого конкурса указав, что не предоставление в составе заявки документом и информации необходимых исключительно для определения победителя конкурса и отказ в допуске к участию в конкурсе на этом основании, является грубым нарушением прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на участие в конкурсе, влекущее необоснованное ограничение круга лиц, участвующих в конкурсе.

С текстом решения Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России можно ознакомиться здесь: http://solutions.fas.gov.ru/to/hanty-mansiyskoe-ufas-rossii/b-n-3e6c9147-9890-4af1-ac66-7fe04cbc3de6

С текстом решения Арбитражного суда ХМАО-Югры можно ознакомиться здесь: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/19bda814-a914-47c4-b7a5-fb8e24ac69c7/A75-9578-2017_20170831_Reshenija_i_postanovlenija.pdf