РЕШЕНИЕ № №086/01/18.1-46/2019

Резолютивная часть решения оглашена 04.07.2019г. г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 09.07.2019г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №116 от 01.07.2019г. в составе:

Председатель комиссии:

<<...>>;

Члены комиссии:

<<...>>;

<<...>>,

в присутствии представителя заявителя ООО «Движение» в лице директора <<...>>, действующего на основании Решения единственного участника №5 от <<...>>, Приказа №4 от <<...>>.,<<...>>, действующего на основании доверенности <<...>>;

в присутствии на заседании организатора конкурса Департамента городского хозяйства администрации г. Сургута в лице <<...>> действующей на основании доверенности от<<...>>,

в присутствии на заседании представителя лица с кем заключается договор по результатам конкурсного отбора УМВД России по г. Сургуту <<...>>, действующей на основании доверенности №64 от <<...>>.,

рассмотрев жалобу ООО «Движение» (вх.№1069-ж от 17.06.2019г.),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО «Движение» (далее – Заявитель) от 17.06.2019г. вх.№1069-ж, а также от 20.06.2019г. вх.1185-о, перенаправленной Прокуратурой ХМАО-Югры на действия Департамента городского хозяйства администрации г. Сургута (далее – Организатор конкурса) при проведении в 2019 году конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке на территории города Сургута.

Как следует из содержания жалобы, в 2018 году Организатором торгов был проведен конкурсный отбор, по результатам которого Заявитель определен победителем. Между Заявителем и УМВД России по г. Сургуту был заключен договор сроком на два года, который действует с 22.06.2018 по 22.06.2020гг.

Между тем, как указывает Заявитель, несмотря на то, что договор действует, условия стоянки позволяют вмещать дополнительные транспортные средства (специализированная стоянка более чем на половину пустует), Организатором торгов принято решение о проведении дополнительного конкурсного отбора.

Также, по мнению Заявителя проведение данного дополнительного конкурсного отбора приводит к нарушению пунктов 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку направлено на устранение ООО «Движение» с данного товарного рынка и предоставление проигравшей дополнительный конкурсный отбор в 2018 году организации (ООО «Экосеверавтотранс») преимущественных условий для предоставления услуг на данном рынке в последующие 2 года.

На основании уведомления Ханты-Мансийского УФАС России о поступлении жалобы и о приостановлении конкурса до рассмотрения жалобы по существу (от 20.06.2019г. №05/АА-5110), направленного Организатору конкурса, Заявителю и УМВД России по г. Сургуту в порядке части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Организатором торгов представлены все необходимые документы для рассмотрения жалобы.

Рассмотрение жалобы было назначено на 26.06.2019г.

Заявителем до рассмотрения жалобы по существу, было направлено дополнение к жалобе, из которого следует, что ООО «Экосеверавтотранс» совместно с УМВД России осуществляют незаконную перевозку и хранение транспортных средств на спец. стоянку по ул. Генерала Иванова 6.

26.06.2019 в ходе рассмотрения настоящей жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решила отложить рассмотрения жалобы и запросить дополнительные документы (информацию), в связи с чем вынесла соответствующее уведомление (от 01.07.2019г. исх.№05/АА-5421), которым назначила рассмотрение жалобы на 04.07.2019г.

Организатор конкурса и УМВД России по г.Сургуту вместе с документами представили письменные возражения (вх.№02-4995 от 25.06.2019г.) и (вх.№02-5271 от 03.07.2019г.) на жалобу Заявителя, согласно которым считают жалобу необоснованной.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей сторон, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 года № 84-оз «О перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении, оплате стоимости перемещения и хранения, возврате транспортных средств» перемещение и хранение задержанного транспортного средства на территории городского округа, муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими специализированной стоянкой на праве собственности или ином законном основании, определяемыми конкурсной комиссией, создаваемой и осуществляющей деятельность в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24.04.2012г. №296-п (далее – Постановление) утверждено Положение о комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Положение).

Согласно пункту 2.1 Положения конкурсная комиссия создается при администрациях городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, что объявление о проведении конкурсного отбора на соответствующей территории обслуживания размещается Исполнительно-распорядительным органом в средствах массовой информации и на официальном сайте соответствующего муниципального образования автономного округа в течение пяти дней с момента принятия решения о проведении конкурсного отбора.

Как подтверждается материалами дела, Администрацией г.Сургута принято постановление от 07.05.2019г. №2990 «О проведении дополнительного конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке на территории города Сургута».

В пункте 1 указанного постановления указано о проведении конкурсной комиссии конкурсного обора в срок до 28.06.2019г. дополнительного конкурсного отбора.

Состав комиссии утвержден распоряжением Администрации г.Сургута от 29.11.2012г. №3758 «Об утверждении состава комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств».

08.05.2019 года на официальном портале администрации города Сургута (www.admsurgut.ru), а также в газете «Сургутские Ведомости» от 09.05.2019 было размещено извещение о проведении дополнительного конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянках на территории города Сургута (далее – дополнительный конкурсный отбор).

Проведение дополнительного конкурсного отбора назначено на 10.06.2019г. в 10.00 час.

Согласно конкурсной документации, настоящая документация подготовлена в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Законом Ханты-Мансийского автономного - Югры от 25.06.2012 №84-оз «О перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении, оплате стоимости перемещения и хранения, возврате транспортных средств», постановлением «Об утверждении положения о комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в ХМАО-Югре, порядка ведения и формы журнала учета пробега транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства, при перемещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, порядка ведения и формы журнала учета задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, формы акта приема передачи задержанного транспортного средства, тарифов на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и его хранение и признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов Правительства ХМАО-Югры», межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99 (утвержденным постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 №18), распоряжением Администрации города от 29.11.2012 №3758 «Об утверждении состава комиссии по проведению дополнительного конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств».

Предметом дополнительного конкурсного отбора является отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке на территории города Сургута, победителю которого дается право на заключение договора на осуществление перемещения и хранения задержанных транспортных средств на специализированной стоянке на территории города Сургута с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сургуту.

В соответствии с журналом регистрации приема заявок, на участие в дополнительном конкурсном отборе поступила одна заявка - ООО «Экосеверавтотранс», с которым принято решение о заключении договора.

21.06.2019г. между УМВД России по г.Сургуту и ООО «Экосеверавтотранс» заключен договор №18 на осуществление перемещения и хранения задержанных транспортных средств.

В ходе заседания комиссии представитель Заявителя указал, что Организатор торгов, не имея веских оснований, объявил дополнительный конкурсный отбор, чем нарушил пункт 3.16 Положения.

В соответствии пунктами 3.16 Положения, конкурсный отбор проводится в каждом городском округе и муниципальном районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельно один раз в два года.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС Установлено, что раннее в 2018г. году Организатором конкурса был проведен конкурсный отбор, по результатам которого победителем признано ООО «Движение».

Между УМВД России и ООО «Движение» заключен договор с 22.06.2018 по 22.06.2020гг.

В соответствии с пунктом 3.17 Положения проведение дополнительного конкурсного отбора проводится в случае досрочного прекращения деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего перемещение и хранение задержанных транспортных средств, либо принятия Исполнительно-распорядительным органом решения об увеличении необходимого количества специализированных стоянок в соответствующем городском округе или муниципальном районе, Конкурсной комиссией по представлению Исполнительно-распорядительного органа осуществляется дополнительный конкурсный отбор в соответствии с пунктами 3.1 - 3.14 настоящего Положения.

В ходе рассмотрения жалобы по существу установлено, что ООО «Движение» не прекратило свою деятельность досрочно, что также подтверждают лица, участвующие в рассмотрении жалобы.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Хант-Мансийского УФАС России у УМВД России по г. Сургуту истребованы следующие документы и информация:

- документы, подтверждающие необходимость наличия 2-х специализированных стоянок на территории г.Сургута, а также сведения подтверждающие, что такие документы были направлены в адрес организатора торгов - Департамент городского хозяйства администрации г. Сургута в качестве необходимости повторного проведения конкурсного отбора;

- документы, подтверждающие то, что стоянка ООО «Движение» не соответствовала требованиям технических регламентов, нормативных актов и т.д. для размещения транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов на момент объявления о проведении повторного конкурсного отбора;

- сведения о времени (часы, минуты) заключения договора с ООО «Экосеверавтотранс» по результатам проведения повторного конкурсного отбора.

Согласно представленным сведениям, в августе 2017 года УМВД по г.Сургуту был инициирован вопрос о необходимости размещения в границах города Сургута 2 специализированных стоянок для размещения и хранения задеражанных транспортных средств.

Данный вопрос обусловлен оперативностью реагирования и размещения транспортных средств в противоположных, удалённых друг от друга территориально, специализированных стоянок, что приедет к сокращению времени прибытия эвакуаторов и времени перемещения транспортного средства на территориально ближайшую стоянку, а также времени задействования сотрудников ОГИБДД УМВД России по г.Сургуту, что позволит уделить больше рабочего времени на профилактику правонарушений на территории города Сургута.

Данные доводы также поддержала представитель УМВД России по г. Сургуту, дополнительно пояснив, что дополнительная стоянка необходима в другой части города для удобства работы сотрудников полиции.

Представитель Организатора торгов также пояснила, что по сути проведение повторного конкурса обусловлено потребностью УМВД России по г. Сургуту, при этом пояснив, что долгое время конкурсной комиссией, куда входят представили администрации г. Сургута не согласовывалось проведение повторного конкурсного отбора поскольку реальной потребности в его проведении не было.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в период с 2017г. по 2019г. УМВД России обращалось с инициативой в адрес Администрации г. Сургута, Департамент городского хозяйства администрации г. Сургута по вопросу дополнительной стоянки на территории г. Сургута. При этом потребность в такой стоянке была в принципиальном расположении такой стоянки в другой части города.

Также, из протокола №7 от 05.03.2019г. следует что в Департамент городского хозяйства Администрации города поступили предложения УМВД России по г. Сургуту о необходимости открытия второй специализированной стоянки, так как действующая специализированная стоянка не соответствует требованиям соответствующих норм по хранению опасных грузов. В связи с чем возникла необходимость еще в 1 специализированной стоянке, которая бы позволяла хранить на своей территории не только легковой, но еще и транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.

Между тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России не соглашается с доводами представителей сторон, поскольку исходя из совокупности требований Положения, повторный конкурсный отбор может быть проведен в случае досрочного прекращения деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего перемещение и хранение задержанных транспортных средств, либо если стоянка такого лица не позволяет вместить весь объем задержанных транспортных средств.

При этом как подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками, существующие мощности стоянки Заявителя позволяют дополнительно вместить необходимое количество задержанных транспортных средств.

При этом то, обстоятельство, что стоянка Заявителя не позволяет размещать крупногабаритные транспортные средства, а также то, что стоянка не соответствует каким-либо требованиями не подтверждено документально ни одной стороной. Такие доказательства также небыли представлены УМВД России по г. Сургуту Организатору торгов при принятии решения о проведении дополнительного конкурса, чей представитель входит в постоянно действующую конкурсную комиссию.

Кроме того, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что до решения об объявлении дополнительного конкурсного отбора представителями Организатора торгов обращено внимание УМВД России по г. Сургуту о возможном нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции, но несмотря на это Организатор торгов принял решение о проведении дополнительного конкурсного отбора.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России дополнительно обращает, что проведение дополнительного конкурсного отбора и заключение по результатам его проведения договора способно привести к нарушению пункта 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку в данном случае искусственно создается ситуация по разделу товарного рынка по территориальному принципу.

Такие действия также способны привести к нарушению статьи 15 Закона о защите конкуренции, которая запрещает органам власти осуществлять действия (бездействие) приводящие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При таких обстоятельствах, Организатор торгов неправомерно принял решение о проведении дополнительного конкурсного отбора, чем нарушил пункт 3.17 Положения.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС установила следующее, в соответствии с пунктами 3.2 Общее требование к количеству дополнительных специализированных стоянок на территории города Сургута — 1 (одна) дополнительная специализированная стоянка в границах города Сургута для хранения задержанных транспортных средств категории «В», крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, в том числе транспортных средств, перевозящих опасные грузы. 3.3. Расположение дополнительной специализированной стоянки для транспортных средств, перевозящих опасные грузы: на расстоянии не менее 200 метров от жилых строений и мест скопления людей. 3.4. На специализированной стоянке колодцы должны быть закрыты люками (крышками), ямы, канавы, траншеи оградой высотой не менее 1 метра с сигнальным освещение в темное время суток. 3.5. Площадки для временной стоянки транспорта, перевозящего опасные грузы, не допускается устраивать в зоне высоковольтной линии электропередач без согласования с организацией, эксплуатирующих эту линию. Вместе с тем согласно пункту 3.1 Положения регулирующее проведение конкурсного отбора следует, что к участию в конкурсном отборе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие специализированной стоянкой на праве собственности или ином законном основании (далее также — Претенденты) и иных требований не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом Организатор торгов установив требования к участникам конкурсного отбора непредусмотренные Положением нарушил требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать жалобу ООО «Движение» от 17.06.2019г. №1069-Ж на действия Департамента городского хозяйства администрации г. Сургута при проведении в 2019 году дополнительного конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке на территории города Сургута, обоснованной.

2. Признать в действиях Департамента городского хозяйства администрации города Сургута, нарушение пунктов 3.1, 3.17 Положения по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре установленного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24.08.2012 N 296-п".

3. Признать в действиях Департамента городского хозяйства администрации города Сургута, нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении в конкурсной документации требований к участникам, не предусмотренных Положеним по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре установленного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24.08.2012 N 296-п".

4. Предписание не выдавать ввиду того, что по результатам конкурса был заключен договор.