Решение по жалобе 1386-ж

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2019 года г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «23» августа 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 116 от 01.07.2019 в составе:

Председатель комиссии:

<...> — заместитель руководителя;

Члены комиссии:

<...> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии представителя Заявителя ООО «Контроль-Н» надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы;

в присутствии представителей Заказчика филиала АО «Тюменьэнерго» Нефтеюганские электрические сети <...>, действующего по доверенности от 26 марта 2018 г., Власовой Татьяны <...>, действующей по доверенности от 26 августа 2019 г.;

рассмотрев жалобу ООО «Контроль-Н» (вх. № 1386-ж от 31.07.2019),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО «Контроль-Н» (далее Заявитель) на действия заказчика — филиал АО «Тюменьэнерго» Нефтеюганские электрические сети (далее Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объектам: "Реконструкция ПС 110/35/6 кВ Соровская", "ВЛ 110 кВ Соровская-Кинтус", "Расширение ПС 110/10 кВ Кинтус" для нужд филиала АО "Тюменьэнерго" Нефтеюганские электрические сети, извещение № 31907927050.

Заявитель указывает, что подал заявку на участие в конкурсе, однако Заказчиком было отказано в допуске. Причиной отказа в допуске является пп. а п. 5.3.4 несоответствие участника закупки требованиям в участнику закупки, установленным документацией о закупке.

На основании изложенного, Заявитель просит признать действия конкурсной комиссии незаконными, отменить решение конкурсной комиссии, допустить ООО «Контроль-Н» к участию в конкурсе.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 05.08.2019 № 02/МГ-6365). Рассмотрение жалобы назначено на 16.08.2019 г.

В ходе рассмотрения жалобы 16 августа 2019 года Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре установлена необходимость получения дополнительной информации.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции принято решение о продлении срока принятия решения по жалобе.

Рассмотрение жалобы назначено на 20 августа 2019 года.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просил отказать.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется единым стандартом закупок ПАО «Россети» (положение о закупке), утвержденным решением совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 г. № 334) и решением совета директоров АО «Тюменьэнерго» (протокол от 28.12.2018 г. № 22/18) (далее — Положение о закупках).

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 04 июня 2019 года Заказчиком опубликовано извещение №31907927050 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объектам: "Реконструкция ПС 110/35/6 кВ Соровская", "ВЛ 110 кВ Соровская-Кинтус", "Расширение ПС 110/10 кВ Кинтус" для нужд филиала АО "Тюменьэнерго" Нефтеюганские электрические сети.

Осуществление Заказчиком закупок товаров, работ, услуг осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных положениями Закона о закупках. В связи с этим, применение к отношениям заказчика и участника закупки требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) является необоснованным, т.к. ни Законом о закупках, ни Законом о контрактной системе не предусмотрено обязательное применение заказчиком норм Закона о контрактной системе при проведении закупки. Основания для применения при проведении закупки норм Закона о контрактной системе отсутствуют.

Ссылаясь в своей жалобе на положения Закона о контрактной системе, Заявитель никак нормативно не обосновал обязанность Заказчика руководствоваться при проведении закупки указанными в жалобе нормами Закона о контрактной системе.

В соответствии с требованиями ст. 3.2 и 4 Закона о закупках требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке должны быть указаны в документации и закупке.

Общие требования к участникам закупки устанавливаются п. 4.6 Положения о закупках. В п. 4.6.8 предусмотрено, что требования к участникам закупки устанавливаются извещением о закупке и (или) документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и Положения о закупке.

При рассмотрении заявок участников закупки закупочная комиссия исходила из положений Закона о закупках, Положения о закупках и требований документации о закупке.

Так согласно п. 4.6.2 Положения о закупках в случае если участником закупки является юридическое лицо, оно должно быть зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном порядке, а для видов деятельности, требующих в соответствии с законодательством РФ специальных разрешений (лицензий, допусков и иных разрешающих документов) – иметь их.

Также п. 1.4.3 документации о закупке установлено, что участник закупки для того, чтобы принять участие в Закупке, должен удовлетворять требованиям, установленным в части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

В п. 3.1.7 документации о закупке предусмотрено, что все документы, представляемые участниками закупки в составе заявки на участие в закупке, должны быть заполнены по всем пунктам, за исключением пунктов, носящих рекомендательный характер.

Согласно п. 3.4.2 документации о закупке в случае неполного представления документов, перечисленных в части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» закупочная комиссия отклоняет заявку, поданную на участие в Закупке.

Протоколом рассмотрения и проведения переторжки от 23.07.2019 №31907927050/0233/19-2 заявка участника ООО «Контроль-Н» была отклонена на основании пп. а п. 5.3.4 Положения о закупках несоответствие участника закупки требованиям в участнику закупки, установленным документацией о закупке.

Согласно п. 5.3.4 Положению о закупках, закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

- участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке;

- заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);

- участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.

Согласно п. 3 требований к участникам закупки приложения №3 Документации о закупке, установлено требование о предоставлении действующей на дату подачи участником заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, подтверждающая право выполнять работу по строительству, реконструкции объектов капитального строительства по договору подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (скан копия). Данное требование соответствует п. 4.6.2 Положения о закупках и обусловлено необходимостью соблюдения требований п. 3 ст. 49 ГК РФ и ст. 52, 55.8 и 55.16 ГК РФ. Так, п. 3 ст. 55.8 ГК РФ установлено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

  1. наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 ГК РФ;

  2. если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом п. 3 ст. 55.8 ГК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с п. 11 или п. 13 ст. 55.16 ГК РФ.

Предметом Закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объектам «Реконструкция ПС 110/35/6 кВ Соровская», «ВЛ 110 кВ Соровская-Кинтус», «Расширение ПС 110/10 кВ Кинтус» (п. 2 информационной карты закупки). Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) с учетом НДС составляет 807 771 445,49 рублей (п. 7 информационной карты закупки).

Исходя из предоставленной Заявителем выписки № 399 от 27.03.2019 г. ООО «Контроль-Н» является членом Ассоциации саморегулируемая организация «Строитель», но совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым ООО «Контроль-Н» не может превышать 60 000 000 рублей соответственно, в силу положений ст. 52, 55.8 и 55.16 ГК РФ ООО «Контроль-Н» не вправе заключать договоры строительного подряда на сумму больше 60 000 000 рублей. Данное обстоятельство свидетельствует о невозможности выполнения участником закупки работ по предмету закупки в виду отсутствия необходимой специальной правоспособности (п. 3. ст. 49 ГК РФ).

На ряду с этим согласно п. 4 ст. 55.17 ГК РФ срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Соответственно, срок действия выписки № 399 от 27.03.2019 г. из реестра членов Ассоциации саморегулируемая организация «Строитель», предоставленной ООО «Контроль-Н», истек 27.04.2019. Таким образом, на момент подачи заявки ООО «Контроль-Н» (21.06.2019) на участие в закупке не имела силы и не могла подтверждать обстоятельства, имеющие значение для оценки соответствия участника закупки требованиям, отраженным в документации о закупке.

В соответствии с п. 9 требований к участникам закупки приложения №3 Документации о закупке, установлено требование о наличии у участника закупки опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке с предоставлением участником закупки соответствующих подтверждающих документов (копий договоров, актов приемки законченного строительством объекта (формы КС-11, КС-14), положительного отзыва заказчика). Однако, Заявителем в нарушение требований документации о закупки не были предоставлены копии договоров и актов приемки законченного строительством объекта (формы КС-11, КС-14), подтверждающие опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ.

Требования о подтверждении наличия у участника закупки необходимых для выполнения работ по предмету закупки кадровых и технических ресурсов, установлены п. 10 и п. 11 требований к участникам закупки (приложение № 3 к документации о закупке). Однако, Заявителем в нарушение требований документации о закупки не были предоставлены документы, подтверждающие квалификацию специалистов участника закупки и документы, подтверждающие право собственности или аренды на минимально необходимый для выполнения работ объем техники.

Ни Законом о закупках, ни Положением о закупках не установлен запрет на установление требования о наличии у участника закупки опыта выполнения аналогичных предмету Закупки работ, о наличии у участника закупки необходимого количества квалифицированного персонала и техники. Обоснованность установления Заказчиком данных критериев обусловлена необходимостью обеспечения заказчиком соблюдения положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35 «Об электроэнергетике», которым установлен принцип организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики исходя из необходимости обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики. Учитывая, что объекты электроэнергетики имеют особое стратегическое значение для РФ, а также то, что предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по электросетевым объектам, заказчиком были установлены квалификационные требования, исключающие несвоевременное и неквалифицированное проведение работ, и требования к участникам закупки, направленные на своевременное и качественное выполнение работ, обеспечивающее бесперебойную и надежную эксплуатацию электросетевых объектов после ввода их в эксплуатацию. При этом Заказчиком были установлены равные требования ко всем участникам закупки, исключающие ограничение конкуренции при проведении закупки.

Кроме того, Заявителем не предоставлены документы, предусмотренные п. 14 и п. 20 требований к участникам закупки (приложение № 3 к документации о закупке). Так, предоставленная Заявителем справка № 18089 от 08.04.2019 об исполнении участником закупки обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов не может считаться соответствующей требованиям документации о закупке в связи с тем, что была выдана более чем за 30 дней до даты подачи заявки Заявителем (21.06.2019).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Заказчик проводит закупку в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, применение к проводимой закупке требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и обжалование действий Заказчика ссылаясь на нарушение данного закона являются необоснованными.

Вместе с тем, как было указано выше, несоответствие участника закупки требованиям в участнику закупки, установленным документацией о закупке в силу пп. а п. 5.3.4 Положения о закупках является основанием для отклонения заявки участника закупки.

Таким образом, Заказчиком обоснованно принято решение об отклонении заявки Заявителя.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Контроль-Н» на действия заказчика — филиала АО «Тюменьэнерго» Нефтеюганские электрические сети (далее Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объектам: "Реконструкция ПС 110/35/6 кВ Соровская", "ВЛ 110 кВ Соровская-Кинтус", "Расширение ПС 110/10 кВ Кинтус" для нужд филиала АО "Тюменьэнерго" Нефтеюганские электрические сети, извещение № 31907927050, необоснованной.

  2. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии: <...>

 

<...>