Решение по жалобе № 1994-ж

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-533/2019

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ФинПромМаркет-XXI» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.11.2019 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 20.11.2019

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 03.10.2019 № 244 в составе:

Председатель комиссии:

<...> — врио заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии представителя Заявителя ООО «ФинПромМаркет-XXI», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы;

в присутствии представителей Заказчика АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ» — <...> , действующей по доверенности от 22.07.2019 № 26, <...> , действующей по доверенности от 22.07.2019 № 27;

рассмотрев жалобу ООО «ФинПромМаркет-XXI» (вх. от 06.11.2019 № 1994-ж) на действия АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ» при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по созданию и внедрению автоматизированной региональной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки и идентификации упаковок лекарственных препаратов, в целях обеспечения эффективного контроля качества ЛП, находящихся в обращении, и борьбы с их фальсификацией, извещение № 31908448355, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО «ФинПромМаркет-XXI» (далее Заявитель) на действия заказчика — АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ» (далее Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по созданию и внедрению автоматизированной региональной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки и идентификации упаковок лекарственных препаратов, в целях обеспечения эффективного контроля качества ЛП, находящихся в обращении, и борьбы с их фальсификацией, извещение № 31908448355.

Заявитель в своей жалобе указывает следующие доводы:

1) Заказчиком отказано в предоставлении ответов на запрос разъяснений;

2) Отсутствие ответов на запрос разъяснений свидетельствует об отсутствии достаточной информации об объёмах работ, а также информации о том кто будет являться оператором Системы и обеспечивать проведение мероприятий, указанных в п. 5.3.3 технического задания;

3) Закупка информационной системы проводится Заказчикам не для собственных нужд и Заказчик неправомерно осуществил закупку в соответствии с требованиями Закона о закупках, когда, по мнению Заявителя, было необходимо провести закупку с применением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 11.11.2019 № 02/МГ-9020). Рассмотрение жалобы назначено на 15.11.2019.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы ООО «ФинПромМаркет-XXI» (вх. от 06.11.2019 № 1994-ж).

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг в АУ ХМАО-Югры «ЮНИИТ» (далее — Положение о закупках), утвержденным наблюдательным советом (протокол от 21.10.2019).

28.10.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31908448355 о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по созданию и внедрению автоматизированной региональной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки и идентификации упаковок лекарственных препаратов, в целях обеспечения эффективного контроля качества ЛП, находящихся в обращении, и борьбы с их фальсификацией.

1) По доводу заявителя о том, что Заказчиком отказано в предоставлении ответов на запрос разъяснений Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 15 статьи 3.2. Закона о закупках, статьей 37.2 Положения о закупках, при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Запрос котировок в электронной форме был размещен на электронной площадке http://com.roseltorg.ru 28.10.2019 в 11.38, дата окончания подачи заявок 06.11.2019.

Таким образом, Заказчиком соблюдены сроки проведения запроса котировок в электронной форме, поскольку срок подачи заявок составил более пяти рабочих дней.

01.11.2019 в 19:05 часов Заявителем был подан запрос на разъяснения положений документации запроса котировок в электронной форме.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2. Закона о закупках, статьей 13.4 Положения о закупках, в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, Заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом Заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Таким образом, запрос на разъяснение положений документации поступил позже установленного законом срока (менее чем за 3 рабочих дня) и Заказчиком правомерно отказано в предоставлении разъяснений, о чем Заявитель был своевременно уведомлен. Данный факт подтверждается скриншотом, приложенным Заказчиком к возражениям на жалобу.

Соответственно, довод жалобы о том, что Заказчиком отказано в предоставлении ответов на запрос разъяснений является необоснованным.

2) По доводу заявителя о том, что отсутствие ответов на запрос разъяснений свидетельствует об отсутствии достаточной информации об объёмах работ, а также кто будет являться оператором Системы и обеспечивать проведение мероприятий, указанных в п. 5.3.3 технического задания Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно пунктам 1, 5, 7 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются установленные Заказчиком требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы его потребностям, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), порядок формирования цены договора, а также перечень документов, представляемых для подтверждения соответствия установленным требованиям. Сведения о предмете договора с указанием объема выполняемых работ должны быть размещены в извещении о закупке (пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках).

Заказчиком был определен способ закупки – запрос котировок в электронной форме, при формировании закупочной документации были соблюдены вышеуказанные требования Федерального закона. Закупочная документация включает в себя: извещение, техническое задание, проект договора, расчет начальной максимальной цены договора.

Таким образом, при подготовке закупочной документации на запрос котировок в электронной форме Заказчиком были соблюдены требования части 9, 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. В случаях и в порядке, установленных федеральными законами, оператор информационной системы должен обеспечить возможность размещения информации в сети "Интернет" в форме открытых данных.

Согласно ч. 8 договора на выполнение работ по созданию и внедрению автоматизированной региональной системы, в рамках выполнения робот по настоящему договору подрядчиком создаются объекты интеллектуальной собственности. Подрядчик предоставляет Заказчику исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, созданные подрядчиком в рамках исполнения договора.

Кроме того, как пояснил представитель Заказчика, если иное не установлено, то оператором является Заказчик. Из представленных документов следует, что оператором является Заказчик.

Таким образом, довод жалобы о том, что отсутствие ответов на запрос разъяснений свидетельствует об отсутствии достаточной информации об объёмах работ, а также кто будет являться оператором Системы и обеспечивать проведение мероприятий, указанных в п. 5.3.3 технического задания, является необоснованным.

3) По доводу заявителя о том, что Закупка информационной системы проводится Заказчикам не для собственных нужд и Заказчик должен был осуществить закупку в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.10.2008 года № 418-рп тип учреждения «Югорский научно-исследовательский институт» изменен на автономное учреждение.

Начиная с 01.01.2012 при проведении закупок автономные учреждения обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п.2 ст. 1 Закона о закупках).

Таким образом, Заказчик правомерно осуществляет закупочную деятельность с соблюдением требований Закона о закупках.

Случаи, при которых закупки, осуществляемые автономными учреждениями, подпадают под регулирование Закона о контрактной системе, определены частями 4, 6 ст. 15 Закона о контрактной системе, а именно:

ч. 4 ст. 15 - при предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности;

ч. 6 ст. 15 - в случае, если государственные или муниципальные заказчики при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика автономным учреждениям.

Перечень случаев необходимости применения автономным учреждением Закона о контрактной системе является исчерпывающим и не имеет отношения к предмету закупки.

Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационные системы включают в себя:

1) государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) иные информационные системы.

Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. В случаях и в порядке, установленных федеральными законами, оператор информационной системы должен обеспечить возможность размещения информации в сети "Интернет" в форме открытых данных.

Одной из задач АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ» является создание информационно-коммуникационных систем. Более того, государственные информационные системы создаются на основании правовых актов государственных органов, а создание региональной системы учета лекарственных препаратов с использованием маркированных упаковок является собственной инициативой АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ», ввиду чего данная система, согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», относится к категории иных информационных систем.

Заявителем ошибочно сделан вывод о том, что данная информационная система является государственной и к ней применяется ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Таким образом, довод жалобы о том, что Закупка информационной системы проводится Заказчикам не для собственных нужд и Заказчик неправомерно осуществил закупку в соответствии с требованиями Закона о закупках без применения Закона о контрактной системе, является необоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ФинПромМаркет-XXI» на действия Заказчика — АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ», при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по созданию и внедрению автоматизированной региональной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки и идентификации упаковок лекарственных препаратов, в целях обеспечения эффективного контроля качества ЛП, находящихся в обращении, и борьбы с их фальсификацией, извещение № 31908448355 — необоснованной.

2. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии: <...>

 

<...>