Решение по жалобе № 2163-ж

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-679/2019

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Управляющая компания «Трансформация» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.12.2019 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 19.12.2019

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 03.10.2019 № 244 в составе:

Председатель комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии представителя Заявителя ООО «Управляющая компания «Трансформация», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы;

в присутствии представителей Заказчика ООО «СГЭС» — <...> , действующий по доверенности от от 01.01.2019 № СГЭС-06/2019, <...> , действующий по доверенности от 28.08.2019 № СГЭС-55/2019;

рассмотрев жалобу ООО «Управляющая компания «Трансформация» (вх. от 26.11.2019 № 2163-ж) на действия ООО «СГЭС» при проведении запроса технико-коммерческих предложений на поставку трансформатора силового ТМ-6300/10/6-УХЛ1 Y/?-11, извещение № 31908429779, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО «Управляющая компания «Трансформация» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ООО «СГЭС» (далее Заказчик) при проведении запроса технико-коммерческих предложений на поставку трансформатора силового ТМ-6300/10/6-УХЛ1 Y/?-11, извещение № 31908429779.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Закупка, формально проведенная в форме «запрос технико-коммерческого предложения», соответствует существенным признакам конкурентных торгов.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 29.11.2019 № 02/МГ-9634). Рассмотрение жалобы назначено на 05.12.2019.

В ходе рассмотрения жалобы 05.12.2019 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре установлено, что от ООО «СГЭС» поступило ходатайство о переносе рассмотрения жалобы, в связи с поздним получением Уведомления и невозможности подготовить запрашиваемые документы в установленный срок.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции принято решение о продлении срока принятия решения по жалобе.

Рассмотрение жалобы назначено на 16.12.2019.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы ООО «Управляющая компания «Трансформация» (вх. от 26.11.2019 № 2163-ж).

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок, товаров, работ и услуг ООО «Сургутские городские электрические сети» (далее — Положение о закупках), утвержденным решение внеочередного общего собрания участников ООО «СГЭС» (протокол от 20.02.2019).

23.10.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31908429779 о проведении запроса технико-коммерческих предложений на поставку трансформатора силового ТМ-6300/10/6-УХЛ1 Y/?-11.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках, положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1.2 Положения о закупках, запрос технико-коммерческих предложений (далее – запрос ТКП) – форма неконкурентной закупки, победитель которой определяется на основании нескольких критериев оценки или на основании только ценового критерия. Сбор ТКП проводится заказчиком только в случаях:

- исходя из специфики потребности необходимо осуществить закупку с установлением (использованием) в закупочной документации конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара без указания слов «или эквивалент», и (или) необходимость установления требований к производителю (производителям) товара (товаров);

- исходя из конкретных характеристик товара (работы, услуги), идентифицирующих признаков товара (номер средства измерения в едином реестре средств измерений, артикул производителя и другие);

- исходя из места поставки товара, наименования объекта, на котором выполняются работы, оказываются услуги;

- рынок обращения соответствующего товара, работ, услуг ограничен;

- в иных случаях, определенных настоящим Положением. Заказчик не обязан обосновывать наличие такой специфики при проведении запроса ТКП.

В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках, неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Сбор ТКП нельзя отнести к конкурентным закупкам ввиду несоответствия подпункта 3 пункта 3 статьи 3 Закона о закупках, а именно «описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1. настоящей статьи».

Согласно пунктам 2,3 часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Заказчиком в Положении о закупках закреплено, что запрос ТКП является неконкурентным способом закупки, соответственно на данную процедуру не распространяется требования части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного применение Заказчиком конкурентных способов закупки влечет за собой нарушение требований части 3 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что в рамках выполнения мероприятия Инвестиционной Программы в 2019 году ООО «СГЭС» запланировано строительство трансформаторной подстанции ТП -2х6300 кВА (10/6 кВ), включающих в себя затраты на проектирование, строительство здания, монтаж оборудования, в том числе двух силовых трансформаторов ТМ-6300/10/6-УХЛ1 на Особо опасном объекте Пиковой котельной тепловых сетей (ПТКС), снабжающей тепловой энергией 70% потребителей (в том числе население, объекты социальной сферы и т.д.) г. Сургута.

Для проектирования объекта, расположенного в стесненных условиях из-за существующих трубопроводов тепломагистрали и газопроводов на территории ПКТС, необходимо было определиться с техническими характеристиками и габаритными размерами оборудования.

При разработке рабочей документации «Здание «Трансформаторной подстанции 2х6300 кВА» (10/6 кв)» (Договор подряда №25 от 25.06.2019 на выполнение проектных работ с ООО «Югорский экспертный центр») были использованы технические решения и габаритные размеры трансформатора силового ТМ-6300/10/6-УХЛ1 Y/?-11 производства ООО «Тольяттинский трансформатор».

Рассмотрение при формировании рабочей документации трансформаторов других производителей привело бы к увеличению сроков изготовления документации, удорожание услуг по изготовлению документации, а также, в случае монтажа трансформаторов другого производителя, переобучению персонала для проведения технического обслуживания и текущего ремонта в будущем, что нивелирует возможную экономию от проведения конкурентной закупки.

Соответственно, довод жалобы о том, что Закупка, формально проведенная в форме «запрос технико-коммерческого предложения», соответствует существенным признакам конкурентных торгов, является необоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Управляющая компания «Трансформация» на действия Заказчика — ООО «СГЭС», при проведении запроса технико-коммерческих предложений на поставку трансформатора силового ТМ-6300/10/6-УХЛ1 Y/?-11, извещение № 31908429779 необоснованной.

2. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>