Решение по жалобе № 2394-ж. Предписание

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-856/2019

по результатам рассмотрения жалобы АО «АМЖКУ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.01.2020 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 17.01.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 11.12.2019 № 289 в составе:

Председатель комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии представителя Заявителя АО «АМЖКУ» (надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы);

в присутствии представителей Заказчика АО «Югра-Экология» — <...> , действующей по доверенности от 09.01.2019 № 46996;

рассмотрев жалобу АО «АМЖКУ» (вх. от 18.12.2019 № 2394-ж) на действия АО «Югра-Экология» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Нижневартовский район (Лот № 2), извещение № 31908487926, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба АО «АМЖКУ» (далее Заявитель) на действия заказчика — АО «Югра-Экология» (далее Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Нижневартовский район (Лот № 2), извещение № 31908487926.

Заявитель в своей жалобе указывает следующие доводы:

1) Заказчиком в документации о закупке предусмотрен только один способ обеспечения закупки;

2) Заказчиком не продлен срок подачи заявок после внесения изменений в извещение или документацию о закупке;

3) Заказчиком не установлены даты представления разъяснений положений документации о Закупке;

4) Заказчиком установлены критерии оценки, не соответствующие действующему законодательству и положению о закупке.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 23.12.2019 № 02/МГ-10403). Рассмотрение жалобы назначено на 27.12.2019.

В ходе рассмотрения жалобы 27.12.2019 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре установлена необходимость получения дополнительной информации.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции принято решение о продлении срока принятия решения по жалобе.

Рассмотрение жалобы назначено на 14.01.2020.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы АО «АМЖКУ» (вх. от 18.12.2019 № 2394-ж).

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Югра-Экология» (далее — Положение о закупках).

29.11.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31908487926 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Нижневартовский район (Лот № 2).

1) По доводу Заявителя о том, что Заказчиком в документации о закупке предусмотрен только один способ обеспечения закупки Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 4.8.1, 4.8.2 Положения о закупке, Заказчик вправе устанавливать в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках. Такое требование в равной мере распространяется на всех участников закупки.

Обеспечение заявки может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупок.

В извещениях от 06.11.2019 № 25/2019-Э, от 09.11.2019 № 27/219-Э/2, от 13.11.2019 № 27/2019-Э/3, от 21.11.2019 № 27/2019-Э/4, пункт 10 изложен в следующей редакции.

Размер обеспечения заявок (при необходимости), иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии.

5% от начальной максимальной цены договора.

Обеспечиваться внесением денежных средств в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора, на счёт, открытый участником на электронной площадке «РТС – Тендер» для обеспечения заявок.

В извещениях от 26.11.2019 № 25/2019-Э/5, № 25/2019-Э/6 этот же пункт изложен в следующей редакции.

Размер обеспечения заявки 5 % от Начальной (максимальной) цены договора. Обеспечение заявки предоставляется согласно регламенту Электронной торговой площадки РТС-тендер путем внесения денежных средств или банковской гарантии. Способ обеспечения заявок выбирается участником самостоятельно.

Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, должна соответствовать требованиям, указанным в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о закупке. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок. Возврат банковской гарантии заказчиком предоставившему ее лицу или гаранту не осуществляется.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии;

6) условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии;

7) иные требования к банковской гарантии могут быть установлены в документации о закупке.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки возвращаются в течение семи рабочих дней в следующих случаях и порядке:

1) Участникам закупки, представившим заявки, в случае если Заказчик отменил конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) – со дня размещения решения об отмене конкурентной закупки в единой информационной системе.

2). Участнику закупки, подавшему заявку с нарушением срока подачи заявок, установленного в извещении о проведении конкурентной закупки, документации о закупке – со дня подачи такой заявки.

3) Участнику закупки, отозвавшему поданную заявку на участие в конкурентной закупке в предусмотренном Положением порядке – со дня окончания срока подачи заявок.

4) Участнику закупки, не допущенному к участию в процедуре закупки – со дня размещения в единой информационной системе соответствующего протокола с данным решением комиссии по осуществлению закупок.

5) Участнику закупки, не признанному победителем, и предложение которого не является лучшим предложением после предложения победителя закупки (или таким же как у победителя закупки) – со дня размещения в единой информационной системе протокола, составленного по итогам конкурентной закупки.

6) Единственному Участнику конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также победителю закупки – со дня заключения договора с такими Участниками.

7) Участнику закупки, при проведении конкурентных способов закупки, за исключением закупок Участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки – со дня заключения договора с победителем или со дня заключения договора с таким Участником при уклонении победителя закупки.

Извещением от 29.11.2019 № 25/2019-Э/7 в пункте 10 изменен только размер обеспечения заявки с 5% на 1%.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Заказчиком устранены нарушения до поступления жалобы в Ханты-Мансийское УФАС России и получения уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов.

Таким образом, довод жалобы о том, что Заказчиком в документации о закупке предусмотрен только один способ обеспечения закупки является необоснованным.

2) По доводу Заявителя о том, что Заказчиком не продлен срок подачи заявок после внесения изменений в извещение или документацию о закупке Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках, изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В соответствии с пунктом 10.2.1 Положения о закупках, при проведении запроса предложений в электронной форме Заказчик не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса размещает извещение о проведении запроса предложений в электронной форме (далее также – запрос предложений) и документацию о проведении запроса предложений, проект договора в единой информационной системе. Днем проведения запроса предложений является день окончания подачи заявок Участниками закупки.

Согласно пункту 1.2.4 Документации о закупке, В случае внесения изменений в извещение или в документацию о проведении запроса предложений, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее четырех рабочих дней.

26.11.2019 в 00:57 (МСК+2) Заказчиком размещено Извещение № 25/2019-Э/5, в котором пункт 8 изложен в следующей редакции.

Заявки на участие в закупке направляются в личном кабинете ЭТП в соответствии с регламентом работы площадки с 07.11.2019 по 29.11.2019 23-59 (местного времени).

Однако, 26.11.2019 в 18:57 (МСК+2) Заказчком размещено Извещение № 25/2019-Э/6 этот же пункт изложен в следующей редакции.

Заявки на участие в закупке направляются в личном кабинете ЭТП в соответствии с регламентом работы площадки с 07.11.2019 по 02.12.2019 23-59 (местного времени).

Таким образом, Заказчиком устранены нарушения до поступления жалобы в Ханты-Мансийское УФАС России и получения уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов.

На основании вышеизложенного, довод жалобы о том, что Заказчиком не продлен срок подачи заявок после внесения изменений в извещение или документацию о закупке является необоснованным.

3) По доводу Заявителя о том, что Заказчиком не установлены даты представления разъяснений положений документации о Закупке Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 1.2.3 Документации о закупке, участники запроса предложений в электронной форме вправе обратиться к Заказчику запроса предложений в электронной форме за разъяснениями Документации о закупке. Запросы на разъяснение Документации о закупке должны подаваться в соответствии с Регламентами и инструкциями, принятыми при работе на ЭТП. Заказчик закупки принимает запросы на разъяснение Документации о закупке с момента публикации Документации о закупке на ЭТП, но не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня, до окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме. Заказчик предоставляет ответ на запрос разъяснений положений Документации о закупке в течении 3 (трех) рабочих дней со дня поступления запроса на разъяснение положений Документации о закупке и размещает их на ЭТП с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Таким образом, Заказчиком установлены в Документации о закупке конкретные сроки предоставления ответа на запрос разъяснений, а именно в течении 3 (трех) рабочих дней.

На основании вышеизложенного, довод жалобы о том, что Заказчиком не установлены даты представления разъяснений положений документации о Закупке является необоснованным.

4) По доводу Заявителя о том, что Заказчиком установлены критерии оценки, не соответствующие действующему законодательству и положению о закупке Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Критерии оценки, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам и не являются основанием для отказа в допуске участникам закупки.

На основании вышеизложенного, довод жалобы о том, что Заказчиком установлены критерии оценки, не соответствующие действующему законодательству и положению о закупке , является необоснованным.

Кроме того, при рассмотрении жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора», установить, что торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, с 1 января 2018 г. проходят в электронной форме.

Согласно пункта 1 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 (далее по тексту – Правила), настоящие Правила устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

Согласно пункта 3 Правил, цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).

Согласно пояснений Заказчика (вх. от 20.12.2019 №02-10819) северная зона подпадает под действие Правил, так как количество ТКО составляет 162 344,09 тонн.

Кроме того, между Департаментом промышленности ХМАО-Югры и АО «Югра-Экология» заключено Соглашения об образовании деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами №35 от 24.07.2019 года.

В соответствии с пунктом 2.1.4 Соглашения региональный оператор обязан осуществлять транспортирование ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по транспортированию ТКО. В установленных законодательством случаях, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, провести торги в соответствии с установленными правилами.

Согласно пункта 2.1.5 Соглашения региональный оператор обязан согласовать с Департаментом, в сроки не позднее чем за 3 рабочих дня до объявления торгов, следующие сведения, являющиеся условиями проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора:

- сведения о предмете аукциона (лота), в том числе описание границы территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов.

В результате вышеизложенного региональный оператор должен формировать цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов по результатам торгов.

В соответствии с пунктом 4 Правил, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил, организатор аукциона обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.

Согласно пункта 9 Правил, услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «АМЖКУ» на действия Заказчика — АО «Югра-Экология» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Нижневартовский район (Лот № 2) необоснованной.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание.

3. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

 

14.01.2020 г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 11.12.2019 № 289 в составе:

Председатель комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

на основании своего решения от 14.01.2020, вынесенного по жалобе АО «АМЖКУ» (вх. от 18.12.2019 № 2394-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АО «Югра-Экология» в целях устранения нарушений, допущенных при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Нижневартовский район (Лот № 2), извещение № 31908487926, совершить следующие действия:

1.1. отменить закупку № 31908487926;

1.2. АО «Югра-Экология» исполнить настоящее предписание в срок до 04.02.2020.

2. АО «Югра-Экология» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении настоящего предписания в срок до 07.02.2020, с приложением подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>