Решение по жалобе 209-ж. Предписание

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-200/2020

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Карабасмоторс» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.02.2020 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 03.03.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 22.01.2020 № 28 в составе:

Председатель комиссии:

<...> — врио заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии представителей ООО «Карабасмоторс» <...> , действующего по доверенности от 31.01.2020, <...> , действующего по доверенности от 31.01.2020;

в присутствии представителей АО «Юграэнерго» <...> , действующего по доверенности от 17.02.2020 № 34, <...> , действующей по доверенности от 09.01.2020 № 20;

рассмотрев жалобу ООО «Карабасмоторс» (вх. от 06.02.2020 № 209-ж) на действия заказчика — АО «Юграэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на поставку двигателя Cummins КТА-50, извещение № 32008758042, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО «Карабасмоторс» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Юграэнерго» (далее Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на поставку двигателя Cummins КТА-50, извещение № 32008758042.

Заявитель в своей жалобе указывает следующие доводы:

1. Заказчиком установлены критерии, дающие преимущество одному из участников;

2. Заказчиком не начислены баллы Заявителю по критерию «Опыт поставки аналогичного товара» и критерию «Официальный дилер компании Cummins, имеющим право осуществлять продажу и поставку двигателей КТА 50G3»;

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 11.02.2020 № 02/МГ-1095). Рассмотрение жалобы назначено на 17.02.2020.

В ходе рассмотрения жалобы 17.02.2020 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре установлена необходимость получения дополнительной информации.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции принято решение о продлении срока принятия решения по жалобе.

Рассмотрение жалобы назначено на 27.02.2020.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы ООО «Карабасмоторс» (вх. от 06.02.2020 № 209-ж).

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» (далее — Положение о закупках), утвержденное решением совета директоров АО «Юграэнерго» (протокол от 29.10.2019 № 06/2019).

13.01.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32008758042 о проведении конкурса в электронной форме на поставку двигателя Cummins КТА-50.

1. По доводу заявителя о том, что Заказчиком установлены критерии, дающие преимущество одному из участников, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 2 раздела III «Критерии оценки заявок» Документации о закупке, Заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

Критерий №1 – Цена договора.

Критерий №2 – Квалификация участника.

Критерий №3 – Деловая репутация

п/п

Критерий оценки заявок

Показатели критерия

Значимость критерия в процентах (максимально возможное)

Коэффициент значимости критерия (показателя оценки)

1

2

3

4

5

1

Цена договора*

40%

0,4

2

Квалификация участника

40%

0,4

2.1

Опыт поставки аналогичного товара (подтверждается копиями исполненных договоров и актами выполненных работ)

Представлены от 15 и более договоров – 100 баллов.

20%

0,2

Представлены до 14 договоров – 50 баллов.

Не представлены подтверждающие документы – 0 баллов.

2.2

Участник закупки должен являться официальным дилером компании Cummins, имеющим право осуществлять продажу и поставку двигателей КТА 50G3 на территории Российской федерации (подтвердить документально).

Представлены подтверждающие документы – 100 баллов

20%

0,2

Не представлены подтверждающие документы – 0 баллов

3

Деловая репутация**

20%

0,2

3.1

Наличие судебных решений (показатели рассчитываются на основании методики проверки надежности финансового состояния участников закупочных процедур)

Нет судебных решений – 100 баллов.

5%

0,05

Наличие судебных решений свыше НМЦ от 1% до 14% - 50 баллов.

Наличие судебных решений свыше НМЦ от 15% и более – 0 баллов.

3.2

Наличие исполнительных производств (показатели рассчитываются на основании методики проверки надежности финансового состояния участников закупочных процедур)

Нет исполнительных производств – 100 баллов.

5%

0,05

Наличие исполнительных производств свыше НМЦ от 1% до 14% - 50 баллов.

Наличие исполнительных свыше НМЦ от 15% и более – 0 баллов.

3.3

Финансовое состояние участника (показатели рассчитываются на основании методики проверки надежности финансового состояния участников закупочных процедур)

Усредненный финансовый показатель равен 1 – 100 баллов.

10%

0,1

Усредненный финансовый показатель от 0,50 до 0,99 – 50 баллов.

Усредненный финансовый показатель от 0,00 до 0,40 – 0 баллов.

Сумма значимости всех

критериев в баллах

100

 

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Указанные критерии соответствуют рыночным принципам и открытой конкуренции, улучшение своих предложений по исполнению договора в конкурсной заявке дают равные возможности для участников конкурса набрать наибольшее количество баллов.

Применение подкритерия критерия «Квалификация участника» не противоречит Закону о закупках и не обеспечивает получение максимальных баллов конкретным участником.

Кроме того, не стоимостные критерии оценки применяется в равной степени ко всем участникам, не являются основанием для отказа в допуске участникам закупки и установлены исходя из потребностей Заказчика.

Таким образом, довод жалобы о том, что Заказчиком установлены критерии, дающие преимущество одному из участников, является необоснованным.

2. По доводу жалобы о том, что Заказчиком не начислены баллы Заявителю по критерию «Опыт поставки аналогичного товара» и критерию «Официальный дилер компании Cummins, имеющим право осуществлять продажу и поставку двигателей КТА 50G3», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 2 раздела III «Критерии оценки заявок» Документации о закупке, Заказчиком установлены нестоймостные критерии «Опыт поставки аналогичного товара», который подтверждается копиями исполненных договоров и актами выполненных работ и «Официальный дилер компании Cummins, имеющим право осуществлять продажу и поставку двигателей КТА 50G3», который подтверждается документально.

В составе заявки Заявителя отсутствуют копии исполненных договоров и актов выполненных работ, а также документальное подтверждение официального дилерства компании Cummins, что является основанием для начисления 0 баллов за данные нестоймостные критерии.

Таким образом, довод жалобы о том, что Заказчиком не начислены баллы Заявителю по критерию «Опыт поставки аналогичного товара» и критерию «Официальный дилер компании Cummins, имеющим право осуществлять продажу и поставку двигателей КТА 50G3», является необоснованным.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено следующее.

При оценке и сопоставлении заявок Заказчиком были допущены нарушения, в результате которых неверно начислены баллы участника закупки.

Согласно пункту 2 раздела III «Критерии оценки заявок» Документации о закупке, Заказчиком установлен нестоймостной критерий, согласно которому участник закупки должен являться официальным дилером компании Cummins, имеющим право осуществлять продажу и поставку двигателей КТА 50G3 на территории Российской федерации (подтвердить документально).

Согласно протоколу подведения итогов от 04.02.2020, 100 баллов (20 баллов с учетом значимости критерия) за нестоймостной критерий «Официальный дилер компании Cummins, имеющим право осуществлять продажу и поставку двигателей КТА 50G3» было начислено ООО «НГ-Энерго», АО «Грандмоторс», ЗАО «Инсистемс».

Изучив заявки вышеперечисленных участников закупки, было установлено следующее.

Участником закупки ЗАО «Инсистемс» в составе заявки представлено «Дистрибуторское соглашение», а также письмо ООО «Камминз», подтверждающее сотрудничество ЗАО «Инсистемс» с ООО «Камминз», в области поставок оригинальных генераторных установок Cummins.

Участником закупки ООО «НГ-Энерго» в составе заявки представлено «Стандартное дилерское соглашение фирмы «Камминз», подтверждающее что ООО «НГ-Энерго» является дилером фирмы «Камминз».

Участником закупки АО «ГрандМоторс» в составе заявки представлено письмо ООО «Камминз», подтверждающее сотрудничество АО «ГрандМоторс» с ООО «Камминз», в области поставок оригинальных генераторных установок Cummins.

Таким образом, единственным участником, подтвердившим документально официальное дилерство с компанией Cummins, является ООО «НГ-Энерго».

Однако, Заказчиком были присвоены баллы за нестоймостной критерий «Официальный дилер компании Cummins, имеющим право осуществлять продажу и поставку двигателей КТА 50G3» участникам, которые не представили подтверждающие документы.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Карабасмоторс» на действия Заказчика — АО «Юграэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на поставку двигателя Cummins КТА-50, извещение № 32008758042 необоснованной.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание.

3. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 13

 

03.03.2020 г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 22.01.2020 № 28 в составе:

Председатель комиссии:

<...> — врио заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

на основании своего решения от 03.03.2020, вынесенного по жалобе ООО «Карабасмоторс» (вх. от 06.02.2020 № 209-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АО «Юграэнерго» в целях устранения нарушений, допущенных при проведении конкурса в электронной форме на поставку двигателя Cummins КТА-50, извещение № 32008758042 , совершить следующие действия:

1.1. Отменить протоколы, составленные в ходе закупки № 32008758042;

1.2. Вернуть закупку № 32008758042 на стадию рассмотрения заявок;

1.3. Оценить заявки с учетом решения от 03.03.2020;

1.4. АО «Юграэнерго» исполнить настоящее предписание в срок до 17.03.2020.

2. АО «Юграэнерго» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении настоящего предписания в срок до 20.03.2020, с приложением подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии: <...>

 

<...>