Решение по жалобе № 663-ж

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-547/2020

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Центртрак» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.04.2020 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 17.04.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 25.03.2020 № 88, в составе:

Председатель комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии представителя Заявителя — ООО «Центртрак» (надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы);

в присутствии представителя Заказчика по видео-конференц связи (далее - ВКС) — АО «Черногорэнерго» <...> , действующего по доверенности от 10.03.2020 № 6;

рассмотрев жалобу ООО «Центртрак» (вх. от 02.04.2020 № 663-ж) на действия заказчика — АО «Черногорэнерго» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку запасных частей на автомобили МАЗ по их модификации, извещение № 32008893237, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО «Центртрак» (далее — Заявитель) на действия Заказчика — АО «Черногорэнерго» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку запасных частей на автомобили МАЗ по их модификации, извещение № 32008893237.

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик по результатам несостоявшихся торгов отказался от заключения договора с единственным участником торгов, заявка которого соответствует требованиям документации.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 07.04.2020 № 02/МГ-3004).

Рассмотрение жалобы назначено на 14.04.2020.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации с 30 марта по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни.

При этом, Центральный аппарат и территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб на нарушение процедуры проведения торгов исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон.

Заказчиком было подано ходатайство об участии на заседании в формате ВКС и направлены документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, к категории которых относится заказчик, определены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). В пункте 10 статьи 3 Закона о закупках исчерпывающе определены случаи, когда может быть подана жалоба в антимонопольный орган на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, любым участником закупки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы ООО «Центртрак» (вх. от 02.04.2020 № 663-ж) с использованием ВКС № 865206.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Черногорэнерго» (далее — Положение о закупках), утвержденным советом директоров АО «Черногорэнерго» (протокол от 27.12.2018 №81).

18.02.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32008893237 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку запасных частей на автомобили МАЗ по их модификации.

Согласно итоговому протоколу №3 от 18.03.2020, аукцион признан несостоявшимся на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 25 Положения о закупке, в связи с тем, что до дня и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе подана одна заявка.

Также, согласно итоговому протоколу, закупочной комиссией Заказчику рекомендовано не заключать договор с ООО «Центратрак» и провести повторную закупку на основании подпункта 4.2 пункта 4 статьи 25 Положения о закупке.

Согласно статье 25 Положения о закупках, конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся, если при окончании срока подачи заявок:

- заявка подана (не отозвана) только одним участником;

- не подана ни одна заявка (с учетом отозванных участником заявок).

Конкурентная процедура закупки также признается несостоявшейся, если по результатам рассмотрения заявок принято решение:

- об отказе в допуске всем участникам закупки, подавшим заявки, в том числе

- о допуске только одного участника закупки до закупки или до участия в следующей стадии закупки.

Если в извещении о проведении запроса котировок, документации о закупке предусмотрено два и более лота, процедура признается несостоявшейся только по тем лотам, в отношении которых выполняются положения пунктов 1, 2 настоящей Статьи.

В случае, указанном в подпункте 1.1.пункта 1 настоящей Статьи Закупочная комиссия, Организатор закупки, в случае передачи таких полномочий такому Организатору закупки по гражданско-правовому договору, рассматривает единственно поданную заявку в порядке, установленном для соответствующей процедуры. Если данная заявка и подавший ее участник закупки отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, документации о закупке, а также в случае признания конкурентной процедуры закупки не состоявшейся по основанию, указанному в подпункте 2.2. пункта 2 настоящей Статьи, Закупочная комиссия вправе принять одно из двух решений:

- о заключении договора с таким единственным участником закупки;

- о незаключении договора и проведении повторной закупки этим же или иным способом, предусмотренным настоящим Положением о закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках, положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Таким образом, Заказчик, при не заключении договора с ООО «Центртрак» руководствовался подпунктом 4.2 пункта 4 статьи 25 Положения о закупках, что не противоречит положениям Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу Заявителя ООО «Центртрак» (вх. от 02.04.2020 № 663-ж) на действия заказчика — АО «Черногорэнерго» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку запасных частей на автомобили МАЗ по их модификации, извещение № 32008893237, признать необоснованной.

2. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>