Решение по жалобе № 606-ж

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-545/2020

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ФинПромМаркет-XXI» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 21.04.2020 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 22.04.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 25.03.2020 № 88, в составе:

Председатель комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии представителя Заявителя по видео-конференц связи (далее - ВКС) — ООО «ФинПромМаркет-XXI» —  <...>, действующего по доверенности от 18.07.2020;

в присутствии представителя Заказчика по ВКС — АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ» <...>, действующей по доверенности от 07.04.2020 № 28, <...>, действующей по доверенности от 07.04.2020 № 27;

рассмотрев жалобу ООО «ФинПромМаркет-XXI» (вх. от 25.03.2020 № 606-ж) на действия заказчика — АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по техническому сопровождению программного комплекса «ИС «Иммунизация и профилактика инфекционных заболеваний», извещение № 32009007753, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО «ФинПромМаркет-XXI» (далее — Заявитель) на действия Заказчика — АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по техническому сопровождению программного комплекса «ИС «Иммунизация и профилактика инфекционных заболеваний», извещение № 32009007753.

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком проводится закупка не для собственных нужд, чем нарушены принципы проведения закупки, установленные частью 1 статьи 3 Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 10.04.2020.

В ходе рассмотрения жалобы 10.04.2020 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре установлено, что документы, истребованные на основании Уведомления о поступлении о жалобы не представлены.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции принято решение о продлении срока принятия решения по жалобе.

Рассмотрение жалобы назначено на 21.04.2020.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации с 30 марта по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни.

При этом, Центральный аппарат и территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб на нарушение процедуры проведения торгов исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон.

Заказчиком было подано ходатайство об участии на заседании в формате ВКС и направлены документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, к категории которых относится заказчик, определены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). В пункте 10 статьи 3 Закона о закупках исчерпывающе определены случаи, когда может быть подана жалоба в антимонопольный орган на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, любым участником закупки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы ООО «ФинПромМаркет-XXI» (вх. от 25.03.2020 № 606-ж) с использованием ВКС № 539717.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется положением о закупках товаров, работ, услуг в автономном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий» (далее — Положение о закупках), утвержденным наблюдательным советом АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ» (протокол от 21.10.2019).

20.03.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009007753 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по техническому сопровождению программного комплекса «ИС «Иммунизация и профилактика инфекционных заболеваний».

В пункте 2.4.6 Приложения №3 «Проект договора» к извещению указано, что источником финансирования являются средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Согласно ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с частью 2.1 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Государственное задание, выданное Департаментом информационных технологий и цифрового развития ХМАО-Югры, не признано незаконным и является обязательным для исполнения АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ» как подведомственного Департаменту информационных технологий и цифрового развития ХМАО-Югры автономного учреждения.

Ханты-Мансийским УФАС России также установлено, что остальные доводы жалобы ООО «ФинПромМаркет-XXI» (вх. от 25.03.2020 № 606-ж) не подпадают под случаи, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, у Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения остальных доводов жалобы ООО «ФинПромМаркет-XXI» (вх. от 25.03.2020 № 606-ж).

Кроме того, Заявитель, обратившийся в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов, не подавал заявку на участие в торгах; жалоба не содержит обоснований, которые воспрепятствовали бы Заявителю подать заявку на участие в торгах. Само по себе непонимание требований Заказчика или невозможность их исполнения конкретным лицом не свидетельствуют об ограничении его прав на участие в торгах.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона о закупках основной целью проведения закупок является своевременное и полное удовлетворение потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств заказчика. Следовательно, основной задачей проведения закупки является выявление в результате проведения закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Вместе с тем, согласно части 9 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу Заявителя - ООО «ФинПромМаркет-XXI» (вх. от 25.03.2020 № 606-ж) на действия Заказчика — АУ ХМАО-Югры «ЮНИИИТ» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по техническому сопровождению программного комплекса «ИС «Иммунизация и профилактика инфекционных заболеваний», извещение № 32009007753, признать необоснованной в части нарушения Заказчиком принципов проведения закупки.

2. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>