Решение по жалобе № 783-ж. Предписание

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-596/2020

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Паллада ресурс» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.04.2020 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 24.04.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 25.03.2020 № 88, в составе:

Председатель комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии представителя Заявителя по видео-конференц связи (далее - ВКС) — ООО «Паллада ресурс» <...> , действующего по приказу от 18.01.2016 № 1;

в присутствии представителя Заказчика по ВКС — АО «ГК «Северавтодор» <...> , действующего по доверенности от 25.12.2019 № 42;

рассмотрев жалобу ООО «Паллада ресурс» (вх. от 14.04.2020 № 783-ж) на действия заказчика — АО «ГК «Северавтодор» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку агдезионной добавки для АО "ГК "Северавтодор", извещение № 32009046931, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО «Паллада ресурс» (далее — Заявитель) на действия Заказчика — АО «ГК «Северавтодор» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку агдезионной добавки для АО "ГК "Северавтодор", извещение № 32009046931.

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

1. Заказчиком установлено требование о представлении при подаче котировочной заявки копии сертификата соответствия и паспорта качества.

2. Заказчиком в Извещении указана конкретная торговая марка агдезионной добавки без указания возможности поставки эквивалента.

3. Заказчиком объединены в один лот товары не имеющие прямой функциональной и технологической связи.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 16.04.2020 № 02/МГ-3253).

Рассмотрение жалобы назначено на 23.04.2020.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации с 30 марта по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни.

При этом, Центральный аппарат и территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб на нарушение процедуры проведения торгов исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон.

Заказчиком было подано ходатайство об участии на заседании в формате ВКС и направлены документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, к категории которых относится заказчик, определены Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). В пункте 10 статьи 3 Закона о закупках исчерпывающе определены случаи, когда может быть подана жалоба в антимонопольный орган на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, любым участником закупки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы ООО «Паллада ресурс» (вх. от 14.04.2020 № 783-ж) с использованием ВКС № 918544.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Государственная компания «Северавтодор» (далее — Положение о закупках), утвержденным решением совета директоров АО «ГК «Северавтодор» (протокол от 27.12.2018 №12/2018).

28.03.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009046931 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку агдезионной добавки для АО "ГК "Северавтодор".

1) По доводу заявителя о том, что Заказчиком установлено требование о представлении при подаче котировочной заявки копии сертификата соответствия и паспорта качества, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 4.2 Извещения, от участника закупки требуется представить в составе документов, подающихся вместе с котировочной заявкой, копии сертификата соответствия и паспорта качества.

В соответствии со статьей 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать не приобретая соответствующего товара при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как: паспорт качества, инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия, технические условия и так далее.

Учитывая изложенное, требование о представлении в составе заявки участника закупки копии сертификата соответствия и паспорта качества, в соответствии с подпунктом 5 пункта 4.2 Извещения, обременяют участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в Документации продукцию.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении сертификатов соответствия и документов, подтверждающих качество товаров, возможность участников закупки подать заявку на участие в закупке в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя/дилера, его официального представителя.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для получения копии указанных документов, либо запросить вышеуказанные документы у производителя/дилера, официального представителя.

На основании вышеизложенного, довод заявителя о том, что Заказчиком установлено требование о представлении при подаче котировочной заявки копии сертификата соответствия и паспорта качества, является обоснованным.

2) По доводу заявителя о том, что Заказчиком в Извещении указана конкретная торговая марка агдезионной добавки без указания возможности поставки эквивалента, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В приложении № 1 к Извещению о закупке «Техническое задание», указаны следующие наименования товара:

- Агдезионная добавка для битумов Азол 1003;

- Агдезионная добавка для битумов Азол 1007;

-Установка для автоматизированного дозирования жидких агдезионных добавок.

Как пояснил представитель Заказчика, указание на конкретный товарный знак обусловлено тем, что данный товар согласован Заказчиком в рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Кроме того, в Техническом задании имеется сноска, в которой указано, что производитель и наименование товара установлены по результатам согласования материалов, используемых АО «ГК «Северавтодор» для исполнения государственного контракта, с непосредственным Заказчиком.

Согласно подпункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и подпункту 3 части 4.1 статьи 4 Положения о закупках, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, довод жалобы о том, что Заказчиком в Извещении указана конкретная торговая марка агдезионной добавки без указания возможности поставки эквивалента, является необоснованным.

3) По доводу заявителя о том, что Заказчиком объединены в один лот товары не имеющие прямой функциональной и технологической связи, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В приложении № 1 к Извещению о закупке «Техническое задание», указаны следующие наименования товара:

- Агдезионная добавка для битумов Азол 1003 марки В;

- Агдезионная добавка для битумов Азол 1007 марки В;

-Установка для автоматизированного дозирования жидких агдезионных добавок УАД-1000М.

Установка для автоматизированного дозирования жидких агдезионных добавок в битум является взаимосвязанным товаром с предметом закупки.

Кроме того, данный вид товара указан без наименования производителя, а также с указанными характеристиками имеется достаточное количество товара различных производителей, что позволяет участникам закупки осуществить поставку товара без каких-либо ограничений.

Таким образом, довод жалобы о том, что Заказчиком объединены в один лот товары не имеющие прямой функциональной и технологической связи, является необоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу Заявителя ООО «Паллада ресурс» (вх. от 14.04.2020 № 783-ж) на действия заказчика — АО «ГК «Северавтодор» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку агдезионной добавки для АО "ГК "Северавтодор", извещение № 32009046931, признать частично обоснованной.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание.

3. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 24

 

24.04.2020 г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 25.03.202088, в составе:

Председатель комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

на основании своего решения от 24.04.2020, вынесенного по жалобе ООО «Паллада ресурс» (вх. от 14.04.2020 № 783-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АО «ГК «Северавтодор» в целях устранения нарушений, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку агдезионной добавки для АО "ГК "Северавтодор", извещение № 32009046931, совершить следующие действия:

1.1. Внести изменения в документацию закупки № 32009046931, в соответствии с решением Ханты-Мансийского УФАС России;

1.2. Вернуть заявки, поданные для участия в закупке № 32009046931;

1.3. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения запроса котировок в электронной форме на поставку агдезионной добавки для АО "ГК "Северавтодор", извещение № 32009046931

1.4. АО «ГК «Северавтодор» исполнить настоящее предписание в срок до 14.05.2020.

2. АО «ГК «Северавтодор» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении настоящего предписания в срок до 20.05.2020, с приложением подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>