ФАС России возбудила новые дела в отношении Лукойла, Роснефти, ТНК-BP и Газпром нефти

17 февраля 2009 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) приняла решение о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-BP Холдинг». Об этом заявил руководитель ФАС России И. Артемьев на заседании Президиума коллегии ФАС России.

 

«В конце 2008 года произошло снижение розничных цен на топливо в среднем на 20%, тем не менее, динамика снижения не соответствовала темпам падения мировых цен на нефть во многом по причине поддержания нефтяными компаниями монопольно высоких цен на нефтепродукты», – заявил И. Артемьев. – «В начале 2009 года компаниями был допущен необоснованный рост оптовых цен, что в ряде регионов уже привело к некоторому повышению цен в рознице.  В прошлом году ФАС России возбудила более 150 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов. С начала этого года 22 дела в отношении участников топливного рынка».

 

Материалы для возбуждения дел были получены на основании данных собственного мониторинга ФАС России по ситуации на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов, данных независимых исследовательских организаций, а также многочисленных жалоб от физических и юридических лиц, поступивших по различным каналам в антимонопольную службу.

 

В большинстве обращений организаций, государственных учреждений и граждан, направленных в адрес ФАС России, говорится, что ситуация на топливном рынке ведет к тяжелым последствиям в различных сферах.

 

Цитата из обращения Администрации Молоковского района Тверской области: «[…цены на топочный мазут выросли с 12 января 2009 года по 7 февраля 2009 года в два раза: с 3,5 тыс. рублей за тонну до 7 тыс. рублей за тонну».

 

Одной из главных тем в поступающих жалобах являются проблемы в сельском хозяйстве. Резкое и необоснованно увеличение цен на горюче-смазочные материалы может привести к срыву посевной кампании 2009 года. По данным Минсельхоза РФ, основанным на исследованиях Росстата, цена реализации зерна изменялась непропорционально стоимости топлива.

 

Цитаты из обращений:

Союз сахаропроизводителей России: «[…по данным оперативного мониторинга Союзсахара в центральном Черноземье стоимость дизельного топлива в январе с.г. составляла 10500 руб/т, а в феврале – уже 16000 руб/т…] […Подобные факты в условиях финансового кризиса и удорожания кредитных ресурсов могут привести к срыву посевной кампании 2009 года…]»

 

Администрация Тамбовской области: «[…резкий скачок цен на дизельное топливо произошел в период массовой подготовки сельскохозяйственных предприятий к посевной кампании, что ставит под угрозу обеспечение их стабильного функицонирования в условиях кризисных явлений…]»

 

Заместитель руководителя ФАС России А.Голомолзин отметил, что «нефтяные компании, которые были признаны нарушившими антимонопольное законодательство и оштрафованы осенью 2008 года, не выполняют предписанного антимонопольным органом комплекса мер, направленного на создание здоровых конкурентных условий на рынке топлив». По мнению А. Голомолзина, «данные меры являются крайне актуальными в текущей экономической ситуации и направлены на недопущение экономически и технологически необоснованного сокращения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок с целью обеспечения устойчивого предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке в соответствии со складывающимся уровнем спроса».

 

Цитата из обращения угольных компаний Кемеровской области:  «Резкое повышение цен на энергоносители ставит на грань выживания угледобывающие  предприятия Кемеровской области, ведущих открытую разработку, так как составляющая ГСМ в себестоимости добытой продукции имеет значительную долю, от 12 до 18%. Несмотря на значительное повышение цен, отсуствует необходимый объем ГСМ на складах в Кемеровской области. Кроме того, не подтверждаются отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов (традиционные поставщики: Омский НПЗ, Ачинский НПЗ, Уфимский НПЗ, Ангарский НПЗ)».

 

«Помимо этого, компаниям было предписано не допускать компенсации снижения доходности от поставок нефти и нефтепродуктов на внешний рынок повышением цен на нефтепродукты на внутреннем рынке», - напомнил замруководителя ФАС России. С начала 2009 года из-за снижения рыночных цен на топливо на зарубежных рынках, которые формируются на товарных биржах, экспортная альтернатива для нефтяных компаний стала менее выгодна.

Сравнительная доходность при поставках дизельного топлива на внутренний рынок и на экспорт по данным Argus

 

Публичная позиция нефтяных компаний состоит в том, что их действия полностью отвечают условиям конкуренции и интересам общества. Однако фактическая позиция изложена в судебных исках указанных юридических лиц, в которых оспариваются предписания ФАС России, направленные на развитие конкуренции. В частности, оспаривается необходимость обеспечения на постоянной основе реализации на внутреннем рынке нефтепродуктов на товарной бирже или электронной торговой площадке. Это позволило бы обеспечить увеличение количества участников, обеспечить процедуры равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо. Помимо этого, нефтяные компании не согласны с требованием ФАС ведения организациями, входящих в структуру данных ВИНКов, раздельного учета затрат и доходов. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности ценообразования. Компании также оспаривают предписание об обеспечении возможности заключения прямых контрактов на период 2009 года и последующие годы на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями. Это проявляется и в действиях компаний.

 

Продолжение цитаты из обращения угольных компаний Кемеровской области: «Заводы отказываются от прямых поставок на угледобывающие предприятия и принуждают работать через посредников, одновременно повышая для них цены».

 

ФАС России считает поведение указанных юридических лиц неконкурентным и полагает, что игнорирование федеральных законов, ведущее к прямому нарушению интересов граждан Российской Федерации, может стать основанием для применения всего спектра санкций, предусмотренных законодательством о защите конкуренции.