Интервью руководителя ФАС России И.Ю.Артемьева Накануне. ру

1. На Ваш взгляд, насколько законно проходила процедура санации банков в России, в частности, на Урале, в Екатеринбурге? Какие конкретные виды действий, имевших место в октябре-ноябре 2008 года, могут расцениваться как недобросовестная конкуренция банков? В отношении каких уральских банков будет вестись проверка?

Процедура санации банков относится к компетенции агентства страхования вкладов и Центробанка. Законность этой процедуры  определяется Прокуратурой. 

Наша же инициатива заключается в том, что мы будем проверять крупные банки, которые в условиях кризиса проводили агрессивную политику против региональных коллег, в результате чего государству пришлось проводить их санацию. Информационные провокации отдельных игроков на банковском рынке, черный PR в отношении региональных банков привели к массовому оттоку из них  клиентов, как физических лиц, так и корпоративных клиентов. Если нам удастся доказать факт недобросовестной конкуренции, то в качестве меры наказания мы обяжем банки возместить государству средства, потраченные на санацию пострадавшего банка.

 

2. Как Вы относитесь к предложению внесения изменений в антимонопольное законодательство, которые бы устанавливали приоритетное право закупа российской продукции в ходе проведения конкурсов? По мнению профсоюзов, это бы серьезно помогло отечественным предприятиям в кризис. В какой форме это может быть реализовано, если может?

Нормы законодательства, которые дают приоритет в определенных ситуациях продукции российских производителей, уже существуют. Недавно были внесены поправки в ФЗ «О размещении заказов на поставу товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вышел приказ Минэкономразвития, который на основании ФЗ «О размещении заказов…» также дает 15% преференцию российскому производителю по отношению к зарубежным. В этом приказе указано, как это учитывать при проведении конкурсов и аукционов.

 

3. Какую цену на бензин ФАС считает справедливой? В столице нефтедобывающего региона - Югре  цена на бензин марки АИ-92 в начале года была одной из самых низких в России – около 14 рублей. Сейчас цены вновь поднялись до 20 рублей и выше. Будет ли вновь проводится проверка? И стоит ли потребителям ожидать очередного снижения цены на бензин?

 

Справедливой ценой на топливо можно назвать величину, включающую в себя сумму необходимых для производства и реализации нефтепродуктов расходов и прибыли за вычетом монопольной составляющей, т.е. «надбавки», которая появилась в ценнике на АЗС в результате антиконкурентных действий участников рынка.

По данным территориального управления ФАС по ХМАО, 92й бензин стоит сейчас менее 20 рублей. 95й бензин и дизель - дороже. В начале февраля 2009 года ФАС России дала поручения всем своим территориальным управлениям провести анализ деятельности компаний, занятых в сфере розничной реализации нефтепродуктов на предмет соответствия их поведения на рынке антимонопольному законодательству и, в случае необходимости возбуждать дела в отношении недобросовестных участников рынка. По данным на начало марта таких дел было возбуждено по стране более 35. Всего признаки нарушения антимонопольного законодательства мы обнаружили у 250 компаний, работающих на розничном рынке топлив России.

Что касается снижения цен на бензин, при текущей экономической ситуации, мировых ценах на нефть, бензин должен быть дешевле. В январе этого года Правительство России приняло ряд мер по стабилизации нефтяной отрасли: был отменен НДПИ для новых месторождений, более чем в три раза снижены экспортные пошлины, обнулены пошлины на импорт оборудования. Однако в это же самое время нефтяные компании подняли оптовые цены на нефтепродукты на 30-60%. Мы восприняли это как вызов.

В прошлом году мы уже признавали 4 крупнейшие ВИНК – Лукойл, Газпромнефть, Роснефть, ТНК-BP  - злоупотребляющими своим доминирующим положением и наложили на них штрафы на общую сумму 5.3 млрд. рублей. В этом году после принятия решений Комиссиями ФАС штрафы будут для них больше, потому что мы будем рассматривать действия нефтяных компаний как рецидив.

 

4. Сейчас ведется проверка обоснованности цен на авиабилеты, например, ее проводят в УФАС по ХМАО. Каких результатов можно ожидать от проверки? Будет ли значительное снижение цены на авиабилеты?

           

            В 2008 году мы возбудили 62 дела по признакам нарушений на рынках авиаГСМ и услуг топливозаправочных комплексов в аэропортах. В основном нарушения связаны с использованием посредников, которые значительно увеличивают стоимость авиакеросина для авиакомпаний, а также с монополиями ТЗК в аэропортах.

            В январе этого года мы направили в Правительство предложения по формуле расчета внутренних цен на керосин. За основу предлагается использовать котировки Platts: для европейской части страны - в Роттердаме, для азиатской - в Сингапуре. Из этих цен будет вычитаться экспортная пошлина и транспортные расходы и прибавляться НДС. Также в формуле предусмотрен дифференциал, зависящий от конкретных условий поставки. Эта формула актуальна для прямых долгосрочных контрактов между нефтяными компаниями и перевозчиками и будет носить рекомендательный характер. Мы предлагаем заключать контракты на срок не меньше года, а поводом для пересмотра цены можно считать изменение котировок Platts на 10-20%.

Кроме того, сейчас мы разрабатываем правила недискриминационного доступа к услугам аэропортов, в том числе ТЗК. В настоящее время проект находится на согласовании в смежных ведомствах.

 

5. Почему некоторые объединенные авиаотряды (аэропорт плюс авиакомпания) выставляются Росимуществом на аукцион (примеры - Новоуренгойский и Нарьян-Марский объединеные авиаотряды)? Между тем, согласно распоряжению ФАС, они уже давно должны были быть принудительно реструктурированы и разделены. Получается, что это прямое нарушение антимонопольного закона?

 

Я не помню такого приказа ФАС России. Принудительно разделять авиаотряды нельзя, так как большинство из них акционерные общества. ФАС России может «разделить» авиаотряд, но только через суд и только в случае систематического нарушения им антимонопольного законодательства.