Дело по авиабилетам Ханты-Мансийским УФАС России рассмотрено.

 

Дело по авиабилетам Ханты-Мансийским УФАС России рассмотрено.

31 марта 2009 года состоялось заседание Комиссии по рассмотрению дела в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр».

Решением Комиссии действия ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» признаны нарушающими часть 10 пункт 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования. ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» выдано обязательное для исполнения предписание.

Кроме этого, принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.14.31 КоАП РФ о наложении оборотного штрафа за злоупотребление доминирующим положением.

 

19 февраля 2009 года Ханты-Мансийское УФАС России приняло решение о возбуждении дела в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» за установление монопольно высокой стоимости авиабилетов по маршруту Ханты-Мансийск – Москва – Ханты-Мансийск в период с 01.01.2008г. по 08.02.2009г.

Заинтересованным лицом по данному делу привлечен аэропорт города Ханты-Мансийска (ООО «Юграавиа»).

Управлением проведен анализ соответствующего товарного рынка, и установлено что с 01 апреля 2008 года до конца года ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» явилось единственной авиакомпанией осуществляющей рейсы по маршруту Ханты-Мансийск – Москва – Ханты-Мансийск.

Тем самым, отсутствует конкуренция на данном товарном рынке, а у потребителей услуг отсутствует право выбора авиакомпаний при перелете в Москву, и обратно.

Комиссия Рассматривала дело 31 марта 2009 года.

Факт установления монопольно высокой цены не нашел подтверждения.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия выявила нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования, а именно:

            1. при расчете стоимости рейса Ханты-Мансийск – Москва – Ханты-Мансийск, Авиакомпания повторно учитывает одни и те же затраты, а именно:

1. затраты на выгрузку бортпитания (п.10 расчета), загрузку, повтор. подъезд (п.11 расчета), мытье посуды, обработка контейнеров (п.12 расчета) представляют собой  одну ставку сбора «Тариф за обеспечение бортпитания» (п.4.5 Приказа Минтранса), в то время как Авиакомпания ЮТэйр разбивает ставку сбора на три самостоятельных статьи затрат, что влечет искусственное увеличение стоимости авиабилета;

 

2. затраты на пользование аэровокзалом (прибытие) (п.15 расчета) и пользование  аэровокзалом (убыв) (п.16 расчета) представляют собой одну ставку сбора «Сбор за пользование аэровокзалом» (п.3.4 Приказа Минтранса). Авиакомпания ЮТэйр разбивает данную ставку сбора на две самостоятельных статьи затрат, что также влечет искусственное увеличение стоимости авиабилета;

 

Кроме этого, услуга «базирование» (п.27 расчета) не является аэропортовой услугой, и не входит в п.4.12 Приложения №1 Приказа Минтранса РФ №110 от 02.10.2000 года, как к этому относит Авиакомпания вместе с услугами по временной стоянке. Данная статья затрат влечет искусственное увеличение стоимости авиабилета.

 

Таким образом, Авиакомпания нарушала порядок ценообразования установленный нормативным правовым актом, а именно Приказом Минтранса РФ №110 от 02.10.2000 года, в части включения в стоимость рейса дублирующих статей затрат, что приводит к искусственному увеличению стоимости рейса, и как следствие искусственному увеличению стоимости авиабилета для потребителей (пассажиров).

 

2. Авиакомпания, занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршруту Ханты-Мансийск – Москва – Ханты-Мансийск,

а) в период с 01.07.2008 года по 01.10.2008 года установила уровень рентабельности в размере 26 процентов, чем нарушило пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992г. №724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы и другие виды продукции и услуги»;

б) в период с 01.10.2008г. по 01.12.2008г.  установила уровень рентабельности в размере 25 процентов, чем нарушило пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992г. №724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы и другие виды продукции и услуги».

 

Таким образом, Авиакомпания, занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршруту Ханты-Мансийск – Москва – Ханты-Мансийск, в период с 01.07.2008 года по 01.10.2008 года и в период с 01.10.2008г. по 01.12.2008г. превысила установленный предельный уровень рентабельности к себестоимости при формировании  свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом в размере 20 процентов к себестоимости, чем нарушило пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992г. №724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы и другие виды продукции и услуги»; в результате чего совершило нарушение предусмотренное ч.10 п.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования. Данные действия привели к необоснованному увеличению стоимости авиабилетов.

 

 

По результатам рассмотрения дела, Комиссия приняла следующее решение:

1.      Признать действия Открытого акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» (ХМАО-Югра, г.Ханты-Мансийск, аэропорт; основной вид деятельности – воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты; ИНН 7204002873, ОГРН 1028600508991) нарушающими часть 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования.

 

2.      Выдать ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением:  

 

3.      Возбудить административное производство по ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

 

4.      Направить копию настоящего решения в ФСТ России для сведения и принятия мер по пресечению нарушений  в применении аэропортовых сборов и необоснованное применение налога на добавленную стоимость на следующие сборы:

- сбор за взлет посадку

- сбор за авиабезопасность

- сбор за пользование аэровокзалом

 

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» выдано предписание о совершении следующих действий:

1. прекратить нарушение части 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования:

2.     стоимость авиабилета привести в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1992г. №724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы и другие виды продукции и услуги», уменьшив стоимость авиабилетов от существующей стоимости авиабилета на дату выдачи настоящего предписания;

3.     не допускать превышение предельного уровня рентабельности установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1992г. №724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы и другие виды продукции и услуги»;

4.     изменение стоимости авиабилетов производить только при наличии непосредственно влияющих на это экономических факторов, при этом исключив сезонное увеличение стоимости;

5.     исключить из расчета стоимости рейса Ханты-Мансийск – Москва – Ханты-Мансийск дублирующие статьи затрат, указанные в мотивировочной части решения;

6.     не допускать включение в расчетную стоимость рейса необоснованные и не связанные с данной услугой затраты;

7.     в течении текущего года, не менее чем за 5 рабочих дней уведомлять Ханты-Мансийское УФАС об изменении стоимости авиабилетов по маршруту Ханты-Мансийск – Москва – Ханты-Мансийск с приложением калькуляции (расчета) стоимости авиабилета и документов подтверждающих обоснованность изменение цены.

 

Исполнить предписание в срок до 30 апреля 2009 года.

В срок до “12” мая 2009 года сообщить в Ханты-Мансийское УФАС России об исполнении настоящего предписания, представив заверенные копии документов, подтверждающие исполнение предписания.