О состоянии цен на нефтепродукты в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции.

            Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов не достаточен, поскольку рынки (в первую очередь оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями – т.н. ВИНКами и их дочерними структурами.

Одним из мероприятий сдерживания цен на нефтепродукты является еженедельный мониторинг цен на автомобильное топливо.

В соответствии с поручением ФАС России Управление проводит еженедельный мониторинг цен на автомобильное топливо, реализуемое на АЗС ХМАО-Югры, и представляет данные в Центральный аппарат ФАС России.

Хозяйствующие субъекты, имеющие значимую долю на рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории ХМАО-Югры еженедельно  представляют данные о динамике розничных цен реализации бензина автомобильного и дизельного топлива, а так же о динамике оптовых закупочных цен.

Так, на основании запросов, данные о динамике розничных цен реализации бензина автомобильного и дизельного топлива, а так же о динамике оптовых закупочных цен представляют следующие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории 3-х крупнейших городов автономного округа:

по г. Ханты-Мансийск:

1.   ЗАО «Иртышнефтепродукт» (независимый);

2.   ООО «Лукойл – Уралнефтепродукт» (ОАО «Лукойл»);

3.   ИП Разбойникова (независимый);         

по г. Сургут:

1.   ООО «Простор» (независимый);

2.   ООО «Петролстейт» (независимый);

по г. Нижневартовск:

1.   ЗАО «Трейд-Ойл» (независимый);

2.   ЗАО «Окис-С» (независимый);

3.   ООО «Запсибнефтепродукт» (ОАО «ТНК-ВР»);

4.   ООО «Лангри» (независимый).

по г. Нефтеюганск:

1.     ООО «ЮганскНефтепродукт»;

2.     ООО «Роснефтепродукт».

 

В соответствии с данными, поступающими от хозяйствующих субъектов, на 18 января 2010 года ситуация на рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории ХМАО-Югры выглядит следующим образом:

 

Среднее значение по ХМАО-Югре на 18.01.2010 г. (руб. за 1 литр)

АИ-76 (80)

АИ-92

АИ-95

Д/Т

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

20,09

16,17

22,24

17,50

23,86

20,15

20,08

16,81

 

В декабре 2009 года ситуация на рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории ХМАО-Югры выглядела следующим образом:

 

Среднее значение по ХМАО-Югре на 28.12.2009г. (руб. за 1 литр)

АИ-76 (80)

АИ-92

АИ-95

Д/Т

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

20,29

16,32

22,42

17,51

23,94

20,07

19,72

16,46

 

Как следует из таблиц динамика цен на рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории ХМАО-Югры выглядит следующим образом:

 

При сравнении цен декабря 2009 года и января 2010 года, можно отметить на АЗС всех хозяйствующих субъектов снижение розничной и оптовой цены реализации автомобильного бензина всех марок:

По марке автомобильного топлива АИ-76 (80) произошло снижение розничной цены на 0,2 руб. (20 копеек), что составляет 0,9%, оптовая цена снизилась на 0,15 руб. (15 копеек), что также составляет 0,9%.

По марке АИ-92 снижение розничной цены на 0,18 руб. (18 копеек), что составляет 0,8%, оптовая цена снизилась на 0,01 руб. (1 копейка), что составляет 0,05%.

По марке АИ-95 наблюдается снижение розничной цены на 0,08 руб. (8 копеек), что составляет 0,33%, и оптовой цены увеличение на 0,08 руб. (8 копеек), что составляет 0,39%.

По дизельному топливу отмечается увеличение розничной цены на 0,36 руб. (36 копеек), что составляет 1,8%, при увеличении оптовой цены на 0,35 руб. (35 копеек), что составляет 2,1 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравним цены с начала года (01.01.2009г.) с ценами сложившимися в ХМАО в настоящее время на 18.01.2010г.:

 

На начало 2009 года ситуация на рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории ХМАО-Югры выглядела следующим образом:

 

Среднее значение по ХМАО-Югре на 01.01.2009г. (руб. за 1 литр)

АИ-76 (80)

АИ-92

АИ-95

Д/Т

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

15,65

11,58

17,8

12,71

18,85

15,37

17,8

14,42

 

По состоянию на 18.01.2010г. ситуация на рынке реализации топлива выглядит следующим образом:

 

Среднее значение по ХМАО-Югре на 18.01.2010 г. (руб. за 1 литр)

АИ-76 (80)

АИ-92

АИ-95

Д/Т

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

розн.

опт.закуп.

20,09

16,17

22,24

17,50

23,86

20,15

20,08

16,81

 

Сравнивая цены с начала года (01.01.2009г.) по настоящее время (18.01.2010г.) можно сделать вывод об увеличении розничной и оптовой цены реализации автомобильного бензина всех марок, в связи с тем что, значительный рост цен произошел в июне, июле и августе 2009 года.

Начиная с августа, сентября 2009 года началось и продолжает происходить в настоящее время снижение цен на автомобильное топливо, однако цены еще не снизились до уровня января 2009г.

Так, по марке автомобильного топлива АИ-76 (80) произошло увеличение розничной цены на 4,44 руб.(4 руб. 44 коп.), что составляет 28,37 %, оптовая цена увеличилась на 4,59 (4 руб. 59 коп.) руб., что составляет 28,38 %.

По марке АИ-92 увеличение розничной цены на 4,44 руб. (4 руб. 44 коп.), что составляет 24,94 %, оптовая цена увеличилась на 4,79 руб. (4 руб. 79 коп.) что составляет 27,37 %.

По марке АИ-95 наблюдается снижение розничной цены на 5,01 руб. (5руб. 01 коп.), что составляет 26,57 %, и оптовой цены увеличение на 4,78 руб. (4 руб. 78 коп.), что составляет 23,72 %.

По дизельному топливу отмечается увеличение розничной цены на 2,28 руб. (2 руб. 28 коп.), что составляет 12,8 %, при увеличении оптовой цены на 2,39 руб. (2 руб. 39 коп.), что составляет 14,21 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравним оптовую цену в ХМАО с ценой сложившейся в РФ и УФО, динамика выглядит следующим образом:

 

Оптовая цена по состоянию на декабрь 2009 года следующая (цена за 1 тонну):

АИ - 76 (80)

30.11.2009 - 06.12.2009

07.12.2009 - 13.12.2009

14.12.2009 - 20.12.2009

21.12.2009 - 27.12.2009

28.12.2009 - 31.12.2009

Снижение на конец декабря

(в руб.)

Снижение в %

РФ

24 342,63

23 797,98

23 139,47

22 990,10

22 880,62

- 1 462,01

- 6,38

УФО

22 867,33

22 358,60

21 869,53

21 977,00

21 578,07

- 1 289,26

- 5,97

ХМАО

22 677,70

21 609,00

21 609

21 404,78

21 404,78

- 1 272,92

- 5,94

 

 

 

 

 

 

 

 

АИ-92

30.11.2009 - 06.12.2009

07.12.2009 - 13.12.2009

14.12.2009 - 20.12.2009

21.12.2009 - 27.12.2009

28.12.2009 - 31.12.2009

Снижение на конец декабря

(в руб.)

Снижение в %

РФ

25 673,54

25 099,91

24 418,76

23 901,69

23 955,66

- 1 717,88

- 7,17

УФО

24 308,74

23 574,82

22 951,85

22 564,64

22 866,40

- 1 442,34

- 6,3

ХМАО

23 920,60

23 920,60

22 743,56

22 347,67

22 347,67

- 1 572,93

- 7,03

 

 

 

 

 

 

 

 

АИ-95

30.11.2009 - 06.12.2009

07.12.2009 - 13.12.2009

14.12.2009 - 20.12.2009

21.12.2009 - 27.12.2009

28.12.2009 - 31.12.2009

Снижение на конец декабря

(в руб.)

Снижение в %

РФ

28 239,32

28 139,08

27 722,40

27 417,90

27 388,63

- 850,69

- 3,1

УФО

27 424,06

27 280,91

26 618,53

26 524,60

26 583,38

- 840,68

- 3,16

ХМАО

26 794,44

26 794,44

26 064

25 888,63

25 888,63

- 905,81

- 3,49

 

 

 

 

 

 

 

 

ДТ

30.11.2009 - 06.12.2009

07.12.2009 - 13.12.2009

14.12.2009 - 20.12.2009

21.12.2009 - 27.12.2009

28.12.2009 - 31.12.2009

Изменение на конец декабря

(в руб.)

Изменение в %

РФ

20 109,01

20 159,11

20 091,35

20 223,78

20 419,97

+ 310,96

+ 1,5

УФО

19 342,47

19 090,50

19 094,71

19 028,17

19 251,87

- 90,6

- 0,47

ХМАО

19 284,70

19 284,70

19 138,11

19 187,56

19 187,56

- 97,14

- 0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Розничная цена в ХМАО в сравнении с РФ  УФО на бензин и дизельное топливо следующая (руб. за 1 литр):

 

АИ-76 (80)

30.11.2009 - 06.12.2009

07.12.2009 - 13.12.2009

14.12.2009 - 20.12.2009

21.12.2009 - 27.12.2009

28.12.2009 - 31.12.2009

Снижение на конец декабря

(в руб.)

Снижение в %

РФ

19,82

19,69

19,59

19,47

19,60

- 0,22

- 1,12

УФО

19,59

19,49

19,40

18,66

19,31

- 0,28

- 1,45

ХМАО

20,56

20,84

20,29

20,36

20,17

- 0,39

- 1,93

 

 

 

 

 

 

 

 

АИ-92

30.11.2009 - 06.12.2009

07.12.2009 - 13.12.2009

14.12.2009 - 20.12.2009

21.12.2009 - 27.12.2009

28.12.2009 - 31.12.2009

Снижение на конец декабря

(в руб.)

Снижение в %

РФ

22,85

22,6

22,33

22,19

22,22

- 0,63

- 2,83

УФО

22,14

21,69

21,58

21,09

21,44

- 0,7

- 3,26

ХМАО

22,94

22,76

22,42

22,44

22,29

- 0,65

- 2,91

 

 

 

 

 

 

 

 

АИ-95

30.11.2009 - 06.12.2009

07.12.2009 - 13.12.2009

14.12.2009 - 20.12.2009

21.12.2009 - 27.12.2009

28.12.2009 - 31.12.2009

Снижение на конец декабря

(в руб.)

Снижение в %

РФ

24,31

24,05

23,92

23,82

23,84

- 0,47

- 1,97

УФО

23,6

23,33

23,34

22,86

23,23

- 0,37

- 1,59

ХМАО

24,21

23,54

23,94

23,9

23,93

- 0,28

- 1,17

 

 

 

 

 

 

 

 

ДТ

30.11.2009 - 06.12.2009

07.12.2009 - 13.12.2009

14.12.2009 - 20.12.2009

21.12.2009 - 27.12.2009

28.12.2009 - 31.12.2009

Снижение на конец декабря

(в руб.)

Изменение в %

РФ

18,95

18,91

18,93

18,87

19,09

0,14

+ 0,73

УФО

19,16

19,05

19,09

18,54

19,17

0,01

+ 0,01

ХМАО

19,8

19,63

19,72

19,74

19,61

- 0,19

- 0,96

 

Выводы:

Сравнение средних оптовых цен по РФ, УФО и ХМАО

 

В целом на территории РФ отмечается также снижение розничных и оптовых цен на бензин автомобильный все марок.

 

 Средняя оптовая цена на бензин автомобильный марки АИ-76 (80) по состоянию на начало декабря 2009 в РФ составляла 24 342,63 руб., на конец месяца снизилась на 1 462,01 руб., и составляет 22 880,62 руб., что составляет 6,38 %.

По УФО оптовая цена на начало декабря 2009 составляла 22 867,33 руб., на конец месяца снизилась на 1 289,26 руб., и составила 21 578,07 руб., что составляет 5,97 %.

По ХМАО оптовая цена на начало декабря 2009 составляла 22 677,70 руб., на конец месяца снизилась на 1 272,92 руб., и составила 21 404,78 руб., что составляет 5,94 %.

 

Средняя оптовая цена на бензин автомобильный марки АИ-92 по состоянию на начало декабря 2009 в РФ составляла 25 673,54 руб., на конец месяца снизилась на 1 717,88 руб., и составила 23 955,66 руб., таким образом, снижение на 7,17 %.

По УФО оптовая цена на начало декабря 2009 составляла 24 308,74 руб., на конец месяца снизилась на 1 442,34 руб., и составила 22 866,40 руб., что составляет 6,3 %.

По ХМАО оптовая цена на начало декабря 2009 составляла 23 920,60 руб., на конец месяца снизилась на 1 572,93 руб., и составила 22 347,67 руб., что составляет 7,03 %.

 

Средняя оптовая цена на бензин автомобильный марки АИ-95 по состоянию на начало декабря 2009 в РФ составляла 28 239,32 руб., на конец месяца снизилась на 850,69 руб., и составила 27388,63 руб., таким образом, снижение на 3,1 %.

По УФО оптовая цена на начало декабря 2009 составляла 27 424,06 руб., на конец месяца снизилась на 840,68 руб., и составила 26 583,38 руб., что составляет 3,16 %.

По ХМАО оптовая цена на начало декабря 2009 составляла 26 794,44 руб., на конец месяца снизилась на 905,81 руб., и составила 25 888,63 руб., что составляет 3,49 %.

 

Средняя оптовая цена на дизельное топливо по состоянию на начало декабря 2009 в РФ составляла 20 109,01 руб., на конец месяца увеличилась на 310,96 руб., и составила 20 419,97 руб., таким образом, увеличение на 1,5 %.

По УФО оптовая цена на начало декабря 2009 составляла 19 342,47 руб., на конец месяца снизилась на 90,6 руб., и составила 19 251,87 руб., что составляет 0,47 %.

По ХМАО оптовая цена на начало декабря 2009 составляла 19 284,70 руб., на конец месяца снизилась на 97,14 руб., и составила 19 187,56 руб., что составляет 0,5 %.

 

 

            Сравнение средних розничных цен по РФ, УФО и ХМАО

 

 

Средняя розничная цена на бензин автомобильный марки АИ-76 (80) по состоянию на начало декабря 2009 в РФ составляла 19,82 руб., на конец месяца снизилась на 0,22 руб., и составляет 19,60 руб., что составляет 1,12 %.

По УФО розничная цена на начало декабря 2009 составляла 19,59 руб., на конец месяца снизилась на 0,28 руб., и составила 19,31 руб., что составляет 1,45 %.

По ХМАО розничная цена на начало декабря 2009 составляла 20,56 руб., на конец месяца снизилась на 0,39 руб., и составила 20,17 руб., что составляет 1,93 %.

 

Средняя розничная цена на бензин автомобильный марки АИ-92 по состоянию на начало декабря 2009 в РФ составляла 22,85 руб., на конец месяца снизилась на 0,63 руб., и составила 22,22 руб., таким образом, снижение на 2,83 %.

По УФО розничная цена на начало декабря 2009 составляла 22,14 руб., на конец месяца снизилась на 0,7 руб., и составила 21,44 руб., что составляет 3,26 %.

По ХМАО розничная цена на начало декабря 2009 составляла 22,94 руб., на конец месяца снизилась на 0,65 руб., и составила 22,29 руб., что составляет 2,91 %.

 

Средняя розничная цена на бензин автомобильный марки АИ-95 по состоянию на начало декабря 2009 в РФ составляла 24,31 руб., на конец месяца снизилась на 0,47 руб., и составила 23,84 руб., таким образом, снижение на 1,97 %.

По УФО розничная цена на начало декабря 2009 составляла 23,6 руб., на конец месяца снизилась на 0,37 руб., и составила 23,23 руб., что составляет 1,59 %.

По ХМАО розничная цена на начало декабря 2009 составляла 24,21 руб., на конец месяца снизилась на 0,28 руб., и составила 23,93 руб., что составляет 1,17 %.

 

Средняя розничная цена на дизельное топливо по состоянию на начало декабря 2009 в РФ составляла 18,95 руб., на конец месяца увеличилась на 0,14 руб., и составила 19,09 руб., таким образом, увеличение на 0,73 %.

По УФО розничная цена на начало декабря 2009 составляла 19,16 руб., на конец месяца увеличилась на 0,01 руб., и составила 19,17 руб., что составляет 0,05 %.

По ХМАО розничная цена на начало декабря 2009 составляла 19,8 руб., на конец месяца снизилась на 0,19 руб., и составила 19,61 руб., что составляет 0,96 %.

 

Информация о возбужденных и рассмотренных делах

за 2009 года по нарушениям на рынке нефтепродуктов

 

Действующими законодательствами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции.

Однако, локальным нормативным правовым актом Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры установило ограничение на предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты реализуемые в округе.

Цены на бензин автомобильный и дизельное топливо устанавливаются в большинстве случаев в  пределах допустимых надбавок в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.05.04г. №231-п «Об установлении предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты.

Вместе с тем УФАС по ХМАО-Югре  выявлены отдельные случаи (Кондинский и Октябрьский районы) установления монопольно высоких цен некоторыми хозяйствующими субъектами, в отношении которых Управлением приняты соответствующие меры, направленные на пресечение нарушений.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлены и пресечены такие нарушения антимонопольного законодательства, как злоупотребление доминирующим положением и сговоры направленные на установление и поддержание цен на автомобильное топливо.

За 2009 год Ханты-Мансийским УФАС России возбуждено 6 дел о нарушении антимонопольного законодательства, выявленных на рынке реализации нефтепродуктов.

По итогам рассмотрения, 2 дела возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства прекращены в связи с отсутствием нарушения, по 4  - действия ответчиков признаны нарушающими антимонопольное законодательство, выдано 5 предписаний прекращении нарушений, 3 из которых исполнены в полном объеме в установленный срок, 2 предписания в стадии обжалования в Арбитражном суде ХМАО-Югры.

   В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

            Так, согласно выявленных случаях нарушения антимонопольного законодательства возбуждено 5 административных производств, наложено оборотных штрафов на общую сумму более 13 миллионов рублей.

 

 

Описание наиболее значимых дел о нарушении антимонопольного законодательства выявленных на рынке реализации нефтепродуктов в 2009 году:

 

Пример дела

о нарушении статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ

«О защите конкуренции»

 

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России № 89 от 27.02.2008г. в отношении ООО «РОСНефтеПродукт» возбуждено дело № 02-022/2008 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» выразившихся в осуществлении с 01 ноября 2008г. по 01 марта 2009г. действий по установлению и поддержанию монопольно высокой цены товара хозяйствующим субъектом занимающим доминирующее положение на рынке розничной реализации автомобильного бензина марок АИ-76 (АИ-80), АИ-92 (АИ-93), АИ-95 (АИ-96) и дизельного топлива в географических границах города Пыть-Яха, результатом которых явилось ущемление интересов жителей города Пыть-Яха.

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно п. 1, п.2  ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции явилось поступление от Прокуратуры г.Пыть-Яха жалоб жителей на высокую цену автомобильного топлива с указанием признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Управлением проведен анализ розничного рынка бензина автомобильного  и дизельного топлива на территории города Пыть-Яха в результате которого, установлено доминирующее положение ООО «РОСНефтеПродукт» на данном товарном рынке в указанных географических границах.

ООО «РОСНефтеПродукт» занимая доминирующее положение, диктовал цену розничной реализации автомобильного топлива в г.Пыть-Яхе, в соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»  оказывая решающее влияние на общие условия розничной реализации автомобильного топлива в г.Пыть-Яхе в части установления монопольно высокой цены.

В результате рассмотрения дела установлено нарушение ООО «РОСНефтеПродукт» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления и поддержания монопольно высокой цены на автомобильное топливо хозяйствующим субъектом занимающим доминирующее положение.

В результате расследования, также установлено доминирующее положение ООО «РОСНефтеПродукт», установлен и подтвержден факт монопольно высокой цены на автомобильное топливо в соответствии со ст.6 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, выявив и доказав нарушение антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением, путем установления и поддержания монопольно высокой цены на автомобильное топливо в г.Пыть-Яхе в период с 01.11.2008г. по 01.03.2009г. Комиссия приняла решение:

  1. Признать действия ООО «РОСНефтеПродукт» нарушающими пункт 1 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления и поддержания монопольно высокой цены розничной реализации автомобильного топлива в географических границах г.Пыть-Яха.

2.     Выдать обязательное для исполнение предписание.

3.     Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности ООО «РОСНефтеПродукт» предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО «РОСНефтеПродукт» предписано прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установлении, поддержании монопольно высокой цены на услугу по розничной реализации автомобильного топлива в географических границах г.Пыть-Яха и снизить цену розничной на автомобильное топливо в г.Пыть-Яхе.

Предписание исполнено в полном объеме.

      

         Пример дела

о нарушении статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ

«О защите конкуренции»

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 15.07.2009г. №322 в отношении ООО «Транс Сервис» возбуждено дело №02-112/2009 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке розничной реализации нефтепродуктов путем нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования

            Основанием для возбуждения дела, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» явилось обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства. 

            Ханты-Мансийским УФАС России проведен анализ рынка розничной реализации автомобильного топлива на территории пгт.Междуреченский Кондинского района ХМАО-Югры, в результате которого установлено доминирующее положение ООО «Транс Сервис» на данном товарном рынке в указанных географических границах.

            Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.05.2004г. №231-п установлен предельный размер снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к покупной стоимости бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Кондинского района ХМАО-Югры в размере 30%. 

Комиссией по рассмотрению дела №02-112/2009, выявлено, что в период времени с 20.09.2008г. по 30.06.2009г. ООО «Транс Сервис», занимая доминирующее положение на рынке розничной реализации автомобильного топлива рп.Междуреченский, в нарушение Постановления Правительства ХМАО-Югры №231-п от 07.05.2004г., занималось реализацией автомобильного топлива с применением торговой надбавки в размере более 30%.

            По результатам рассмотрения дела №02-112/2009 принято решение:

1.     о признании ООО «Транс Сервис» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.     выдаче ООО «Транс Сервис» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

3.     привлечения ООО «Транс Сервис» к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Предписание исполнено в полном объеме.

 

Постановлением №84 от 03.12.2009г. по делу об административном правонарушении №02-141/2009 ООО «Транс Сервис» привлечено к административной ответственности по ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде оборотного штрафа в размере 124 036 рублей.

 

 

          Пример дела

о нарушении статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ

«О защите конкуренции»

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 24.06.2009г. №287 в отношении ООО «ЭЛЛИА» возбуждено дело №02-106/2009 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке розничной реализации нефтепродуктов путем нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования

            Основанием для возбуждения дела, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» явилось обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства. 

            Ханты-Мансийским УФАС России проведен анализ рынка розничной реализации автомобильного топлива на территории пгт.Талинка Октябрьского района ХМАО-Югры, в результате которого установлено доминирующее положение ООО «ЭЛЛИА» на данном товарном рынке в указанных географических границах.

            Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.05.2004г. №231-п установлен предельный размер снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к покупной стоимости бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Октябрьского района ХМАО-Югры в размере 30%. 

Комиссией по рассмотрению дела №02-106/2009, выявлено, что в период времени с 01.09.2008г. по 23.06.2009г. ООО «ЭЛЛИА», занимая доминирующее положение на рынке розничной реализации автомобильного топлива пгт.Талинка Октябрьского района, в нарушение Постановления Правительства ХМАО-Югры №231-п от 07.05.2004г., занималось реализацией автомобильного топлива с применением торговой надбавки в размере более 30%.

            По результатам рассмотрения дела №02-106/2009 принято решение:

4.     о признании ООО «ЭЛЛИА» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

5.     выдаче ООО «ЭЛЛИА» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

6.     привлечения ООО «ЭЛЛИА» к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Предписание исполнено в полном объеме.

 

18.09.2009г. возбуждено дело №02-140/2009 об административном правонарушении в отношении ООО «Эллиа» за нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения, 06.10.2009г. назначено административное наказание в виде штрафа 35 000 руб.

 

           Пример дела

о нарушении статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ

«О защите конкуренции»

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 29.06.2009г. №295 в отношении ООО «ЮганскНефтеПродукт» и ООО «РОСНефтеПродукт» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в осуществлении согласованных действий на рынке розничной реализации автомобильного топлива направленных на установление и поддержание цен.

Основанием для возбуждения дела, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» явилось обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства. 

            Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела №02-110/2009 выявлен факт осуществления согласованных действий между ООО «РОСНефтеПродукт» и ООО «ЮганскНефтеПродукт», выразившихся в установлении и поддержании розничных цен на автомобильное топливо в г.Нефтеюганске в период с 01.11.2008г. по 01.07.2009г.

            По результатам рассмотрения дела №02-110/2009 принято решение о признании ООО «РОСНефтеПродукт» и ООО «ЮганскНефтеПродукт» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушителям выдано обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

            Постановлением №86 от 15.12.2009г. по делу №02-171/2009 об административном правонарушении и постановлением №92 от 30.12.2009г. по делу №02-187/2009 по делу об административном правонарушении ООО «РОСНефтеПродукт» и ООО «ЮганскНефтеПродукт» привлечены к административной ответственности по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности в виде оборотных штрафов в размере 11 796 191 рубль и 1 722 740 рублей соответственно.

 

В  2010 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-мансийскому автономному округу – Югре будет осуществляться контроль за исполнением ранее выданных предписаний о прекращении и недопущении нарушений антимонопольного законодательства.

В первой квартале 2010 года заканчивается анализ и проверка уровня цен на автомобильное топливо в г.Сургуте ХМАО-Югры, по результатам которой, в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства Ханты-Мансийским УФАС будут приняты соответствующие меры по пресечению нарушений.