Арбитражный суд Западно-Сибирского округа поддержал решение Ханты-Мансийского УФАС России в отношении Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

    Напомним, что ранее в Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» поступила жалоба индивидуального предпринимателя с просьбой проверить действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта по отказу в допуске к участию в открытом конкурсе на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам.

  По результатам рассмотрения жалобы, решением комиссии антимонопольного органа жалоба предпринимателя признана обоснованной. Действия Департамента, выразившиеся в необоснованном отказе в допуске к участию в открытом конкурсе индивидуальному предпринимателю, а также другим участникам конкурса признаны нарушающими часть 1 статьи 23 Федерального закона №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также часть 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

    В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что причиной отказа в допуске к участию в открытом конкурсе предпринимателю послужило предоставление документов в составе заявки не по порядку, установленному конкурсной документацией, а также предоставление в заявке излишнего документа, а именно копии паспорта предпринимателя.

     Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что расположение документов в составе заявок не по порядку, при наличии всех необходимых документов в составе заявок, фактически не препятствовало конкурсной комиссии рассмотреть заявку предпринимателя и допустить до участия в открытом конкурсе.

    Также, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сделала вывод, что наличие в составе заявки индивидуального предпринимателя паспортных данных гражданина, никаким образом не препятствует конкурсной комиссии рассмотрению такой заявки.

 Кроме того, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России дополнительно установлено, что заявки других участников открытого конкурса также были незаконно отклонены от участия в открытом конкурсе. При этом, основанием для отказа послужило не предоставление в составе заявок документов и информации необходимые для присвоения баллов участникам на стадии отбора победителя открытого конкурса. Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что отсутствие в заявке указанных документов, в силу требований действующего законодательства не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

Не согласившись с решением Комиссии антимонопольного органа, Департамент обратился с иском в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Однако суд, рассмотрев дело №А75-9578/2017 признал решение Комиссии антимонопольного органа законным и отказал в удовлетворении требований в полном объеме указав, что отказ в допуске к участию в открытом конкурсе по основанию расположения документов в составе заявке не в соответствии с порядком указанным в конкурсной документации, является грубым не основанным на нормах действующего законодательства нарушением прав участника конкурса, способом устранения участника конкурса от возможности участия в конкурсе. 

Также суд указал, что предоставление в составе заявке излишних документов в виде паспортных данных и отклонение по этой причине заявки от участия в открытом конкурсе, противоречит положениям действующего законодательства, поскольку подобное основание не предусмотрено в качестве основания для отказа в допуске.Кроме того, суд признал правомерным вывод Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России о незаконном отказе в допуске к участию в открытом конкурсе других участников открытого конкурса указав, что не предоставление в составе заявки документом и информации необходимых исключительно для определения победителя конкурса и отказ в допуске к участию в конкурсе на этом основании, является грубым нарушением прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на участие в конкурсе, влекущее необоснованное ограничение круга лиц, участвующих в конкурсе.

Арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение Арбитражного суда ХМАО-Югры без изменения, жалобы Департамента без удовлетворения, указав на законность решения Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России.

Также необходимо отметить, что за нарушение порядка допуска к участию в конкурсе все должностные лица Департамента (члены конкурсной комиссии) привлечены к административной ответственности по части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Общая сумма наложенного штрафа составила 200 000 рублей. Все штрафы оплачены в полном объеме.

С текстами решений арбитражных судов первой, апелляционной и кассационных инстанций по делу №А75-9578/2017 можно ознакомиться здесь: http://kad.arbitr.ru/Card/8b9ceeb7-ded3-457f-b544-552c44c500c7.