РЕШЕНИЕ
по делу №05-06-24/2018
резолютивная часть решения оглашена «14» мая 2019 года
решение в полном объеме изготовлено «27» мая 2019 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
– «_»
Членов Комиссии:
– «_»
– «_»
рассмотрев дело №05-06-24/2018 по признакам нарушения Администрацией Кондинского района (ул. Титова, д. 21, пгт. Междуреченский, Кондинский р-н, ХМАО-Югра, 628200) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
в отсутствии на заседании представителя заявителя по делу от ИП «_», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии на заседании представителя заявителя по делу от ИП «_», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии представителя ответчика по делу от Администрации Кондинского района, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от ИП «_», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение от ИП «_» и ИП «_» (от 31.07.2018 вх. №1164-ж), содержащее сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Кондинского района (далее – Администрация) при проведении закупок на приобретение жилых помещений в Кондинском районе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России принято решение о возбуждении дела №05-06-24/2018 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 30.10.2018 №110.
Определением о назначении дела №05-06-24/2018 (№05-06/ТВ-5938 от 06.11.2018) рассмотрение дела назначено на 30.11.2018, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.
Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-24/2018 (№05-06/ОТ-6644 от 03.12.2018) рассмотрение дела назначено на 22.01.2019, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.
Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-24/2018 (№05-06/ОТ-395 от 23.01.2019) рассмотрение дела назначено на 19.02.2019, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.
Определением о продлении срока рассмотрения дела №05-06-24/2018 (№05-06/ОТ-535 от 29.01.2019) срок рассмотрения дела продлен до 06.08.2019.
В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела (исх.№05-11/ОТ-1182 от 21.02.2019), в соответствии с которым рассмотрение дела назначено на 14.05.2019.
Кроме того, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес Администрации направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-11/ОТ-1231 от 25.02.2019).
Администрацией представлены пояснения на заключение об обстоятельствах дела, согласно которым, по мнению Администрации, действия по установлению требования к приобретаемому жилому помещению о вводе его в эксплуатацию не ранее 2017 года не нарушают нормы законодательства о контрактной системе и не содержат признаки ограничения конкуренции.
Кроме того, по мнению Администрации, установление иного года постройки жилья в целях осуществления закупки не создаст возможности участия в закупке всех желающих участвовать в закупке лиц.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции оценка доказательствам и доводам, представленным лицами, участвующими в деле, дается комиссией при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России полагает данный довод безосновательным, поскольку, возражения не содержат пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствующих об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).
Также, Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района (далее – Комитет) представлены пояснения на заключение об обстоятельствах дела, согласно которым, по мнению Комитета, действия заказчика, по установлению требования в аукционной документации к сроку ввода в эксплуатацию жилого помещения не содержат в себе нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и не создают условий, способствующих к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России полагает данный довод безосновательным, поскольку как было указанно выше Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 30.10.2018 №110 принято решение о возбуждении дела №05-06-24/2018 в отношении Администрации, которая согласно аукционной документацией является уполномоченным органом.
Кроме того, согласно определению о назначении дела №05-06-24/2018 (№05-06/ТВ-5938 от 06.11.2018) Комитет, который согласно аукционной документацией является заказчиком, привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении Администрации, а не в отношении Комитета, как это считает последний.
От иных лиц участвующих в деле не были представлены Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России пояснения, доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.
Изучив материалы дела, письменные пояснения ответчика по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 08.11.2017, на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) Администрацией размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение квартиры в капитальном исполнении в пгт.Междуреченский (далее - аукцион) (извещение №0187300003517000460). Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация.
Согласно аукционной документации, заказчиком является Комитет, уполномоченным органом является Администрация.
Как следует из извещения, сроком окончания подачи заявок является 16.11.2017 в 09:00.
Согласно разделу II аукционной документации (Техническое задание), Администрации необходимо закупить однокомнатную квартиру общей площадью не менее 35,0 кв.м. и не более 36,0 кв.м.
Как следует из раздела II аукционной документации (Техническое задание), одним из требований, предъявляемых к дому, в котором расположены жилые помещения, является требование к сроку ввода дома в эксплуатацию – не ранее 2017 года.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 17.11.2017 №0187300003517000460-1 поступило две заявки.
Согласно этого же протокола, претенденту под №1 (ИП «_») отказано в допуске к участию в аукционе, по причине не соответствия заявки на участие в аукционе установленным требованиям документации об аукционе, а именно в связи с тем, что предложена к поставке квартира с разрешением на ввод в эксплуатацию, выданным в 2015 году, требование документации об аукционе «не ранее 2017 года».
Протоколом рассмотрения заявки единственного участника аукциона от 21.11.2017 №0187300003517000460-2 аукцион признан несостоявшимся, заявка претендента №2 – ИП «_» признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
В рамках рассмотрения обращения, Ханты-Мансийским УФАС России был направлен запрос в Администрацию о предоставлении информации, касающейся введенных в эксплуатацию жилых домов на территории Кондинского района в период с 2015 года по октябрь 2018 года.
По результатам исследования предоставленной Администрацией информации было установлено, что в период с 2015 года по 16.11.2017 года в пгт.Междуреченский были введены в эксплуатацию 7 жилых домов. При этом жилые дома вводились в эксплуатацию разными застройщиками.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (ред. от 29.07.2017) установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
При этом, частью 3 статьи 33 установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как указывалось ранее, из положений аукционной документации усматривается, что участниками аукциона могут быть лишь те хозяйствующие субъекты, которые на праве собственности владеют жилыми помещениями, расположенными в домах, разрешение на ввод в эксплуатацию которых получено не ранее 2017 года.
Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что исходя из цели процедуры ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, требование о сроке ввода в эксплуатацию дома, в котором расположены жилые помещения (не ранее 2017 года), не является требованием к качеству, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара или требованием к его безопасности. Такое требование также не является требованием к техническим характеристикам товара, каковым в данном конкретном случае выступают жилые помещения в доме.
Так, технические характеристики, предъявляемые к жилым помещениям в доме, или технические характеристики, предъявляемые к самому жилому дому представляют собой количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, применяемых в жилом помещении или доме, в котором расположено жилое помещение.
Срок ввода дома в эксплуатацию, то есть период, в котором было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, исходя из своего значения, не относится к техническим характеристикам жилых помещений в доме или техническим характеристикам самого дома, не устанавливает каких-либо количественных, качественных показателей свойств строительных конструкций, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения.
Указанная позиция Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России также подтверждается правоприменительной практикой, изложенной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.03.2015 по делу №А70-5252/2014.
Кроме того, определением Верховного Суда РФ от 15.07.2015 №304-КГ15-7912 отказано в передаче дела №А70-5252/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства указанного постановления.
Так, срок ввода дома в эксплуатацию представляет собой временной промежуток до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, проектной документации. Получение указанного разрешения означает лишь введение объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела у Администрации были запрошены копии выданных разрешений на ввод в эксплуатацию жилых домов в период с 01.01.2015 по 30.11.2017 на территории пгт. Междуреченский.
Согласно представленным разрешениям на ввод объектов в эксплуатацию, в указанный период были введены 5 жилых домов с однокомнатными квартирами, площадью от 35,0 кв.м. до 35,3 кв.м., а именно в 2015 году 1 дом, в 2016 году 1 дом, в 2017 году 3 дома.
Таким образом, в ходе изучения вышеуказанных документов Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в период с 01.01.2017 по 16.11.2017 (дата окончания подачи заявок) было введено в эксплуатацию 3 жилых дома, два из которых принадлежат ИП «_» (разрешения на ввод в эксплуатацию от 26.10.2017) и один дом принадлежит ООО «Кондинская строительная компания» (разрешение на ввод в эксплуатацию от 16.11.2017).
При этом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что на дом принадлежащий ООО «Кондинская строительная компания», разрешение на ввод объекта в эксплуатацию датировано 16.11.2017, т.е. данное разрешение было изготовлено/выдано Администрацией в день даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Ранее, в ходе рассмотрения дела по существу представитель Администрации пояснил, что Управление архитектуры и градостроительства администрации Кондинского района входит в структуру администрации Кондинского района, которое уполномочено на решение вопросов, связанных с осуществлением полномочий местного самоуправления в области градостроительной деятельности, в том числе на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Кроме того, представитель Администрации пояснил, что в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Кондинского района установлены дни и часы приема: ежедневно с 8:30 до 12:00, с 13:30 до 18:00, кроме выходных (суббота, воскресенье). То есть представитель Администрации предположил, что ООО «Кондинская строительная компания» за 30 минут могло сформировать пакет документов для подачи заявки на участие в аукционе.
Однако, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что ООО «Кондинская строительная компания» не смогло бы участвовать в настоящем аукционе по причине отсутствия полного пакета документов, необходимых для подачи первой и второй части заявок одновременно.
Так, пунктом 11 раздела II аукционной документации (Техническое задание) установлено обязательное наличие кадастрового учета и зарегистрированного права собственности на жилое помещение, что должно быть подтверждено выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, предоставляемой муниципальному заказчику в течение 2 (двух) календарных дней с момента определения победителя аукциона. Указываются реквизиты выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удостоверяющей постановку на кадастровый учет жилого помещения и проведенную государственную регистрацию прав.
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (16.11.2017 с 8:30) и до окончания срока подачи заявок (16.11.2017 в 09:00), т.е. за 30 минут, проведение кадастрового учета и регистрацию права собственности на жилое помещение осуществить не возможно.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, требование аукционной документации о сроке ввода объекта в эксплуатацию влечет за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку исключает из числа участников аукциона субъектов предпринимательской деятельности, разрешение на ввод в эксплуатацию которых получено в иные периоды времени.
Следовательно, действия Администрации, выразившиеся в установлении в аукционной документации требования к сроку ввода дома в эксплуатацию – не ранее 2017 года, содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 названного Порядка, а именно проводится обзор рынка.
Для квалификации действий, статьей 17 Закона о защите конкуренции не требуется проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, достаточно определить временной интервал, предмет торгов и состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.
В соответствии с пунктом 11.3 Порядка с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 20.07.2016 №1000/16, составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 08.11.2017 (дата размещения извещения о проведении аукциона) по 31.12.2017 (дата исполнения обязательств по контракту, заключенному по результатам аукциона).
2. Предмет торгов: право заключения муниципального контракта на приобретение квартиры в капитальном исполнении в пгт.Междуреченский.
3. Круг хозяйствующих субъектов, имеющих право принимать участие в торгах является открытым, в торгах участвовал ИП «_», а также заявку на участие в аукционе подавал ИП «_»
Как следует из материалов дела, по результатам проведения аукциона между Комитетом и ИП Биджевым З.Ю. заключен муниципальный контракт на приобретение квартиры в капитальном исполнении в пгт. Междуреченский от 04.12.2017 №0187300003517000460-0057956-01.
Учитывая изложенное, а также то, что по результатам проведения аукциона заключен муниципальный контракт от 04.12.2017 №0187300003517000460-0057956-01, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Нарушение требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
РЕШИЛА:
1. Основания для прекращения рассмотрения дела №05-06-24/2018, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
2. Признать в действиях Администрации Кондинского района, выразившихся в установлении в аукционной документации требования к сроку ввода дома в эксплуатацию – не ранее 2017 года, нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, в связи с заключенным по результатам проведения аукциона муниципальным контрактом от 04.12.2017 №0187300003517000460-0057956-01.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
stdClass Object
(
[vid] => 15382
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №05-06-24/2018
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 15382
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1569482172
[changed] => 1569482172
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1569482172
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу №05-06-24/2018
резолютивная часть решения оглашена «14» мая 2019 года
решение в полном объеме изготовлено «27» мая 2019 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
– «_»
Членов Комиссии:
– «_»
– «_»
рассмотрев дело №05-06-24/2018 по признакам нарушения Администрацией Кондинского района (ул. Титова, д. 21, пгт. Междуреченский, Кондинский р-н, ХМАО-Югра, 628200) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
в отсутствии на заседании представителя заявителя по делу от ИП «_», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии на заседании представителя заявителя по делу от ИП «_», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии представителя ответчика по делу от Администрации Кондинского района, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от ИП «_», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение от ИП «_» и ИП «_» (от 31.07.2018 вх. №1164-ж), содержащее сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Кондинского района (далее – Администрация) при проведении закупок на приобретение жилых помещений в Кондинском районе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России принято решение о возбуждении дела №05-06-24/2018 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 30.10.2018 №110.
Определением о назначении дела №05-06-24/2018 (№05-06/ТВ-5938 от 06.11.2018) рассмотрение дела назначено на 30.11.2018, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.
Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-24/2018 (№05-06/ОТ-6644 от 03.12.2018) рассмотрение дела назначено на 22.01.2019, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.
Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-24/2018 (№05-06/ОТ-395 от 23.01.2019) рассмотрение дела назначено на 19.02.2019, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.
Определением о продлении срока рассмотрения дела №05-06-24/2018 (№05-06/ОТ-535 от 29.01.2019) срок рассмотрения дела продлен до 06.08.2019.
В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела (исх.№05-11/ОТ-1182 от 21.02.2019), в соответствии с которым рассмотрение дела назначено на 14.05.2019.
Кроме того, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес Администрации направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-11/ОТ-1231 от 25.02.2019).
Администрацией представлены пояснения на заключение об обстоятельствах дела, согласно которым, по мнению Администрации, действия по установлению требования к приобретаемому жилому помещению о вводе его в эксплуатацию не ранее 2017 года не нарушают нормы законодательства о контрактной системе и не содержат признаки ограничения конкуренции.
Кроме того, по мнению Администрации, установление иного года постройки жилья в целях осуществления закупки не создаст возможности участия в закупке всех желающих участвовать в закупке лиц.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции оценка доказательствам и доводам, представленным лицами, участвующими в деле, дается комиссией при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России полагает данный довод безосновательным, поскольку, возражения не содержат пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствующих об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).
Также, Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района (далее – Комитет) представлены пояснения на заключение об обстоятельствах дела, согласно которым, по мнению Комитета, действия заказчика, по установлению требования в аукционной документации к сроку ввода в эксплуатацию жилого помещения не содержат в себе нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и не создают условий, способствующих к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России полагает данный довод безосновательным, поскольку как было указанно выше Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 30.10.2018 №110 принято решение о возбуждении дела №05-06-24/2018 в отношении Администрации, которая согласно аукционной документацией является уполномоченным органом.
Кроме того, согласно определению о назначении дела №05-06-24/2018 (№05-06/ТВ-5938 от 06.11.2018) Комитет, который согласно аукционной документацией является заказчиком, привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении Администрации, а не в отношении Комитета, как это считает последний.
От иных лиц участвующих в деле не были представлены Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России пояснения, доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.
Изучив материалы дела, письменные пояснения ответчика по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 08.11.2017, на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) Администрацией размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение квартиры в капитальном исполнении в пгт.Междуреченский (далее - аукцион) (извещение №0187300003517000460). Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация.
Согласно аукционной документации, заказчиком является Комитет, уполномоченным органом является Администрация.
Как следует из извещения, сроком окончания подачи заявок является 16.11.2017 в 09:00.
Согласно разделу II аукционной документации (Техническое задание), Администрации необходимо закупить однокомнатную квартиру общей площадью не менее 35,0 кв.м. и не более 36,0 кв.м.
Как следует из раздела II аукционной документации (Техническое задание), одним из требований, предъявляемых к дому, в котором расположены жилые помещения, является требование к сроку ввода дома в эксплуатацию – не ранее 2017 года.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 17.11.2017 №0187300003517000460-1 поступило две заявки.
Согласно этого же протокола, претенденту под №1 (ИП «_») отказано в допуске к участию в аукционе, по причине не соответствия заявки на участие в аукционе установленным требованиям документации об аукционе, а именно в связи с тем, что предложена к поставке квартира с разрешением на ввод в эксплуатацию, выданным в 2015 году, требование документации об аукционе «не ранее 2017 года».
Протоколом рассмотрения заявки единственного участника аукциона от 21.11.2017 №0187300003517000460-2 аукцион признан несостоявшимся, заявка претендента №2 – ИП «_» признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
В рамках рассмотрения обращения, Ханты-Мансийским УФАС России был направлен запрос в Администрацию о предоставлении информации, касающейся введенных в эксплуатацию жилых домов на территории Кондинского района в период с 2015 года по октябрь 2018 года.
По результатам исследования предоставленной Администрацией информации было установлено, что в период с 2015 года по 16.11.2017 года в пгт.Междуреченский были введены в эксплуатацию 7 жилых домов. При этом жилые дома вводились в эксплуатацию разными застройщиками.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (ред. от 29.07.2017) установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
При этом, частью 3 статьи 33 установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как указывалось ранее, из положений аукционной документации усматривается, что участниками аукциона могут быть лишь те хозяйствующие субъекты, которые на праве собственности владеют жилыми помещениями, расположенными в домах, разрешение на ввод в эксплуатацию которых получено не ранее 2017 года.
Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что исходя из цели процедуры ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, требование о сроке ввода в эксплуатацию дома, в котором расположены жилые помещения (не ранее 2017 года), не является требованием к качеству, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара или требованием к его безопасности. Такое требование также не является требованием к техническим характеристикам товара, каковым в данном конкретном случае выступают жилые помещения в доме.
Так, технические характеристики, предъявляемые к жилым помещениям в доме, или технические характеристики, предъявляемые к самому жилому дому представляют собой количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, применяемых в жилом помещении или доме, в котором расположено жилое помещение.
Срок ввода дома в эксплуатацию, то есть период, в котором было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, исходя из своего значения, не относится к техническим характеристикам жилых помещений в доме или техническим характеристикам самого дома, не устанавливает каких-либо количественных, качественных показателей свойств строительных конструкций, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения.
Указанная позиция Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России также подтверждается правоприменительной практикой, изложенной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.03.2015 по делу №А70-5252/2014.
Кроме того, определением Верховного Суда РФ от 15.07.2015 №304-КГ15-7912 отказано в передаче дела №А70-5252/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства указанного постановления.
Так, срок ввода дома в эксплуатацию представляет собой временной промежуток до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, проектной документации. Получение указанного разрешения означает лишь введение объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела у Администрации были запрошены копии выданных разрешений на ввод в эксплуатацию жилых домов в период с 01.01.2015 по 30.11.2017 на территории пгт. Междуреченский.
Согласно представленным разрешениям на ввод объектов в эксплуатацию, в указанный период были введены 5 жилых домов с однокомнатными квартирами, площадью от 35,0 кв.м. до 35,3 кв.м., а именно в 2015 году 1 дом, в 2016 году 1 дом, в 2017 году 3 дома.
Таким образом, в ходе изучения вышеуказанных документов Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в период с 01.01.2017 по 16.11.2017 (дата окончания подачи заявок) было введено в эксплуатацию 3 жилых дома, два из которых принадлежат ИП «_» (разрешения на ввод в эксплуатацию от 26.10.2017) и один дом принадлежит ООО «Кондинская строительная компания» (разрешение на ввод в эксплуатацию от 16.11.2017).
При этом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что на дом принадлежащий ООО «Кондинская строительная компания», разрешение на ввод объекта в эксплуатацию датировано 16.11.2017, т.е. данное разрешение было изготовлено/выдано Администрацией в день даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Ранее, в ходе рассмотрения дела по существу представитель Администрации пояснил, что Управление архитектуры и градостроительства администрации Кондинского района входит в структуру администрации Кондинского района, которое уполномочено на решение вопросов, связанных с осуществлением полномочий местного самоуправления в области градостроительной деятельности, в том числе на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Кроме того, представитель Администрации пояснил, что в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Кондинского района установлены дни и часы приема: ежедневно с 8:30 до 12:00, с 13:30 до 18:00, кроме выходных (суббота, воскресенье). То есть представитель Администрации предположил, что ООО «Кондинская строительная компания» за 30 минут могло сформировать пакет документов для подачи заявки на участие в аукционе.
Однако, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что ООО «Кондинская строительная компания» не смогло бы участвовать в настоящем аукционе по причине отсутствия полного пакета документов, необходимых для подачи первой и второй части заявок одновременно.
Так, пунктом 11 раздела II аукционной документации (Техническое задание) установлено обязательное наличие кадастрового учета и зарегистрированного права собственности на жилое помещение, что должно быть подтверждено выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, предоставляемой муниципальному заказчику в течение 2 (двух) календарных дней с момента определения победителя аукциона. Указываются реквизиты выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удостоверяющей постановку на кадастровый учет жилого помещения и проведенную государственную регистрацию прав.
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (16.11.2017 с 8:30) и до окончания срока подачи заявок (16.11.2017 в 09:00), т.е. за 30 минут, проведение кадастрового учета и регистрацию права собственности на жилое помещение осуществить не возможно.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, требование аукционной документации о сроке ввода объекта в эксплуатацию влечет за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку исключает из числа участников аукциона субъектов предпринимательской деятельности, разрешение на ввод в эксплуатацию которых получено в иные периоды времени.
Следовательно, действия Администрации, выразившиеся в установлении в аукционной документации требования к сроку ввода дома в эксплуатацию – не ранее 2017 года, содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 названного Порядка, а именно проводится обзор рынка.
Для квалификации действий, статьей 17 Закона о защите конкуренции не требуется проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, достаточно определить временной интервал, предмет торгов и состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.
В соответствии с пунктом 11.3 Порядка с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 20.07.2016 №1000/16, составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 08.11.2017 (дата размещения извещения о проведении аукциона) по 31.12.2017 (дата исполнения обязательств по контракту, заключенному по результатам аукциона).
2. Предмет торгов: право заключения муниципального контракта на приобретение квартиры в капитальном исполнении в пгт.Междуреченский.
3. Круг хозяйствующих субъектов, имеющих право принимать участие в торгах является открытым, в торгах участвовал ИП «_», а также заявку на участие в аукционе подавал ИП «_»
Как следует из материалов дела, по результатам проведения аукциона между Комитетом и ИП Биджевым З.Ю. заключен муниципальный контракт на приобретение квартиры в капитальном исполнении в пгт. Междуреченский от 04.12.2017 №0187300003517000460-0057956-01.
Учитывая изложенное, а также то, что по результатам проведения аукциона заключен муниципальный контракт от 04.12.2017 №0187300003517000460-0057956-01, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Нарушение требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
РЕШИЛА:
1. Основания для прекращения рассмотрения дела №05-06-24/2018, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
2. Признать в действиях Администрации Кондинского района, выразившихся в установлении в аукционной документации требования к сроку ввода дома в эксплуатацию – не ранее 2017 года, нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, в связи с заключенным по результатам проведения аукциона муниципальным контрактом от 04.12.2017 №0187300003517000460-0057956-01.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу №05-06-24/2018
резолютивная часть решения оглашена «14» мая 2019 года
решение в полном объеме изготовлено «27» мая 2019 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
– «_»
Членов Комиссии:
– «_»
– «_»
рассмотрев дело №05-06-24/2018 по признакам нарушения Администрацией Кондинского района (ул. Титова, д. 21, пгт. Междуреченский, Кондинский р-н, ХМАО-Югра, 628200) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
в отсутствии на заседании представителя заявителя по делу от ИП «_», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии на заседании представителя заявителя по делу от ИП «_», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии представителя ответчика по делу от Администрации Кондинского района, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от ИП «_», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение от ИП «_» и ИП «_» (от 31.07.2018 вх. №1164-ж), содержащее сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Кондинского района (далее – Администрация) при проведении закупок на приобретение жилых помещений в Кондинском районе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России принято решение о возбуждении дела №05-06-24/2018 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 30.10.2018 №110.
Определением о назначении дела №05-06-24/2018 (№05-06/ТВ-5938 от 06.11.2018) рассмотрение дела назначено на 30.11.2018, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.
Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-24/2018 (№05-06/ОТ-6644 от 03.12.2018) рассмотрение дела назначено на 22.01.2019, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.
Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-24/2018 (№05-06/ОТ-395 от 23.01.2019) рассмотрение дела назначено на 19.02.2019, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.
Определением о продлении срока рассмотрения дела №05-06-24/2018 (№05-06/ОТ-535 от 29.01.2019) срок рассмотрения дела продлен до 06.08.2019.
В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела (исх.№05-11/ОТ-1182 от 21.02.2019), в соответствии с которым рассмотрение дела назначено на 14.05.2019.
Кроме того, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес Администрации направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-11/ОТ-1231 от 25.02.2019).
Администрацией представлены пояснения на заключение об обстоятельствах дела, согласно которым, по мнению Администрации, действия по установлению требования к приобретаемому жилому помещению о вводе его в эксплуатацию не ранее 2017 года не нарушают нормы законодательства о контрактной системе и не содержат признаки ограничения конкуренции.
Кроме того, по мнению Администрации, установление иного года постройки жилья в целях осуществления закупки не создаст возможности участия в закупке всех желающих участвовать в закупке лиц.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции оценка доказательствам и доводам, представленным лицами, участвующими в деле, дается комиссией при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России полагает данный довод безосновательным, поскольку, возражения не содержат пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствующих об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).
Также, Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района (далее – Комитет) представлены пояснения на заключение об обстоятельствах дела, согласно которым, по мнению Комитета, действия заказчика, по установлению требования в аукционной документации к сроку ввода в эксплуатацию жилого помещения не содержат в себе нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и не создают условий, способствующих к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России полагает данный довод безосновательным, поскольку как было указанно выше Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 30.10.2018 №110 принято решение о возбуждении дела №05-06-24/2018 в отношении Администрации, которая согласно аукционной документацией является уполномоченным органом.
Кроме того, согласно определению о назначении дела №05-06-24/2018 (№05-06/ТВ-5938 от 06.11.2018) Комитет, который согласно аукционной документацией является заказчиком, привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении Администрации, а не в отношении Комитета, как это считает последний.
От иных лиц участвующих в деле не были представлены Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России пояснения, доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.
Изучив материалы дела, письменные пояснения ответчика по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 08.11.2017, на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) Администрацией размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение квартиры в капитальном исполнении в пгт.Междуреченский (далее - аукцион) (извещение №0187300003517000460). Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация.
Согласно аукционной документации, заказчиком является Комитет, уполномоченным органом является Администрация.
Как следует из извещения, сроком окончания подачи заявок является 16.11.2017 в 09:00.
Согласно разделу II аукционной документации (Техническое задание), Администрации необходимо закупить однокомнатную квартиру общей площадью не менее 35,0 кв.м. и не более 36,0 кв.м.
Как следует из раздела II аукционной документации (Техническое задание), одним из требований, предъявляемых к дому, в котором расположены жилые помещения, является требование к сроку ввода дома в эксплуатацию – не ранее 2017 года.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 17.11.2017 №0187300003517000460-1 поступило две заявки.
Согласно этого же протокола, претенденту под №1 (ИП «_») отказано в допуске к участию в аукционе, по причине не соответствия заявки на участие в аукционе установленным требованиям документации об аукционе, а именно в связи с тем, что предложена к поставке квартира с разрешением на ввод в эксплуатацию, выданным в 2015 году, требование документации об аукционе «не ранее 2017 года».
Протоколом рассмотрения заявки единственного участника аукциона от 21.11.2017 №0187300003517000460-2 аукцион признан несостоявшимся, заявка претендента №2 – ИП «_» признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
В рамках рассмотрения обращения, Ханты-Мансийским УФАС России был направлен запрос в Администрацию о предоставлении информации, касающейся введенных в эксплуатацию жилых домов на территории Кондинского района в период с 2015 года по октябрь 2018 года.
По результатам исследования предоставленной Администрацией информации было установлено, что в период с 2015 года по 16.11.2017 года в пгт.Междуреченский были введены в эксплуатацию 7 жилых домов. При этом жилые дома вводились в эксплуатацию разными застройщиками.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (ред. от 29.07.2017) установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
При этом, частью 3 статьи 33 установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как указывалось ранее, из положений аукционной документации усматривается, что участниками аукциона могут быть лишь те хозяйствующие субъекты, которые на праве собственности владеют жилыми помещениями, расположенными в домах, разрешение на ввод в эксплуатацию которых получено не ранее 2017 года.
Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что исходя из цели процедуры ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, требование о сроке ввода в эксплуатацию дома, в котором расположены жилые помещения (не ранее 2017 года), не является требованием к качеству, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара или требованием к его безопасности. Такое требование также не является требованием к техническим характеристикам товара, каковым в данном конкретном случае выступают жилые помещения в доме.
Так, технические характеристики, предъявляемые к жилым помещениям в доме, или технические характеристики, предъявляемые к самому жилому дому представляют собой количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, применяемых в жилом помещении или доме, в котором расположено жилое помещение.
Срок ввода дома в эксплуатацию, то есть период, в котором было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, исходя из своего значения, не относится к техническим характеристикам жилых помещений в доме или техническим характеристикам самого дома, не устанавливает каких-либо количественных, качественных показателей свойств строительных конструкций, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения.
Указанная позиция Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России также подтверждается правоприменительной практикой, изложенной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.03.2015 по делу №А70-5252/2014.
Кроме того, определением Верховного Суда РФ от 15.07.2015 №304-КГ15-7912 отказано в передаче дела №А70-5252/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства указанного постановления.
Так, срок ввода дома в эксплуатацию представляет собой временной промежуток до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, проектной документации. Получение указанного разрешения означает лишь введение объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела у Администрации были запрошены копии выданных разрешений на ввод в эксплуатацию жилых домов в период с 01.01.2015 по 30.11.2017 на территории пгт. Междуреченский.
Согласно представленным разрешениям на ввод объектов в эксплуатацию, в указанный период были введены 5 жилых домов с однокомнатными квартирами, площадью от 35,0 кв.м. до 35,3 кв.м., а именно в 2015 году 1 дом, в 2016 году 1 дом, в 2017 году 3 дома.
Таким образом, в ходе изучения вышеуказанных документов Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в период с 01.01.2017 по 16.11.2017 (дата окончания подачи заявок) было введено в эксплуатацию 3 жилых дома, два из которых принадлежат ИП «_» (разрешения на ввод в эксплуатацию от 26.10.2017) и один дом принадлежит ООО «Кондинская строительная компания» (разрешение на ввод в эксплуатацию от 16.11.2017).
При этом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что на дом принадлежащий ООО «Кондинская строительная компания», разрешение на ввод объекта в эксплуатацию датировано 16.11.2017, т.е. данное разрешение было изготовлено/выдано Администрацией в день даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Ранее, в ходе рассмотрения дела по существу представитель Администрации пояснил, что Управление архитектуры и градостроительства администрации Кондинского района входит в структуру администрации Кондинского района, которое уполномочено на решение вопросов, связанных с осуществлением полномочий местного самоуправления в области градостроительной деятельности, в том числе на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Кроме того, представитель Администрации пояснил, что в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Кондинского района установлены дни и часы приема: ежедневно с 8:30 до 12:00, с 13:30 до 18:00, кроме выходных (суббота, воскресенье). То есть представитель Администрации предположил, что ООО «Кондинская строительная компания» за 30 минут могло сформировать пакет документов для подачи заявки на участие в аукционе.
Однако, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что ООО «Кондинская строительная компания» не смогло бы участвовать в настоящем аукционе по причине отсутствия полного пакета документов, необходимых для подачи первой и второй части заявок одновременно.
Так, пунктом 11 раздела II аукционной документации (Техническое задание) установлено обязательное наличие кадастрового учета и зарегистрированного права собственности на жилое помещение, что должно быть подтверждено выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, предоставляемой муниципальному заказчику в течение 2 (двух) календарных дней с момента определения победителя аукциона. Указываются реквизиты выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удостоверяющей постановку на кадастровый учет жилого помещения и проведенную государственную регистрацию прав.
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (16.11.2017 с 8:30) и до окончания срока подачи заявок (16.11.2017 в 09:00), т.е. за 30 минут, проведение кадастрового учета и регистрацию права собственности на жилое помещение осуществить не возможно.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, требование аукционной документации о сроке ввода объекта в эксплуатацию влечет за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку исключает из числа участников аукциона субъектов предпринимательской деятельности, разрешение на ввод в эксплуатацию которых получено в иные периоды времени.
Следовательно, действия Администрации, выразившиеся в установлении в аукционной документации требования к сроку ввода дома в эксплуатацию – не ранее 2017 года, содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 названного Порядка, а именно проводится обзор рынка.
Для квалификации действий, статьей 17 Закона о защите конкуренции не требуется проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, достаточно определить временной интервал, предмет торгов и состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.
В соответствии с пунктом 11.3 Порядка с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 20.07.2016 №1000/16, составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 08.11.2017 (дата размещения извещения о проведении аукциона) по 31.12.2017 (дата исполнения обязательств по контракту, заключенному по результатам аукциона).
2. Предмет торгов: право заключения муниципального контракта на приобретение квартиры в капитальном исполнении в пгт.Междуреченский.
3. Круг хозяйствующих субъектов, имеющих право принимать участие в торгах является открытым, в торгах участвовал ИП «_», а также заявку на участие в аукционе подавал ИП «_»
Как следует из материалов дела, по результатам проведения аукциона между Комитетом и ИП Биджевым З.Ю. заключен муниципальный контракт на приобретение квартиры в капитальном исполнении в пгт. Междуреченский от 04.12.2017 №0187300003517000460-0057956-01.
Учитывая изложенное, а также то, что по результатам проведения аукциона заключен муниципальный контракт от 04.12.2017 №0187300003517000460-0057956-01, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Нарушение требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
РЕШИЛА:
1. Основания для прекращения рассмотрения дела №05-06-24/2018, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
2. Признать в действиях Администрации Кондинского района, выразившихся в установлении в аукционной документации требования к сроку ввода дома в эксплуатацию – не ранее 2017 года, нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, в связи с заключенным по результатам проведения аукциона муниципальным контрактом от 04.12.2017 №0187300003517000460-0057956-01.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №05-06-24/2018
[format] =>
[safe_value] => №05-06-24/2018
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 2
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2019-05-27 11:51:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2019-05-27 11:51:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1569482172
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России
)