Протокол № 1 Заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе по ХМАО-Югре

г. Ханты-Мансийск                                                                           14.03.2014 г.
 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:
Председатель Экспертного совета, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре

Иванов В.П.

 

ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Ответственный секретарь Экспертного совета

Шевцова С.Ю. – главный государственный инспектор отдела Управления;
 

Члены экспертного Совета:

Шевцова С.Ю. – главный государственный инспектор отдела Управления;
Плотников А.А. – начальник отдела рекламы МКУ «УКС г.Ханты-Мансийск».

Толоконцев В.С. - консультант  отдела государственного регулирования в сфере молодежной политики;

Бакшеева М.Г. - заместитель директора ГИ ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет»;

 

В ходе заседания был рассмотрен следующий вопрос: Обращения граждан округа, Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургут относительно признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях ООО «Мотив»,  содержащее признаки нарушений Закона о рекламе.

Из содержания обращений следует, что оператор связи «Мотив» распространяет  рекламу тарифа «По рублю» с изображением топора и  разлетающихся в разные стороны брызг оранжевого цвета.

Вопрос: Восприятие данного изображения топора, брызг и слогана «ПОРУБЛЮ», которое написано слитно ассоциируется с насилием, болю и кровью или нет.

 

На официальном сайте Ханты-мансийского УФАС России в аналитических целях было проведен интернет-голосование.

Гражданам предлагалось выбрать один из понравившихся ответов, отражающих собственное мнение голосующих.

По результатом голосования процентное соотношение выглядит следующим образом:

  1. креативная, не содержит нарушения закона о рекламе (понятно, что это реклама тарифа) - 16%
  2. содержит непристойный образ, сравнение, ассоциирующееся с насилием, болью,кровью, негативно влияет на детей - 81%
  3. мне все равно, что изображено на рекламном баннере - 3%

 

Решение Экспертного совета  носит рекомендательный характер и представляться в Управление Федеральной антимонопольной службы для принятия решений о соответствии рекламы требованиям законодательства Российской Федерации, реализации государственной политики в области контроля соблюдения рекламного законодательства и подготовки предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.

По итогам заседания сформулированы следующие выводы, решения, а именно:

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Целью любой рекламы является продажа рекламируемого товара или услуги. Этой цели должны быть подчинены все составляющие текста. Они присутствуют во всех рекламных материалах, обеспечивая единство кампании: единство формы и единство содержания.

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации (часть 11 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ).

В тексте рекламы сотовой службы «МОТИВ» в завуалированной форме используется слово «ПОРУБЛЮ», (ПОРУБИТЬ — ПОРУБИТЬ, ублю, убишь; убленный; совер., кого (что). Вырубить, срубить, изрубить в большом количестве, совсем. П. все деревья. П. саблей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992)употребляемое в агрессивной и угрожающей форме.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ в рекламе не допускается использование: бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

При вынесении решения члены Комиссии при обсуждении данного вопроса сошлись во мнении, что использование данного слова в указанном выше словосочетании, сопровождающееся визуально-графическими рисункам топора, рассекающего белое полотнище и брызгами похожими на кровь, придает рекламе двусмысленность, вызывает пугающие и оскорбительные ассоциации.

 

В городе Ханты-Мансийске по предписанию Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска баннеры с вышеуказанной тематикой были сняты.   

 

 

Председатель
Экспертного совета ____________________________ В.П.Иванов

Ответственный секретарь
Экспертного совета _____________________________ С.Ю.Шевцова

 

Дата проведения Совета: 
14 марта 2014, 14:50