• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

А вклада «Куркулий» то нет….

28 мая 2013 года Ханты-Мансийским УФАС России в действиях ОАО «СКБ-Банк» было установлено нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в части отсутствия в рекламе части существенной информации о фактически предоставляемых банковских продуктах, которые могут ввести потребителей рекламы в заблуждение. ОАО «СКБ-Банк» выдано предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе.

Напомним, что в адрес Управление Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре поступило обращение от 22.01.2013 г. Вх.№ 88-0, относительно признаков нарушения рекламы в действиях ЗАО «СКБ-Банк».

Из содержания обращения следует, что ЗАО «СКБ-Банк» в наружной рекламе использует самоизобретенные слова (выражения): «Nа возмитий кредиты», Кu куркулий Вклады». В основу кампании легла специально созданная периодическая система финансовых элементов, которая не только отразила все банковские продукты, но и с легким юмором (считают авторы) затронула как взаимоотношения между банком и клиентом, так и народное отношение к деньгам.

Так, на рекламных баннерах ЗАО «СКБ-Банк» используются эвфемизмы*, которые значительно смягчают негативную «нагрузку» на текст бранных или матерных слов, хотя в большенстве случаев по эвфемизму либо по смыслу текста можно установить, какое слово он заменяет.

В офисах СКБ-Банка размещена следующая рекламного продукция: Безтещий (ипотека), Унитазий (оплата ЖКХ), расслабений (Интернет), Хреновий (плохая кредитная история), бубний (зарплатная) карта.

Из представленных ОАО «СКБ-Банк» документов следует, что у Банка отсутствуют вклады с названиями: «Куркулий», «Возмитий», «Когданадий». Реклама с использованием вышеуказанных слов направлена на привлечение внимания потребителей своей креативностью к Банку и банковским продуктам: вкладам и кредитам в целом, а не к каким то определенным продуктам в отдельности.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения ответчика, пришла к следующим выводам:

* Эвфеми́зм ( греч. ευφήμη — «благоречие») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. В политике эвфемизмы часто используются для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Например, использование выражения «более жёсткие методы допроса» вместо слова «пытки» и т. п.

Эвфемизмы используются в речевых или печатных текстах для замены слов, признанных грубыми или «непристойными», например, бранно-ругательных и матерных слов. Иногда в качестве эвфемизмов используются «нелитературные» слова с меньшей отрицательной «нагрузкой», чем брань и мат — просторечные , жаргонные , авторские. Использование эвфемизмов значительно смягчает негативную «нагрузку» на текст бранных или матерных слов, хотя в большинстве случаев по эвфемизму либо по смыслу текста можно установить, какое слово он заменяет.

«Унитазий», «Хреновий» и др. слова-эвфемизмы, использованные как элементы скб-банковской таблицы размещены в офисах ответчика и являются результатом творческого конкурса потребителей банковских продуктов ОАО «СКБ-Банк». Данный конкурс проведен ответчиком в целях повышения лояльности клиентов СКБ-банка на основании приказа от 29.08.2012 г. № 377 «О проведении творческого конкурса». Согласно условиями творческого конкурса, - физические лица принимают участие в творческом конкурсе путем заполнения в период его проведения в любом подразделении ОАО «СКБ-банк» на бумажном носителе или в электронном виде на независимой веб-странице купон с указанием оригинального названия элемента периодической системы банковских элементов и символ этого элемента, состоящий из 1 или 2 букв латинского алфавита, при этом названия и символы элементов периодической системы банковских элементов Участников и победителей творческого конкурса могут быть включены в рекламную кампанию банка.

Учитывая тот факт, что СКБ-банковская периодическая система распространялась только на территории офисов ответчика, следовательно предназначается определенному кругу лиц – потребителям ОАО «СКБ-Банка», следовательно не попадает под понятие рекламы.

Признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе в действиях ответчика не подтвердились.

Комиссия также пришла к выводу, что признаки нарушения части 3 статьи 28 закона о рекламе в действиях ОАО «СКБ-банк» не подтверждаются, так как на рекламных площадях отсутствует реклама конкретных банковских продуктов и условий, влияющих на его стоимость.

На рекламных баннерах ЗАО «СКБ-Банк» над словом «КРЕДИТЫ», «ВКЛАДЫ» указаны наименования, которые по совокупности смысловой нагрузки читаются как наименования вкладов и кредитов с указанием срока предоставления кредита – 12 мес. (порядковый номер элемента в таблице 12), и процентной ставкой (атомная масса элемента: 16,21846).

Из содержания данной рекламы не ясно, что Банк рекламирует не конкретно какие-либо банковские продукты (кредиты, вклады), а себя, как юридическое лицо в целом, оказывающим услуги по предоставлению кредитов и открытию вкладов. Наименование элемента, порядковый номер элемента в таблице, атомная масса элемента без указания в рекламе на творческий конкурс «Создай новый элемент периодической системы банковских элементов».