Югра. Антимонопольная служба. 14 марта 2014 г. в Ханты-Мансийском УФАС состоялось заседание Экспертного совета по рекламе

14 марта 2014 года состоялось заседание Экспертного совета по рекламе при Управлении ФАС России по ХМАО-Югре.

Комиссией был рассмотрен вопрос, предметом которого явились обращения граждан округа, Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургут относительно признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях ООО "Мотив", содержащее признаки нарушений Закона о рекламе.

Из содержания обращений следует, что оператор связи "Мотив" на территории г.Сургут, г.Ханты-Мансийск распространяет рекламу тарифа "По рублю" с изображением топора и разлетающихся в разные стороны брызг оранжевого цвета.

Ханты-Мансийское УФАС на официальном сайте http://hmao.fas.gov.ru/ опубликовала опрос мнений посредством интернет-голосования мнений восприятия спорной рекламы.

Настоящий опрос проводился исключительно в аналитических целях. В интернет-голосовании предлагалось выбрать один из понравившихся ответов, отражающих собственное мнение голосующих.

По результатом голосования процентное соотношение выглядит следующим образом:

  1. креативная, не содержит нарушения закона о рекламе (понятно, что это реклама тарифа) - 16%
  2. содержит непристойный образ, сравнение, ассоциирующееся с насилием, болью,кровью, негативно влияет на детей - 81%
  3. мне все равно, что изображено на рекламном баннере - 3%

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Целью любой рекламы является продажа рекламируемого товара или услуги. Этой цели должны быть подчинены все составляющие текста. Они присутствуют во всех рекламных материалах, обеспечивая единство кампании: единство формы и единство содержания.

Некоторые исследователи сравнивают рекламу по силе воздействия на массовое сознание с тем воздействием, которые оказывают искусство и религия.

Реклама играет большую роль в жизни современного человека. Информируя население о новых товарах, знакомя его с промышленными предприятиями, реклама становится неотъемлемой частью жизни человека и его деятельности.

Реклама представляет собой развивающуюся сферу деятельности, правила которой еще только устанавливаются. Как показало время, реклама не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности. Влияние рекламы сказывается не только на сфере потребительского рынка, но и на политической и на культурной жизни общества, на употреблении русского языка и – опосредованно – на развитии его системы. Появилась потребность в рекламной информации о различных видах товаров, – появились особые типы текста. Одно из них слоган, при этом он должен быть прямолинейным, с невозможностью двоякого толкования, ни имея завуалированных слов.

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации (часть 11 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ).

Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона № 53-ФЗ государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного, за исключением иностранных слов, не имеющих аналогов в русском языке (часть 6 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ).

Таким образом, Федеральные законы "О рекламе" и "О государственном языке Российской Федерации" содержат требования, предъявляемые к использованию русского языка при размещении рекламы.

В тексте рекламы сотовой службы "МОТИВ" в завуалированной форме используется слово "ПОРУБЛЮ", (ПОРУБИТЬ — ПОРУБИТЬ, ублю, убишь; убленный; совер., кого (что). Вырубить, срубить, изрубить в большом количестве, совсем. П. все деревья. П. саблей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992)употребляемое в агрессивной и угрожающей форме.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ в рекламе не допускается использование: бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

При вынесении решения члены Комиссии при обсуждении данного вопроса сошлись во мнении, что использование данного слова в указанном выше словосочетании, сопровождающееся визуально-графическими рисункам топора, рассекающего белое полотнище и брызгами похожими на кровь, придает рекламе двусмысленность, вызывает пугающие и оскорбительные ассоциации.

В городе Ханты-Мансийске по предписанию Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска баннеры с вышеуказанной тематикой были сняты.