ФАС: старая песня на новый лад

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Государственные закупки - неисчерпаемый источник заказов, как для российских, так и для югорских компаний. Несмотря на коррупционные нарушения, пробелы в законодательстве, высокую конкуренцию в ряде отраслей и другие сложности, многие компании продолжают участвовать в госзакупках.

На устранение большинства проблем направлен и новый 44 Федеральный закон, вступивший в силу 1 января 2014 года. Именно этот закон, а также новые требования к осуществлению государственных и муниципальных закупок обсуждали сегодня, 17 июня, участники регионального совещания территориальных органов ФАС Уральского федерального округа в Ханты-Мансийске.

«В настоящее время в России многое сделано для развития рынка государственных закупок, создано единое пространство госзаказа, постоянно совершенствуется законодательство в этой сфере. Вступивший в силу закон направлен на формирование системы качественных и прозрачных государственных закупок. И перед нами стоит задача усилить контроль над эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на госзаказ», - зачитал приветственное слово главы региона Натальи Комаровой ее первый заместитель Александр Ким.

Было отмечено, что новый закон прошел проверку на практике, и теперь настало время оценить новации, проанализировать типичные ошибки, выработать пути решения проблем возникающих при применении нового законодательства. «Не один закон не вызывал столько нареканий как предшествующий ему 94-ФЗ, так и 44 Федеральный закон не был лишен отрицательных моментов», - выразил мнение главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя президента РФ в УрФО Дмитрий Кузьменко.

Так новым законом предусмотрены существенные изменения правил осуществления госзакупок. Эти изменения затронут как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников госзакупок. В России создана контрактная система в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая регулирует государственные закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности. Впрочем, значительная часть положений закона о госзакупках сохранится в новой системе в той или иной форме. В частности, почти не изменятся существующие способы проведения госзакупок.

В дополнение к старым способам определения поставщиков законом вводятся новые: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Открытый аукцион будет проводиться только в форме электронного аукциона.

Изменятся и правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков. 44 Федеральным законом будут установлены особенности исполнения уже заключенных контрактов.

Стоит отметить, что многие новые положения закона смогут применяться только после утверждения необходимых подзаконных актов, большинство из которых должно будет разработать Правительство РФ. Например, Правительство РФ должно будет принять акты, определяющие порядок функционирования единой информационной системы, порядок формирования планов закупок, порядок обоснования закупок.

«Тема государственного заказа всегда вызывала большой интерес. И подобные проводимые семинары подчас гораздо полезнее, чем ежедневно проводимая работа по пресечению злоупотреблений и различных нарушений», - прокомментировал начальник управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрий Рутенберг.

Также участники мероприятия поговорили о предотвращении коррупции в сфере государственных закупок, проблемах рынка аэропортовых услуг. «Для такого региона, как Югра где авиационный транспорт подчас является безальтернативным, этот вопрос очень важен», - сказал Дмитрий Рутенберг.

По его словам, со всеми российскими авиакомпаниями велись переговоры по снижению ценовой политики на тарифы перед вылетом. «Работа в этом направлении продолжается. Мы от своей идеи не отказываемся, считаем, что практика динамического ценообразования со снижением цены в случае если салон воздушного судна не заполнен может дать свой экономический эффект как для потенциальных пассажиров, так и для самих авиакомпаний», - завершил начальник управления контроля транспорта и связи ФАС России.