Выгода в обход законов

Реклама, как известно еще со времен Адама Смита, является двигателем прогресса. И от ее работы зависит, будет ли востребован тот или иной товар у потребителя.
Но давайте говорить честно: реклама рекламе – рознь. И порой в своем стремлении красочнее подать визуальное изображение, рекламщики действуют на грани фола и конфликтуя с законом. Потребитель должен возжелать рекламируемый товар и купить его.

Все остальное – по мнению рекламщиков, разумеется, - не важно. Однако на таких ретивых «маркетологов от бога» всегда есть свои методы воздействия. И орган, который следит за соблюдением законов – Федеральная антимонопольная служба, в окружном управлении которой на минувшей неделе проходил экспертный совет, призванный выявить факты неправомерного размещения рекламы.
По словам заместителя управления ФАС по Югре Василия Иванова, основными нарушениями рекламной деятельности в этом году были смс-рассылки и спам (рассылка коммерческой и иной рекламы или подобных коммерческих видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать): «Это касается и распространения рекламы спиртной продукции сети магазинов, торгующих алкоголем и предложений финансовых услуг различными кредитными организациями. Если говорить по итогам этого года, то нарушений стало меньше. На это повлияли и проводимые каждый квартал заседания экспертного совета и суммы налагаемых штрафов – от 100 до 500 тысяч рублей для юридического лица».
В этом году в управление ФАС по Югре поступило около 118 обращений и заявлений, из них было возбуждено почти 20 дел. Большинство из них были рассмотрены с вынесением решений и предписаний. Штрафов было начислено на сумму более миллиона рублей.
Вынести то или иное решение, дать оценку этичности или же неправомерности рекламного изображения – дело зачастую непростое. Вот лишь одни пример. Казалось бы, как можно прорекламировать женские колготки и чулки, без показа того, как они будут выглядеть в реальности, на ноге? Однако ж, для некоторых обывателей вид женской ноги кажется чересчур вызывающим и непотребным. Дескать, все это видят дети, мысли у них могут возникнуть ненужные. Грех, в общем. А стало быть, нужно пожаловаться и запретить! Однако, по мнению, участников экспертного совета, в данной рекламе нет ничего зазорного и пошлого.
Другое дело, если на фасаде одного из заведений общепита появляется реклама с изображением кальяна. Вот тут, извините. Согласно закону, реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок - не допускается. Поэтому и наказание будет необратимым. А то, что вы об этом не знали – прямое упущение ваших юристов. То же касается и размещения изображения алкогольной продукции на магазинах, торгующих этой продукцией. Напомним, что реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания; части 3 статьи 21 ФЗ от 13.03.2006 № 38 «О рекламе», согласно которой реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Реклама может нравиться или не нравиться вам. Однако же, если она не нарушает российское законодательство, то тут личностные претензии нужно оставлять при себе. В конце концов, без рекламы не может существовать и торговля всем тем, что необходимо каждому из нас в повседневности.