УФАС приостановило «захват» электросетевого имущества ХМАО-Югры

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Суд закрепил запрет ведомства на передачу муниципальных объектов Октябрьского района без торгов

В ХМАО-Югре разгорелся очередной конфликт, связанный с передачей электросетевого имущества в собственность частного инвестора на 25 лет без аукциона. УФАС выдало предписание устранить нарушения законодательства при передаче электросетевого имущества пгт Талинка Октябрьского района коммерческой структуре. Руководство муниципалитета по-прежнему несогласно с решениями судов и утверждает, что закон позволяет отдавать имущество в аренду без конкурсных процедур для «надежных компаний». Однако от выполнения предписания не отказывается и готовится к новым конкурсным процедурам. Юристы поясняют, что передача имущества без торгов может осуществляться только на ограниченный срок – до 1 года, и указывают, что органам власти грозят санкции вплоть до дисквалификации. Эксперты же прослеживают тенденцию регулярной передачи муниципального электросетевого имущества и частным компаниям, и предприятиям, где «зарыты интересы самих высокопоставленных чиновников ХМАО-Югры», без каких-либо конкурсных процедур.

УФАС по ХМАО-Югре вынесло предписание администрации пгт Талинка об устранении нарушений при распоряжении муниципальным имуществом. Речь идет об исполнении решения Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, признавшего законным решение УФАС о нарушении администрацией закона при передаче электросетевого имущества пгт ООО «МинЭл» на 25 лет без аукциона, конкурса или котировки.

В администрации Октябрьского района пояснили, что совет депутатов 27 декабря 2011 года определил ООО «МинЭл» в качестве получателя муниципальной преференции путем предоставления в аренду имущества Талинки (объектов электросетевого хозяйства) до 31 декабря 2012 года. «На основании указанного решения администрацией с ООО «МинЭл» заключен договор аренды от 1 января 2012 года №1. В связи с истечением срока действия данного договора, определенного с 01.01.2012 по 31.12.2012, проведен конкурс, по результатам которого в отношении этого имущества был заключен договор аренды от 21.12.2012 №24. Указанный договор расторгнут по причине нарушения руководством пгт при проведении конкурса требований Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», – рассказывает чиновник районной администрации.

Впоследствии ООО «МинЭл» обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении муниципального имущества. 20 августа 2013 года между муниципалитетом и ООО «МинЭл» был заключен договор аренды объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности городского поселения Талинка, со сроком действия до 20 августа 2038 года. «Имущество передано по акту приема-передачи от 21.08.2013», – уточнил чиновник.

Именно данное решение стало поводом для судебных тяжб: УФАС по ХМАО-Югре, усмотрев признаки несоблюдения закона при распоряжении муниципальным имуществом, признало нарушения ч.1 ст.15 №135-ФЗ в действиях администрации, выразившиеся в заключении с ООО «МинЭл» договора аренды без проведения торгов.

Администрация, в свою очередь, не согласившись с указанным решением, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Суды первой и апелляционной инстанций сочли правомерным продление договора аренды на основании части 9 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ, ввиду наличия между администрацией и ООО «МинЭл» ранее действовавшего договора аренды. Судом кассационной инстанции действия администрации по передаче ООО «МинЭл» во временное владение и пользование муниципального имущества без проведения торгов обоснованно признаны нарушающими требования антимонопольного органа.

style="text-align: justify;">Глава пгт Талинка Сергей Шевченко по-прежнему считает свои действия правомерными, а проведение торгов – необязательным.

«В течение многих лет, еще до того, как я вступил в должность главы, ООО «МинЭл» добросовестно исполняет обязанности электросетевой компании. Естественно, сейчас решение о передаче электросетевого имущества в аренду отменено. Заново будут одобрены конкурсные процедуры, пройдут торги – все будет по закону. До этого было два решения суда – Ханты-Мансийский окружной суд и 8-й Арбитражный апелляционный суд в Омске встали на нашу сторону. До сих пор я сомневаюсь, что третья инстанция приняла правильное решение. Наверное, есть неточность в законе, которая трактуется разными сторонами по-разному. Самое главное, что ту организацию, которая добросовестно выполняет свои обязанности – ничего не нарушает, делает свою работу, – вынуждают разорвать контракт, переделать договор и заново участвовать в конкурсе. Нужно запускать заново механизм, а для чего? У нас в стране сейчас денег много, чтоб запускать эти процедуры? А вдруг завтра на эту работу придет такая организация, которая развалит мне ее? Появятся сложности при подготовке к зиме? Кто об этом подумал? Кто-нибудь нас защитит в данном случае? Это настораживает. Проведение торгов – общее правило, но из них есть исключение, в том числе, когда организация зарекомендовала себя на должном уровне», – высказался глава.

В постановлении суда тем временем указано, что по закону предельный срок аренды, заключаемый без проведения торгов, может составить максимум 1 год. «Следовательно, продление такого договора по правилам, закрепленным в частях 9-11 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ, по окончании срока, на который была предоставлена преференция, без проведения торгов является неправомерным, поскольку будет превышен предельный срок такого договора (до 31.12.2012)», – говорится в решении суда.

Как поясняют юристы, заключение договора аренды без соблюдения требований ст.17.1 закона о защите конкуренции влечет за собой нарушение ст.16 того же закона, устанавливающей запрет на соглашения и согласованные действия между органами госвласти и хозяйствующими субъектами, если это может привести к ограничению конкуренции.

«Нарушение, в свою очередь, ст.16 закона о защите конкуренции влечет за собой привлечение к ответственности по ст.14.32 Кодекса об административных правонарушениях. Заключение органом местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения или осуществление недопустимых согласованных действий влечет наложение штрафа на должностных лиц от 20 до 50 тыс. рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет», – подчеркивает юрист.

Передача электросетевого имущества без проведения конкурсных процедур стала уже традицией для ХМАО-Югры. Ранее, напомним, минуя конкурсные процедуры, был передан в собственность ОАО «ЮРЭСК» электросетевой комплекс Югорска.