Спам по телефону: как с ним бороться?

Реклама новых услуг, акций, скидок, которую не заказывали, поступает в виде СМС-­рассылки многим пользователям. Имея цель – продвижение своих товаров и услуг, – многие предприниматели не задумываются над тем, что нарушают закон.

Как избежать нежелательной СМС­-рекламы? На эту тему наш корреспондент беседует сруководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-­Мансийскому автономному округу – Югре Артуром Демкиным.

– Какие нормативно­-правовые акты регулируют данную сферу? Полагаем, это необходимо знать каждому пользователю сотового телефона, чтобы грамотно защищать свои права.

– Данное направление регулирует статья 18 Федерального закона «О рекламе». В соответствии с частью 1 этой статьи, распространение рекламы через СМС-­оповещение допустимо только при условии, что рассылка осуществляется по предварительному согласию абонента. Если не доказано, что такое согласие было получено, ответственность за нарушение законодательства несет тот, кто распространяет рекламу. С жалобами на навязчивую рекламу следует обращаться в территориальный орган ФАС России, который находится там, где проживает получатель спама. В данном случае это Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-­Мансийскому автономному округу – Югре.

– Какое наказание может последовать за нарушение закона?

– Административный штраф в размере от двух тысяч до пятисот тысяч рублей. Кроме того, рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. При поддержке ФАС России с 2014 года в федеральный закон
«О связи» были внесены важные изменения – у операторов связи появилась законная возможность применять антиспам­платформы по заявлениям абонентов. Это означает, что абонент вправе обратиться к своему оператору с требованием прекратить передачу на его телефон СМС-­сообщений с указанием номеров или кодов идентификации, от которых он отказывается. Важно, что эта услуга предоставляется бесплатно.

Введение таких норм позволило минимизировать количество спам­-сообщений, а также значительно упростило работу по выявлению рекламораспространителя, виновного в незаконной рассылке. Теперь антимонопольному органу больше не нужно выявлять всю цепочку спамеров.

– Как сегодня складывается ситуация с нежелательной рекламой в Югре?

– Можно сказать, положительно: если в 2014 году в адрес УФАС поступило около 80 жалоб на СМС-­спам, то за прошлый год количество жалоб сократилось в разы, а с начала нынешнего года жалоб от абонентов и вовсе не поступало. Чтобы не стать постоянным получателем нежелательной рекламы, есть простые советы. Например, надо быть более внимательным при заполнении анкет в магазинах и различных салонах услуг. Если в документе есть пункт о согласии на получение рекламы, а она вас не интересует, нужно письменно обозначить свой отказ. Если нет согласия абонента или адресата, такая реклама незаконна.

Необходимо помнить, что при оплате услуг мобильной связи в большинстве терминалов (например, «Новоплат», «Киви») абонент, согласно условиям оказания услуг, размещенным в разделе «Информация», автоматически дает согласие на обработку своих персональных данных и их использование для рассылки СМС­-рекламы. Если вам такая реклама неинтересна, используйте другие способы осуществления платежей.