Решение

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: №1189-ж от 29.07.2013
Дата публикации: 9 августа 2013, 16:13

Резолютивная часть объявлена 05.08.2013 г.                                                     г.Ханты-Мансийск

Изготовлено в полном объеме  07.08.2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

 

Председателя комиссии:

- ХХХХ – заместитель руководителя Управления;

Членов комиссии:

- ХХХХ – начальник отдела Управления;

- ХХХХ – государственный инспектор отдела Управления;

 

От Заявителя – не явились, уведомлены надлежащим образом;

От Заказчика – Золотухина Н.Г. по доверенности №102 от 16.07.2013 г.;

От Уполномоченного органа – Раевская В.К. по доверенности от 23.01.2013 г.;

 

рассмотрев жалобу Овчинникова Игоря Михайловича от 29.07.2013 г. №1189-ж на действия Заказчика – КУ ХМАО-Югры «Управление капитального строительства», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск» (извещение №0187200001713000774),

установила:

В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба Овчинникова Игоря Михайловича от 29.07.2013 г. №1189-ж на действия Заказчика – КУ ХМАО-Югры «Управление капитального строительства», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск» (извещение №0187200001713000774).

В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа и аукционной комиссии установлено следующее.

Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Предмет контракта - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск».

Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.

В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения положений части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.

В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ № 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 № 498 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений» была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.

В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 05.07.2013 г. размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.

Процедура рассмотрения первых частей заявок состоялась 02.08.2013 г., по результатам которой составлен протокол рассмотрения заявок  №0187200001713000774-1 от 05.07.2013 г.

В соответствии с требованием 03/ВБ-3694 от 30.07.2013 г. размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.

 

В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.

Довод Заявителя о неправомерности требования лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения  пожарной безопасности зданий и сооружений не обоснован.

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которым утвержден перечень работ, подлежащих лицензированию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов к участникам размещения заказа устанавливаются обязательные требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В силу пункта 5 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам.

Таким образом, требование о наличии лицензии можно рассматривать не только как требование к участнику размещения заказа, но и как требование к выполняемым работам, в том смысле, что работы должны выполняться лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на выполнение данного вида работ.

Вместе с тем, независимо от требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, участники размещения заказа должны обладать соответствующей лицензией на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Таким образом, в случае, если в составе выполняемых работ присутствуют лицензируемые виды работ, оказывающие влияние на обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений, заказчикам необходимо устанавливать в документации об аукционе, конкурсной документации, требование о предоставлении участниками размещения заказа лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Необходимо отметить, что в случае установления в документации об открытом аукционе в электронной форме возможности заключения участником размещения заказа договора с субподрядной организацией для выполнения работ, являющихся предметом торгов, участник размещения заказа вправе во исполнение требования о предоставлении вышеуказанной лицензии предоставить в составе заявки на участие в аукционе договор с субподрядной организацией и лицензию субподрядной организации на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Заявка такого участника размещения заказа не подлежит отклонению по основанию не предоставления вышеуказанной лицензии.

С учетом вышеизложенного, требование лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения  пожарной безопасности зданий и сооружений правомерно и не влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Довод Заявителя о неправомерности включения в один лот технологически и функционально не связанных работ, требующих наличие двух разрешительных документов не обоснован.

Количество лотов не может ставиться в зависимость от количества видов лицензирования деятельности, подлежащих выполнению, так как это не предусмотрено положениями Закона о размещении заказов.

В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.

Таким образом, заказчик при размещении заказа наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг).

Антимонопольные требования к торгам установлены статьей 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Таким образом, по смыслу данной нормы в состав одного лота не могут быть включены товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные с предметом торгов.

Предметом открытого аукциона в электронной форме является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск».

Классификатор работ определен в извещении о проведении торгов, размещенном на официальном сайте – 4520519 – Строительство «под ключ» производственных зданий и сооружений прочих.

B соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007, принятым и введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст., в соответствии с которым «Работы по монтажу, ремонту систем пожарной сигнализации» «Работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений» входят в класс 45 «Работы строительные».

Понятие "строительство объектов "под ключ" раскрывается пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "Под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 №147, и определяется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции.

Работы, включающие в себя проектирование, выполнение строительных и монтажных работ, установку элементов оборудования пожарной безопасности, комплектацию оборудованием определены как непрерывный связанный комплекс, предусматривающий в конечном итоге создание готового строительного продукта.

Таким образом, указанные в техническом задании работы выступают комплексным предметом торгов, и связанны с предметом аукциона в электронной форме, следовательно, размещение заявленных работ в одном лоте не противоречит законодательству о размещении заказов. Более того, объединение указанных работ в один лот позволяет не только обеспечить их качественное выполнение, но и рационально и эффективно расходовать бюджетные средства.

Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений», Комиссия Управления,

 

решила:

 

Признать жалобу Овчинникова Игоря Михайловича от 29.07.2013 г. №1189-ж на действия Заказчика – КУ ХМАО-Югры «Управление капитального строительства», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск» (извещение №0187200001713000774) необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Председатель Комиссии                                                                                        ХХХХ

 

Члены Комиссии:                                                                                                   ХХХХ

 

                                                                                                                                  ХХХХ

stdClass Object ( [vid] => 11347 [uid] => 5 [title] => Решение [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11347 [type] => solution [language] => ru [created] => 1378722722 [changed] => 1378722722 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1378722722 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть объявлена 05.08.2013 г.                                                     г.Ханты-Мансийск

Изготовлено в полном объеме  07.08.2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

 

Председателя комиссии:

- ХХХХ – заместитель руководителя Управления;

Членов комиссии:

- ХХХХ – начальник отдела Управления;

- ХХХХ – государственный инспектор отдела Управления;

 

От Заявителя – не явились, уведомлены надлежащим образом;

От Заказчика – Золотухина Н.Г. по доверенности №102 от 16.07.2013 г.;

От Уполномоченного органа – Раевская В.К. по доверенности от 23.01.2013 г.;

 

рассмотрев жалобу Овчинникова Игоря Михайловича от 29.07.2013 г. №1189-ж на действия Заказчика – КУ ХМАО-Югры «Управление капитального строительства», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск» (извещение №0187200001713000774),

установила:

В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба Овчинникова Игоря Михайловича от 29.07.2013 г. №1189-ж на действия Заказчика – КУ ХМАО-Югры «Управление капитального строительства», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск» (извещение №0187200001713000774).

В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа и аукционной комиссии установлено следующее.

Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Предмет контракта - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск».

Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.

В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения положений части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.

В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ № 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 № 498 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений» была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.

В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 05.07.2013 г. размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.

Процедура рассмотрения первых частей заявок состоялась 02.08.2013 г., по результатам которой составлен протокол рассмотрения заявок  №0187200001713000774-1 от 05.07.2013 г.

В соответствии с требованием 03/ВБ-3694 от 30.07.2013 г. размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.

 

В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.

Довод Заявителя о неправомерности требования лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения  пожарной безопасности зданий и сооружений не обоснован.

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которым утвержден перечень работ, подлежащих лицензированию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов к участникам размещения заказа устанавливаются обязательные требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В силу пункта 5 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам.

Таким образом, требование о наличии лицензии можно рассматривать не только как требование к участнику размещения заказа, но и как требование к выполняемым работам, в том смысле, что работы должны выполняться лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на выполнение данного вида работ.

Вместе с тем, независимо от требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, участники размещения заказа должны обладать соответствующей лицензией на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Таким образом, в случае, если в составе выполняемых работ присутствуют лицензируемые виды работ, оказывающие влияние на обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений, заказчикам необходимо устанавливать в документации об аукционе, конкурсной документации, требование о предоставлении участниками размещения заказа лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Необходимо отметить, что в случае установления в документации об открытом аукционе в электронной форме возможности заключения участником размещения заказа договора с субподрядной организацией для выполнения работ, являющихся предметом торгов, участник размещения заказа вправе во исполнение требования о предоставлении вышеуказанной лицензии предоставить в составе заявки на участие в аукционе договор с субподрядной организацией и лицензию субподрядной организации на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Заявка такого участника размещения заказа не подлежит отклонению по основанию не предоставления вышеуказанной лицензии.

С учетом вышеизложенного, требование лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения  пожарной безопасности зданий и сооружений правомерно и не влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Довод Заявителя о неправомерности включения в один лот технологически и функционально не связанных работ, требующих наличие двух разрешительных документов не обоснован.

Количество лотов не может ставиться в зависимость от количества видов лицензирования деятельности, подлежащих выполнению, так как это не предусмотрено положениями Закона о размещении заказов.

В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.

Таким образом, заказчик при размещении заказа наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг).

Антимонопольные требования к торгам установлены статьей 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Таким образом, по смыслу данной нормы в состав одного лота не могут быть включены товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные с предметом торгов.

Предметом открытого аукциона в электронной форме является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск».

Классификатор работ определен в извещении о проведении торгов, размещенном на официальном сайте – 4520519 – Строительство «под ключ» производственных зданий и сооружений прочих.

B соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007, принятым и введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст., в соответствии с которым «Работы по монтажу, ремонту систем пожарной сигнализации» «Работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений» входят в класс 45 «Работы строительные».

Понятие "строительство объектов "под ключ" раскрывается пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "Под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 №147, и определяется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции.

Работы, включающие в себя проектирование, выполнение строительных и монтажных работ, установку элементов оборудования пожарной безопасности, комплектацию оборудованием определены как непрерывный связанный комплекс, предусматривающий в конечном итоге создание готового строительного продукта.

Таким образом, указанные в техническом задании работы выступают комплексным предметом торгов, и связанны с предметом аукциона в электронной форме, следовательно, размещение заявленных работ в одном лоте не противоречит законодательству о размещении заказов. Более того, объединение указанных работ в один лот позволяет не только обеспечить их качественное выполнение, но и рационально и эффективно расходовать бюджетные средства.

Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений», Комиссия Управления,

 

решила:

 

Признать жалобу Овчинникова Игоря Михайловича от 29.07.2013 г. №1189-ж на действия Заказчика – КУ ХМАО-Югры «Управление капитального строительства», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск» (извещение №0187200001713000774) необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Председатель Комиссии                                                                                        ХХХХ

 

Члены Комиссии:                                                                                                   ХХХХ

 

                                                                                                                                  ХХХХ

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть объявлена 05.08.2013 г.                                                     г.Ханты-Мансийск

Изготовлено в полном объеме  07.08.2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

 

Председателя комиссии:

- ХХХХ – заместитель руководителя Управления;

Членов комиссии:

- ХХХХ – начальник отдела Управления;

- ХХХХ – государственный инспектор отдела Управления;

 

От Заявителя – не явились, уведомлены надлежащим образом;

От Заказчика – Золотухина Н.Г. по доверенности №102 от 16.07.2013 г.;

От Уполномоченного органа – Раевская В.К. по доверенности от 23.01.2013 г.;

 

рассмотрев жалобу Овчинникова Игоря Михайловича от 29.07.2013 г. №1189-ж на действия Заказчика – КУ ХМАО-Югры «Управление капитального строительства», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск» (извещение №0187200001713000774),

установила:

В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба Овчинникова Игоря Михайловича от 29.07.2013 г. №1189-ж на действия Заказчика – КУ ХМАО-Югры «Управление капитального строительства», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск» (извещение №0187200001713000774).

В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа и аукционной комиссии установлено следующее.

Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Предмет контракта - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск».

Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.

В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения положений части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.

В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ № 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 № 498 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений» была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.

В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 05.07.2013 г. размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.

Процедура рассмотрения первых частей заявок состоялась 02.08.2013 г., по результатам которой составлен протокол рассмотрения заявок  №0187200001713000774-1 от 05.07.2013 г.

В соответствии с требованием 03/ВБ-3694 от 30.07.2013 г. размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.

 

В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.

Довод Заявителя о неправомерности требования лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения  пожарной безопасности зданий и сооружений не обоснован.

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которым утвержден перечень работ, подлежащих лицензированию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов к участникам размещения заказа устанавливаются обязательные требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В силу пункта 5 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам.

Таким образом, требование о наличии лицензии можно рассматривать не только как требование к участнику размещения заказа, но и как требование к выполняемым работам, в том смысле, что работы должны выполняться лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на выполнение данного вида работ.

Вместе с тем, независимо от требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, участники размещения заказа должны обладать соответствующей лицензией на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Таким образом, в случае, если в составе выполняемых работ присутствуют лицензируемые виды работ, оказывающие влияние на обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений, заказчикам необходимо устанавливать в документации об аукционе, конкурсной документации, требование о предоставлении участниками размещения заказа лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Необходимо отметить, что в случае установления в документации об открытом аукционе в электронной форме возможности заключения участником размещения заказа договора с субподрядной организацией для выполнения работ, являющихся предметом торгов, участник размещения заказа вправе во исполнение требования о предоставлении вышеуказанной лицензии предоставить в составе заявки на участие в аукционе договор с субподрядной организацией и лицензию субподрядной организации на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Заявка такого участника размещения заказа не подлежит отклонению по основанию не предоставления вышеуказанной лицензии.

С учетом вышеизложенного, требование лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения  пожарной безопасности зданий и сооружений правомерно и не влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Довод Заявителя о неправомерности включения в один лот технологически и функционально не связанных работ, требующих наличие двух разрешительных документов не обоснован.

Количество лотов не может ставиться в зависимость от количества видов лицензирования деятельности, подлежащих выполнению, так как это не предусмотрено положениями Закона о размещении заказов.

В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.

Таким образом, заказчик при размещении заказа наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг).

Антимонопольные требования к торгам установлены статьей 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Таким образом, по смыслу данной нормы в состав одного лота не могут быть включены товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные с предметом торгов.

Предметом открытого аукциона в электронной форме является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск».

Классификатор работ определен в извещении о проведении торгов, размещенном на официальном сайте – 4520519 – Строительство «под ключ» производственных зданий и сооружений прочих.

B соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007, принятым и введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст., в соответствии с которым «Работы по монтажу, ремонту систем пожарной сигнализации» «Работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений» входят в класс 45 «Работы строительные».

Понятие "строительство объектов "под ключ" раскрывается пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "Под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 №147, и определяется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции.

Работы, включающие в себя проектирование, выполнение строительных и монтажных работ, установку элементов оборудования пожарной безопасности, комплектацию оборудованием определены как непрерывный связанный комплекс, предусматривающий в конечном итоге создание готового строительного продукта.

Таким образом, указанные в техническом задании работы выступают комплексным предметом торгов, и связанны с предметом аукциона в электронной форме, следовательно, размещение заявленных работ в одном лоте не противоречит законодательству о размещении заказов. Более того, объединение указанных работ в один лот позволяет не только обеспечить их качественное выполнение, но и рационально и эффективно расходовать бюджетные средства.

Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений», Комиссия Управления,

 

решила:

 

Признать жалобу Овчинникова Игоря Михайловича от 29.07.2013 г. №1189-ж на действия Заказчика – КУ ХМАО-Югры «Управление капитального строительства», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «36-квартирный жилой дом по ул. Таежная, д.21 п. Горноправдинск» (извещение №0187200001713000774) необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Председатель Комиссии                                                                                        ХХХХ

 

Члены Комиссии:                                                                                                   ХХХХ

 

                                                                                                                                  ХХХХ

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №1189-ж от 29.07.2013 [format] => [safe_value] => №1189-ж от 29.07.2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-09 10:13:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-07 10:13:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1378722722 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )