Решение

Номер дела: №05-06-023-2014
Дата публикации: 10 февраля 2014, 08:08

Резолютивная часть решения объявлена 07.02.2014 г.                                             г.Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме  10.02.2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №762 от 24.06.2013г. в составе:

       Председателя комиссии:

         –  ХХХХ – заместителя руководителя Управления.

       Членов комиссии:

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

       в отсутствии представителя заявителя от Открытого акционерного общества «АУРАТ», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;  

       в присутствии представителей от Заказчика - МУП г.Нижневартовска «Горводоканал» ХХХХ, действующего по доверенности №14-15-143 от 06.02.2014г., ХХХХ, действующей по доверенности №14-15-142 от 06.02.2014г., ХХХХ., действующего по доверенности №14-15-143 от 06.02.2014г.,

       рассмотрев дело №05-06-023/2014 по жалобе ОАО «АУРАТ» (вх.№153-Ж от 31.01.2014) на действия заказчика – муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» – при  проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого в количестве 480 тонн (извещение №31400833511),

 

установила:

 

        В Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ОАО «АУРАТ» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» (далее – МУП «Горводоканал») – при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Как следует из содержания жалобы, обращение заявителя в антимонопольный орган обусловлено наличием ограничения участия иных участников закупки при способе закупки в форме единственного поставщика.

       В частности продукция алюминий сернокислый, необходимая заказчику, сертифицирована и изготавливается в соответствии с ГОСТом. Производителями указанной продукции является не только организация, которая выбрана заказчиком, это и ОАО «АУРАТ» (Москва), ОАО «Химпродмаркет» (Набережные Челны), ОАО «Сорбент (Пермь).

       По мнению заявителя, проводимая закупка МУП «Горводоканал» противоречит целям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), которыми являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

       Установив способ закупки – закупка у единственного поставщика, Заказчик нарушил принципы, названные в статье 3 Закона о закупках.

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании изложенного, ОАО «АУРАТ» просит провести проверку соблюдения МУП «Горводоканал» требований Закона о закупках при проведении способа закупки у единственного поставщика  на поставку алюминия сернокислого и выдать предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. Приостановить действие договора, заключенного между МУП МУП «Горводоканал» и единственным поставщиком по поставке алюминия сернокислого.

        Приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 18.01.2013 г. № 17/13 установлен Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Порядок).

        Как следует из п. 1 указанного Порядка жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, осуществляемой путем проведения торгов и запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

       Согласно п. 2  Порядка антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

       Ханты-Мансийским УФАС России вышеупомянутая жалоба ОАО «АУРАТ»  признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

       В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России  в адрес заказчика направлено требование о приостановлении торгов (закупки) до рассмотрения жалобы по существу.

       До рассмотрения жалобы по существу от заявителя поступило дополнение к жалобе, из которого следует, что заказчик, установив способ закупки – закупка у единственного поставщика, кроме всего прочего грубо нарушил принцип, названный в статье 3 Закона о закупках, а именно:

       - целевое и экономическое эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Возложив тем самым бремя своих неоправданных расходов на конечных потребителей воды жителей г.Нижневартовска,  а также предприятия, находящиеся в его черте.

       В подтверждение своих доводов, заявителем приобщен протокол заседания комиссий ПДЗК ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» от 28.01.2014г. где была проведена закупка в форме запроса предложений того же продукта - алюминия сернокислого (лот №5), в которой принимало участие ООО «Метахим» и предложило цену на тот же продукт, что закупался МУП «Горводоканал» - 8723,00 руб., за тонну.  МУП «Горводоканал» приобрело в оспариваемой закупке от 23.01.2014 года по цене 10 039 руб., за тонну.

        При этом, как указывает заявитель, в соответствии с п. 8.2.10. Положения о закупке Заказчик должен учитывать разумность цены. Кроме того, в п. 8.2.22. Положения о закупке установлено, что поставщик может являться единственным поставщиком в данном случае при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение невыгодным. 

         Заказчик, в данном случае счел необходимым ограничиться выбором одного поставщика при наличии как минимум 4-х производителей аналогичной продукции.

       Для сравнительного примера заявителем приобщены протоколы заседания комиссий таких компаний как ООО «МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО», ООО «Тюмень Водоканал», ОАО «Юганскводоканал» где закупка алюминия сернокислого осуществлялась в конкурентных условиях и с участием ООО «Метахим» (участника оспариваемой закупки) цена которого была существенно ниже, чем при закупке МУП «Горводоканал». 

       До заседания комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенной закупки, а также письменные возражения на жалобу заявителя с изложением своей позиции по обстоятельствам дела.

       Так, по мнению заказчика, в соответствии с требованиями Закона о закупках Положение о закупке является главным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика.

        Положение о закупке МУП «Горводоканал» утверждено директором предприятия от 05.07.2012 №338 и размещено на официальном сайте 01.10.2012.

        В силу части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в своем положении порядок закупки указанными способами.

        В Положении о закупках МУП «Горводоканал» разделом 8 предусмотрен такой способ закупки как закупка у единственного поставщика, под которым понимается способ размещения заказа, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) (п.8.1.).

        Для закупки у единственного поставщика заинтересованное в проведении закупок структурное подразделение Заказчика направляет в комиссию служебную записку с обоснованием применения способа закупки у единственного поставщика, информацию о поставщике.

       В соответствии с Положением о закупках, на основании служебной записки начальника участка по эксплуатации водоочистных сооружений №2, комиссией по закупкам МУП «Горводоканал»  было принято решение о проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого, о чем было указано в извещении и протоколе заседания комиссии, размещенных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru  23.01.2014г.

        Заказчик считает, что при проведении указанной закупки соблюдены требования части 1 статьи 3 Закона о закупках. Считает, что закупка у единственного поставщика нацелена на экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

       Полная позиция по делу содержится в письменных возражениях на жалобу (вх.№02-664 от 07.02.2014).

        Изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав пояснения представителей заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

       23.01.2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт),  МУП «Горводоканал» разместило извещение о проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого №05-55/14 от 23.01.2014г.

       Согласно извещению МУП «Горводоканал» проводит закупку у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Начальная (максимальная) цена договора 4 818 720,00 руб., с НДС.

       Одновременно с извещением размещен протокол заседания комиссии МУП «Горводоканал» в соответствии с которым, решено провести закупку на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» как с единственным исполнителем и заключить договор.

       Как следует из материалов дела, при проведении указанной закупке МУП «Горводоканал» руководствуется Положением о закупке, разработанном в соответствии с Законом о закупках, утвержденным директором предприятия от 05.07.2012 №338.

       В соответствии с частью 2 статьи 1  Закон о закупках настоящий Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

       В соответствии положениями статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

        Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

        Типовое положение о закупке размещено МУП «Горводоканал» на официальном сайте 29.03.2013г.

       Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Как следует из документов, разделом 8 Положения о закупке регламентирован способ закупки у единственного поставщика.

В ходе рассмотрения жалобы, представитель заказчика пояснил, что указанная закупка осуществляется в соответствии с п.8.2.15. Положения о закупках, а именно: - в связи с невозможностью нарушения  технологии водоподготовки являющимся особо важным в жизнеобеспечении города и может привести к увеличению дозы реагента, ухудшением качественных показателей воды, договор может быть заключен с единственным  поставщиком, при  предоставлении обоснования структурного подразделения.

Согласно п. 8.3. Положения о закупках для закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заинтересованное в проведении закупок структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию:

8.3.1. обоснование для применения Заказчиком способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

8.3.2. информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым необходимо заключить договор;

8.3.3. служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения;

8.3.4. сравнительную таблицу предложений различных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на товары, работы, услуги, свидетельствующую о выгодности предложения лица, кандидатура которого предложена Комиссии для выбора в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, когда это выполнимо;

8.3.5. информацию о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В качестве, соблюдения п. 8.3. Положения о закупках заказчиком представлены следующие документы:

- служебная записка Начальника Упо ЭВОС №2 с указанием реагентов и предложений о заключении договоров аренды с предложенными поставщиками;

-  сертификат, удостоверяющий, что ООО «Метахим» является официальным представителем ООО «Урал-Коагулянт»;

- лицензия на осуществление деятельности «эксплуатация взрывопожарных производственных объектов» выданной ООО «Урал-Коагулянт»;

-   свидетельство о регистрации, подтверждающее, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО «Урал-Коагулянт» зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- сертификат соответствия продукции, изготовляемой ООО «Урал-Коагулянт»;

- экспертное заключение ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» от 24.10.2013г. о проведенной экспертизе материалов по гигиенической оценке питьевой воды, обработанной алюминием сульфатом техническим, используемым в качестве реагента в практике централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Как было указано выше согласно п. 8.3.3. Положения о закупках, ответственное структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения.

       Согласно разделу 9 Положения о закупках для участия в процедурах закупок участник закупок должен соответствовать следующим требованиям, если такие требования установлены в документации по торгам, в извещении  запроса котировок:

        9.2.1. соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора;

        9.2.2. не находиться в процессе ликвидации участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупок - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

        9.2.3. отсутствие приостановления деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок;

        9.2.4. отсутствие у участника закупок задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.        

       Участник закупок считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок не принято;

       9.2.5. обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;

       9.2.6.  отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения закупки.

       При рассмотрении представленных материалов заказчиком, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в нарушение п. 8.3.3. Положения о закупках структурное подразделение для обоснования закупки у единственного поставщика не представило документы, отраженные в разделе 9 Положения о закупках. Кроме того, в материалах отсутствует  информация о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенная п. 8.3.5. Положения о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Также, из представленных документов следует, что закупка сернокислого алюминия осуществлялась заказчиком у ООО «Урал-Коагулянт» на протяжении долгого времени, начиная с декабря 2011 года без проведения конкурентных процедур, в то время как Закон о закупках вступил в действие с июля 2011 года.

 

Представленные материалы и доказательства позволяют Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России сделать вывод, что при размещении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» заказчиком - МУП «Горводоканал» были нарушены требования статьи 1, 3 Закона о закупках в том числе эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчика и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг  и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

       Проведение указанной закупки безусловно подтверждает ограничение потенциальных участников которые могут поставить товар надлежащего качества и по более низким ценам. Указанный барьер не дает им право состязаться в конкурентных условиях, конкурентной закупке.

        При осуществлении закупок определенного товара у единственного поставщика на протяжении значительного времени, в действиях Заказчика - МУП «Горводоканал» усматривается коррупционная направленность и злоупотребление.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п.21 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 18.01.2013 №17/13,  

 

решила:

 

  1. Признать жалобу ОАО «АУРАТ» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» обоснованной.
  2. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» нарушение пунктов 8.3.3., 8.3.5. Положения о закупках,  пунктов  статьи 1, 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать муниципальному унитарному предприятию города Нижневартовска «Горводоканал»  обязательное для исполнения предписание.
  4. Направить материалы настоящего дела в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.

 

        Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                             ХХХХ  

 

Члены Комиссии:                                                                        ХХХХ

 

                                                                                                    ХХХХ

stdClass Object ( [vid] => 12173 [uid] => 5 [title] => Решение [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12173 [type] => solution [language] => ru [created] => 1392171183 [changed] => 1392171183 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1392171183 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 07.02.2014 г.                                             г.Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме  10.02.2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №762 от 24.06.2013г. в составе:

       Председателя комиссии:

         –  ХХХХ – заместителя руководителя Управления.

       Членов комиссии:

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

       в отсутствии представителя заявителя от Открытого акционерного общества «АУРАТ», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;  

       в присутствии представителей от Заказчика - МУП г.Нижневартовска «Горводоканал» ХХХХ, действующего по доверенности №14-15-143 от 06.02.2014г., ХХХХ, действующей по доверенности №14-15-142 от 06.02.2014г., ХХХХ., действующего по доверенности №14-15-143 от 06.02.2014г.,

       рассмотрев дело №05-06-023/2014 по жалобе ОАО «АУРАТ» (вх.№153-Ж от 31.01.2014) на действия заказчика – муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» – при  проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого в количестве 480 тонн (извещение №31400833511),

 

установила:

 

        В Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ОАО «АУРАТ» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» (далее – МУП «Горводоканал») – при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Как следует из содержания жалобы, обращение заявителя в антимонопольный орган обусловлено наличием ограничения участия иных участников закупки при способе закупки в форме единственного поставщика.

       В частности продукция алюминий сернокислый, необходимая заказчику, сертифицирована и изготавливается в соответствии с ГОСТом. Производителями указанной продукции является не только организация, которая выбрана заказчиком, это и ОАО «АУРАТ» (Москва), ОАО «Химпродмаркет» (Набережные Челны), ОАО «Сорбент (Пермь).

       По мнению заявителя, проводимая закупка МУП «Горводоканал» противоречит целям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), которыми являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

       Установив способ закупки – закупка у единственного поставщика, Заказчик нарушил принципы, названные в статье 3 Закона о закупках.

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании изложенного, ОАО «АУРАТ» просит провести проверку соблюдения МУП «Горводоканал» требований Закона о закупках при проведении способа закупки у единственного поставщика  на поставку алюминия сернокислого и выдать предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. Приостановить действие договора, заключенного между МУП МУП «Горводоканал» и единственным поставщиком по поставке алюминия сернокислого.

        Приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 18.01.2013 г. № 17/13 установлен Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Порядок).

        Как следует из п. 1 указанного Порядка жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, осуществляемой путем проведения торгов и запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

       Согласно п. 2  Порядка антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

       Ханты-Мансийским УФАС России вышеупомянутая жалоба ОАО «АУРАТ»  признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

       В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России  в адрес заказчика направлено требование о приостановлении торгов (закупки) до рассмотрения жалобы по существу.

       До рассмотрения жалобы по существу от заявителя поступило дополнение к жалобе, из которого следует, что заказчик, установив способ закупки – закупка у единственного поставщика, кроме всего прочего грубо нарушил принцип, названный в статье 3 Закона о закупках, а именно:

       - целевое и экономическое эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Возложив тем самым бремя своих неоправданных расходов на конечных потребителей воды жителей г.Нижневартовска,  а также предприятия, находящиеся в его черте.

       В подтверждение своих доводов, заявителем приобщен протокол заседания комиссий ПДЗК ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» от 28.01.2014г. где была проведена закупка в форме запроса предложений того же продукта - алюминия сернокислого (лот №5), в которой принимало участие ООО «Метахим» и предложило цену на тот же продукт, что закупался МУП «Горводоканал» - 8723,00 руб., за тонну.  МУП «Горводоканал» приобрело в оспариваемой закупке от 23.01.2014 года по цене 10 039 руб., за тонну.

        При этом, как указывает заявитель, в соответствии с п. 8.2.10. Положения о закупке Заказчик должен учитывать разумность цены. Кроме того, в п. 8.2.22. Положения о закупке установлено, что поставщик может являться единственным поставщиком в данном случае при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение невыгодным. 

         Заказчик, в данном случае счел необходимым ограничиться выбором одного поставщика при наличии как минимум 4-х производителей аналогичной продукции.

       Для сравнительного примера заявителем приобщены протоколы заседания комиссий таких компаний как ООО «МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО», ООО «Тюмень Водоканал», ОАО «Юганскводоканал» где закупка алюминия сернокислого осуществлялась в конкурентных условиях и с участием ООО «Метахим» (участника оспариваемой закупки) цена которого была существенно ниже, чем при закупке МУП «Горводоканал». 

       До заседания комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенной закупки, а также письменные возражения на жалобу заявителя с изложением своей позиции по обстоятельствам дела.

       Так, по мнению заказчика, в соответствии с требованиями Закона о закупках Положение о закупке является главным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика.

        Положение о закупке МУП «Горводоканал» утверждено директором предприятия от 05.07.2012 №338 и размещено на официальном сайте 01.10.2012.

        В силу части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в своем положении порядок закупки указанными способами.

        В Положении о закупках МУП «Горводоканал» разделом 8 предусмотрен такой способ закупки как закупка у единственного поставщика, под которым понимается способ размещения заказа, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) (п.8.1.).

        Для закупки у единственного поставщика заинтересованное в проведении закупок структурное подразделение Заказчика направляет в комиссию служебную записку с обоснованием применения способа закупки у единственного поставщика, информацию о поставщике.

       В соответствии с Положением о закупках, на основании служебной записки начальника участка по эксплуатации водоочистных сооружений №2, комиссией по закупкам МУП «Горводоканал»  было принято решение о проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого, о чем было указано в извещении и протоколе заседания комиссии, размещенных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru  23.01.2014г.

        Заказчик считает, что при проведении указанной закупки соблюдены требования части 1 статьи 3 Закона о закупках. Считает, что закупка у единственного поставщика нацелена на экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

       Полная позиция по делу содержится в письменных возражениях на жалобу (вх.№02-664 от 07.02.2014).

        Изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав пояснения представителей заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

       23.01.2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт),  МУП «Горводоканал» разместило извещение о проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого №05-55/14 от 23.01.2014г.

       Согласно извещению МУП «Горводоканал» проводит закупку у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Начальная (максимальная) цена договора 4 818 720,00 руб., с НДС.

       Одновременно с извещением размещен протокол заседания комиссии МУП «Горводоканал» в соответствии с которым, решено провести закупку на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» как с единственным исполнителем и заключить договор.

       Как следует из материалов дела, при проведении указанной закупке МУП «Горводоканал» руководствуется Положением о закупке, разработанном в соответствии с Законом о закупках, утвержденным директором предприятия от 05.07.2012 №338.

       В соответствии с частью 2 статьи 1  Закон о закупках настоящий Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

       В соответствии положениями статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

        Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

        Типовое положение о закупке размещено МУП «Горводоканал» на официальном сайте 29.03.2013г.

       Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Как следует из документов, разделом 8 Положения о закупке регламентирован способ закупки у единственного поставщика.

В ходе рассмотрения жалобы, представитель заказчика пояснил, что указанная закупка осуществляется в соответствии с п.8.2.15. Положения о закупках, а именно: - в связи с невозможностью нарушения  технологии водоподготовки являющимся особо важным в жизнеобеспечении города и может привести к увеличению дозы реагента, ухудшением качественных показателей воды, договор может быть заключен с единственным  поставщиком, при  предоставлении обоснования структурного подразделения.

Согласно п. 8.3. Положения о закупках для закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заинтересованное в проведении закупок структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию:

8.3.1. обоснование для применения Заказчиком способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

8.3.2. информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым необходимо заключить договор;

8.3.3. служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения;

8.3.4. сравнительную таблицу предложений различных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на товары, работы, услуги, свидетельствующую о выгодности предложения лица, кандидатура которого предложена Комиссии для выбора в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, когда это выполнимо;

8.3.5. информацию о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В качестве, соблюдения п. 8.3. Положения о закупках заказчиком представлены следующие документы:

- служебная записка Начальника Упо ЭВОС №2 с указанием реагентов и предложений о заключении договоров аренды с предложенными поставщиками;

-  сертификат, удостоверяющий, что ООО «Метахим» является официальным представителем ООО «Урал-Коагулянт»;

- лицензия на осуществление деятельности «эксплуатация взрывопожарных производственных объектов» выданной ООО «Урал-Коагулянт»;

-   свидетельство о регистрации, подтверждающее, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО «Урал-Коагулянт» зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- сертификат соответствия продукции, изготовляемой ООО «Урал-Коагулянт»;

- экспертное заключение ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» от 24.10.2013г. о проведенной экспертизе материалов по гигиенической оценке питьевой воды, обработанной алюминием сульфатом техническим, используемым в качестве реагента в практике централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Как было указано выше согласно п. 8.3.3. Положения о закупках, ответственное структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения.

       Согласно разделу 9 Положения о закупках для участия в процедурах закупок участник закупок должен соответствовать следующим требованиям, если такие требования установлены в документации по торгам, в извещении  запроса котировок:

        9.2.1. соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора;

        9.2.2. не находиться в процессе ликвидации участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупок - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

        9.2.3. отсутствие приостановления деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок;

        9.2.4. отсутствие у участника закупок задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.        

       Участник закупок считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок не принято;

       9.2.5. обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;

       9.2.6.  отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения закупки.

       При рассмотрении представленных материалов заказчиком, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в нарушение п. 8.3.3. Положения о закупках структурное подразделение для обоснования закупки у единственного поставщика не представило документы, отраженные в разделе 9 Положения о закупках. Кроме того, в материалах отсутствует  информация о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенная п. 8.3.5. Положения о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Также, из представленных документов следует, что закупка сернокислого алюминия осуществлялась заказчиком у ООО «Урал-Коагулянт» на протяжении долгого времени, начиная с декабря 2011 года без проведения конкурентных процедур, в то время как Закон о закупках вступил в действие с июля 2011 года.

 

Представленные материалы и доказательства позволяют Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России сделать вывод, что при размещении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» заказчиком - МУП «Горводоканал» были нарушены требования статьи 1, 3 Закона о закупках в том числе эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчика и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг  и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

       Проведение указанной закупки безусловно подтверждает ограничение потенциальных участников которые могут поставить товар надлежащего качества и по более низким ценам. Указанный барьер не дает им право состязаться в конкурентных условиях, конкурентной закупке.

        При осуществлении закупок определенного товара у единственного поставщика на протяжении значительного времени, в действиях Заказчика - МУП «Горводоканал» усматривается коррупционная направленность и злоупотребление.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п.21 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 18.01.2013 №17/13,  

 

решила:

 

  1. Признать жалобу ОАО «АУРАТ» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» обоснованной.
  2. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» нарушение пунктов 8.3.3., 8.3.5. Положения о закупках,  пунктов  статьи 1, 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать муниципальному унитарному предприятию города Нижневартовска «Горводоканал»  обязательное для исполнения предписание.
  4. Направить материалы настоящего дела в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.

 

        Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                             ХХХХ  

 

Члены Комиссии:                                                                        ХХХХ

 

                                                                                                    ХХХХ

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 07.02.2014 г.                                             г.Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме  10.02.2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №762 от 24.06.2013г. в составе:

       Председателя комиссии:

         –  ХХХХ – заместителя руководителя Управления.

       Членов комиссии:

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

       в отсутствии представителя заявителя от Открытого акционерного общества «АУРАТ», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;  

       в присутствии представителей от Заказчика - МУП г.Нижневартовска «Горводоканал» ХХХХ, действующего по доверенности №14-15-143 от 06.02.2014г., ХХХХ, действующей по доверенности №14-15-142 от 06.02.2014г., ХХХХ., действующего по доверенности №14-15-143 от 06.02.2014г.,

       рассмотрев дело №05-06-023/2014 по жалобе ОАО «АУРАТ» (вх.№153-Ж от 31.01.2014) на действия заказчика – муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» – при  проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого в количестве 480 тонн (извещение №31400833511),

 

установила:

 

        В Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ОАО «АУРАТ» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» (далее – МУП «Горводоканал») – при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Как следует из содержания жалобы, обращение заявителя в антимонопольный орган обусловлено наличием ограничения участия иных участников закупки при способе закупки в форме единственного поставщика.

       В частности продукция алюминий сернокислый, необходимая заказчику, сертифицирована и изготавливается в соответствии с ГОСТом. Производителями указанной продукции является не только организация, которая выбрана заказчиком, это и ОАО «АУРАТ» (Москва), ОАО «Химпродмаркет» (Набережные Челны), ОАО «Сорбент (Пермь).

       По мнению заявителя, проводимая закупка МУП «Горводоканал» противоречит целям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), которыми являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

       Установив способ закупки – закупка у единственного поставщика, Заказчик нарушил принципы, названные в статье 3 Закона о закупках.

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании изложенного, ОАО «АУРАТ» просит провести проверку соблюдения МУП «Горводоканал» требований Закона о закупках при проведении способа закупки у единственного поставщика  на поставку алюминия сернокислого и выдать предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. Приостановить действие договора, заключенного между МУП МУП «Горводоканал» и единственным поставщиком по поставке алюминия сернокислого.

        Приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 18.01.2013 г. № 17/13 установлен Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Порядок).

        Как следует из п. 1 указанного Порядка жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, осуществляемой путем проведения торгов и запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

       Согласно п. 2  Порядка антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

       Ханты-Мансийским УФАС России вышеупомянутая жалоба ОАО «АУРАТ»  признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

       В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России  в адрес заказчика направлено требование о приостановлении торгов (закупки) до рассмотрения жалобы по существу.

       До рассмотрения жалобы по существу от заявителя поступило дополнение к жалобе, из которого следует, что заказчик, установив способ закупки – закупка у единственного поставщика, кроме всего прочего грубо нарушил принцип, названный в статье 3 Закона о закупках, а именно:

       - целевое и экономическое эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Возложив тем самым бремя своих неоправданных расходов на конечных потребителей воды жителей г.Нижневартовска,  а также предприятия, находящиеся в его черте.

       В подтверждение своих доводов, заявителем приобщен протокол заседания комиссий ПДЗК ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» от 28.01.2014г. где была проведена закупка в форме запроса предложений того же продукта - алюминия сернокислого (лот №5), в которой принимало участие ООО «Метахим» и предложило цену на тот же продукт, что закупался МУП «Горводоканал» - 8723,00 руб., за тонну.  МУП «Горводоканал» приобрело в оспариваемой закупке от 23.01.2014 года по цене 10 039 руб., за тонну.

        При этом, как указывает заявитель, в соответствии с п. 8.2.10. Положения о закупке Заказчик должен учитывать разумность цены. Кроме того, в п. 8.2.22. Положения о закупке установлено, что поставщик может являться единственным поставщиком в данном случае при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение невыгодным. 

         Заказчик, в данном случае счел необходимым ограничиться выбором одного поставщика при наличии как минимум 4-х производителей аналогичной продукции.

       Для сравнительного примера заявителем приобщены протоколы заседания комиссий таких компаний как ООО «МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО», ООО «Тюмень Водоканал», ОАО «Юганскводоканал» где закупка алюминия сернокислого осуществлялась в конкурентных условиях и с участием ООО «Метахим» (участника оспариваемой закупки) цена которого была существенно ниже, чем при закупке МУП «Горводоканал». 

       До заседания комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенной закупки, а также письменные возражения на жалобу заявителя с изложением своей позиции по обстоятельствам дела.

       Так, по мнению заказчика, в соответствии с требованиями Закона о закупках Положение о закупке является главным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика.

        Положение о закупке МУП «Горводоканал» утверждено директором предприятия от 05.07.2012 №338 и размещено на официальном сайте 01.10.2012.

        В силу части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в своем положении порядок закупки указанными способами.

        В Положении о закупках МУП «Горводоканал» разделом 8 предусмотрен такой способ закупки как закупка у единственного поставщика, под которым понимается способ размещения заказа, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) (п.8.1.).

        Для закупки у единственного поставщика заинтересованное в проведении закупок структурное подразделение Заказчика направляет в комиссию служебную записку с обоснованием применения способа закупки у единственного поставщика, информацию о поставщике.

       В соответствии с Положением о закупках, на основании служебной записки начальника участка по эксплуатации водоочистных сооружений №2, комиссией по закупкам МУП «Горводоканал»  было принято решение о проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого, о чем было указано в извещении и протоколе заседания комиссии, размещенных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru  23.01.2014г.

        Заказчик считает, что при проведении указанной закупки соблюдены требования части 1 статьи 3 Закона о закупках. Считает, что закупка у единственного поставщика нацелена на экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

       Полная позиция по делу содержится в письменных возражениях на жалобу (вх.№02-664 от 07.02.2014).

        Изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав пояснения представителей заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

       23.01.2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт),  МУП «Горводоканал» разместило извещение о проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого №05-55/14 от 23.01.2014г.

       Согласно извещению МУП «Горводоканал» проводит закупку у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Начальная (максимальная) цена договора 4 818 720,00 руб., с НДС.

       Одновременно с извещением размещен протокол заседания комиссии МУП «Горводоканал» в соответствии с которым, решено провести закупку на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» как с единственным исполнителем и заключить договор.

       Как следует из материалов дела, при проведении указанной закупке МУП «Горводоканал» руководствуется Положением о закупке, разработанном в соответствии с Законом о закупках, утвержденным директором предприятия от 05.07.2012 №338.

       В соответствии с частью 2 статьи 1  Закон о закупках настоящий Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

       В соответствии положениями статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

        Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

        Типовое положение о закупке размещено МУП «Горводоканал» на официальном сайте 29.03.2013г.

       Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Как следует из документов, разделом 8 Положения о закупке регламентирован способ закупки у единственного поставщика.

В ходе рассмотрения жалобы, представитель заказчика пояснил, что указанная закупка осуществляется в соответствии с п.8.2.15. Положения о закупках, а именно: - в связи с невозможностью нарушения  технологии водоподготовки являющимся особо важным в жизнеобеспечении города и может привести к увеличению дозы реагента, ухудшением качественных показателей воды, договор может быть заключен с единственным  поставщиком, при  предоставлении обоснования структурного подразделения.

Согласно п. 8.3. Положения о закупках для закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заинтересованное в проведении закупок структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию:

8.3.1. обоснование для применения Заказчиком способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

8.3.2. информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым необходимо заключить договор;

8.3.3. служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения;

8.3.4. сравнительную таблицу предложений различных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на товары, работы, услуги, свидетельствующую о выгодности предложения лица, кандидатура которого предложена Комиссии для выбора в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, когда это выполнимо;

8.3.5. информацию о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В качестве, соблюдения п. 8.3. Положения о закупках заказчиком представлены следующие документы:

- служебная записка Начальника Упо ЭВОС №2 с указанием реагентов и предложений о заключении договоров аренды с предложенными поставщиками;

-  сертификат, удостоверяющий, что ООО «Метахим» является официальным представителем ООО «Урал-Коагулянт»;

- лицензия на осуществление деятельности «эксплуатация взрывопожарных производственных объектов» выданной ООО «Урал-Коагулянт»;

-   свидетельство о регистрации, подтверждающее, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО «Урал-Коагулянт» зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- сертификат соответствия продукции, изготовляемой ООО «Урал-Коагулянт»;

- экспертное заключение ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» от 24.10.2013г. о проведенной экспертизе материалов по гигиенической оценке питьевой воды, обработанной алюминием сульфатом техническим, используемым в качестве реагента в практике централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Как было указано выше согласно п. 8.3.3. Положения о закупках, ответственное структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения.

       Согласно разделу 9 Положения о закупках для участия в процедурах закупок участник закупок должен соответствовать следующим требованиям, если такие требования установлены в документации по торгам, в извещении  запроса котировок:

        9.2.1. соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора;

        9.2.2. не находиться в процессе ликвидации участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупок - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

        9.2.3. отсутствие приостановления деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок;

        9.2.4. отсутствие у участника закупок задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.        

       Участник закупок считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок не принято;

       9.2.5. обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;

       9.2.6.  отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения закупки.

       При рассмотрении представленных материалов заказчиком, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в нарушение п. 8.3.3. Положения о закупках структурное подразделение для обоснования закупки у единственного поставщика не представило документы, отраженные в разделе 9 Положения о закупках. Кроме того, в материалах отсутствует  информация о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенная п. 8.3.5. Положения о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Также, из представленных документов следует, что закупка сернокислого алюминия осуществлялась заказчиком у ООО «Урал-Коагулянт» на протяжении долгого времени, начиная с декабря 2011 года без проведения конкурентных процедур, в то время как Закон о закупках вступил в действие с июля 2011 года.

 

Представленные материалы и доказательства позволяют Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России сделать вывод, что при размещении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» заказчиком - МУП «Горводоканал» были нарушены требования статьи 1, 3 Закона о закупках в том числе эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчика и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг  и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

       Проведение указанной закупки безусловно подтверждает ограничение потенциальных участников которые могут поставить товар надлежащего качества и по более низким ценам. Указанный барьер не дает им право состязаться в конкурентных условиях, конкурентной закупке.

        При осуществлении закупок определенного товара у единственного поставщика на протяжении значительного времени, в действиях Заказчика - МУП «Горводоканал» усматривается коррупционная направленность и злоупотребление.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п.21 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 18.01.2013 №17/13,  

 

решила:

 

  1. Признать жалобу ОАО «АУРАТ» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» обоснованной.
  2. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» нарушение пунктов 8.3.3., 8.3.5. Положения о закупках,  пунктов  статьи 1, 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать муниципальному унитарному предприятию города Нижневартовска «Горводоканал»  обязательное для исполнения предписание.
  4. Направить материалы настоящего дела в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.

 

        Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                             ХХХХ  

 

Члены Комиссии:                                                                        ХХХХ

 

                                                                                                    ХХХХ

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №05-06-023-2014 [format] => [safe_value] => №05-06-023-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 41 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 41 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-10 02:08:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-10 02:08:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1392171183 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )