Решение

Номер дела: №05-06-025-2014
Дата публикации: 17 февраля 2014, 16:34

Резолютивная часть решения объявлена 12.02.2014 г.                                             г.Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме  17.02.2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №762 от 24.06.2013г. в составе:

       Председателя комиссии:

         –  ХХХХ –руководитель Управления.

       Членов комиссии:

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

       в отсутствии представителя заявителя от Закрытого акционерного общества «Химпродмаркет», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;  

        в отсутствии представителя Заказчика - МУП г.Нижневартовска «Горводоканал», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

        рассмотрев дело №05-06-025/2014 по жалобе ЗАО «Химпродмаркет» (вх.№166-Ж от 04.02.2014) на действия заказчика – муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» – при  проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого в количестве 480 тонн (извещение №31400833511),

 

 

 

установила:

 

        В Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ЗАО «Химпродмаркет» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» (далее – МУП «Горводоканал») – при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Как следует из содержания жалобы, обращение заявителя в антимонопольный орган обусловлено наличием ограничения участия иных участников закупки при способе закупки в форме единственного поставщика.

Заявитель считает, что при проведении закупки МУП «Горводоканал» допустил грубейшее нарушение действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о контрактной системе), Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», Положения о закупках заказчика.

Заявитель указывает, что закупка у единственного поставщика ООО «Метахим» проводится без конкурентных условий, что является нарушением антимонопольного законодательства и является вопиющим фактом недобросовестной конкуренции.

       Отсутствие конкурентных условий не дает право заявителю, а также другим заинтересованным лицам участвовать в данной закупке.

       Положение о закупках МУП «Горводоканал» не предусматривает такой случай заключения договра с единственным поставщиком на такую большую сумму, без осуществления конкурентных способов закупки.   

       По мнению заявителя, проводимая закупка МУП «Горводоканал» противоречит целям Закона о закупках, которыми являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

       Установив способ закупки – закупка у единственного поставщика, Заказчик нарушил принципы, названные в статье 3 Закона о закупках.

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Более того, при проведении указанной закупке, в действиях МУП «Горводоканал» допущены нарушения п. 5,8,9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, ЗАО «Химпродмаркет» просит провести проверку соблюдения МУП «Горводоканал» требований Закона о контрактной системе, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции при проведении способа закупки у единственного поставщика  ООО «Метахим» на поставку алюминия сернокислого.    

Приостановить проведение закупки.

        Приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 18.01.2013 г. № 17/13 установлен Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Порядок).

       Как следует из п. 1 указанного Порядка жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, осуществляемой путем проведения торгов и запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

       Согласно п. 2  Порядка антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

       Ханты-Мансийским УФАС России вышеупомянутая жалоба ЗАО «Химпродмаркет»  признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

       В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России  в адрес заказчика направлено требование о приостановлении торгов (закупки) до рассмотрения жалобы по существу, а также о предоставлении необходимых документов.

       Требование о предоставлении документов исполнено МУП «Горводоканал» в срок.

       В силу части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  Заказчиком не были представлены письменные возражения.

       Изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав доводы, изложенные в жалобе, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

       23.01.2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт),  МУП «Горводоканал» разместило извещение о проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого №05-55/14 от 23.01.2014г.

       Согласно извещению МУП «Горводоканал» проводит закупку у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Начальная (максимальная) цена договора 4 818 720,00 руб., с НДС.

       Одновременно с извещением размещен протокол заседания комиссии МУП «Горводоканал» в соответствии с которым, решено провести закупку на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» как с единственным исполнителем и заключить договор.

       Как следует из материалов дела, при проведении указанной закупки МУП «Горводоканал» руководствуется Положением о закупке, разработанном в соответствии с Законом о закупках, утвержденным директором предприятия от 05.07.2012 №338.

       В соответствии с частью 2 статьи 1  Закон о закупках настоящий Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

       В соответствии положениями статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

        Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

        Типовое положение о закупке размещено МУП «Горводоканал» на официальном сайте 29.03.2013г.

       Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Как следует из документов, разделом 8 Положения о закупке МУП «Горводоканал» регламентирован способ закупки у единственного поставщика.

Согласно п.8.2.15. Положения о закупке закупка у единственного поставщика осуществляется в связи с невозможностью нарушения  технологии водоподготовки являющимся особо важным в жизнеобеспечении города и может привести к увеличению дозы реагента, ухудшением качественных показателей воды, договор может быть заключен с единственным  поставщиком, при  предоставлении обоснования структурного подразделения.

В соответствии  с п. 8.3. Положения о закупках для закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заинтересованное в проведении закупок структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию:

8.3.1. обоснование для применения Заказчиком способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

8.3.2. информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым необходимо заключить договор;

8.3.3. служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения;

8.3.4. сравнительную таблицу предложений различных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на товары, работы, услуги, свидетельствующую о выгодности предложения лица, кандидатура которого предложена Комиссии для выбора в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, когда это выполнимо;

8.3.5. информацию о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В качестве, соблюдения п. 8.3. Положения о закупках заказчиком представлена  служебная записка Начальника Упо ЭВОС №2 с указанием реагентов и предложений о заключении договоров аренды с предложенными поставщиками;

Как было указано выше согласно п. 8.3.3. Положения о закупках, ответственное структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения.

       Согласно разделу 9 Положения о закупках для участия в процедурах закупок участник закупок должен соответствовать следующим требованиям, если такие требования установлены в документации по торгам, в извещении  запроса котировок:

        9.2.1. соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора;

        9.2.2. не находиться в процессе ликвидации участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупок - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

        9.2.3. отсутствие приостановления деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок;

        9.2.4. отсутствие у участника закупок задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.       

       Участник закупок считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок не принято;

       9.2.5. обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;

       9.2.6.  отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения закупки.

       При рассмотрении представленных материалов заказчиком, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в нарушение п. 8.3. Положения о закупках структурное подразделение для обоснования закупки у единственного поставщика представлены не все документы, отраженные в разделе 9 Положения о закупках. Кроме того, в материалах отсутствует  информация о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенная п. 8.3.5. Положения о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с п.8.2.9. Положения о закупках осуществление закупки у единственного поставщика осуществляется если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическим организациями по одной сделке.

       Таким образом, МУП «Горводоканал» осуществляя закупку у единственного поставщика ООО «Метахим» на поставку алюминия сернокислого в сумме 4 818 720,00 руб., нарушает п.8.2. Положения о закупках, а также положения статьи 1, 3 Закона о закупках не создавая конкурентных условий и экономии денежных средств.

Кроме того, из представленных документов следует, что закупка сернокислого алюминия осуществлялась заказчиком у ООО «Урал-Коагулянт» на протяжении долгого времени, начиная с декабря 2011 года без проведения конкурентных процедур, в то время как Закон о закупках вступил в действие с июля 2011 года.

В соответствии с часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).

На основании изложенного, в действиях МУП «Горводоканал» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

       Представленные материалы и доказательства позволяют Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России сделать вывод, что при размещении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» в сумме 4 818 720,00, заказчиком - МУП «Горводоканал» были нарушены требования статьи 1, 3 Закона о закупках в том числе эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчика и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг  и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

       Проведение указанной закупки безусловно подтверждает ограничение потенциальных участников которые могут поставить товар надлежащего качества и по более низким ценам. Указанный барьер не дает им право состязаться в конкурентных условиях, в конкурентной закупке.

        При осуществлении закупок определенного товара у единственного поставщика на протяжении значительного времени, в действиях Заказчика - МУП «Горводоканал» усматривается коррупционная направленность и злоупотребление.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п.21 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 18.01.2013 №17/13,  

 

решила:

 

  1. Признать жалобу ЗАО «Химпродмаркет» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» обоснованной.
  2. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» нарушение пунктов 8.2., 8.3. Положения о закупках,  пунктов  статьи 1, 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать муниципальному унитарному предприятию города Нижневартовска «Горводоканал»  обязательное для исполнения предписание.
  4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
  5. Направить материалы настоящего дела в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.

 

        Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                             ХХХХ

 

Члены Комиссии:                                                                        ХХХХ

 

                                                                                                    ХХХХ

stdClass Object ( [vid] => 12215 [uid] => 5 [title] => Решение [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12215 [type] => solution [language] => ru [created] => 1392720028 [changed] => 1392720028 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1392720028 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 12.02.2014 г.                                             г.Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме  17.02.2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №762 от 24.06.2013г. в составе:

       Председателя комиссии:

         –  ХХХХ –руководитель Управления.

       Членов комиссии:

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

       в отсутствии представителя заявителя от Закрытого акционерного общества «Химпродмаркет», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;  

        в отсутствии представителя Заказчика - МУП г.Нижневартовска «Горводоканал», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

        рассмотрев дело №05-06-025/2014 по жалобе ЗАО «Химпродмаркет» (вх.№166-Ж от 04.02.2014) на действия заказчика – муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» – при  проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого в количестве 480 тонн (извещение №31400833511),

 

 

 

установила:

 

        В Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ЗАО «Химпродмаркет» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» (далее – МУП «Горводоканал») – при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Как следует из содержания жалобы, обращение заявителя в антимонопольный орган обусловлено наличием ограничения участия иных участников закупки при способе закупки в форме единственного поставщика.

Заявитель считает, что при проведении закупки МУП «Горводоканал» допустил грубейшее нарушение действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о контрактной системе), Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», Положения о закупках заказчика.

Заявитель указывает, что закупка у единственного поставщика ООО «Метахим» проводится без конкурентных условий, что является нарушением антимонопольного законодательства и является вопиющим фактом недобросовестной конкуренции.

       Отсутствие конкурентных условий не дает право заявителю, а также другим заинтересованным лицам участвовать в данной закупке.

       Положение о закупках МУП «Горводоканал» не предусматривает такой случай заключения договра с единственным поставщиком на такую большую сумму, без осуществления конкурентных способов закупки.   

       По мнению заявителя, проводимая закупка МУП «Горводоканал» противоречит целям Закона о закупках, которыми являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

       Установив способ закупки – закупка у единственного поставщика, Заказчик нарушил принципы, названные в статье 3 Закона о закупках.

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Более того, при проведении указанной закупке, в действиях МУП «Горводоканал» допущены нарушения п. 5,8,9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, ЗАО «Химпродмаркет» просит провести проверку соблюдения МУП «Горводоканал» требований Закона о контрактной системе, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции при проведении способа закупки у единственного поставщика  ООО «Метахим» на поставку алюминия сернокислого.    

Приостановить проведение закупки.

        Приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 18.01.2013 г. № 17/13 установлен Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Порядок).

       Как следует из п. 1 указанного Порядка жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, осуществляемой путем проведения торгов и запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

       Согласно п. 2  Порядка антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

       Ханты-Мансийским УФАС России вышеупомянутая жалоба ЗАО «Химпродмаркет»  признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

       В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России  в адрес заказчика направлено требование о приостановлении торгов (закупки) до рассмотрения жалобы по существу, а также о предоставлении необходимых документов.

       Требование о предоставлении документов исполнено МУП «Горводоканал» в срок.

       В силу части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  Заказчиком не были представлены письменные возражения.

       Изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав доводы, изложенные в жалобе, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

       23.01.2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт),  МУП «Горводоканал» разместило извещение о проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого №05-55/14 от 23.01.2014г.

       Согласно извещению МУП «Горводоканал» проводит закупку у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Начальная (максимальная) цена договора 4 818 720,00 руб., с НДС.

       Одновременно с извещением размещен протокол заседания комиссии МУП «Горводоканал» в соответствии с которым, решено провести закупку на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» как с единственным исполнителем и заключить договор.

       Как следует из материалов дела, при проведении указанной закупки МУП «Горводоканал» руководствуется Положением о закупке, разработанном в соответствии с Законом о закупках, утвержденным директором предприятия от 05.07.2012 №338.

       В соответствии с частью 2 статьи 1  Закон о закупках настоящий Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

       В соответствии положениями статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

        Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

        Типовое положение о закупке размещено МУП «Горводоканал» на официальном сайте 29.03.2013г.

       Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Как следует из документов, разделом 8 Положения о закупке МУП «Горводоканал» регламентирован способ закупки у единственного поставщика.

Согласно п.8.2.15. Положения о закупке закупка у единственного поставщика осуществляется в связи с невозможностью нарушения  технологии водоподготовки являющимся особо важным в жизнеобеспечении города и может привести к увеличению дозы реагента, ухудшением качественных показателей воды, договор может быть заключен с единственным  поставщиком, при  предоставлении обоснования структурного подразделения.

В соответствии  с п. 8.3. Положения о закупках для закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заинтересованное в проведении закупок структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию:

8.3.1. обоснование для применения Заказчиком способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

8.3.2. информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым необходимо заключить договор;

8.3.3. служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения;

8.3.4. сравнительную таблицу предложений различных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на товары, работы, услуги, свидетельствующую о выгодности предложения лица, кандидатура которого предложена Комиссии для выбора в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, когда это выполнимо;

8.3.5. информацию о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В качестве, соблюдения п. 8.3. Положения о закупках заказчиком представлена  служебная записка Начальника Упо ЭВОС №2 с указанием реагентов и предложений о заключении договоров аренды с предложенными поставщиками;

Как было указано выше согласно п. 8.3.3. Положения о закупках, ответственное структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения.

       Согласно разделу 9 Положения о закупках для участия в процедурах закупок участник закупок должен соответствовать следующим требованиям, если такие требования установлены в документации по торгам, в извещении  запроса котировок:

        9.2.1. соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора;

        9.2.2. не находиться в процессе ликвидации участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупок - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

        9.2.3. отсутствие приостановления деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок;

        9.2.4. отсутствие у участника закупок задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.       

       Участник закупок считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок не принято;

       9.2.5. обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;

       9.2.6.  отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения закупки.

       При рассмотрении представленных материалов заказчиком, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в нарушение п. 8.3. Положения о закупках структурное подразделение для обоснования закупки у единственного поставщика представлены не все документы, отраженные в разделе 9 Положения о закупках. Кроме того, в материалах отсутствует  информация о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенная п. 8.3.5. Положения о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с п.8.2.9. Положения о закупках осуществление закупки у единственного поставщика осуществляется если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическим организациями по одной сделке.

       Таким образом, МУП «Горводоканал» осуществляя закупку у единственного поставщика ООО «Метахим» на поставку алюминия сернокислого в сумме 4 818 720,00 руб., нарушает п.8.2. Положения о закупках, а также положения статьи 1, 3 Закона о закупках не создавая конкурентных условий и экономии денежных средств.

Кроме того, из представленных документов следует, что закупка сернокислого алюминия осуществлялась заказчиком у ООО «Урал-Коагулянт» на протяжении долгого времени, начиная с декабря 2011 года без проведения конкурентных процедур, в то время как Закон о закупках вступил в действие с июля 2011 года.

В соответствии с часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).

На основании изложенного, в действиях МУП «Горводоканал» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

       Представленные материалы и доказательства позволяют Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России сделать вывод, что при размещении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» в сумме 4 818 720,00, заказчиком - МУП «Горводоканал» были нарушены требования статьи 1, 3 Закона о закупках в том числе эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчика и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг  и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

       Проведение указанной закупки безусловно подтверждает ограничение потенциальных участников которые могут поставить товар надлежащего качества и по более низким ценам. Указанный барьер не дает им право состязаться в конкурентных условиях, в конкурентной закупке.

        При осуществлении закупок определенного товара у единственного поставщика на протяжении значительного времени, в действиях Заказчика - МУП «Горводоканал» усматривается коррупционная направленность и злоупотребление.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п.21 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 18.01.2013 №17/13,  

 

решила:

 

  1. Признать жалобу ЗАО «Химпродмаркет» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» обоснованной.
  2. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» нарушение пунктов 8.2., 8.3. Положения о закупках,  пунктов  статьи 1, 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать муниципальному унитарному предприятию города Нижневартовска «Горводоканал»  обязательное для исполнения предписание.
  4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
  5. Направить материалы настоящего дела в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.

 

        Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                             ХХХХ

 

Члены Комиссии:                                                                        ХХХХ

 

                                                                                                    ХХХХ

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 12.02.2014 г.                                             г.Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме  17.02.2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №762 от 24.06.2013г. в составе:

       Председателя комиссии:

         –  ХХХХ –руководитель Управления.

       Членов комиссии:

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

         –  ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

       в отсутствии представителя заявителя от Закрытого акционерного общества «Химпродмаркет», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;  

        в отсутствии представителя Заказчика - МУП г.Нижневартовска «Горводоканал», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

        рассмотрев дело №05-06-025/2014 по жалобе ЗАО «Химпродмаркет» (вх.№166-Ж от 04.02.2014) на действия заказчика – муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» – при  проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого в количестве 480 тонн (извещение №31400833511),

 

 

 

установила:

 

        В Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ЗАО «Химпродмаркет» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» (далее – МУП «Горводоканал») – при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Как следует из содержания жалобы, обращение заявителя в антимонопольный орган обусловлено наличием ограничения участия иных участников закупки при способе закупки в форме единственного поставщика.

Заявитель считает, что при проведении закупки МУП «Горводоканал» допустил грубейшее нарушение действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о контрактной системе), Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», Положения о закупках заказчика.

Заявитель указывает, что закупка у единственного поставщика ООО «Метахим» проводится без конкурентных условий, что является нарушением антимонопольного законодательства и является вопиющим фактом недобросовестной конкуренции.

       Отсутствие конкурентных условий не дает право заявителю, а также другим заинтересованным лицам участвовать в данной закупке.

       Положение о закупках МУП «Горводоканал» не предусматривает такой случай заключения договра с единственным поставщиком на такую большую сумму, без осуществления конкурентных способов закупки.   

       По мнению заявителя, проводимая закупка МУП «Горводоканал» противоречит целям Закона о закупках, которыми являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

       Установив способ закупки – закупка у единственного поставщика, Заказчик нарушил принципы, названные в статье 3 Закона о закупках.

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Более того, при проведении указанной закупке, в действиях МУП «Горводоканал» допущены нарушения п. 5,8,9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, ЗАО «Химпродмаркет» просит провести проверку соблюдения МУП «Горводоканал» требований Закона о контрактной системе, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции при проведении способа закупки у единственного поставщика  ООО «Метахим» на поставку алюминия сернокислого.    

Приостановить проведение закупки.

        Приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 18.01.2013 г. № 17/13 установлен Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Порядок).

       Как следует из п. 1 указанного Порядка жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, осуществляемой путем проведения торгов и запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

       Согласно п. 2  Порядка антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

       Ханты-Мансийским УФАС России вышеупомянутая жалоба ЗАО «Химпродмаркет»  признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

       В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России  в адрес заказчика направлено требование о приостановлении торгов (закупки) до рассмотрения жалобы по существу, а также о предоставлении необходимых документов.

       Требование о предоставлении документов исполнено МУП «Горводоканал» в срок.

       В силу части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  Заказчиком не были представлены письменные возражения.

       Изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав доводы, изложенные в жалобе, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

       23.01.2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт),  МУП «Горводоканал» разместило извещение о проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого №05-55/14 от 23.01.2014г.

       Согласно извещению МУП «Горводоканал» проводит закупку у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим».

       Начальная (максимальная) цена договора 4 818 720,00 руб., с НДС.

       Одновременно с извещением размещен протокол заседания комиссии МУП «Горводоканал» в соответствии с которым, решено провести закупку на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» как с единственным исполнителем и заключить договор.

       Как следует из материалов дела, при проведении указанной закупки МУП «Горводоканал» руководствуется Положением о закупке, разработанном в соответствии с Законом о закупках, утвержденным директором предприятия от 05.07.2012 №338.

       В соответствии с частью 2 статьи 1  Закон о закупках настоящий Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

       В соответствии положениями статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

        Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

        Типовое положение о закупке размещено МУП «Горводоканал» на официальном сайте 29.03.2013г.

       Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Как следует из документов, разделом 8 Положения о закупке МУП «Горводоканал» регламентирован способ закупки у единственного поставщика.

Согласно п.8.2.15. Положения о закупке закупка у единственного поставщика осуществляется в связи с невозможностью нарушения  технологии водоподготовки являющимся особо важным в жизнеобеспечении города и может привести к увеличению дозы реагента, ухудшением качественных показателей воды, договор может быть заключен с единственным  поставщиком, при  предоставлении обоснования структурного подразделения.

В соответствии  с п. 8.3. Положения о закупках для закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заинтересованное в проведении закупок структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию:

8.3.1. обоснование для применения Заказчиком способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

8.3.2. информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым необходимо заключить договор;

8.3.3. служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения;

8.3.4. сравнительную таблицу предложений различных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на товары, работы, услуги, свидетельствующую о выгодности предложения лица, кандидатура которого предложена Комиссии для выбора в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, когда это выполнимо;

8.3.5. информацию о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В качестве, соблюдения п. 8.3. Положения о закупках заказчиком представлена  служебная записка Начальника Упо ЭВОС №2 с указанием реагентов и предложений о заключении договоров аренды с предложенными поставщиками;

Как было указано выше согласно п. 8.3.3. Положения о закупках, ответственное структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 9 настоящего Положения.

       Согласно разделу 9 Положения о закупках для участия в процедурах закупок участник закупок должен соответствовать следующим требованиям, если такие требования установлены в документации по торгам, в извещении  запроса котировок:

        9.2.1. соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора;

        9.2.2. не находиться в процессе ликвидации участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупок - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

        9.2.3. отсутствие приостановления деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок;

        9.2.4. отсутствие у участника закупок задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.       

       Участник закупок считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, заявки на участие в запросе котировок не принято;

       9.2.5. обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;

       9.2.6.  отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения закупки.

       При рассмотрении представленных материалов заказчиком, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в нарушение п. 8.3. Положения о закупках структурное подразделение для обоснования закупки у единственного поставщика представлены не все документы, отраженные в разделе 9 Положения о закупках. Кроме того, в материалах отсутствует  информация о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенная п. 8.3.5. Положения о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с п.8.2.9. Положения о закупках осуществление закупки у единственного поставщика осуществляется если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическим организациями по одной сделке.

       Таким образом, МУП «Горводоканал» осуществляя закупку у единственного поставщика ООО «Метахим» на поставку алюминия сернокислого в сумме 4 818 720,00 руб., нарушает п.8.2. Положения о закупках, а также положения статьи 1, 3 Закона о закупках не создавая конкурентных условий и экономии денежных средств.

Кроме того, из представленных документов следует, что закупка сернокислого алюминия осуществлялась заказчиком у ООО «Урал-Коагулянт» на протяжении долгого времени, начиная с декабря 2011 года без проведения конкурентных процедур, в то время как Закон о закупках вступил в действие с июля 2011 года.

В соответствии с часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).

На основании изложенного, в действиях МУП «Горводоканал» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

       Представленные материалы и доказательства позволяют Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России сделать вывод, что при размещении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» в сумме 4 818 720,00, заказчиком - МУП «Горводоканал» были нарушены требования статьи 1, 3 Закона о закупках в том числе эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (для нужд заказчика и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг  и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

       Проведение указанной закупки безусловно подтверждает ограничение потенциальных участников которые могут поставить товар надлежащего качества и по более низким ценам. Указанный барьер не дает им право состязаться в конкурентных условиях, в конкурентной закупке.

        При осуществлении закупок определенного товара у единственного поставщика на протяжении значительного времени, в действиях Заказчика - МУП «Горводоканал» усматривается коррупционная направленность и злоупотребление.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п.21 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 18.01.2013 №17/13,  

 

решила:

 

  1. Признать жалобу ЗАО «Химпродмаркет» на действия муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» при  проведении закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «Метахим» обоснованной.
  2. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Горводоканал» нарушение пунктов 8.2., 8.3. Положения о закупках,  пунктов  статьи 1, 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать муниципальному унитарному предприятию города Нижневартовска «Горводоканал»  обязательное для исполнения предписание.
  4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
  5. Направить материалы настоящего дела в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.

 

        Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                             ХХХХ

 

Члены Комиссии:                                                                        ХХХХ

 

                                                                                                    ХХХХ

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №05-06-025-2014 [format] => [safe_value] => №05-06-025-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 41 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 41 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-17 10:34:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-17 10:34:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1392720028 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )