РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 28.10.2014 года г. Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 06.11.2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Иванова Василия Петровича – заместителя руководителя Управления;
Членов Комиссии:
Тимиргалиева Владимира Ахатовича – заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
Мельник Владимира Владимировича – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей ответчика по делу от Администрации города Нижневартовска xxxxx, xxxxx.
рассмотрев дело №05-06-240/2014 по признакам нарушения Администрацией города Нижневартовска (ул.Таежная, 24, г.Нижневартовск, ХМАО-Югра, 628602) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) «О проведении плановой выездной проверки» от 21.02.2014г. № 181, удостоверения от 21.02.2014г. № 01 на право проведения проверки была проведена проверка в отношении Администрации города Нижневартовска (далее по тексту – Администрация г.Нижневартовска), расположенной по адресу: 628602, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Нижневартовск, ул. Таежная, 24.
В ходе проведения контрольного мероприятия инспекцией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 утверждено «Положение о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска» которое исключает возможность участие в торгах индивидуальных предпринимателей.
По результатам проведения проверки, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №05-06-240/2014 в отношении Администрации г.Нижневартовска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом Управления от 03.10.2014 №1157.
Дело №05-06-240/2014 назначено к рассмотрению на 28.10.2014 года, у Администрации г.Нижневартовска Определением запрошены документы, необходимые для рассмотрения дела, а также объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх.№05-06/ТВ-7215 от 08.10.2014).
Мотивированное требование Ханты-Мансийского УФАС России исполнено в полном объеме в установленный срок.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
На заседании Комиссии представители ответчика дали пояснения по существу рассматриваемого дела, которые заключаются в следующем.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003№ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 был утвержден перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе на право осуществления пассажирских перевозок на городских маршрутах г.Нижневартовска, который предусматривал требование о наличии транспортных средств, соответствующих по конструкции и техническому состоянию требованиям инструкции завода-изготовителя на осуществление городских пассажирских перевозок в соответствии с требованиями ГОСТ Р41.36-2004 (которым предусмотрены зоны для стоячих пассажиров, находящихся в проходах).
Согласно полученной информации из ОГИБДД УМВД РФ по г.Нижневартовску, транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки, соответствующие ГОСТу Р41.36-2004, у индивидуальных предпринимателей города с марта 2012г. по настоящее время зарегистрированы небыли.
В соответствии с поступившим требованием инспекции Ханты-Мансийского УФАС России от 28.04.2014 №05-17/ТВ-1776 направленном в ходе проведения контрольного мероприятия, в Постановление Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 были внесены изменения в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, как указывают представители ответчика по делу, в период действия Постановления Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 права индивидуальных предпринимателей нарушены небыли.
В ходе заседания Комиссии, представители ответчика по делу дополнительно заявили ходатайство о приобщении документов и пояснили, что в настоящее время, в Постановление Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 внесены изменения, которые в настоящее время предусматривают участие в торгах индивидуальных предпринимателей.
Изучив материалы дела, заслушав письменные пояснения ответчиков по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции Российской Федерации вопросы транспортного обслуживания населения субъектов Российской Федерации находятся в ведении субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Закона Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности дорожного движения) определил в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; закрепил основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств и при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
На основании статьи 5 Закона о безопасности дорожного движения обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе: регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (статья 6 Закон о безопасности дорожного движения).
Следовательно, органы местного самоуправления могут ограничивать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения.
Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 утверждено «Положение о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска» (далее – Положение).
Из пункта 4.1. Положения следует, что к участию в конкурсе допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных и муниципальных учреждений).
В силу пункта 5.7. Положения, Комиссия принимает решение об отказе в допуске к участию в конкурсе на любом его этапе в случае несоответствия участника конкурса и его заявки требованиям, установленным конкурсной документацией.
Следовательно, требования Положения дают право участвовать в конкурсе лишь юридическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Гражданского Кодекса РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)
Согласно статье 23 Гражданского Кодекса РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определено понятие «перевозчик» - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Установив в Положении требования, исключающие возможность участия в конкурсе индивидуальных предпринимателей, Администрация г.Нижневартовска создает для таких хозяйствующих субъектов административный барьер по выходу на товарный рынок, что в свою очередь способно привести недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Администрация г.Нижневартовска, установив в Положении требования, исключающие возможность участия в конкурсном отборе индивидуальных предпринимателей, совершила действия которые способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как следует из материалов дела, а также приобщенных в ходе рассмотрения документов, постановлением от 29.08.2014 №1731 Администрация г.Нижневартовска внесла изменения в Положение, согласно которым, участвовать в конкурсном оборе теперь могут индивидуальные предприниматели.
Таким образом, Администрацией г.Нижневартовска приняты меры по устранению административного барьера для индивидуальных предпринимателей и создания условий для таких хозяйствующих субъектов выхода на соответствующий товарный рынок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
В силу части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Администрации города Нижневартовска нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления в Положении о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска, утвержденном Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 требований, исключающих возможность участия в конкурсном отборе индивидуальных предпринимателей, что способно провести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела №05-06-240/2014 прекратить, в связи с добровольным устранением Администрацией города Нижневартовска нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в Положение о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска, утвержденного Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326., предусматривающих возможность участия в конкурсном отборе индивидуальных предпринимателей.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре для разрешения вопроса о возбуждении административного производства в рамках Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии В.П. Иванов
Члены Комиссии В.А. Тимиргалиев
В.В. Мельник
stdClass Object
(
[vid] => 13342
[uid] => 5
[title] => решение по делу №05-06-240/2014
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 13342
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1415612850
[changed] => 1415612850
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1415612850
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 28.10.2014 года г. Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 06.11.2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Иванова Василия Петровича – заместителя руководителя Управления;
Членов Комиссии:
Тимиргалиева Владимира Ахатовича – заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
Мельник Владимира Владимировича – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей ответчика по делу от Администрации города Нижневартовска xxxxx, xxxxx.
рассмотрев дело №05-06-240/2014 по признакам нарушения Администрацией города Нижневартовска (ул.Таежная, 24, г.Нижневартовск, ХМАО-Югра, 628602) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) «О проведении плановой выездной проверки» от 21.02.2014г. № 181, удостоверения от 21.02.2014г. № 01 на право проведения проверки была проведена проверка в отношении Администрации города Нижневартовска (далее по тексту – Администрация г.Нижневартовска), расположенной по адресу: 628602, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Нижневартовск, ул. Таежная, 24.
В ходе проведения контрольного мероприятия инспекцией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 утверждено «Положение о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска» которое исключает возможность участие в торгах индивидуальных предпринимателей.
По результатам проведения проверки, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №05-06-240/2014 в отношении Администрации г.Нижневартовска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом Управления от 03.10.2014 №1157.
Дело №05-06-240/2014 назначено к рассмотрению на 28.10.2014 года, у Администрации г.Нижневартовска Определением запрошены документы, необходимые для рассмотрения дела, а также объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх.№05-06/ТВ-7215 от 08.10.2014).
Мотивированное требование Ханты-Мансийского УФАС России исполнено в полном объеме в установленный срок.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
На заседании Комиссии представители ответчика дали пояснения по существу рассматриваемого дела, которые заключаются в следующем.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003№ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 был утвержден перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе на право осуществления пассажирских перевозок на городских маршрутах г.Нижневартовска, который предусматривал требование о наличии транспортных средств, соответствующих по конструкции и техническому состоянию требованиям инструкции завода-изготовителя на осуществление городских пассажирских перевозок в соответствии с требованиями ГОСТ Р41.36-2004 (которым предусмотрены зоны для стоячих пассажиров, находящихся в проходах).
Согласно полученной информации из ОГИБДД УМВД РФ по г.Нижневартовску, транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки, соответствующие ГОСТу Р41.36-2004, у индивидуальных предпринимателей города с марта 2012г. по настоящее время зарегистрированы небыли.
В соответствии с поступившим требованием инспекции Ханты-Мансийского УФАС России от 28.04.2014 №05-17/ТВ-1776 направленном в ходе проведения контрольного мероприятия, в Постановление Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 были внесены изменения в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, как указывают представители ответчика по делу, в период действия Постановления Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 права индивидуальных предпринимателей нарушены небыли.
В ходе заседания Комиссии, представители ответчика по делу дополнительно заявили ходатайство о приобщении документов и пояснили, что в настоящее время, в Постановление Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 внесены изменения, которые в настоящее время предусматривают участие в торгах индивидуальных предпринимателей.
Изучив материалы дела, заслушав письменные пояснения ответчиков по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции Российской Федерации вопросы транспортного обслуживания населения субъектов Российской Федерации находятся в ведении субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Закона Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности дорожного движения) определил в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; закрепил основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств и при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
На основании статьи 5 Закона о безопасности дорожного движения обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе: регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (статья 6 Закон о безопасности дорожного движения).
Следовательно, органы местного самоуправления могут ограничивать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения.
Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 утверждено «Положение о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска» (далее – Положение).
Из пункта 4.1. Положения следует, что к участию в конкурсе допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных и муниципальных учреждений).
В силу пункта 5.7. Положения, Комиссия принимает решение об отказе в допуске к участию в конкурсе на любом его этапе в случае несоответствия участника конкурса и его заявки требованиям, установленным конкурсной документацией.
Следовательно, требования Положения дают право участвовать в конкурсе лишь юридическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Гражданского Кодекса РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)
Согласно статье 23 Гражданского Кодекса РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определено понятие «перевозчик» - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Установив в Положении требования, исключающие возможность участия в конкурсе индивидуальных предпринимателей, Администрация г.Нижневартовска создает для таких хозяйствующих субъектов административный барьер по выходу на товарный рынок, что в свою очередь способно привести недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Администрация г.Нижневартовска, установив в Положении требования, исключающие возможность участия в конкурсном отборе индивидуальных предпринимателей, совершила действия которые способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как следует из материалов дела, а также приобщенных в ходе рассмотрения документов, постановлением от 29.08.2014 №1731 Администрация г.Нижневартовска внесла изменения в Положение, согласно которым, участвовать в конкурсном оборе теперь могут индивидуальные предприниматели.
Таким образом, Администрацией г.Нижневартовска приняты меры по устранению административного барьера для индивидуальных предпринимателей и создания условий для таких хозяйствующих субъектов выхода на соответствующий товарный рынок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
В силу части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Администрации города Нижневартовска нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления в Положении о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска, утвержденном Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 требований, исключающих возможность участия в конкурсном отборе индивидуальных предпринимателей, что способно провести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела №05-06-240/2014 прекратить, в связи с добровольным устранением Администрацией города Нижневартовска нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в Положение о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска, утвержденного Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326., предусматривающих возможность участия в конкурсном отборе индивидуальных предпринимателей.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре для разрешения вопроса о возбуждении административного производства в рамках Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии В.П. Иванов
Члены Комиссии В.А. Тимиргалиев
В.В. Мельник
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 28.10.2014 года г. Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 06.11.2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Иванова Василия Петровича – заместителя руководителя Управления;
Членов Комиссии:
Тимиргалиева Владимира Ахатовича – заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
Мельник Владимира Владимировича – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей ответчика по делу от Администрации города Нижневартовска xxxxx, xxxxx.
рассмотрев дело №05-06-240/2014 по признакам нарушения Администрацией города Нижневартовска (ул.Таежная, 24, г.Нижневартовск, ХМАО-Югра, 628602) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) «О проведении плановой выездной проверки» от 21.02.2014г. № 181, удостоверения от 21.02.2014г. № 01 на право проведения проверки была проведена проверка в отношении Администрации города Нижневартовска (далее по тексту – Администрация г.Нижневартовска), расположенной по адресу: 628602, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Нижневартовск, ул. Таежная, 24.
В ходе проведения контрольного мероприятия инспекцией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 утверждено «Положение о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска» которое исключает возможность участие в торгах индивидуальных предпринимателей.
По результатам проведения проверки, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №05-06-240/2014 в отношении Администрации г.Нижневартовска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом Управления от 03.10.2014 №1157.
Дело №05-06-240/2014 назначено к рассмотрению на 28.10.2014 года, у Администрации г.Нижневартовска Определением запрошены документы, необходимые для рассмотрения дела, а также объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх.№05-06/ТВ-7215 от 08.10.2014).
Мотивированное требование Ханты-Мансийского УФАС России исполнено в полном объеме в установленный срок.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
На заседании Комиссии представители ответчика дали пояснения по существу рассматриваемого дела, которые заключаются в следующем.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003№ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 был утвержден перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе на право осуществления пассажирских перевозок на городских маршрутах г.Нижневартовска, который предусматривал требование о наличии транспортных средств, соответствующих по конструкции и техническому состоянию требованиям инструкции завода-изготовителя на осуществление городских пассажирских перевозок в соответствии с требованиями ГОСТ Р41.36-2004 (которым предусмотрены зоны для стоячих пассажиров, находящихся в проходах).
Согласно полученной информации из ОГИБДД УМВД РФ по г.Нижневартовску, транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки, соответствующие ГОСТу Р41.36-2004, у индивидуальных предпринимателей города с марта 2012г. по настоящее время зарегистрированы небыли.
В соответствии с поступившим требованием инспекции Ханты-Мансийского УФАС России от 28.04.2014 №05-17/ТВ-1776 направленном в ходе проведения контрольного мероприятия, в Постановление Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 были внесены изменения в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, как указывают представители ответчика по делу, в период действия Постановления Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 права индивидуальных предпринимателей нарушены небыли.
В ходе заседания Комиссии, представители ответчика по делу дополнительно заявили ходатайство о приобщении документов и пояснили, что в настоящее время, в Постановление Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 внесены изменения, которые в настоящее время предусматривают участие в торгах индивидуальных предпринимателей.
Изучив материалы дела, заслушав письменные пояснения ответчиков по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции Российской Федерации вопросы транспортного обслуживания населения субъектов Российской Федерации находятся в ведении субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Закона Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности дорожного движения) определил в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; закрепил основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств и при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
На основании статьи 5 Закона о безопасности дорожного движения обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе: регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (статья 6 Закон о безопасности дорожного движения).
Следовательно, органы местного самоуправления могут ограничивать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения.
Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 утверждено «Положение о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска» (далее – Положение).
Из пункта 4.1. Положения следует, что к участию в конкурсе допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных и муниципальных учреждений).
В силу пункта 5.7. Положения, Комиссия принимает решение об отказе в допуске к участию в конкурсе на любом его этапе в случае несоответствия участника конкурса и его заявки требованиям, установленным конкурсной документацией.
Следовательно, требования Положения дают право участвовать в конкурсе лишь юридическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Гражданского Кодекса РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)
Согласно статье 23 Гражданского Кодекса РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определено понятие «перевозчик» - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Установив в Положении требования, исключающие возможность участия в конкурсе индивидуальных предпринимателей, Администрация г.Нижневартовска создает для таких хозяйствующих субъектов административный барьер по выходу на товарный рынок, что в свою очередь способно привести недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Администрация г.Нижневартовска, установив в Положении требования, исключающие возможность участия в конкурсном отборе индивидуальных предпринимателей, совершила действия которые способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как следует из материалов дела, а также приобщенных в ходе рассмотрения документов, постановлением от 29.08.2014 №1731 Администрация г.Нижневартовска внесла изменения в Положение, согласно которым, участвовать в конкурсном оборе теперь могут индивидуальные предприниматели.
Таким образом, Администрацией г.Нижневартовска приняты меры по устранению административного барьера для индивидуальных предпринимателей и создания условий для таких хозяйствующих субъектов выхода на соответствующий товарный рынок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
В силу части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Администрации города Нижневартовска нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления в Положении о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска, утвержденном Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326 требований, исключающих возможность участия в конкурсном отборе индивидуальных предпринимателей, что способно провести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела №05-06-240/2014 прекратить, в связи с добровольным устранением Администрацией города Нижневартовска нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в Положение о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории города Нижневартовска, утвержденного Постановлением Администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 №326., предусматривающих возможность участия в конкурсном отборе индивидуальных предпринимателей.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре для разрешения вопроса о возбуждении административного производства в рамках Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии В.П. Иванов
Члены Комиссии В.А. Тимиргалиев
В.В. Мельник
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №05-06-240/2014
[format] =>
[safe_value] => №05-06-240/2014
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-11-06 09:45:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-11-06 09:45:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1415612850
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России
)