Решение по делу №02-06-028/2014

Номер дела: №02-06-028/2014
Дата публикации: 12 ноября 2014, 15:24

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» октября  2014 года  

Решение в полном объеме изготовлено «12» ноября  2014 года.         

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         председатель комиссии:

         Иванов Василий Петрович – заместитель руководителя Управления;

         члены комиссии:

         Третьяков Василий Васильевич — начальник отдела Управления;

         Митина Валентина Викторовна — ведущий специалист-эксперт отдела Управления;        

         в присутствии:

от ответчика по делу ЗАО «Союз офицеров» - Кучеренко И.А.;

от заявителя по делу — извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил;

от заинтересованного лица — извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил;

рассмотрев в рамках главы 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) материалы дела №02-06-028/2014, возбужденного по признакам нарушения ЗАО «Союз офицеров» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

         В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение ОАО «Томскнефть» с жалобой на ЗАО «Союз офицеров», в части злоупотребления доминирующим положением, путем установления монопольно высокой цены на услуги по обеспечению транспортного сообщения через р.Вах.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов, или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующем положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее  такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

На основании приказа Ханты-Мансийского УФАС России от 05.12.2013 №1548 был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск.

По результатам аналитического отчета Рынок услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что объясняется спецификой оказываемых услуг и сформированным составом продавцов. Рынок услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск в рассматриваемых географических границах высококонцентрированный с ограниченным присутствием хозяйствующих субъектов. Рынок, в настоящее время, не имеет тенденции к дальнейшему развитию.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов.

Таким образом, исходя из географических границ товарного рынка, доли ЗАО «Союз офицеров» на рынке услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск в размере 100%, уровня концентрации товарного рынка в размере 100%, барьеров входа на товарный рынок, ЗАО «Союз офицеров» занимает доминирующее положение.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

         Приказом от 11.02.2014г. в отношении ЗАО «Союз офицеров» возбуждено дело №02-06-028/2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

         Определением от 11.02.2014г. рассмотрение дела №02-06-028/2014 назначено на 13 марта 2014 года.

13.03.2014 на заседании Комиссии представитель ответчика заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств по делу.

Определением от 13.03.2014 (исх. №01/ВИ-234 от 14.03.2014) рассмотрение дела было отложено на 16.04.2014 года.

16.04.2014 года на заседании Комиссии было установлено, что ЗАО «Союз офицеров» продало мост и заключен договор аренды моста; в калькуляцию стоимости 1 тонны перевозимого груза на переправе через реку Вах включены расходы по содержанию теплоходов, в том числе не задействованных при оказании услуг переправы.

Определением от 16.04.2014 (исх. №01/ВИ-415/1550 от 18.04.2014) рассмотрение дела было отложено на 21.05.2014 года.

Определением от 16.04.2014 (исх. №№01/ВИ-416/1551 от 18.04.2014) на основании части 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения дела №02-06-028/2014 продлен до 11.08.2014 года.

21.05.2014 года в адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило ходатайство ЗАО «Союз офицеров» об отложении рассмотрения дела.

21.05.2014 года на заседании Комиссии было установлено, что ЗАО «Союз офицеров» не представило документы (информацию) запрошенную пунктом 3 определения об отложении дела №02-06-028/2014 (исх. №415/1550 от 18.04.2014).

         Определением от 21.05.2014 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 09.07.2014г., у ЗАО «Союз офицеров» затребованы документы, сведения.

         На заседании комиссии 09.07.2014г., установлено, что ЗАО «Союз офицеров» затребованные документы представило не в полном объеме, а именно, не представлен перечень лиц входящих в одну группу по форме, утв. Приказом ФАС России №293.

Определением 09.07.2014 рассмотрение дела было отложено на 17.09.2014г.

Определением 17.09.2014 рассмотрение дела было отложено на 28.10.2014г.

Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату и время.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель ответчика с заявлением не согласилась.  Против наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО «Союз офицеров» возражала.

Комиссия рассмотрев материалы, доводы лиц участвующих в деле, приходит к выводу о наличии в действиях ЗАО «Союз офицеров» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.

25.12.2012 между ЗАО «Союз офицеров» и ОАО «Томскнефть» заключен договора №0013/2013-СО на оказание услуг по обеспечению движения автомобильной техники по наплавному мосту через р.Вах

Стоимость услуг составляла 150 рублей (без НДС) за тонну фактической массы транспортного средства заказчика.

Ориентировочная стоимость услуг составила 6 825 000 рублей (без НДС) из расчета 45500 тон в 2013 году.

Приложением №3 к договору №0013/2013-СО от 25.12.2012  оформлен расчет стоимости на перевозку одной тонны.

Письмом (исх.№269 от 24.06.2013) ЗАО «Союз офицеров» уведомила ОАО «Томскнефть» об увеличении стоимости услуг переправы с 1.08.2013г. до 200 рублей (без НДС).

В ответ на запрос Ханты-Мансийского УФАС (исх.№01/ВИ2290/6232 от 17.12.2013г.) об объяснении причин повышения цен на услуги  по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск, ЗАО «Союз офицеров» пояснило, что поступающие денежные средства за проезд по мосту направляются на: оплату труда работников предприятия, уплату страховых взносов по социальному страхованию, уплату предусмотренных законодательством налогов и сборов, оплату расходов по содержанию и эксплуатацию моста, береговой линии и водной поверхности с обстановкой водными знаками (буями), содержание прилегающей территории, обеспечения деятельности предприятия. На территории переправы имеется административно-бытовой корпус, ремонтная мастерская, теплые и холодные складские помещения, численность работников 165 человек. Помимо дежурного теплохода осуществляющего разводку моста в целях обеспечения бесперебойного проезда транспорта предприятие содержит дежурное судно с паромом, привлекаемое к работе в период проведения профилактических и ремонтных работ на мосту.

 ЗАО «Союз офицеров» в качестве обоснования повышения цен на услуги  по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск представлены калькуляция от 01.01.2012г., от 01.08.2013г., из которых следует, что повышение цен произошло в виду увеличения затрат с 88 693 375,00 руб. до 118 258 300,17 руб., т. е. на 33,3%.

Согласно калькуляций, основным фактором повышения затрат ЗАО «Союз офицеров» отражает расходы на содержание и эксплуатацию переправы с 27 619 720,82 до 57 818 903,01 с 01.08.2014г., при этом основной причиной повышения служит добавление в калькуляцию на 01.08.2013г. затрат на аренду моста по договору в размере 42 203 389,83 руб.

 Комиссия отмечает, что затраты на содержание секций наплавного моста отражены в обоих калькуляциях и остались не изменными.

Также, в качестве затрат в обоих калькуляциях отражены расходы на лицензию, в размере 2 141,64 руб.

В калькуляции от 01.08.2013 незначительно возросли затраты на содержание автотранспорта, с 1 732 737,97 руб. до 1 893 529,88, т. е. на 9,3%.

В качестве затрат в калькуляции на 01.08.2013 появились затраты на ГСМ, тогда как в предыдущем расчете их не было.

Затраты на электроэнергию в расчетах на 2012 и 2013 год не изменились.

Комиссия отмечает большее снижение прочих затрат в калькуляции на 01.08.2013, с 20 658 843,32 до 4 148 883,76, т. е. более чем в три раза по отношению в 2012 году.

 В материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлен договор №199/2012 от 15.09.2012 купли-продажи недвижимости, согласно которого ЗАО «Союз офицеров» продает, а ООО «Альфа-Строй» покупает объект недвижимости — наплавной мост через реку Вах, протяженностью 346 м., инв. Номер 71:119:001:001:001053070:7001, усл.номер 86-72-16/012/2008-554, расположенный по адресу ХМАО-Югра, Нижневартовский район, 2.8 км. На юг от п.г.т. Излучинск (далее — наплавной мост).

Стоимость купли-продажи наплавного моста по договору составила 3 650 926 руб. 94 коп.

К договору №199/2012 от 15.09.2012 купли-продажи недвижимости составлен Акт приема передачи  наплавного моста от 17.09.2012г.

30.10.2012 ООО «Альфа-строй» оформлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на наплавной мост.

31 октября 2012 года ЗАО «Союз офицеров» и ООО «Альфа-Строй» заключают дополнительное соглашение к договору от 15.09.2012, согласно пункта 1 которого, стороны установили доплату к стоимости наплавного моста, переданного по договору купли-продажи недвижимости от 15.09.2012 в размере 1 000 000,00 рублей, том числе НДС (18%) в сумме 152 452,37 руб.

Далее,

01 ноября 2012 года между ООО «Альфа-Строй» и ЗАО «Союз офицеров» заключен договор аренды недвижимого имущества №2А/2012/224/2012, согласно которого ОАО «Альфа-строй» передает ЗАО «Союз офицеров» наплавной мост.

Согласно пункту 1.4 договора аренды, предоставляемый арендодателем во временное владение и пользование объект будет использоваться Арендатором в качестве моста для обеспечения переправы людей и автомобильного транспорта через реку Вах в коммерческих целях.

Согласно пункта 4.2 договора аренды, с момента подписания договора аренды установлен арендная плата в размере 8 500 000,00 руб. без  НДС (1 530 000 руб.), уплачиваемых арендатором ежемесячно путем перечисления денежных средств на счет арендодателя до 10 числа  месяца, следующего за отчетным.

Дополнительным соглашением от 01.01.2013г. к договору аренды стороны договорились, что за 1 квартал арендатор обязан оплатить арендодателю арендную плату в размере 12 450 000 рублей, с учетом НДС.

Дополнительным соглашением от 01.07.2013г. к договору аренды стороны договорились, что согласно договоренности с 01.07.2013 арендатор обязуется выплачивать арендодателю арендную плату ежемесячно в размере 2 700 000 рублей.

Дополнительным соглашением от 01.10.2013г. к договору аренды стороны договорились, что согласно договоренности с 01.07.2013 арендатор обязуется выплачивать арендодателю арендную плату ежемесячно в размере 2 000 000 рублей.     

Затем,

15 ноября 2013 года между ОАО «Альфа-строй» и ЗАО «Союз офицеров» заключен договор купли-продажи недвижимости.

Согласно пункта 1.1 договора, ОАО «Альфа-строй» - продавец, обязуется передать в собственность и обязуется уплатить за него покупателю — ЗАО «Союз офицеров» 4 322 626,21 рублей, в том числе НДС — 659 383,66 рублей, за наплавной мост.

15 ноября 2013 между сторонами оформляется акт приема-передачи наплавного моста.

14.02.2014 г. ЗАО «Союз офицеров» получает свидетельство о регистрации право собственности на наплавной мост.

 

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие, не соответствие действительности обстоятельства.

В качестве обоснования увеличения стоимости оказания услуг переправы ЗАО «Союз офицеров» приводит доводы об увеличении затрат, структура которых отражена в калькуляции с 01.08.2013г.

Однако, в калькуляции действовавшей до 01.08.2013 г. (а именно на 01.01.2012г.) затраты на аренды моста по договору не учитываются, тогда как появились именно до 01.08.2013г. (договор аренды моста заключен 01.11.2012г.).

Свидетельства о регистрации права по договору аренды ЗАО «Союз офицеров» в материалы дела не представлено.

Комиссией отмечается факт того, что в сентября 2012 года ЗАО «Союз офицеров» продает наплавной мост который используется им в целях коммерческой деятельности  за 3 650 926,00 рублей, а спустя 2 месяца арендует этот же наплавной мост за 9 830 000,00 рублей в квартал.

Кроме того,ЗАО «Союз офицеров» после заключения договора купли-продажи от 15.11.2013 согласно которого, наплавной мост перешел в его собственность, цены на услуги не пересмотрело, перерасчет калькуляции не произвело.

22.05.2014 со стороны заявителя по делу поступили дополнения к заявлению (вх.№02-2798 от 22.05.2014г.), согласно которых, ОАО «Томскнефть» полагает, что Понаморев В.А., являясь аффилированным лицом лицом  ЗАО «Союз офицеров», способным оказывать влияние на деятельность ЗАО «Союз офицеров» мог совершить и совершил действия, направленные на реализацию наплавного моста в пользу ООО «Альфа-строй» (владельцем 100% доли которого  является Понаморев В.А.) с целью последующей передачи его в аренду обратно ЗАО «Союз офицеров». Учитывая, что наплавной мост через Вах на автодороге г.Нижневартовск — Стрежевой является основным производственным объектом  ЗАО «Союз офицеров» позволяющим получать прибыль, совершение манипуляций по продаже моста ООО «Альфа-строй» и последующей взятие его в аренду ставит под сомнение прозрачность и экономическую оправданность данной сделки. 

В ответ на требование Ханты-Мансийского УФАС России ЗАО «Союз офицеров» и ООО «Альфа-строй» представили информацию о группу лиц входящих в одну группу, из содержании которой следует, что ЗАО «Союз офицеров», ОАО «Альфа-строй» образуют одну группу лиц.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Согласно пункта 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействия), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

При таких обстоятельствах, комиссия считает выводу о наличии в действия ЗАО «Союз офицеров» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подтвержденными.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С учетом обстоятельства дела, наличия договора, взаимозачетов между лицами, входящими в одну группу лиц и являющихся аффилированными комиссией решен вопрос о направлении копий материалов дела в Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на предмет их рассмотрения соответствию законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа решение по делу.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение ЗАО «Союз офицеров»  на рынке услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск доминирующим.
  2. Признать ЗАО «Союз офицеров» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск с 01.08.2013г.
  3. Выдать ЗАО «Союз офицеров» обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, путем устранения нарушения, в части приведения цен на услуги по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск, до уровня 01.08.2013г.
  4. Рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении  по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАО «Союз офицеров».
  5. Назначить уполномоченное должностное лицо Третьякова В.В. ответственным по контролю за исполнением данного решения и предписания.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               В.П.Иванов

Члены комиссии:                                                                                           В.В. Третьяков                        

                                                                                                                      В.В. Митина

stdClass Object ( [vid] => 13376 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-06-028/2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13376 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416220134 [changed] => 1416220134 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416220134 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» октября  2014 года  

Решение в полном объеме изготовлено «12» ноября  2014 года.         

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         председатель комиссии:

         Иванов Василий Петрович – заместитель руководителя Управления;

         члены комиссии:

         Третьяков Василий Васильевич — начальник отдела Управления;

         Митина Валентина Викторовна — ведущий специалист-эксперт отдела Управления;        

         в присутствии:

от ответчика по делу ЗАО «Союз офицеров» - Кучеренко И.А.;

от заявителя по делу — извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил;

от заинтересованного лица — извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил;

рассмотрев в рамках главы 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) материалы дела №02-06-028/2014, возбужденного по признакам нарушения ЗАО «Союз офицеров» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

         В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение ОАО «Томскнефть» с жалобой на ЗАО «Союз офицеров», в части злоупотребления доминирующим положением, путем установления монопольно высокой цены на услуги по обеспечению транспортного сообщения через р.Вах.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов, или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующем положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее  такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

На основании приказа Ханты-Мансийского УФАС России от 05.12.2013 №1548 был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск.

По результатам аналитического отчета Рынок услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что объясняется спецификой оказываемых услуг и сформированным составом продавцов. Рынок услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск в рассматриваемых географических границах высококонцентрированный с ограниченным присутствием хозяйствующих субъектов. Рынок, в настоящее время, не имеет тенденции к дальнейшему развитию.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов.

Таким образом, исходя из географических границ товарного рынка, доли ЗАО «Союз офицеров» на рынке услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск в размере 100%, уровня концентрации товарного рынка в размере 100%, барьеров входа на товарный рынок, ЗАО «Союз офицеров» занимает доминирующее положение.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

         Приказом от 11.02.2014г. в отношении ЗАО «Союз офицеров» возбуждено дело №02-06-028/2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

         Определением от 11.02.2014г. рассмотрение дела №02-06-028/2014 назначено на 13 марта 2014 года.

13.03.2014 на заседании Комиссии представитель ответчика заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств по делу.

Определением от 13.03.2014 (исх. №01/ВИ-234 от 14.03.2014) рассмотрение дела было отложено на 16.04.2014 года.

16.04.2014 года на заседании Комиссии было установлено, что ЗАО «Союз офицеров» продало мост и заключен договор аренды моста; в калькуляцию стоимости 1 тонны перевозимого груза на переправе через реку Вах включены расходы по содержанию теплоходов, в том числе не задействованных при оказании услуг переправы.

Определением от 16.04.2014 (исх. №01/ВИ-415/1550 от 18.04.2014) рассмотрение дела было отложено на 21.05.2014 года.

Определением от 16.04.2014 (исх. №№01/ВИ-416/1551 от 18.04.2014) на основании части 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения дела №02-06-028/2014 продлен до 11.08.2014 года.

21.05.2014 года в адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило ходатайство ЗАО «Союз офицеров» об отложении рассмотрения дела.

21.05.2014 года на заседании Комиссии было установлено, что ЗАО «Союз офицеров» не представило документы (информацию) запрошенную пунктом 3 определения об отложении дела №02-06-028/2014 (исх. №415/1550 от 18.04.2014).

         Определением от 21.05.2014 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 09.07.2014г., у ЗАО «Союз офицеров» затребованы документы, сведения.

         На заседании комиссии 09.07.2014г., установлено, что ЗАО «Союз офицеров» затребованные документы представило не в полном объеме, а именно, не представлен перечень лиц входящих в одну группу по форме, утв. Приказом ФАС России №293.

Определением 09.07.2014 рассмотрение дела было отложено на 17.09.2014г.

Определением 17.09.2014 рассмотрение дела было отложено на 28.10.2014г.

Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату и время.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель ответчика с заявлением не согласилась.  Против наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО «Союз офицеров» возражала.

Комиссия рассмотрев материалы, доводы лиц участвующих в деле, приходит к выводу о наличии в действиях ЗАО «Союз офицеров» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.

25.12.2012 между ЗАО «Союз офицеров» и ОАО «Томскнефть» заключен договора №0013/2013-СО на оказание услуг по обеспечению движения автомобильной техники по наплавному мосту через р.Вах

Стоимость услуг составляла 150 рублей (без НДС) за тонну фактической массы транспортного средства заказчика.

Ориентировочная стоимость услуг составила 6 825 000 рублей (без НДС) из расчета 45500 тон в 2013 году.

Приложением №3 к договору №0013/2013-СО от 25.12.2012  оформлен расчет стоимости на перевозку одной тонны.

Письмом (исх.№269 от 24.06.2013) ЗАО «Союз офицеров» уведомила ОАО «Томскнефть» об увеличении стоимости услуг переправы с 1.08.2013г. до 200 рублей (без НДС).

В ответ на запрос Ханты-Мансийского УФАС (исх.№01/ВИ2290/6232 от 17.12.2013г.) об объяснении причин повышения цен на услуги  по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск, ЗАО «Союз офицеров» пояснило, что поступающие денежные средства за проезд по мосту направляются на: оплату труда работников предприятия, уплату страховых взносов по социальному страхованию, уплату предусмотренных законодательством налогов и сборов, оплату расходов по содержанию и эксплуатацию моста, береговой линии и водной поверхности с обстановкой водными знаками (буями), содержание прилегающей территории, обеспечения деятельности предприятия. На территории переправы имеется административно-бытовой корпус, ремонтная мастерская, теплые и холодные складские помещения, численность работников 165 человек. Помимо дежурного теплохода осуществляющего разводку моста в целях обеспечения бесперебойного проезда транспорта предприятие содержит дежурное судно с паромом, привлекаемое к работе в период проведения профилактических и ремонтных работ на мосту.

 ЗАО «Союз офицеров» в качестве обоснования повышения цен на услуги  по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск представлены калькуляция от 01.01.2012г., от 01.08.2013г., из которых следует, что повышение цен произошло в виду увеличения затрат с 88 693 375,00 руб. до 118 258 300,17 руб., т. е. на 33,3%.

Согласно калькуляций, основным фактором повышения затрат ЗАО «Союз офицеров» отражает расходы на содержание и эксплуатацию переправы с 27 619 720,82 до 57 818 903,01 с 01.08.2014г., при этом основной причиной повышения служит добавление в калькуляцию на 01.08.2013г. затрат на аренду моста по договору в размере 42 203 389,83 руб.

 Комиссия отмечает, что затраты на содержание секций наплавного моста отражены в обоих калькуляциях и остались не изменными.

Также, в качестве затрат в обоих калькуляциях отражены расходы на лицензию, в размере 2 141,64 руб.

В калькуляции от 01.08.2013 незначительно возросли затраты на содержание автотранспорта, с 1 732 737,97 руб. до 1 893 529,88, т. е. на 9,3%.

В качестве затрат в калькуляции на 01.08.2013 появились затраты на ГСМ, тогда как в предыдущем расчете их не было.

Затраты на электроэнергию в расчетах на 2012 и 2013 год не изменились.

Комиссия отмечает большее снижение прочих затрат в калькуляции на 01.08.2013, с 20 658 843,32 до 4 148 883,76, т. е. более чем в три раза по отношению в 2012 году.

 В материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлен договор №199/2012 от 15.09.2012 купли-продажи недвижимости, согласно которого ЗАО «Союз офицеров» продает, а ООО «Альфа-Строй» покупает объект недвижимости — наплавной мост через реку Вах, протяженностью 346 м., инв. Номер 71:119:001:001:001053070:7001, усл.номер 86-72-16/012/2008-554, расположенный по адресу ХМАО-Югра, Нижневартовский район, 2.8 км. На юг от п.г.т. Излучинск (далее — наплавной мост).

Стоимость купли-продажи наплавного моста по договору составила 3 650 926 руб. 94 коп.

К договору №199/2012 от 15.09.2012 купли-продажи недвижимости составлен Акт приема передачи  наплавного моста от 17.09.2012г.

30.10.2012 ООО «Альфа-строй» оформлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на наплавной мост.

31 октября 2012 года ЗАО «Союз офицеров» и ООО «Альфа-Строй» заключают дополнительное соглашение к договору от 15.09.2012, согласно пункта 1 которого, стороны установили доплату к стоимости наплавного моста, переданного по договору купли-продажи недвижимости от 15.09.2012 в размере 1 000 000,00 рублей, том числе НДС (18%) в сумме 152 452,37 руб.

Далее,

01 ноября 2012 года между ООО «Альфа-Строй» и ЗАО «Союз офицеров» заключен договор аренды недвижимого имущества №2А/2012/224/2012, согласно которого ОАО «Альфа-строй» передает ЗАО «Союз офицеров» наплавной мост.

Согласно пункту 1.4 договора аренды, предоставляемый арендодателем во временное владение и пользование объект будет использоваться Арендатором в качестве моста для обеспечения переправы людей и автомобильного транспорта через реку Вах в коммерческих целях.

Согласно пункта 4.2 договора аренды, с момента подписания договора аренды установлен арендная плата в размере 8 500 000,00 руб. без  НДС (1 530 000 руб.), уплачиваемых арендатором ежемесячно путем перечисления денежных средств на счет арендодателя до 10 числа  месяца, следующего за отчетным.

Дополнительным соглашением от 01.01.2013г. к договору аренды стороны договорились, что за 1 квартал арендатор обязан оплатить арендодателю арендную плату в размере 12 450 000 рублей, с учетом НДС.

Дополнительным соглашением от 01.07.2013г. к договору аренды стороны договорились, что согласно договоренности с 01.07.2013 арендатор обязуется выплачивать арендодателю арендную плату ежемесячно в размере 2 700 000 рублей.

Дополнительным соглашением от 01.10.2013г. к договору аренды стороны договорились, что согласно договоренности с 01.07.2013 арендатор обязуется выплачивать арендодателю арендную плату ежемесячно в размере 2 000 000 рублей.     

Затем,

15 ноября 2013 года между ОАО «Альфа-строй» и ЗАО «Союз офицеров» заключен договор купли-продажи недвижимости.

Согласно пункта 1.1 договора, ОАО «Альфа-строй» - продавец, обязуется передать в собственность и обязуется уплатить за него покупателю — ЗАО «Союз офицеров» 4 322 626,21 рублей, в том числе НДС — 659 383,66 рублей, за наплавной мост.

15 ноября 2013 между сторонами оформляется акт приема-передачи наплавного моста.

14.02.2014 г. ЗАО «Союз офицеров» получает свидетельство о регистрации право собственности на наплавной мост.

 

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие, не соответствие действительности обстоятельства.

В качестве обоснования увеличения стоимости оказания услуг переправы ЗАО «Союз офицеров» приводит доводы об увеличении затрат, структура которых отражена в калькуляции с 01.08.2013г.

Однако, в калькуляции действовавшей до 01.08.2013 г. (а именно на 01.01.2012г.) затраты на аренды моста по договору не учитываются, тогда как появились именно до 01.08.2013г. (договор аренды моста заключен 01.11.2012г.).

Свидетельства о регистрации права по договору аренды ЗАО «Союз офицеров» в материалы дела не представлено.

Комиссией отмечается факт того, что в сентября 2012 года ЗАО «Союз офицеров» продает наплавной мост который используется им в целях коммерческой деятельности  за 3 650 926,00 рублей, а спустя 2 месяца арендует этот же наплавной мост за 9 830 000,00 рублей в квартал.

Кроме того,ЗАО «Союз офицеров» после заключения договора купли-продажи от 15.11.2013 согласно которого, наплавной мост перешел в его собственность, цены на услуги не пересмотрело, перерасчет калькуляции не произвело.

22.05.2014 со стороны заявителя по делу поступили дополнения к заявлению (вх.№02-2798 от 22.05.2014г.), согласно которых, ОАО «Томскнефть» полагает, что Понаморев В.А., являясь аффилированным лицом лицом  ЗАО «Союз офицеров», способным оказывать влияние на деятельность ЗАО «Союз офицеров» мог совершить и совершил действия, направленные на реализацию наплавного моста в пользу ООО «Альфа-строй» (владельцем 100% доли которого  является Понаморев В.А.) с целью последующей передачи его в аренду обратно ЗАО «Союз офицеров». Учитывая, что наплавной мост через Вах на автодороге г.Нижневартовск — Стрежевой является основным производственным объектом  ЗАО «Союз офицеров» позволяющим получать прибыль, совершение манипуляций по продаже моста ООО «Альфа-строй» и последующей взятие его в аренду ставит под сомнение прозрачность и экономическую оправданность данной сделки. 

В ответ на требование Ханты-Мансийского УФАС России ЗАО «Союз офицеров» и ООО «Альфа-строй» представили информацию о группу лиц входящих в одну группу, из содержании которой следует, что ЗАО «Союз офицеров», ОАО «Альфа-строй» образуют одну группу лиц.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Согласно пункта 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействия), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

При таких обстоятельствах, комиссия считает выводу о наличии в действия ЗАО «Союз офицеров» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подтвержденными.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С учетом обстоятельства дела, наличия договора, взаимозачетов между лицами, входящими в одну группу лиц и являющихся аффилированными комиссией решен вопрос о направлении копий материалов дела в Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на предмет их рассмотрения соответствию законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа решение по делу.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение ЗАО «Союз офицеров»  на рынке услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск доминирующим.
  2. Признать ЗАО «Союз офицеров» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск с 01.08.2013г.
  3. Выдать ЗАО «Союз офицеров» обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, путем устранения нарушения, в части приведения цен на услуги по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск, до уровня 01.08.2013г.
  4. Рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении  по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАО «Союз офицеров».
  5. Назначить уполномоченное должностное лицо Третьякова В.В. ответственным по контролю за исполнением данного решения и предписания.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               В.П.Иванов

Члены комиссии:                                                                                           В.В. Третьяков                        

                                                                                                                      В.В. Митина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» октября  2014 года  

Решение в полном объеме изготовлено «12» ноября  2014 года.         

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         председатель комиссии:

         Иванов Василий Петрович – заместитель руководителя Управления;

         члены комиссии:

         Третьяков Василий Васильевич — начальник отдела Управления;

         Митина Валентина Викторовна — ведущий специалист-эксперт отдела Управления;        

         в присутствии:

от ответчика по делу ЗАО «Союз офицеров» - Кучеренко И.А.;

от заявителя по делу — извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил;

от заинтересованного лица — извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил;

рассмотрев в рамках главы 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) материалы дела №02-06-028/2014, возбужденного по признакам нарушения ЗАО «Союз офицеров» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

         В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение ОАО «Томскнефть» с жалобой на ЗАО «Союз офицеров», в части злоупотребления доминирующим положением, путем установления монопольно высокой цены на услуги по обеспечению транспортного сообщения через р.Вах.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов, или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующем положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее  такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

На основании приказа Ханты-Мансийского УФАС России от 05.12.2013 №1548 был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск.

По результатам аналитического отчета Рынок услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск относится к рынку с неразвитой конкуренцией, что объясняется спецификой оказываемых услуг и сформированным составом продавцов. Рынок услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск в рассматриваемых географических границах высококонцентрированный с ограниченным присутствием хозяйствующих субъектов. Рынок, в настоящее время, не имеет тенденции к дальнейшему развитию.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов.

Таким образом, исходя из географических границ товарного рынка, доли ЗАО «Союз офицеров» на рынке услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск в размере 100%, уровня концентрации товарного рынка в размере 100%, барьеров входа на товарный рынок, ЗАО «Союз офицеров» занимает доминирующее положение.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

         Приказом от 11.02.2014г. в отношении ЗАО «Союз офицеров» возбуждено дело №02-06-028/2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

         Определением от 11.02.2014г. рассмотрение дела №02-06-028/2014 назначено на 13 марта 2014 года.

13.03.2014 на заседании Комиссии представитель ответчика заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств по делу.

Определением от 13.03.2014 (исх. №01/ВИ-234 от 14.03.2014) рассмотрение дела было отложено на 16.04.2014 года.

16.04.2014 года на заседании Комиссии было установлено, что ЗАО «Союз офицеров» продало мост и заключен договор аренды моста; в калькуляцию стоимости 1 тонны перевозимого груза на переправе через реку Вах включены расходы по содержанию теплоходов, в том числе не задействованных при оказании услуг переправы.

Определением от 16.04.2014 (исх. №01/ВИ-415/1550 от 18.04.2014) рассмотрение дела было отложено на 21.05.2014 года.

Определением от 16.04.2014 (исх. №№01/ВИ-416/1551 от 18.04.2014) на основании части 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения дела №02-06-028/2014 продлен до 11.08.2014 года.

21.05.2014 года в адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило ходатайство ЗАО «Союз офицеров» об отложении рассмотрения дела.

21.05.2014 года на заседании Комиссии было установлено, что ЗАО «Союз офицеров» не представило документы (информацию) запрошенную пунктом 3 определения об отложении дела №02-06-028/2014 (исх. №415/1550 от 18.04.2014).

         Определением от 21.05.2014 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 09.07.2014г., у ЗАО «Союз офицеров» затребованы документы, сведения.

         На заседании комиссии 09.07.2014г., установлено, что ЗАО «Союз офицеров» затребованные документы представило не в полном объеме, а именно, не представлен перечень лиц входящих в одну группу по форме, утв. Приказом ФАС России №293.

Определением 09.07.2014 рассмотрение дела было отложено на 17.09.2014г.

Определением 17.09.2014 рассмотрение дела было отложено на 28.10.2014г.

Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату и время.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель ответчика с заявлением не согласилась.  Против наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО «Союз офицеров» возражала.

Комиссия рассмотрев материалы, доводы лиц участвующих в деле, приходит к выводу о наличии в действиях ЗАО «Союз офицеров» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.

25.12.2012 между ЗАО «Союз офицеров» и ОАО «Томскнефть» заключен договора №0013/2013-СО на оказание услуг по обеспечению движения автомобильной техники по наплавному мосту через р.Вах

Стоимость услуг составляла 150 рублей (без НДС) за тонну фактической массы транспортного средства заказчика.

Ориентировочная стоимость услуг составила 6 825 000 рублей (без НДС) из расчета 45500 тон в 2013 году.

Приложением №3 к договору №0013/2013-СО от 25.12.2012  оформлен расчет стоимости на перевозку одной тонны.

Письмом (исх.№269 от 24.06.2013) ЗАО «Союз офицеров» уведомила ОАО «Томскнефть» об увеличении стоимости услуг переправы с 1.08.2013г. до 200 рублей (без НДС).

В ответ на запрос Ханты-Мансийского УФАС (исх.№01/ВИ2290/6232 от 17.12.2013г.) об объяснении причин повышения цен на услуги  по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск, ЗАО «Союз офицеров» пояснило, что поступающие денежные средства за проезд по мосту направляются на: оплату труда работников предприятия, уплату страховых взносов по социальному страхованию, уплату предусмотренных законодательством налогов и сборов, оплату расходов по содержанию и эксплуатацию моста, береговой линии и водной поверхности с обстановкой водными знаками (буями), содержание прилегающей территории, обеспечения деятельности предприятия. На территории переправы имеется административно-бытовой корпус, ремонтная мастерская, теплые и холодные складские помещения, численность работников 165 человек. Помимо дежурного теплохода осуществляющего разводку моста в целях обеспечения бесперебойного проезда транспорта предприятие содержит дежурное судно с паромом, привлекаемое к работе в период проведения профилактических и ремонтных работ на мосту.

 ЗАО «Союз офицеров» в качестве обоснования повышения цен на услуги  по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск представлены калькуляция от 01.01.2012г., от 01.08.2013г., из которых следует, что повышение цен произошло в виду увеличения затрат с 88 693 375,00 руб. до 118 258 300,17 руб., т. е. на 33,3%.

Согласно калькуляций, основным фактором повышения затрат ЗАО «Союз офицеров» отражает расходы на содержание и эксплуатацию переправы с 27 619 720,82 до 57 818 903,01 с 01.08.2014г., при этом основной причиной повышения служит добавление в калькуляцию на 01.08.2013г. затрат на аренду моста по договору в размере 42 203 389,83 руб.

 Комиссия отмечает, что затраты на содержание секций наплавного моста отражены в обоих калькуляциях и остались не изменными.

Также, в качестве затрат в обоих калькуляциях отражены расходы на лицензию, в размере 2 141,64 руб.

В калькуляции от 01.08.2013 незначительно возросли затраты на содержание автотранспорта, с 1 732 737,97 руб. до 1 893 529,88, т. е. на 9,3%.

В качестве затрат в калькуляции на 01.08.2013 появились затраты на ГСМ, тогда как в предыдущем расчете их не было.

Затраты на электроэнергию в расчетах на 2012 и 2013 год не изменились.

Комиссия отмечает большее снижение прочих затрат в калькуляции на 01.08.2013, с 20 658 843,32 до 4 148 883,76, т. е. более чем в три раза по отношению в 2012 году.

 В материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлен договор №199/2012 от 15.09.2012 купли-продажи недвижимости, согласно которого ЗАО «Союз офицеров» продает, а ООО «Альфа-Строй» покупает объект недвижимости — наплавной мост через реку Вах, протяженностью 346 м., инв. Номер 71:119:001:001:001053070:7001, усл.номер 86-72-16/012/2008-554, расположенный по адресу ХМАО-Югра, Нижневартовский район, 2.8 км. На юг от п.г.т. Излучинск (далее — наплавной мост).

Стоимость купли-продажи наплавного моста по договору составила 3 650 926 руб. 94 коп.

К договору №199/2012 от 15.09.2012 купли-продажи недвижимости составлен Акт приема передачи  наплавного моста от 17.09.2012г.

30.10.2012 ООО «Альфа-строй» оформлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на наплавной мост.

31 октября 2012 года ЗАО «Союз офицеров» и ООО «Альфа-Строй» заключают дополнительное соглашение к договору от 15.09.2012, согласно пункта 1 которого, стороны установили доплату к стоимости наплавного моста, переданного по договору купли-продажи недвижимости от 15.09.2012 в размере 1 000 000,00 рублей, том числе НДС (18%) в сумме 152 452,37 руб.

Далее,

01 ноября 2012 года между ООО «Альфа-Строй» и ЗАО «Союз офицеров» заключен договор аренды недвижимого имущества №2А/2012/224/2012, согласно которого ОАО «Альфа-строй» передает ЗАО «Союз офицеров» наплавной мост.

Согласно пункту 1.4 договора аренды, предоставляемый арендодателем во временное владение и пользование объект будет использоваться Арендатором в качестве моста для обеспечения переправы людей и автомобильного транспорта через реку Вах в коммерческих целях.

Согласно пункта 4.2 договора аренды, с момента подписания договора аренды установлен арендная плата в размере 8 500 000,00 руб. без  НДС (1 530 000 руб.), уплачиваемых арендатором ежемесячно путем перечисления денежных средств на счет арендодателя до 10 числа  месяца, следующего за отчетным.

Дополнительным соглашением от 01.01.2013г. к договору аренды стороны договорились, что за 1 квартал арендатор обязан оплатить арендодателю арендную плату в размере 12 450 000 рублей, с учетом НДС.

Дополнительным соглашением от 01.07.2013г. к договору аренды стороны договорились, что согласно договоренности с 01.07.2013 арендатор обязуется выплачивать арендодателю арендную плату ежемесячно в размере 2 700 000 рублей.

Дополнительным соглашением от 01.10.2013г. к договору аренды стороны договорились, что согласно договоренности с 01.07.2013 арендатор обязуется выплачивать арендодателю арендную плату ежемесячно в размере 2 000 000 рублей.     

Затем,

15 ноября 2013 года между ОАО «Альфа-строй» и ЗАО «Союз офицеров» заключен договор купли-продажи недвижимости.

Согласно пункта 1.1 договора, ОАО «Альфа-строй» - продавец, обязуется передать в собственность и обязуется уплатить за него покупателю — ЗАО «Союз офицеров» 4 322 626,21 рублей, в том числе НДС — 659 383,66 рублей, за наплавной мост.

15 ноября 2013 между сторонами оформляется акт приема-передачи наплавного моста.

14.02.2014 г. ЗАО «Союз офицеров» получает свидетельство о регистрации право собственности на наплавной мост.

 

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие, не соответствие действительности обстоятельства.

В качестве обоснования увеличения стоимости оказания услуг переправы ЗАО «Союз офицеров» приводит доводы об увеличении затрат, структура которых отражена в калькуляции с 01.08.2013г.

Однако, в калькуляции действовавшей до 01.08.2013 г. (а именно на 01.01.2012г.) затраты на аренды моста по договору не учитываются, тогда как появились именно до 01.08.2013г. (договор аренды моста заключен 01.11.2012г.).

Свидетельства о регистрации права по договору аренды ЗАО «Союз офицеров» в материалы дела не представлено.

Комиссией отмечается факт того, что в сентября 2012 года ЗАО «Союз офицеров» продает наплавной мост который используется им в целях коммерческой деятельности  за 3 650 926,00 рублей, а спустя 2 месяца арендует этот же наплавной мост за 9 830 000,00 рублей в квартал.

Кроме того,ЗАО «Союз офицеров» после заключения договора купли-продажи от 15.11.2013 согласно которого, наплавной мост перешел в его собственность, цены на услуги не пересмотрело, перерасчет калькуляции не произвело.

22.05.2014 со стороны заявителя по делу поступили дополнения к заявлению (вх.№02-2798 от 22.05.2014г.), согласно которых, ОАО «Томскнефть» полагает, что Понаморев В.А., являясь аффилированным лицом лицом  ЗАО «Союз офицеров», способным оказывать влияние на деятельность ЗАО «Союз офицеров» мог совершить и совершил действия, направленные на реализацию наплавного моста в пользу ООО «Альфа-строй» (владельцем 100% доли которого  является Понаморев В.А.) с целью последующей передачи его в аренду обратно ЗАО «Союз офицеров». Учитывая, что наплавной мост через Вах на автодороге г.Нижневартовск — Стрежевой является основным производственным объектом  ЗАО «Союз офицеров» позволяющим получать прибыль, совершение манипуляций по продаже моста ООО «Альфа-строй» и последующей взятие его в аренду ставит под сомнение прозрачность и экономическую оправданность данной сделки. 

В ответ на требование Ханты-Мансийского УФАС России ЗАО «Союз офицеров» и ООО «Альфа-строй» представили информацию о группу лиц входящих в одну группу, из содержании которой следует, что ЗАО «Союз офицеров», ОАО «Альфа-строй» образуют одну группу лиц.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Согласно пункта 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействия), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

При таких обстоятельствах, комиссия считает выводу о наличии в действия ЗАО «Союз офицеров» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подтвержденными.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С учетом обстоятельства дела, наличия договора, взаимозачетов между лицами, входящими в одну группу лиц и являющихся аффилированными комиссией решен вопрос о направлении копий материалов дела в Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на предмет их рассмотрения соответствию законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа решение по делу.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение ЗАО «Союз офицеров»  на рынке услуг по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск доминирующим.
  2. Признать ЗАО «Союз офицеров» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск с 01.08.2013г.
  3. Выдать ЗАО «Союз офицеров» обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, путем устранения нарушения, в части приведения цен на услуги по обеспечению транспортного сообщения через реку Вах на дороге общего пользования г.Стрежевой-г.Нижневартовск, до уровня 01.08.2013г.
  4. Рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении  по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАО «Союз офицеров».
  5. Назначить уполномоченное должностное лицо Третьякова В.В. ответственным по контролю за исполнением данного решения и предписания.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               В.П.Иванов

Члены комиссии:                                                                                           В.В. Третьяков                        

                                                                                                                      В.В. Митина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №02-06-028/2014 [format] => [safe_value] => №02-06-028/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-12 10:24:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-12 10:24:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416220134 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )