Решение по делу 02-06-001/2018 возбужденное в отношении ООО "Югратрансавто"

Номер дела: 02-06-001/2018
Дата публикации: 3 сентября 2018, 09:11

Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2018 года г. Ханты-Мансийск

В полном объеме решение изготовлено 03 сентября 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...> — <..>.

Члены Комиссии:

<...>

<..>

в отсутствие представителя Заявителя — Главы муниципального образования Октябрьский район, уведомленного надлежащим образом,

в отсутствие представителя Ответчика – ООО «Югратрансавто», уведомленного надлежащим образом;

в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев дело № 02-06-001/2018, возбужденное в отношении ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции):

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре поступило обращение исполняющего обязанности Главы муниципального образования Октябрьский район Н.Г. Куклиной (далее - Заявитель) (вх. от 01.11.2017 № 1704-о), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Югратрансавто» (ИНН 8610017916, адрес местонахождения: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3).

Из содержания обращения следует, что при заключении договоров с потребителями — юридическими лицами на оказание услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (далее — ТБО) и при расчетах с ними (за исключением потребителей категории «Население»), на территории с.п. Уньюган Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, ООО «Югратрансавто» применяет тарифы, которые установлены Обществом самостоятельно, размер которых отличается от установленных органом регулирования тарифов в сторону увеличения.

Так, в первом полугодии 2017 года расчеты за услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, предоставленные ООО «Югратрансавто» бюджетным учреждениям в с.п. Уньюган производились по тарифу 346,14 рублей за 1 м3, при установленном уполномоченным государственным органом тарифе 137,10 рублей.

В ходе рассмотрения обращения, антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования с.п. Уньюган Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

По результатам проведенного анализа, антимонопольным органом установлено, что в границах с.п. Уньюган Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры ООО «Югратрансавто» занимает доминирующее положение на рынке услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, с долей рынка — 100 %.

В целях уточнения, какие потребители относятся к категории «прочие потребители», антимонопольным органом в рамках рассмотрения обращения, направлен запрос в адрес РСТ ХМАО-Югры.

Согласно представленным РСТ ХМАО-Югры пояснениям (вх. от 25.01.2018 № 02-428), «Прочие потребители» - это потребители, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд, за исключением потребителей категории «население».

Таким образом, к категории «прочие потребители» относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели.

С учетом изложенного, расчет платы за услуги, оказываемые организациями коммунального комплекса, должен осуществляться с применением установленных уполномоченным государственным органом тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 01.02.2018 № 5 в отношении ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740) возбуждено дело № 02-06-001/2018 о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела, представитель Заявителя, поддержал доводы, указанные в обращении. Заявитель считает, что ООО «Югратрансавто» неправомерно применяет самостоятельно установленные тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, при расчетах с бюджетными учреждениями с.п. Уньюган Октябрьского района.

Заявитель считает, что в действиях ООО «Югратрансавто» выявлены нарушения законодательства об обращении с ТБО и законодательства о тарифном регулировании.

В ходе рассмотрения дела, представитель Ответчика пояснил, что в 2014 году, по вопросу применения самостоятельного расчета и применения тарифов на размещение (захоронение) отходов отличных от ТБО, принимаемых на размещение (захоронение) от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ООО «Югратрансавто» обращалось в РСТ ХМАО-Югры. В свою очередь РСТ ХМАО-Югры, за разъяснениями по данному вопросу обратилась в Федеральную службу по тарифам (далее — ФСТ России) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Из полученных ответов следует, что твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) являются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения в жилых помещениях.

Вместе с тем, по мнению ФСТ России, утилизация иных отходов, не подпадающие под категорию ТБО, не подлежит регулированию.

По мнению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, оказание услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению иных видов отходов может осуществляться на основании договора возмездного оказания услуг в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, представитель ответчика пояснил, следующее.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Таким образом, для отнесения отходов юридических лиц, в том числе муниципальных образовательных учреждений к отходам IV-V класса опасности и для применения тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, при расчетах с юридическими лицами в том числе с бюджетными образовательными учреждениями, хозяйствующим субъектам, необходимо предоставить при заключении договора на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов паспорта, подтверждающие, что образуемые отходы относятся к IV-V классу опасности.

При заключении договоров ни одно из учреждений не представило паспорта, подтверждающие, что образующиеся в процессе деятельности учреждений отходы относятся к IV-V классу опасности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ООО «Югратрансавто» применяет тарифы, разработанные обществом самостоятельно.

Кроме того, представитель ответчика, также пояснил, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре направило в адрес ООО «Югратрансавто» письмо (исх. от 06.12.2017 № АА-10-01-36/26733), в котором указало, какие именно отходы относятся к ТКО, а именно: отходы с кодом по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее — ФККО) 7 31 000 00 00 0. Вышеуказанный код указывается в паспортах отходов.

Таким образом, для применения тарифа на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, утвержденного РСТ ХМАО-Югры, хозяйствующим субъектам необходимо предоставлять паспорта, подтверждающие, что отходы, образуемые хозяйствующими субъектами в процессе деятельности относятся к ТБО.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заявителя и Ответчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В период с 2016 по 2018 год между ответчиком и хозяйствующими субъектами, в том числе муниципальными учреждениями с.п. Уньюган заключены договоры на оказание услуг по приему, размещению и утилизации отходов производства и потребления 4,5 классов опасности (представлены в материалы дела).

Согласно пункту 2.1. заключенных договоров с хозяйствующими субъектами, по настоящему договору «Исполнитель» обязуется оказывать услугу по приему и размещению твердых отходов производства и потребления 4 и 5 класса опасности на полигоне с.п. Уньюган с местоположением: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Октябрьский район, с.п. Уньюган, а «Заказчик» обязуется оплачивать услуги в сроки и на условиях, установленных настоящим договором.

В соответствии с пунктом 2.4. заключенных договоров, стоимость услуги размещения твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, промышленных отходов за 1 м3 определяется по действующему (утвержденному) тарифу исполнителя (приложение № 1 к договору).

Согласно приложению № 1 к заключенным договорам, стоимость услуги по приему и размещению твердых отходов производства и потребления 4 и 5 классов опасности составляет 293,34 рублей без НДС и 346,14 рублей с НДС.

На заседании комиссии, которое состоялось 17.07.2018, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре пояснила, что хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками полигонов по размещению, утилизации отходов, включенных в ГРОРО, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, представляют отчет об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании отходов.

Согласно отчетам, представленным ООО «Югратрансавто», за 2016, 2017 годы, на полигоне, расположенном в с.п. Уньюган размещены отходы, относящиеся по ФККО к ТБО (ТКО) 4,5 классов опасности.

При этом, в данных отчетах отсутствуют сведения о размещенных ООО «Югратрансавто» в 2016, 2017 гг. отходах производства и потребления 4,5 классов опасности.

Кроме того, антимонопольным органом в адрес ООО «Сибирь», ООО «Спецкоммунсервис», МУП «Сургутрайторф», МУП «Сельское жилищно-коммунальное хозяйство», ООО «Экотех» ООО «Эколайт», ООО «Жилищно-коммунальное автотранспортное предприятие», ЗАО «Полигон-ЛТД», ООО «Акцент», оказывающих аналогичные услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры направлен запрос, в целях уточнения тарифов, применяемых, при оказании услуг по размещению, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов потребителями, которых являются юридические лица, в том числе муниципальные учреждения.

Согласно представленным ответам, все вышеперечисленные предприятия, при оказании услуг по размещению, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, потребителям которые являются юридические лица, в том числе муниципальные учреждения, применяют тарифы, установленные уполномоченным государственным органом, то есть тарифы утвержденные РСТ ХМАО-Югры.

Приказом региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 29 ноября 2016 года № 139-нп, для ООО «Югратрансавто» установлены тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО (ТКО).

Согласно приложению к приказу РСТ ХМАО-Югры от 29.11.2016 № 139-нп, для ООО «Югратрансавто» установлены следующие тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО (ТКО), при оказании услуг юридическим лицам, ИП, в том числе муниципальным учреждениям с.п. Уньюган (прочие потребители):

- с 01.01.2017 по 30.06.2017 — 61,76 рублей;

- с 01.07.2017 по 31.12.2017 — 123,64 рублей;

- с 01.01.2018 по 30.06.2018 — 123,64 рублей;

- 01.07.2018 по 31.12.2018 — 130,25 рублей;

- 01.01.2019 по 30.06.2019 — 130,25 рублей;

- 01.07.2018 по 31.12.2019 — 134,89 рублей.

Учитывая, что фактически ООО «Югратрансавто» оказывало юридическим лицам, ИП, в том числе муниципальным учреждениям услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО (ТКО), предприятие обязано было, при осуществлении расчетов применять тариф, установленный приказом РСТ ХМАО-Югры от 29.11.2016 № 139-нп.

Несмотря на то, что уполномоченным государственным органом установлен тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для категории «прочие потребители», в которую входят юридические лица и индивидуальные предприниматели, ООО «Югратрансавто» неправомерно применяет тарифы, которые установлены обществом самостоятельно, то есть с нарушением требований законодательства.

Таким образом, при оказании ООО «Югратрансавто» услуг по приему, размещению и утилизации отходов, принятых от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе муниципальных учреждений с.п. Уньюган, обязано было применять тариф на услуги по приему, размещению и утилизации ТБО (ТКО), установленный уполномоченным государственным органом.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Югратрансавто» неправомерно взимало с юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений плату за услуги по утилизации и размещению отходов по тарифу, самостоятельно установленному предприятием, поскольку отходы, принятые предприятием от юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений фактически являлись отходами ТКО 4, 5 классов опасности, следовательно ООО «Югратрансавто» обязано, при осуществлении расчетов применять тариф, установленный РСТ ХМАО-Югры.

В соответствии с пунктом 5 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее — Правила), тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема).

В соответствии с пунктом 9 Правил, регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами экономического регулирования в области обращения с отходами, предусмотренными Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Правилами регулирования тарифов и иными нормативными правовыми актами в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая изложенное, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что ООО «Югратрансавто», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по утилизации и размещению отходов на территории гп. Уньюган, в период с 2016 года по 2018 год, оказывает услуги по размещению и утилизации ТКО юридическим лицам, в том числе муниципальным учреждениям, с применением тарифа, самостоятельно установленного предприятием, что является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, в действиях ООО «Югратрансавто» выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют;

2. Признать в действиях ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740), выразившихся в неправомерном взимании с юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений, в период 2016-2017 гг., платы за услуги по утилизации и размещению отходов по тарифу, самостоятельно установленному предприятием, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740) предписании об устранении выявленных нарушений.

4. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Файлы для скачивания

predpisanie.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 1 МБ
stdClass Object ( [vid] => 14949 [uid] => 5 [title] => Решение по делу 02-06-001/2018 возбужденное в отношении ООО "Югратрансавто" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 1 [sticky] => 0 [nid] => 14949 [type] => solution [language] => ru [created] => 1538540824 [changed] => 1538542605 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1538542605 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2018 года г. Ханты-Мансийск

В полном объеме решение изготовлено 03 сентября 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...> — <..>.

Члены Комиссии:

<...>

<..>

в отсутствие представителя Заявителя — Главы муниципального образования Октябрьский район, уведомленного надлежащим образом,

в отсутствие представителя Ответчика – ООО «Югратрансавто», уведомленного надлежащим образом;

в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев дело № 02-06-001/2018, возбужденное в отношении ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции):

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре поступило обращение исполняющего обязанности Главы муниципального образования Октябрьский район Н.Г. Куклиной (далее - Заявитель) (вх. от 01.11.2017 № 1704-о), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Югратрансавто» (ИНН 8610017916, адрес местонахождения: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3).

Из содержания обращения следует, что при заключении договоров с потребителями — юридическими лицами на оказание услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (далее — ТБО) и при расчетах с ними (за исключением потребителей категории «Население»), на территории с.п. Уньюган Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, ООО «Югратрансавто» применяет тарифы, которые установлены Обществом самостоятельно, размер которых отличается от установленных органом регулирования тарифов в сторону увеличения.

Так, в первом полугодии 2017 года расчеты за услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, предоставленные ООО «Югратрансавто» бюджетным учреждениям в с.п. Уньюган производились по тарифу 346,14 рублей за 1 м3, при установленном уполномоченным государственным органом тарифе 137,10 рублей.

В ходе рассмотрения обращения, антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования с.п. Уньюган Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

По результатам проведенного анализа, антимонопольным органом установлено, что в границах с.п. Уньюган Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры ООО «Югратрансавто» занимает доминирующее положение на рынке услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, с долей рынка — 100 %.

В целях уточнения, какие потребители относятся к категории «прочие потребители», антимонопольным органом в рамках рассмотрения обращения, направлен запрос в адрес РСТ ХМАО-Югры.

Согласно представленным РСТ ХМАО-Югры пояснениям (вх. от 25.01.2018 № 02-428), «Прочие потребители» - это потребители, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд, за исключением потребителей категории «население».

Таким образом, к категории «прочие потребители» относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели.

С учетом изложенного, расчет платы за услуги, оказываемые организациями коммунального комплекса, должен осуществляться с применением установленных уполномоченным государственным органом тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 01.02.2018 № 5 в отношении ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740) возбуждено дело № 02-06-001/2018 о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела, представитель Заявителя, поддержал доводы, указанные в обращении. Заявитель считает, что ООО «Югратрансавто» неправомерно применяет самостоятельно установленные тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, при расчетах с бюджетными учреждениями с.п. Уньюган Октябрьского района.

Заявитель считает, что в действиях ООО «Югратрансавто» выявлены нарушения законодательства об обращении с ТБО и законодательства о тарифном регулировании.

В ходе рассмотрения дела, представитель Ответчика пояснил, что в 2014 году, по вопросу применения самостоятельного расчета и применения тарифов на размещение (захоронение) отходов отличных от ТБО, принимаемых на размещение (захоронение) от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ООО «Югратрансавто» обращалось в РСТ ХМАО-Югры. В свою очередь РСТ ХМАО-Югры, за разъяснениями по данному вопросу обратилась в Федеральную службу по тарифам (далее — ФСТ России) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Из полученных ответов следует, что твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) являются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения в жилых помещениях.

Вместе с тем, по мнению ФСТ России, утилизация иных отходов, не подпадающие под категорию ТБО, не подлежит регулированию.

По мнению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, оказание услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению иных видов отходов может осуществляться на основании договора возмездного оказания услуг в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, представитель ответчика пояснил, следующее.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Таким образом, для отнесения отходов юридических лиц, в том числе муниципальных образовательных учреждений к отходам IV-V класса опасности и для применения тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, при расчетах с юридическими лицами в том числе с бюджетными образовательными учреждениями, хозяйствующим субъектам, необходимо предоставить при заключении договора на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов паспорта, подтверждающие, что образуемые отходы относятся к IV-V классу опасности.

При заключении договоров ни одно из учреждений не представило паспорта, подтверждающие, что образующиеся в процессе деятельности учреждений отходы относятся к IV-V классу опасности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ООО «Югратрансавто» применяет тарифы, разработанные обществом самостоятельно.

Кроме того, представитель ответчика, также пояснил, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре направило в адрес ООО «Югратрансавто» письмо (исх. от 06.12.2017 № АА-10-01-36/26733), в котором указало, какие именно отходы относятся к ТКО, а именно: отходы с кодом по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее — ФККО) 7 31 000 00 00 0. Вышеуказанный код указывается в паспортах отходов.

Таким образом, для применения тарифа на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, утвержденного РСТ ХМАО-Югры, хозяйствующим субъектам необходимо предоставлять паспорта, подтверждающие, что отходы, образуемые хозяйствующими субъектами в процессе деятельности относятся к ТБО.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заявителя и Ответчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В период с 2016 по 2018 год между ответчиком и хозяйствующими субъектами, в том числе муниципальными учреждениями с.п. Уньюган заключены договоры на оказание услуг по приему, размещению и утилизации отходов производства и потребления 4,5 классов опасности (представлены в материалы дела).

Согласно пункту 2.1. заключенных договоров с хозяйствующими субъектами, по настоящему договору «Исполнитель» обязуется оказывать услугу по приему и размещению твердых отходов производства и потребления 4 и 5 класса опасности на полигоне с.п. Уньюган с местоположением: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Октябрьский район, с.п. Уньюган, а «Заказчик» обязуется оплачивать услуги в сроки и на условиях, установленных настоящим договором.

В соответствии с пунктом 2.4. заключенных договоров, стоимость услуги размещения твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, промышленных отходов за 1 м3 определяется по действующему (утвержденному) тарифу исполнителя (приложение № 1 к договору).

Согласно приложению № 1 к заключенным договорам, стоимость услуги по приему и размещению твердых отходов производства и потребления 4 и 5 классов опасности составляет 293,34 рублей без НДС и 346,14 рублей с НДС.

На заседании комиссии, которое состоялось 17.07.2018, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре пояснила, что хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками полигонов по размещению, утилизации отходов, включенных в ГРОРО, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, представляют отчет об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании отходов.

Согласно отчетам, представленным ООО «Югратрансавто», за 2016, 2017 годы, на полигоне, расположенном в с.п. Уньюган размещены отходы, относящиеся по ФККО к ТБО (ТКО) 4,5 классов опасности.

При этом, в данных отчетах отсутствуют сведения о размещенных ООО «Югратрансавто» в 2016, 2017 гг. отходах производства и потребления 4,5 классов опасности.

Кроме того, антимонопольным органом в адрес ООО «Сибирь», ООО «Спецкоммунсервис», МУП «Сургутрайторф», МУП «Сельское жилищно-коммунальное хозяйство», ООО «Экотех» ООО «Эколайт», ООО «Жилищно-коммунальное автотранспортное предприятие», ЗАО «Полигон-ЛТД», ООО «Акцент», оказывающих аналогичные услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры направлен запрос, в целях уточнения тарифов, применяемых, при оказании услуг по размещению, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов потребителями, которых являются юридические лица, в том числе муниципальные учреждения.

Согласно представленным ответам, все вышеперечисленные предприятия, при оказании услуг по размещению, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, потребителям которые являются юридические лица, в том числе муниципальные учреждения, применяют тарифы, установленные уполномоченным государственным органом, то есть тарифы утвержденные РСТ ХМАО-Югры.

Приказом региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 29 ноября 2016 года № 139-нп, для ООО «Югратрансавто» установлены тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО (ТКО).

Согласно приложению к приказу РСТ ХМАО-Югры от 29.11.2016 № 139-нп, для ООО «Югратрансавто» установлены следующие тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО (ТКО), при оказании услуг юридическим лицам, ИП, в том числе муниципальным учреждениям с.п. Уньюган (прочие потребители):

- с 01.01.2017 по 30.06.2017 — 61,76 рублей;

- с 01.07.2017 по 31.12.2017 — 123,64 рублей;

- с 01.01.2018 по 30.06.2018 — 123,64 рублей;

- 01.07.2018 по 31.12.2018 — 130,25 рублей;

- 01.01.2019 по 30.06.2019 — 130,25 рублей;

- 01.07.2018 по 31.12.2019 — 134,89 рублей.

Учитывая, что фактически ООО «Югратрансавто» оказывало юридическим лицам, ИП, в том числе муниципальным учреждениям услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО (ТКО), предприятие обязано было, при осуществлении расчетов применять тариф, установленный приказом РСТ ХМАО-Югры от 29.11.2016 № 139-нп.

Несмотря на то, что уполномоченным государственным органом установлен тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для категории «прочие потребители», в которую входят юридические лица и индивидуальные предприниматели, ООО «Югратрансавто» неправомерно применяет тарифы, которые установлены обществом самостоятельно, то есть с нарушением требований законодательства.

Таким образом, при оказании ООО «Югратрансавто» услуг по приему, размещению и утилизации отходов, принятых от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе муниципальных учреждений с.п. Уньюган, обязано было применять тариф на услуги по приему, размещению и утилизации ТБО (ТКО), установленный уполномоченным государственным органом.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Югратрансавто» неправомерно взимало с юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений плату за услуги по утилизации и размещению отходов по тарифу, самостоятельно установленному предприятием, поскольку отходы, принятые предприятием от юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений фактически являлись отходами ТКО 4, 5 классов опасности, следовательно ООО «Югратрансавто» обязано, при осуществлении расчетов применять тариф, установленный РСТ ХМАО-Югры.

В соответствии с пунктом 5 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее — Правила), тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема).

В соответствии с пунктом 9 Правил, регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами экономического регулирования в области обращения с отходами, предусмотренными Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Правилами регулирования тарифов и иными нормативными правовыми актами в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая изложенное, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что ООО «Югратрансавто», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по утилизации и размещению отходов на территории гп. Уньюган, в период с 2016 года по 2018 год, оказывает услуги по размещению и утилизации ТКО юридическим лицам, в том числе муниципальным учреждениям, с применением тарифа, самостоятельно установленного предприятием, что является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, в действиях ООО «Югратрансавто» выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют;

2. Признать в действиях ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740), выразившихся в неправомерном взимании с юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений, в период 2016-2017 гг., платы за услуги по утилизации и размещению отходов по тарифу, самостоятельно установленному предприятием, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740) предписании об устранении выявленных нарушений.

4. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2018 года г. Ханты-Мансийск

В полном объеме решение изготовлено 03 сентября 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...> — <..>.

Члены Комиссии:

<...>

<..>

в отсутствие представителя Заявителя — Главы муниципального образования Октябрьский район, уведомленного надлежащим образом,

в отсутствие представителя Ответчика – ООО «Югратрансавто», уведомленного надлежащим образом;

в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев дело № 02-06-001/2018, возбужденное в отношении ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции):

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре поступило обращение исполняющего обязанности Главы муниципального образования Октябрьский район Н.Г. Куклиной (далее - Заявитель) (вх. от 01.11.2017 № 1704-о), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Югратрансавто» (ИНН 8610017916, адрес местонахождения: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3).

Из содержания обращения следует, что при заключении договоров с потребителями — юридическими лицами на оказание услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (далее — ТБО) и при расчетах с ними (за исключением потребителей категории «Население»), на территории с.п. Уньюган Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, ООО «Югратрансавто» применяет тарифы, которые установлены Обществом самостоятельно, размер которых отличается от установленных органом регулирования тарифов в сторону увеличения.

Так, в первом полугодии 2017 года расчеты за услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, предоставленные ООО «Югратрансавто» бюджетным учреждениям в с.п. Уньюган производились по тарифу 346,14 рублей за 1 м3, при установленном уполномоченным государственным органом тарифе 137,10 рублей.

В ходе рассмотрения обращения, антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования с.п. Уньюган Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

По результатам проведенного анализа, антимонопольным органом установлено, что в границах с.п. Уньюган Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры ООО «Югратрансавто» занимает доминирующее положение на рынке услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, с долей рынка — 100 %.

В целях уточнения, какие потребители относятся к категории «прочие потребители», антимонопольным органом в рамках рассмотрения обращения, направлен запрос в адрес РСТ ХМАО-Югры.

Согласно представленным РСТ ХМАО-Югры пояснениям (вх. от 25.01.2018 № 02-428), «Прочие потребители» - это потребители, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд, за исключением потребителей категории «население».

Таким образом, к категории «прочие потребители» относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели.

С учетом изложенного, расчет платы за услуги, оказываемые организациями коммунального комплекса, должен осуществляться с применением установленных уполномоченным государственным органом тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 01.02.2018 № 5 в отношении ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740) возбуждено дело № 02-06-001/2018 о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела, представитель Заявителя, поддержал доводы, указанные в обращении. Заявитель считает, что ООО «Югратрансавто» неправомерно применяет самостоятельно установленные тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, при расчетах с бюджетными учреждениями с.п. Уньюган Октябрьского района.

Заявитель считает, что в действиях ООО «Югратрансавто» выявлены нарушения законодательства об обращении с ТБО и законодательства о тарифном регулировании.

В ходе рассмотрения дела, представитель Ответчика пояснил, что в 2014 году, по вопросу применения самостоятельного расчета и применения тарифов на размещение (захоронение) отходов отличных от ТБО, принимаемых на размещение (захоронение) от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ООО «Югратрансавто» обращалось в РСТ ХМАО-Югры. В свою очередь РСТ ХМАО-Югры, за разъяснениями по данному вопросу обратилась в Федеральную службу по тарифам (далее — ФСТ России) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Из полученных ответов следует, что твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) являются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения в жилых помещениях.

Вместе с тем, по мнению ФСТ России, утилизация иных отходов, не подпадающие под категорию ТБО, не подлежит регулированию.

По мнению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, оказание услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению иных видов отходов может осуществляться на основании договора возмездного оказания услуг в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, представитель ответчика пояснил, следующее.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Таким образом, для отнесения отходов юридических лиц, в том числе муниципальных образовательных учреждений к отходам IV-V класса опасности и для применения тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, при расчетах с юридическими лицами в том числе с бюджетными образовательными учреждениями, хозяйствующим субъектам, необходимо предоставить при заключении договора на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов паспорта, подтверждающие, что образуемые отходы относятся к IV-V классу опасности.

При заключении договоров ни одно из учреждений не представило паспорта, подтверждающие, что образующиеся в процессе деятельности учреждений отходы относятся к IV-V классу опасности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ООО «Югратрансавто» применяет тарифы, разработанные обществом самостоятельно.

Кроме того, представитель ответчика, также пояснил, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре направило в адрес ООО «Югратрансавто» письмо (исх. от 06.12.2017 № АА-10-01-36/26733), в котором указало, какие именно отходы относятся к ТКО, а именно: отходы с кодом по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее — ФККО) 7 31 000 00 00 0. Вышеуказанный код указывается в паспортах отходов.

Таким образом, для применения тарифа на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, утвержденного РСТ ХМАО-Югры, хозяйствующим субъектам необходимо предоставлять паспорта, подтверждающие, что отходы, образуемые хозяйствующими субъектами в процессе деятельности относятся к ТБО.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заявителя и Ответчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В период с 2016 по 2018 год между ответчиком и хозяйствующими субъектами, в том числе муниципальными учреждениями с.п. Уньюган заключены договоры на оказание услуг по приему, размещению и утилизации отходов производства и потребления 4,5 классов опасности (представлены в материалы дела).

Согласно пункту 2.1. заключенных договоров с хозяйствующими субъектами, по настоящему договору «Исполнитель» обязуется оказывать услугу по приему и размещению твердых отходов производства и потребления 4 и 5 класса опасности на полигоне с.п. Уньюган с местоположением: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Октябрьский район, с.п. Уньюган, а «Заказчик» обязуется оплачивать услуги в сроки и на условиях, установленных настоящим договором.

В соответствии с пунктом 2.4. заключенных договоров, стоимость услуги размещения твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, промышленных отходов за 1 м3 определяется по действующему (утвержденному) тарифу исполнителя (приложение № 1 к договору).

Согласно приложению № 1 к заключенным договорам, стоимость услуги по приему и размещению твердых отходов производства и потребления 4 и 5 классов опасности составляет 293,34 рублей без НДС и 346,14 рублей с НДС.

На заседании комиссии, которое состоялось 17.07.2018, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре пояснила, что хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками полигонов по размещению, утилизации отходов, включенных в ГРОРО, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, представляют отчет об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании отходов.

Согласно отчетам, представленным ООО «Югратрансавто», за 2016, 2017 годы, на полигоне, расположенном в с.п. Уньюган размещены отходы, относящиеся по ФККО к ТБО (ТКО) 4,5 классов опасности.

При этом, в данных отчетах отсутствуют сведения о размещенных ООО «Югратрансавто» в 2016, 2017 гг. отходах производства и потребления 4,5 классов опасности.

Кроме того, антимонопольным органом в адрес ООО «Сибирь», ООО «Спецкоммунсервис», МУП «Сургутрайторф», МУП «Сельское жилищно-коммунальное хозяйство», ООО «Экотех» ООО «Эколайт», ООО «Жилищно-коммунальное автотранспортное предприятие», ЗАО «Полигон-ЛТД», ООО «Акцент», оказывающих аналогичные услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры направлен запрос, в целях уточнения тарифов, применяемых, при оказании услуг по размещению, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов потребителями, которых являются юридические лица, в том числе муниципальные учреждения.

Согласно представленным ответам, все вышеперечисленные предприятия, при оказании услуг по размещению, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, потребителям которые являются юридические лица, в том числе муниципальные учреждения, применяют тарифы, установленные уполномоченным государственным органом, то есть тарифы утвержденные РСТ ХМАО-Югры.

Приказом региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 29 ноября 2016 года № 139-нп, для ООО «Югратрансавто» установлены тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО (ТКО).

Согласно приложению к приказу РСТ ХМАО-Югры от 29.11.2016 № 139-нп, для ООО «Югратрансавто» установлены следующие тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО (ТКО), при оказании услуг юридическим лицам, ИП, в том числе муниципальным учреждениям с.п. Уньюган (прочие потребители):

- с 01.01.2017 по 30.06.2017 — 61,76 рублей;

- с 01.07.2017 по 31.12.2017 — 123,64 рублей;

- с 01.01.2018 по 30.06.2018 — 123,64 рублей;

- 01.07.2018 по 31.12.2018 — 130,25 рублей;

- 01.01.2019 по 30.06.2019 — 130,25 рублей;

- 01.07.2018 по 31.12.2019 — 134,89 рублей.

Учитывая, что фактически ООО «Югратрансавто» оказывало юридическим лицам, ИП, в том числе муниципальным учреждениям услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО (ТКО), предприятие обязано было, при осуществлении расчетов применять тариф, установленный приказом РСТ ХМАО-Югры от 29.11.2016 № 139-нп.

Несмотря на то, что уполномоченным государственным органом установлен тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для категории «прочие потребители», в которую входят юридические лица и индивидуальные предприниматели, ООО «Югратрансавто» неправомерно применяет тарифы, которые установлены обществом самостоятельно, то есть с нарушением требований законодательства.

Таким образом, при оказании ООО «Югратрансавто» услуг по приему, размещению и утилизации отходов, принятых от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе муниципальных учреждений с.п. Уньюган, обязано было применять тариф на услуги по приему, размещению и утилизации ТБО (ТКО), установленный уполномоченным государственным органом.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Югратрансавто» неправомерно взимало с юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений плату за услуги по утилизации и размещению отходов по тарифу, самостоятельно установленному предприятием, поскольку отходы, принятые предприятием от юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений фактически являлись отходами ТКО 4, 5 классов опасности, следовательно ООО «Югратрансавто» обязано, при осуществлении расчетов применять тариф, установленный РСТ ХМАО-Югры.

В соответствии с пунктом 5 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее — Правила), тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема).

В соответствии с пунктом 9 Правил, регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами экономического регулирования в области обращения с отходами, предусмотренными Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Правилами регулирования тарифов и иными нормативными правовыми актами в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая изложенное, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что ООО «Югратрансавто», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по утилизации и размещению отходов на территории гп. Уньюган, в период с 2016 года по 2018 год, оказывает услуги по размещению и утилизации ТКО юридическим лицам, в том числе муниципальным учреждениям, с применением тарифа, самостоятельно установленного предприятием, что является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, в действиях ООО «Югратрансавто» выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют;

2. Признать в действиях ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740), выразившихся в неправомерном взимании с юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений, в период 2016-2017 гг., платы за услуги по утилизации и размещению отходов по тарифу, самостоятельно установленному предприятием, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ООО «Югратрансавто» (адрес место нахождения юридического лица: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 38/3; ИНН 8610017916; ОГРН: 1058600226740) предписании об устранении выявленных нарушений.

4. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-06-001/2018 [format] => [safe_value] => 02-06-001/2018 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 2978 [uid] => 5 [filename] => predpisanie.pdf [uri] => public://solution/2018/10/03/predpisanie.pdf [filemime] => application/pdf [filesize] => 1025176 [status] => 1 [timestamp] => 1538542107 [origname] => predpisanie.pdf [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2018-09-03 04:11:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2018-08-30 04:11:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1538540824 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )