РЕШЕНИЕ по делу №05-06-31/2018

Номер дела: 05-06-31/2018
Дата публикации: 21 июня 2019, 15:29

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<<...>>;

Членов Комиссии:

– <<...>>;

– <<...>>,

рассмотрев дело №05-06-31/2018 по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Унъюган и ООО «Лидер» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006
№135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствии на заседании представителя заявителя по делу от Прокуратуры Октябрьского района, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании представителя ответчика по делу от Администрации сельского поселения Унъюган, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании представителя ответчика по делу от ООО «Лидер», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступило заявление Прокуратуры Октябрьского района (вх.№02-6478 от 25.10.2018), содержащее сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации сельского поселения Унъюган (далее – Администрация), ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания» и ООО «Лидер» при заключении договоров аренды муниципального имущества без соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон №115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России принято решение о возбуждении дела №05-06-31/2018 по признакам нарушения Администрацией и ООО «Лидер» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 01.11.2018 №117.

Определением о назначении дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-5915 от 06.11.2018) рассмотрение дела назначено на 07.12.2018, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-6904 от 11.12.2018) рассмотрение дела назначено на 29.01.2019, у сторон запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-517 от 30.01.2019) рассмотрение дела назначено на 26.02.2019.

Определением о продлении срока рассмотрения дела №05-06-31/2018
(№05-06/ОТ-716/1 от 06.02.2019) срок рассмотрения дела продлен до 06.08.2019.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-1191 от 01.03.2019) рассмотрение дела назначено на 30.04.2019, у сторон запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела (исх.№05-11/ОТ-2999 от 30.04.2019), в соответствии с которым рассмотрение дела назначено на 14.06.2019.

Кроме того, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес лиц участвующих в деле направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-06/ОТ-3000 от 30.04.2019).

От лиц участвующих в деле не были представлены Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России пояснения, доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Рассмотрев в совокупности материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В ходе анализа представленных материалов установлено, что между Администрацией и ООО «Лидер» заключены договоры аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства) №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018.

Как следует из договоров аренды, муниципальное имущество передано на срок 30 календарных дней.

При этом, из представленных материалов следует, что переданное ООО «Лидер» муниципальное имущество по договорам аренды №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018 на период действия договоров аренды в дальнейшем передавалось ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания» на основании договоров субаренды муниципального имущества №135, 136, 137 от 31.08.2018, №99, 98 от 29.06.2018, №55, 56 от 28.04.2018, №35, 36 от 01.03.2018.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

К числу объектов концессионного соглашения пункт 11 части 1 статьи 4 Закона №115-ФЗ относит объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(далее - Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктами 4.2, 4.3 статьи 17 Закона №131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), а также в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Статьей 28.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

При этом частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные требования содержатся в статье 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 1 статьи 13 Закона №115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Следовательно, не допускается, передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, обязательность которых закреплена Законом о теплоснабжении, Законом о водоснабжении и водоотведении, а также Законом №115-ФЗ.

Как следует из договоров аренды, передаваемые объекты введены в эксплуатацию более пяти лет назад, следовательно, Администрация обязана была руководствоваться требованиями Закона №115-ФЗ, Закона о теплоснабжении, а также Закона о водоснабжении и водоотведении при заключении вышеуказанных договоров.

Таким образом, учитывая требования Закона №115-ФЗ, Закона о теплоснабжении, а также Закона о водоснабжении и водоотведении и обязательность проведения торгов при передаче объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, Администрацией не совершены действия, направленные на соблюдение указанных норм законодательства при передаче ООО «Лидер» в аренду объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также газоснабжения населения.

Таким образом, у Администрации и ООО «Лидер» отсутствовали законные основания для заключения договоров аренды, а у ООО «Лидер» заключения договоров субаренды с ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания».

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 №8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Сама возможность заключения соглашения между органом власти и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Таким образом, как было указано выше, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что у Администрации и ООО «Лидер» отсутствовали законные основания для заключения договоров аренды, а также договоров субаренды, заключенных между ООО «Лидер» и ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания» с согласия Администрации.

В результате действий Администрации указанное общество получило возможность осуществлять деятельность на рассматриваемом товарном рынке в условиях ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

Таким образом, наличие между Администрацией и ООО «Лидер» соглашения, по заключенным договорам аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства), могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке услуг.

Следовательно, действия Администрации и ООО «Лидер», выразившиеся в заключение договоров аренды без проведения торгов в порядке Закона №115-ФЗ свидетельствуют о создании указанному хозяйствующему субъекту преимущественных условий в осуществлении хозяйственной деятельности с использованием объектов ЖКХ и ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемый товарный рынок, и свидетельствует о нарушении пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.8 названного Порядка, а именно:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

Временной интервал исследования определен – 2018 год, исходя из периода, в течение которого имело место совершение действий по заключению и участию в антиконкурентном соглашении Администрации и ООО «Лидер».

Продуктовые границы товарного рынка, принимая во внимание предмет договоров аренды, заключенных между Администрацией и ООО «Лидер», определены как предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом - объектами жилищно-коммунального хозяйства.

Географические границы определены как п.Унъюган, Октябрьский район, ХМАО-Югра, Тюменская область исходя из границы территорий, на которой необходимо было осуществлять услуги.

В случае объявления торгов любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации, мог стать участником таких торгов, и соответственно, получить возможность выхода на рассматриваемый товарный рынок. Но учитывая то, что фактически Администрацией и ООО «Лидер» заключили договоры аренды без проведения торгов, то указанное свидетельствует о создании преимущественных условий для указанного хозяйствующего субъекта и заключении антиконкурентного соглашения.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что действия Администрации и ООО «Лидер» по заключению договоров аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства) №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018, без проведения публичных процедур, в нарушение порядка, установленного Законом №115-ФЗ, согласно которому передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, что непосредственно влияет на конкуренцию, а также свидетельствует о нарушении публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию, и предоставляет необоснованные преимущественные условия получения муниципального имущества - объектов теплоснабжения, водоснабжения/водоотведения указанному хозяйствующему субъекту, нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Как было указанно выше, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела от 30.04.2019 (исх.№05-06/ОТ-3000 от 30.04.2019) в адрес лиц, участвующих в деле для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

Однако, представленным правом лица, участвующие в деле не воспользовались, а именно не представили свои пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания, поскольку установленное нарушение является оконченным, так как муниципальное имущество (объекты жилищно-коммунального хозяйства) было возвращено в казну.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

2. Признать в действиях Администрации сельского поселения Унъюган и ООО «Лидер», выразившихся в заключении договоров аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства) №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018, без проведения торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», нарушение пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

stdClass Object ( [vid] => 15415 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №05-06-31/2018 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 15415 [type] => solution [language] => ru [created] => 1570962900 [changed] => 1570962932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1570962932 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<<...>>;

Членов Комиссии:

– <<...>>;

– <<...>>,

рассмотрев дело №05-06-31/2018 по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Унъюган и ООО «Лидер» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006
№135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствии на заседании представителя заявителя по делу от Прокуратуры Октябрьского района, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании представителя ответчика по делу от Администрации сельского поселения Унъюган, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании представителя ответчика по делу от ООО «Лидер», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступило заявление Прокуратуры Октябрьского района (вх.№02-6478 от 25.10.2018), содержащее сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации сельского поселения Унъюган (далее – Администрация), ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания» и ООО «Лидер» при заключении договоров аренды муниципального имущества без соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон №115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России принято решение о возбуждении дела №05-06-31/2018 по признакам нарушения Администрацией и ООО «Лидер» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 01.11.2018 №117.

Определением о назначении дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-5915 от 06.11.2018) рассмотрение дела назначено на 07.12.2018, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-6904 от 11.12.2018) рассмотрение дела назначено на 29.01.2019, у сторон запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-517 от 30.01.2019) рассмотрение дела назначено на 26.02.2019.

Определением о продлении срока рассмотрения дела №05-06-31/2018
(№05-06/ОТ-716/1 от 06.02.2019) срок рассмотрения дела продлен до 06.08.2019.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-1191 от 01.03.2019) рассмотрение дела назначено на 30.04.2019, у сторон запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела (исх.№05-11/ОТ-2999 от 30.04.2019), в соответствии с которым рассмотрение дела назначено на 14.06.2019.

Кроме того, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес лиц участвующих в деле направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-06/ОТ-3000 от 30.04.2019).

От лиц участвующих в деле не были представлены Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России пояснения, доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Рассмотрев в совокупности материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В ходе анализа представленных материалов установлено, что между Администрацией и ООО «Лидер» заключены договоры аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства) №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018.

Как следует из договоров аренды, муниципальное имущество передано на срок 30 календарных дней.

При этом, из представленных материалов следует, что переданное ООО «Лидер» муниципальное имущество по договорам аренды №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018 на период действия договоров аренды в дальнейшем передавалось ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания» на основании договоров субаренды муниципального имущества №135, 136, 137 от 31.08.2018, №99, 98 от 29.06.2018, №55, 56 от 28.04.2018, №35, 36 от 01.03.2018.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

К числу объектов концессионного соглашения пункт 11 части 1 статьи 4 Закона №115-ФЗ относит объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(далее - Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктами 4.2, 4.3 статьи 17 Закона №131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), а также в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Статьей 28.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

При этом частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные требования содержатся в статье 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 1 статьи 13 Закона №115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Следовательно, не допускается, передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, обязательность которых закреплена Законом о теплоснабжении, Законом о водоснабжении и водоотведении, а также Законом №115-ФЗ.

Как следует из договоров аренды, передаваемые объекты введены в эксплуатацию более пяти лет назад, следовательно, Администрация обязана была руководствоваться требованиями Закона №115-ФЗ, Закона о теплоснабжении, а также Закона о водоснабжении и водоотведении при заключении вышеуказанных договоров.

Таким образом, учитывая требования Закона №115-ФЗ, Закона о теплоснабжении, а также Закона о водоснабжении и водоотведении и обязательность проведения торгов при передаче объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, Администрацией не совершены действия, направленные на соблюдение указанных норм законодательства при передаче ООО «Лидер» в аренду объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также газоснабжения населения.

Таким образом, у Администрации и ООО «Лидер» отсутствовали законные основания для заключения договоров аренды, а у ООО «Лидер» заключения договоров субаренды с ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания».

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 №8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Сама возможность заключения соглашения между органом власти и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Таким образом, как было указано выше, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что у Администрации и ООО «Лидер» отсутствовали законные основания для заключения договоров аренды, а также договоров субаренды, заключенных между ООО «Лидер» и ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания» с согласия Администрации.

В результате действий Администрации указанное общество получило возможность осуществлять деятельность на рассматриваемом товарном рынке в условиях ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

Таким образом, наличие между Администрацией и ООО «Лидер» соглашения, по заключенным договорам аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства), могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке услуг.

Следовательно, действия Администрации и ООО «Лидер», выразившиеся в заключение договоров аренды без проведения торгов в порядке Закона №115-ФЗ свидетельствуют о создании указанному хозяйствующему субъекту преимущественных условий в осуществлении хозяйственной деятельности с использованием объектов ЖКХ и ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемый товарный рынок, и свидетельствует о нарушении пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.8 названного Порядка, а именно:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

Временной интервал исследования определен – 2018 год, исходя из периода, в течение которого имело место совершение действий по заключению и участию в антиконкурентном соглашении Администрации и ООО «Лидер».

Продуктовые границы товарного рынка, принимая во внимание предмет договоров аренды, заключенных между Администрацией и ООО «Лидер», определены как предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом - объектами жилищно-коммунального хозяйства.

Географические границы определены как п.Унъюган, Октябрьский район, ХМАО-Югра, Тюменская область исходя из границы территорий, на которой необходимо было осуществлять услуги.

В случае объявления торгов любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации, мог стать участником таких торгов, и соответственно, получить возможность выхода на рассматриваемый товарный рынок. Но учитывая то, что фактически Администрацией и ООО «Лидер» заключили договоры аренды без проведения торгов, то указанное свидетельствует о создании преимущественных условий для указанного хозяйствующего субъекта и заключении антиконкурентного соглашения.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что действия Администрации и ООО «Лидер» по заключению договоров аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства) №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018, без проведения публичных процедур, в нарушение порядка, установленного Законом №115-ФЗ, согласно которому передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, что непосредственно влияет на конкуренцию, а также свидетельствует о нарушении публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию, и предоставляет необоснованные преимущественные условия получения муниципального имущества - объектов теплоснабжения, водоснабжения/водоотведения указанному хозяйствующему субъекту, нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Как было указанно выше, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела от 30.04.2019 (исх.№05-06/ОТ-3000 от 30.04.2019) в адрес лиц, участвующих в деле для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

Однако, представленным правом лица, участвующие в деле не воспользовались, а именно не представили свои пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания, поскольку установленное нарушение является оконченным, так как муниципальное имущество (объекты жилищно-коммунального хозяйства) было возвращено в казну.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

2. Признать в действиях Администрации сельского поселения Унъюган и ООО «Лидер», выразившихся в заключении договоров аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства) №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018, без проведения торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», нарушение пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<<...>>;

Членов Комиссии:

– <<...>>;

– <<...>>,

рассмотрев дело №05-06-31/2018 по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Унъюган и ООО «Лидер» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006
№135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствии на заседании представителя заявителя по делу от Прокуратуры Октябрьского района, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании представителя ответчика по делу от Администрации сельского поселения Унъюган, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании представителя ответчика по делу от ООО «Лидер», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступило заявление Прокуратуры Октябрьского района (вх.№02-6478 от 25.10.2018), содержащее сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации сельского поселения Унъюган (далее – Администрация), ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания» и ООО «Лидер» при заключении договоров аренды муниципального имущества без соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон №115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России принято решение о возбуждении дела №05-06-31/2018 по признакам нарушения Администрацией и ООО «Лидер» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 01.11.2018 №117.

Определением о назначении дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-5915 от 06.11.2018) рассмотрение дела назначено на 07.12.2018, у сторон участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-6904 от 11.12.2018) рассмотрение дела назначено на 29.01.2019, у сторон запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-517 от 30.01.2019) рассмотрение дела назначено на 26.02.2019.

Определением о продлении срока рассмотрения дела №05-06-31/2018
(№05-06/ОТ-716/1 от 06.02.2019) срок рассмотрения дела продлен до 06.08.2019.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-31/2018 (№05-06/ОТ-1191 от 01.03.2019) рассмотрение дела назначено на 30.04.2019, у сторон запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела (исх.№05-11/ОТ-2999 от 30.04.2019), в соответствии с которым рассмотрение дела назначено на 14.06.2019.

Кроме того, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес лиц участвующих в деле направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-06/ОТ-3000 от 30.04.2019).

От лиц участвующих в деле не были представлены Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России пояснения, доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Рассмотрев в совокупности материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В ходе анализа представленных материалов установлено, что между Администрацией и ООО «Лидер» заключены договоры аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства) №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018.

Как следует из договоров аренды, муниципальное имущество передано на срок 30 календарных дней.

При этом, из представленных материалов следует, что переданное ООО «Лидер» муниципальное имущество по договорам аренды №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018 на период действия договоров аренды в дальнейшем передавалось ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания» на основании договоров субаренды муниципального имущества №135, 136, 137 от 31.08.2018, №99, 98 от 29.06.2018, №55, 56 от 28.04.2018, №35, 36 от 01.03.2018.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

К числу объектов концессионного соглашения пункт 11 части 1 статьи 4 Закона №115-ФЗ относит объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(далее - Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктами 4.2, 4.3 статьи 17 Закона №131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), а также в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Статьей 28.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

При этом частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные требования содержатся в статье 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 1 статьи 13 Закона №115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Следовательно, не допускается, передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, обязательность которых закреплена Законом о теплоснабжении, Законом о водоснабжении и водоотведении, а также Законом №115-ФЗ.

Как следует из договоров аренды, передаваемые объекты введены в эксплуатацию более пяти лет назад, следовательно, Администрация обязана была руководствоваться требованиями Закона №115-ФЗ, Закона о теплоснабжении, а также Закона о водоснабжении и водоотведении при заключении вышеуказанных договоров.

Таким образом, учитывая требования Закона №115-ФЗ, Закона о теплоснабжении, а также Закона о водоснабжении и водоотведении и обязательность проведения торгов при передаче объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, Администрацией не совершены действия, направленные на соблюдение указанных норм законодательства при передаче ООО «Лидер» в аренду объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также газоснабжения населения.

Таким образом, у Администрации и ООО «Лидер» отсутствовали законные основания для заключения договоров аренды, а у ООО «Лидер» заключения договоров субаренды с ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания».

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 №8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Сама возможность заключения соглашения между органом власти и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Таким образом, как было указано выше, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что у Администрации и ООО «Лидер» отсутствовали законные основания для заключения договоров аренды, а также договоров субаренды, заключенных между ООО «Лидер» и ООО «Унъюганская ресурсоснабжающая компания» с согласия Администрации.

В результате действий Администрации указанное общество получило возможность осуществлять деятельность на рассматриваемом товарном рынке в условиях ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

Таким образом, наличие между Администрацией и ООО «Лидер» соглашения, по заключенным договорам аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства), могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке услуг.

Следовательно, действия Администрации и ООО «Лидер», выразившиеся в заключение договоров аренды без проведения торгов в порядке Закона №115-ФЗ свидетельствуют о создании указанному хозяйствующему субъекту преимущественных условий в осуществлении хозяйственной деятельности с использованием объектов ЖКХ и ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемый товарный рынок, и свидетельствует о нарушении пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.8 названного Порядка, а именно:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

Временной интервал исследования определен – 2018 год, исходя из периода, в течение которого имело место совершение действий по заключению и участию в антиконкурентном соглашении Администрации и ООО «Лидер».

Продуктовые границы товарного рынка, принимая во внимание предмет договоров аренды, заключенных между Администрацией и ООО «Лидер», определены как предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом - объектами жилищно-коммунального хозяйства.

Географические границы определены как п.Унъюган, Октябрьский район, ХМАО-Югра, Тюменская область исходя из границы территорий, на которой необходимо было осуществлять услуги.

В случае объявления торгов любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации, мог стать участником таких торгов, и соответственно, получить возможность выхода на рассматриваемый товарный рынок. Но учитывая то, что фактически Администрацией и ООО «Лидер» заключили договоры аренды без проведения торгов, то указанное свидетельствует о создании преимущественных условий для указанного хозяйствующего субъекта и заключении антиконкурентного соглашения.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что действия Администрации и ООО «Лидер» по заключению договоров аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства) №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018, без проведения публичных процедур, в нарушение порядка, установленного Законом №115-ФЗ, согласно которому передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, что непосредственно влияет на конкуренцию, а также свидетельствует о нарушении публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию, и предоставляет необоснованные преимущественные условия получения муниципального имущества - объектов теплоснабжения, водоснабжения/водоотведения указанному хозяйствующему субъекту, нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Как было указанно выше, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела от 30.04.2019 (исх.№05-06/ОТ-3000 от 30.04.2019) в адрес лиц, участвующих в деле для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

Однако, представленным правом лица, участвующие в деле не воспользовались, а именно не представили свои пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания, поскольку установленное нарушение является оконченным, так как муниципальное имущество (объекты жилищно-коммунального хозяйства) было возвращено в казну.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

2. Признать в действиях Администрации сельского поселения Унъюган и ООО «Лидер», выразившихся в заключении договоров аренды муниципального имущества (объектов жилищно-коммунального хозяйства) №148, 147, 146 от 30.08.2018, №102, 100 от 02.07.2018, №70, 71 от 28.04.2018, №44 от 01.03.2018, без проведения торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», нарушение пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-06-31/2018 [format] => [safe_value] => 05-06-31/2018 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2019-06-21 10:29:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2019-06-21 10:29:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1570962900 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )