Решение по жалобе на действия Заказчика СГМУП "Городские тепловые сети"

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: 086/07/3-1561/2020
Дата публикации: 2 октября 2020, 16:14

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1561/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.09.2020                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

         Председатель комиссии:

 <<___>> — заместитель руководителя Управления;

         Члены комиссии:

 <<___>> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

 <<___>> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии представителя Заявителя  <<___>> посредством ВКС –  <<___>> , действующего по доверенности от 01.06.2020 б/н;        

в присутствии представителей Заказчика СГМУП «Городские тепловые сети» –  <<___>> , действующего по доверенности от 22.02.2020 № 812-07;  <<___>> , действующей по доверенности от 18.05.2020 № 833-07;

рассмотрев жалобу  <<___>> (вх. от 21.09.2020 № 1878-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика СГМУП «Городские тепловые сети» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, извещение 32009427721, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба  <<___>> (далее – Заявитель) на действия Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Городские тепловые сети»  (далее – Заказчик, СГМУП «ГТС») при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, извещение № 32009427721.

Заявитель в своей жалобе сообщает, что закупочная комиссия Заказчика неправомерно отклонила его заявку на участие в закупке.

24.08.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009427721 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг.

В извещении о закупке установлены следующие сроки:

дата начала срока подачи заявок – 24.08.2020 (МСК+2);

дата и время окончания подачи заявок – 09.09.2020 в 09:00 (МСК+2);

дата и время подведения итогов – 16.09.2020 (МСК+2).

Начальная (максимальная) цена договора с учетом НДС (20%) составляет 33 585 840 (тридцать три миллиона пятьсот восемьдесят пять тысяч восемьсот сорок) рублей.    

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального  закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

На основании части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 21.09.2020 № 02/АЗ-9826). Рассмотрение жалобы назначено на 28.09.2020.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы  <<___>> с использованием видеоконференцсвязи. В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отклонении закупочной комиссией заявки  <<___>> на участие в закупке. По мнению Заявителя, отклонение его заявки Заказчиком, обоснованное представлением противоречивой информации в документах, неправомерно, нарушает права и законные интересы Заявителя.

Заявитель считает, что представил в составе заявки все необходимые документы и сведения, противоречия в них отсутствуют. При этом, закупочная комиссия Заказчика не указала в протоколе какая именно информация в заявке  <<___>> является противоречивой. Заявитель считает, что Заказчик также нарушает его права и законные интересы связанные с обжалованием решения Заказчика в антимонопольный орган по существу, поскольку содержание протокола от 17.09.2020 не дает Заявителю точного представления о причинах отклонения заявки.

Заказчик с доводами Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу. Заказчик считает, что при рассмотрении заявок на участие в закупке № 32009427721 действовал правомерно, в соответствии с закупочной документацией и Положением о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг СГМУП «ГТС», утвержденным Приказом СГМУП «ГТС» от 03.09.2018 № 1427-02 (далее – Положение о закупках).

17.09.2020 закупочной комиссией Заказчика составлен протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме (далее – Протокол), согласно которому на участие в закупке поступило 3 заявки. Заявка ООО ЧОП «АББ» зарегистрирована под номером 3.

Как следует из пункта 5 Протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 17.09.2020, закупочная комиссия, рассмотрев заявки участников, приняла решение признать их несоответствующими требованиям документации о закупке и отказать в допуске к участию в закупке всем трем участникам по основаниям, указанным в нижеприведенной таблице:

 

номер

заявки

участник, подавший заявку

статус допуска

                                        оcнoвaниe для решения

 

1

 

 <<___>>

 

Отказать

В соответствии с пунктом 3 части 29 Документации

(ввиду несоответствия требованиям пп. 1, 2 части 25 Документации)

 

2

                                    

 

                                     <<___>>

 

 

Отказать

 

Не соответствует требованиям

п. 4 части 27 Документации

                   

                     3

 

 

 <<___>>

 

Отказать

В соответствии с абз. 9 части 29 Документации

(в связи с представлением противоречивой информации, содержащейся в документах, представленных согласно

абз. 2 п. 5 части 16 Документации,

п. 8.2 части 27 Документации,

пп. «д» п. 1.1 части 27 Документации

(пункту 20 формы 2 «Анкета участника конкурса в электронной форме» раздела 3 «Формы для заполнения участниками закупки» Документации)

 

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пункта 1.6.2 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, предусмотренные Законом о закупках, а также иные сведения, необходимость которых определена настоящим Положением или Заказчиком для проведения Закупки. Порядок проведения конкурса регламентирован разделом 5 Положения о закупках. В соответствии с подпунктом 5.3.1 пункта 5.3 Положения о закупке конкурсная документация должна содержать сведения, предусмотренные п. 1.6.2 настоящего Положения.

Рассмотрев заявку Заявителя и представленные с ней документы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Пунктом 1.7.1 Положения о закупках регламентировано, что Заказчик устанавливает в Документации о закупке требования к Участникам с целью обеспечения отбора поставщика (подрядчика, исполнителя), способного своевременно и качественно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом Договора (Договоров), в том числе, но не ограничиваясь, требованиями, перечисленными в подпунктах 1.7.1.1-1.7.1.13 указанного пункта Положения. Так, Заказчик может установить требования о наличии у Участника определенного уровня профессиональной, технической квалификации (п. 1.7.1.7 Положения), определенных финансовых, трудовых и/или материальных ресурсов (пункт 1.7.1.8 Положения), необходимых в соответствии с Документацией о закупке для надлежащего исполнения Договора. Согласно пункту 1.7.2 Положения о закупках несоответствие требованиям, установленным Заказчиком в Документации о закупке, является основанием для отказа в признании Участником.    

В соответствии с пунктом 5.5.3 Положения о закупках Заявка на участие в конкурсе должна включать в том числе:

- документы (их копии), подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям конкурсной документации и законодательства РФ к лицам, которые осуществляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства РФ к таким товарам, работам, услугам, если законодательством РФ установлены требования к ним и представление указанных документов предусмотрено конкурсной документацией. Исключение составляют документы, которые согласно гражданскому законодательству могут быть представлены только вместе с товаром;

- документы (их копии) и сведения, необходимые для оценки заявки по критериям, которые установлены в конкурсной документации;

Рассмотрев материалы жалобы и документацию о закупке № 32009427721 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям, содержатся в пункте 16 Документации о закупке. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки содержатся в пунктах 27, 28 Информационной карты, порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе в электронной форме регламентирован пунктом 29 Документации о закупке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 Документации о закупке заявка должна содержать согласие Участника па оказание услуг на условиях, предусмотренных настоящей Документацией, с приложением полного комплекта документов согласно перечню, определенному пунктом 27 Информационной карты.

Подпунктом 8.2 пункта 27 предусмотрено условие о предоставлении сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Аналогичное условие предусмотрено абзацем 2 подпункта 5 пункта 16 Информационной карты.

В соответствии с пунктом 5.1 чacти 3 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся, в том числе, сведения о среднесписочной численности работников юридического лица за предшествующий календарный год в случае, если такие сведения размещены на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявителем представлены Сведения из Единого реестра субъектов среднего и малого предпринимательства № ЮЭ9965-20-9866568 от 07.09.2020. Из представленных сведений следует, что среднесписочная численность работников Заявителя за предшествующий календарный год составляет 14 человек.

В разделе 3 документации о закупке предусмотрены «формы для заполнения участниками закупки». Так, форма № 2 «Анкета участника конкурса в электронной форме» представляет собой таблицу из 22 пунктов. В силу пункта 4 инструкции по заполнению данной формы заполненная Участником конкурса в электронной форме анкета должна содержать все сведения, указанные в таблице.

Пункт 20 Формы 2 предусматривает внесение сведений о численности персонала участника закупки. Согласно пункту 20 формы 2, подписанной руководителем, численность персонала участника составляет 95 человек.

Пунктом 2.2 части 17 Документации о закупке предусмотрен нестоимостной критерий оценки «Наличие у Участника трудовых ресурсов», в том числе подкритерий «Обеспеченность Участника лицензированными охранниками не ниже 4 разряда» (пп. 2.2.1 чacти 17 Документации о закупке), подкритерий «Обеспеченность Участника лицензированными охранниками не ниже 6 разряда»  (пп.  2.2.2   части 17 Документации о закупке). Из представленных документов следует:

 

  

             №

          п/п

Период

Количество принятых работников, человек

Численность (с учетом принятых в предшествующие периоды), человек

1.

2016 год и ранее

отсутствует

отсутствует

2.

2017 год

                10

21

3.

2018 год

               11

32

4.

2019 год

                28

60

5.

2020 год

                 35

95

 

Вceгo:

95 человек

 

В подтверждение обеспеченности персоналом в соответствии с нестоимостным критерием оценки «Наличие у Участника трудовых ресурсов», Заявителем в составе заявки также представлены копии трудовых книжек сотрудников. Однако согласно представленным копиям трудовых книжек в 2019 году Заявителем приняты на работу 28 охранников. Таким образом, с учетом принятых в предшествующие периоды охранников, их количество в 2019 году составило 60 человек, что не соответствует среднесписочной численности работников, указанной в Сведениях из Единого реестра объектов малого и среднего предпринимательства от 07.09.2020.

В соответствии с абзацем 9 пункта 27 Раздела Информационной карты, Заказчик отстраняет Участника от участия в закупке в любой момент до заключения Договора, если обнаружит, что такой Участник не представил или представил заведомо недостоверную, и/или неполную, и/или противоречивую информацию:

- о соответствии требованиям, предъявляемым к Участнику в соответствии с Документацией о закупке,

- о соответствии предлагаемого им товара, работы, услуги, требованиям, установленным в Документации о закупке.

Согласно пункту 5.7.1 Положения о закупках Заявка и Участник признаются Комиссией по закупкам соответствующими Документации о закупке, если Заявка и Участник соответствуют всем требованиям, установленным Документацией о закупке.

Комиссия по закупкам при рассмотрении Заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и Документации о закупке обязана отказать Участнику в допуске в установленных пунктом 1.8.1 Положения о закупках случаях:

1) выявлено несоответствие Участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пунктах 1.7.1.1 - 1.7.1.13 настоящего Положения;

2) Участник закупки и (или) его Заявка не соответствуют иным требованиям Документации о закупке (Извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) Участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Заявка и Участник признаются несоответствующими Документации о закупке, если Заявка, в том числе указанные в ней товары, работы, услуги и/или Участник не соответствуют требованиям, установленным Документацией о закупке, и отклоняются от требований, установленных Документацией о закупке, в сторону ухудшения.

Комиссия по закупкам по итогам рассмотрения Заявок принимает в отношении каждого Участника решение, которое заносится в протокол рассмотрения Заявок:

- о допуске Участника к оценке и сопоставлению Заявок, если Заявка и Участник признаны Комиссией по закупкам соответствующими Документации о закупке.

- об отказе в допуске Участника к оценке и сопоставлению Заявок), если Заявка и/или Участник признаны Комиссией по закупкам несоответствующими Документации о закупке.

Комиссия по закупкам при рассмотрении Заявок заносит в протокол рассмотрения заявок сведения, предусмотренные пунктом 1.5.7 настоящего Положения, а также иные сведения, которые Комиссия по закупкам считает нужным занести в протокол рассмотрения заявок.

Если по итогам рассмотрения Заявок ни один Участник не допущен к оценке и сопоставлению Заявок, либо только один Участник допущен к оценке и сопоставлению Заявок, то Комиссия по закупкам признаёт Закупку несостоявшейся, указывая в протоколе последствие признания закупки несостоявшиеся в соответствии с настоящим Положением. В случае признания конкурса несостоявшимся Комиссия по закупкам вправе принять одно из решений, указанных в разделе 1.12 настоящего Положения.

Согласно пункту 5 Протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме от 17.09.2020 все три заявки, поступившие для участия в конкурсе, были признаны закупочной комиссией несоответствующими требованиям закупочной документации.

Учитывая изложенное, Комиссия Заказчика по закупкам в соответствии с пунктом 5.7.1 Положения о закупках приняла решение о признании конкурса в электронной форме несостоявшимся в связи с тем, что по итогам рассмотрения заявок ни один Участник не допущен к оценке и сопоставлению Заявок (пункт 6 Протокола).

Заявитель в своей жалобе указывает на нарушение закупочной комиссией Заказчика абз. «б» подпункта 3 пункта 1.5.7 Положения о закупках. По мнению Заявителя, текст протокола не содержит информации о том, какая именно информация (сведения) в составе заявки ООО ЧОП «АББ» является противоречивой.

Согласно пункту 1.5.7 Положения о закупках протокол, составляемый комиссией по закупкам в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дату подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дату и время регистрации каждой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым она не соответствует. Настоящим Положением могут быть предусмотрены особенности рассмотрения заявок в зависимости от способа Закупки;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении им значений по каждому из предусмотренных критериев оценки (если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок). Настоящим Положением могут быть предусмотрены особенности оценки и сопоставления Заявок в зависимости от способа Закупки;

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся в случае ее признания таковой;

6) иные сведения, которые Комиссия по закупкам считает нужным занести в протокол.

Таким образом, в Положении о закупках предусмотрено, что протокол должен содержать указание положений документации о закупке, которым она не соответствует. При этом, в Положении о закупках СГМУП «ГТС» не предусмотрена обязанность закупочной комиссии указывать в протоколах, составляемых при проведении конкурентных закупок, детальную информацию о причинах отклонения заявок, о результатах их оценки, а также ссылаться на Положение о закупках.

Однако, в случае, если закупочная комиссия указывает в протоколе только основания отклонения и ссылки на положения документации о закупке, при этом не указывает детальную информацию о причинах отклонения заявок (в том числе о результатах их оценки), то такими действиями закупочная комиссия может нарушить  принцип информационной открытости и право участников закупки оспаривать решения комиссии по существу.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание Заказчика на необходимость указывать в протоколах детальную информацию о причинах отклонения заявок, а также о результатах их оценки. 

В связи с тем, что действия закупочной комиссии при составлении протокола от 17.09.2020 не повлияли на результаты закупки, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать обязательное предписание об устранении выявленных нарушений.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. 

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. 

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Жалобу  <<___>> (вх. от 21.09.2020 № 1878-ж) на действия Заказчика СГМУП «Городские тепловые сети» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, извещение 32009427721, признать необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                               <<___>>

Члены Комиссии:                                                                                          <<___>>

                                                                                                                     <<___>>

                                                                                              

stdClass Object ( [vid] => 15784 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе на действия Заказчика СГМУП "Городские тепловые сети" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 15784 [type] => solution [language] => ru [created] => 1601897395 [changed] => 1601897395 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1601897395 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1561/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.09.2020                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

         Председатель комиссии:

 <<___>> — заместитель руководителя Управления;

         Члены комиссии:

 <<___>> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

 <<___>> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии представителя Заявителя  <<___>> посредством ВКС –  <<___>> , действующего по доверенности от 01.06.2020 б/н;        

в присутствии представителей Заказчика СГМУП «Городские тепловые сети» –  <<___>> , действующего по доверенности от 22.02.2020 № 812-07;  <<___>> , действующей по доверенности от 18.05.2020 № 833-07;

рассмотрев жалобу  <<___>> (вх. от 21.09.2020 № 1878-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика СГМУП «Городские тепловые сети» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, извещение 32009427721, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба  <<___>> (далее – Заявитель) на действия Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Городские тепловые сети»  (далее – Заказчик, СГМУП «ГТС») при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, извещение № 32009427721.

Заявитель в своей жалобе сообщает, что закупочная комиссия Заказчика неправомерно отклонила его заявку на участие в закупке.

24.08.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009427721 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг.

В извещении о закупке установлены следующие сроки:

дата начала срока подачи заявок – 24.08.2020 (МСК+2);

дата и время окончания подачи заявок – 09.09.2020 в 09:00 (МСК+2);

дата и время подведения итогов – 16.09.2020 (МСК+2).

Начальная (максимальная) цена договора с учетом НДС (20%) составляет 33 585 840 (тридцать три миллиона пятьсот восемьдесят пять тысяч восемьсот сорок) рублей.    

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального  закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

На основании части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 21.09.2020 № 02/АЗ-9826). Рассмотрение жалобы назначено на 28.09.2020.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы  <<___>> с использованием видеоконференцсвязи. В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отклонении закупочной комиссией заявки  <<___>> на участие в закупке. По мнению Заявителя, отклонение его заявки Заказчиком, обоснованное представлением противоречивой информации в документах, неправомерно, нарушает права и законные интересы Заявителя.

Заявитель считает, что представил в составе заявки все необходимые документы и сведения, противоречия в них отсутствуют. При этом, закупочная комиссия Заказчика не указала в протоколе какая именно информация в заявке  <<___>> является противоречивой. Заявитель считает, что Заказчик также нарушает его права и законные интересы связанные с обжалованием решения Заказчика в антимонопольный орган по существу, поскольку содержание протокола от 17.09.2020 не дает Заявителю точного представления о причинах отклонения заявки.

Заказчик с доводами Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу. Заказчик считает, что при рассмотрении заявок на участие в закупке № 32009427721 действовал правомерно, в соответствии с закупочной документацией и Положением о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг СГМУП «ГТС», утвержденным Приказом СГМУП «ГТС» от 03.09.2018 № 1427-02 (далее – Положение о закупках).

17.09.2020 закупочной комиссией Заказчика составлен протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме (далее – Протокол), согласно которому на участие в закупке поступило 3 заявки. Заявка ООО ЧОП «АББ» зарегистрирована под номером 3.

Как следует из пункта 5 Протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 17.09.2020, закупочная комиссия, рассмотрев заявки участников, приняла решение признать их несоответствующими требованиям документации о закупке и отказать в допуске к участию в закупке всем трем участникам по основаниям, указанным в нижеприведенной таблице:

 

номер

заявки

участник, подавший заявку

статус допуска

                                        оcнoвaниe для решения

 

1

 

 <<___>>

 

Отказать

В соответствии с пунктом 3 части 29 Документации

(ввиду несоответствия требованиям пп. 1, 2 части 25 Документации)

 

2

                                    

 

                                     <<___>>

 

 

Отказать

 

Не соответствует требованиям

п. 4 части 27 Документации

                   

                     3

 

 

 <<___>>

 

Отказать

В соответствии с абз. 9 части 29 Документации

(в связи с представлением противоречивой информации, содержащейся в документах, представленных согласно

абз. 2 п. 5 части 16 Документации,

п. 8.2 части 27 Документации,

пп. «д» п. 1.1 части 27 Документации

(пункту 20 формы 2 «Анкета участника конкурса в электронной форме» раздела 3 «Формы для заполнения участниками закупки» Документации)

 

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пункта 1.6.2 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, предусмотренные Законом о закупках, а также иные сведения, необходимость которых определена настоящим Положением или Заказчиком для проведения Закупки. Порядок проведения конкурса регламентирован разделом 5 Положения о закупках. В соответствии с подпунктом 5.3.1 пункта 5.3 Положения о закупке конкурсная документация должна содержать сведения, предусмотренные п. 1.6.2 настоящего Положения.

Рассмотрев заявку Заявителя и представленные с ней документы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Пунктом 1.7.1 Положения о закупках регламентировано, что Заказчик устанавливает в Документации о закупке требования к Участникам с целью обеспечения отбора поставщика (подрядчика, исполнителя), способного своевременно и качественно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом Договора (Договоров), в том числе, но не ограничиваясь, требованиями, перечисленными в подпунктах 1.7.1.1-1.7.1.13 указанного пункта Положения. Так, Заказчик может установить требования о наличии у Участника определенного уровня профессиональной, технической квалификации (п. 1.7.1.7 Положения), определенных финансовых, трудовых и/или материальных ресурсов (пункт 1.7.1.8 Положения), необходимых в соответствии с Документацией о закупке для надлежащего исполнения Договора. Согласно пункту 1.7.2 Положения о закупках несоответствие требованиям, установленным Заказчиком в Документации о закупке, является основанием для отказа в признании Участником.    

В соответствии с пунктом 5.5.3 Положения о закупках Заявка на участие в конкурсе должна включать в том числе:

- документы (их копии), подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям конкурсной документации и законодательства РФ к лицам, которые осуществляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства РФ к таким товарам, работам, услугам, если законодательством РФ установлены требования к ним и представление указанных документов предусмотрено конкурсной документацией. Исключение составляют документы, которые согласно гражданскому законодательству могут быть представлены только вместе с товаром;

- документы (их копии) и сведения, необходимые для оценки заявки по критериям, которые установлены в конкурсной документации;

Рассмотрев материалы жалобы и документацию о закупке № 32009427721 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям, содержатся в пункте 16 Документации о закупке. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки содержатся в пунктах 27, 28 Информационной карты, порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе в электронной форме регламентирован пунктом 29 Документации о закупке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 Документации о закупке заявка должна содержать согласие Участника па оказание услуг на условиях, предусмотренных настоящей Документацией, с приложением полного комплекта документов согласно перечню, определенному пунктом 27 Информационной карты.

Подпунктом 8.2 пункта 27 предусмотрено условие о предоставлении сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Аналогичное условие предусмотрено абзацем 2 подпункта 5 пункта 16 Информационной карты.

В соответствии с пунктом 5.1 чacти 3 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся, в том числе, сведения о среднесписочной численности работников юридического лица за предшествующий календарный год в случае, если такие сведения размещены на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявителем представлены Сведения из Единого реестра субъектов среднего и малого предпринимательства № ЮЭ9965-20-9866568 от 07.09.2020. Из представленных сведений следует, что среднесписочная численность работников Заявителя за предшествующий календарный год составляет 14 человек.

В разделе 3 документации о закупке предусмотрены «формы для заполнения участниками закупки». Так, форма № 2 «Анкета участника конкурса в электронной форме» представляет собой таблицу из 22 пунктов. В силу пункта 4 инструкции по заполнению данной формы заполненная Участником конкурса в электронной форме анкета должна содержать все сведения, указанные в таблице.

Пункт 20 Формы 2 предусматривает внесение сведений о численности персонала участника закупки. Согласно пункту 20 формы 2, подписанной руководителем, численность персонала участника составляет 95 человек.

Пунктом 2.2 части 17 Документации о закупке предусмотрен нестоимостной критерий оценки «Наличие у Участника трудовых ресурсов», в том числе подкритерий «Обеспеченность Участника лицензированными охранниками не ниже 4 разряда» (пп. 2.2.1 чacти 17 Документации о закупке), подкритерий «Обеспеченность Участника лицензированными охранниками не ниже 6 разряда»  (пп.  2.2.2   части 17 Документации о закупке). Из представленных документов следует:

 

  

             №

          п/п

Период

Количество принятых работников, человек

Численность (с учетом принятых в предшествующие периоды), человек

1.

2016 год и ранее

отсутствует

отсутствует

2.

2017 год

                10

21

3.

2018 год

               11

32

4.

2019 год

                28

60

5.

2020 год

                 35

95

 

Вceгo:

95 человек

 

В подтверждение обеспеченности персоналом в соответствии с нестоимостным критерием оценки «Наличие у Участника трудовых ресурсов», Заявителем в составе заявки также представлены копии трудовых книжек сотрудников. Однако согласно представленным копиям трудовых книжек в 2019 году Заявителем приняты на работу 28 охранников. Таким образом, с учетом принятых в предшествующие периоды охранников, их количество в 2019 году составило 60 человек, что не соответствует среднесписочной численности работников, указанной в Сведениях из Единого реестра объектов малого и среднего предпринимательства от 07.09.2020.

В соответствии с абзацем 9 пункта 27 Раздела Информационной карты, Заказчик отстраняет Участника от участия в закупке в любой момент до заключения Договора, если обнаружит, что такой Участник не представил или представил заведомо недостоверную, и/или неполную, и/или противоречивую информацию:

- о соответствии требованиям, предъявляемым к Участнику в соответствии с Документацией о закупке,

- о соответствии предлагаемого им товара, работы, услуги, требованиям, установленным в Документации о закупке.

Согласно пункту 5.7.1 Положения о закупках Заявка и Участник признаются Комиссией по закупкам соответствующими Документации о закупке, если Заявка и Участник соответствуют всем требованиям, установленным Документацией о закупке.

Комиссия по закупкам при рассмотрении Заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и Документации о закупке обязана отказать Участнику в допуске в установленных пунктом 1.8.1 Положения о закупках случаях:

1) выявлено несоответствие Участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пунктах 1.7.1.1 - 1.7.1.13 настоящего Положения;

2) Участник закупки и (или) его Заявка не соответствуют иным требованиям Документации о закупке (Извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) Участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Заявка и Участник признаются несоответствующими Документации о закупке, если Заявка, в том числе указанные в ней товары, работы, услуги и/или Участник не соответствуют требованиям, установленным Документацией о закупке, и отклоняются от требований, установленных Документацией о закупке, в сторону ухудшения.

Комиссия по закупкам по итогам рассмотрения Заявок принимает в отношении каждого Участника решение, которое заносится в протокол рассмотрения Заявок:

- о допуске Участника к оценке и сопоставлению Заявок, если Заявка и Участник признаны Комиссией по закупкам соответствующими Документации о закупке.

- об отказе в допуске Участника к оценке и сопоставлению Заявок), если Заявка и/или Участник признаны Комиссией по закупкам несоответствующими Документации о закупке.

Комиссия по закупкам при рассмотрении Заявок заносит в протокол рассмотрения заявок сведения, предусмотренные пунктом 1.5.7 настоящего Положения, а также иные сведения, которые Комиссия по закупкам считает нужным занести в протокол рассмотрения заявок.

Если по итогам рассмотрения Заявок ни один Участник не допущен к оценке и сопоставлению Заявок, либо только один Участник допущен к оценке и сопоставлению Заявок, то Комиссия по закупкам признаёт Закупку несостоявшейся, указывая в протоколе последствие признания закупки несостоявшиеся в соответствии с настоящим Положением. В случае признания конкурса несостоявшимся Комиссия по закупкам вправе принять одно из решений, указанных в разделе 1.12 настоящего Положения.

Согласно пункту 5 Протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме от 17.09.2020 все три заявки, поступившие для участия в конкурсе, были признаны закупочной комиссией несоответствующими требованиям закупочной документации.

Учитывая изложенное, Комиссия Заказчика по закупкам в соответствии с пунктом 5.7.1 Положения о закупках приняла решение о признании конкурса в электронной форме несостоявшимся в связи с тем, что по итогам рассмотрения заявок ни один Участник не допущен к оценке и сопоставлению Заявок (пункт 6 Протокола).

Заявитель в своей жалобе указывает на нарушение закупочной комиссией Заказчика абз. «б» подпункта 3 пункта 1.5.7 Положения о закупках. По мнению Заявителя, текст протокола не содержит информации о том, какая именно информация (сведения) в составе заявки ООО ЧОП «АББ» является противоречивой.

Согласно пункту 1.5.7 Положения о закупках протокол, составляемый комиссией по закупкам в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дату подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дату и время регистрации каждой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым она не соответствует. Настоящим Положением могут быть предусмотрены особенности рассмотрения заявок в зависимости от способа Закупки;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении им значений по каждому из предусмотренных критериев оценки (если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок). Настоящим Положением могут быть предусмотрены особенности оценки и сопоставления Заявок в зависимости от способа Закупки;

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся в случае ее признания таковой;

6) иные сведения, которые Комиссия по закупкам считает нужным занести в протокол.

Таким образом, в Положении о закупках предусмотрено, что протокол должен содержать указание положений документации о закупке, которым она не соответствует. При этом, в Положении о закупках СГМУП «ГТС» не предусмотрена обязанность закупочной комиссии указывать в протоколах, составляемых при проведении конкурентных закупок, детальную информацию о причинах отклонения заявок, о результатах их оценки, а также ссылаться на Положение о закупках.

Однако, в случае, если закупочная комиссия указывает в протоколе только основания отклонения и ссылки на положения документации о закупке, при этом не указывает детальную информацию о причинах отклонения заявок (в том числе о результатах их оценки), то такими действиями закупочная комиссия может нарушить  принцип информационной открытости и право участников закупки оспаривать решения комиссии по существу.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание Заказчика на необходимость указывать в протоколах детальную информацию о причинах отклонения заявок, а также о результатах их оценки. 

В связи с тем, что действия закупочной комиссии при составлении протокола от 17.09.2020 не повлияли на результаты закупки, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать обязательное предписание об устранении выявленных нарушений.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. 

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. 

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Жалобу  <<___>> (вх. от 21.09.2020 № 1878-ж) на действия Заказчика СГМУП «Городские тепловые сети» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, извещение 32009427721, признать необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                               <<___>>

Члены Комиссии:                                                                                          <<___>>

                                                                                                                     <<___>>

                                                                                              

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1561/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.09.2020                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

         Председатель комиссии:

 <<___>> — заместитель руководителя Управления;

         Члены комиссии:

 <<___>> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

 <<___>> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии представителя Заявителя  <<___>> посредством ВКС –  <<___>> , действующего по доверенности от 01.06.2020 б/н;        

в присутствии представителей Заказчика СГМУП «Городские тепловые сети» –  <<___>> , действующего по доверенности от 22.02.2020 № 812-07;  <<___>> , действующей по доверенности от 18.05.2020 № 833-07;

рассмотрев жалобу  <<___>> (вх. от 21.09.2020 № 1878-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика СГМУП «Городские тепловые сети» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, извещение 32009427721, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба  <<___>> (далее – Заявитель) на действия Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Городские тепловые сети»  (далее – Заказчик, СГМУП «ГТС») при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, извещение № 32009427721.

Заявитель в своей жалобе сообщает, что закупочная комиссия Заказчика неправомерно отклонила его заявку на участие в закупке.

24.08.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009427721 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг.

В извещении о закупке установлены следующие сроки:

дата начала срока подачи заявок – 24.08.2020 (МСК+2);

дата и время окончания подачи заявок – 09.09.2020 в 09:00 (МСК+2);

дата и время подведения итогов – 16.09.2020 (МСК+2).

Начальная (максимальная) цена договора с учетом НДС (20%) составляет 33 585 840 (тридцать три миллиона пятьсот восемьдесят пять тысяч восемьсот сорок) рублей.    

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального  закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

На основании части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 21.09.2020 № 02/АЗ-9826). Рассмотрение жалобы назначено на 28.09.2020.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы  <<___>> с использованием видеоконференцсвязи. В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отклонении закупочной комиссией заявки  <<___>> на участие в закупке. По мнению Заявителя, отклонение его заявки Заказчиком, обоснованное представлением противоречивой информации в документах, неправомерно, нарушает права и законные интересы Заявителя.

Заявитель считает, что представил в составе заявки все необходимые документы и сведения, противоречия в них отсутствуют. При этом, закупочная комиссия Заказчика не указала в протоколе какая именно информация в заявке  <<___>> является противоречивой. Заявитель считает, что Заказчик также нарушает его права и законные интересы связанные с обжалованием решения Заказчика в антимонопольный орган по существу, поскольку содержание протокола от 17.09.2020 не дает Заявителю точного представления о причинах отклонения заявки.

Заказчик с доводами Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу. Заказчик считает, что при рассмотрении заявок на участие в закупке № 32009427721 действовал правомерно, в соответствии с закупочной документацией и Положением о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг СГМУП «ГТС», утвержденным Приказом СГМУП «ГТС» от 03.09.2018 № 1427-02 (далее – Положение о закупках).

17.09.2020 закупочной комиссией Заказчика составлен протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме (далее – Протокол), согласно которому на участие в закупке поступило 3 заявки. Заявка ООО ЧОП «АББ» зарегистрирована под номером 3.

Как следует из пункта 5 Протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 17.09.2020, закупочная комиссия, рассмотрев заявки участников, приняла решение признать их несоответствующими требованиям документации о закупке и отказать в допуске к участию в закупке всем трем участникам по основаниям, указанным в нижеприведенной таблице:

 

номер

заявки

участник, подавший заявку

статус допуска

                                        оcнoвaниe для решения

 

1

 

 <<___>>

 

Отказать

В соответствии с пунктом 3 части 29 Документации

(ввиду несоответствия требованиям пп. 1, 2 части 25 Документации)

 

2

                                    

 

                                     <<___>>

 

 

Отказать

 

Не соответствует требованиям

п. 4 части 27 Документации

                   

                     3

 

 

 <<___>>

 

Отказать

В соответствии с абз. 9 части 29 Документации

(в связи с представлением противоречивой информации, содержащейся в документах, представленных согласно

абз. 2 п. 5 части 16 Документации,

п. 8.2 части 27 Документации,

пп. «д» п. 1.1 части 27 Документации

(пункту 20 формы 2 «Анкета участника конкурса в электронной форме» раздела 3 «Формы для заполнения участниками закупки» Документации)

 

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пункта 1.6.2 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, предусмотренные Законом о закупках, а также иные сведения, необходимость которых определена настоящим Положением или Заказчиком для проведения Закупки. Порядок проведения конкурса регламентирован разделом 5 Положения о закупках. В соответствии с подпунктом 5.3.1 пункта 5.3 Положения о закупке конкурсная документация должна содержать сведения, предусмотренные п. 1.6.2 настоящего Положения.

Рассмотрев заявку Заявителя и представленные с ней документы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Пунктом 1.7.1 Положения о закупках регламентировано, что Заказчик устанавливает в Документации о закупке требования к Участникам с целью обеспечения отбора поставщика (подрядчика, исполнителя), способного своевременно и качественно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом Договора (Договоров), в том числе, но не ограничиваясь, требованиями, перечисленными в подпунктах 1.7.1.1-1.7.1.13 указанного пункта Положения. Так, Заказчик может установить требования о наличии у Участника определенного уровня профессиональной, технической квалификации (п. 1.7.1.7 Положения), определенных финансовых, трудовых и/или материальных ресурсов (пункт 1.7.1.8 Положения), необходимых в соответствии с Документацией о закупке для надлежащего исполнения Договора. Согласно пункту 1.7.2 Положения о закупках несоответствие требованиям, установленным Заказчиком в Документации о закупке, является основанием для отказа в признании Участником.    

В соответствии с пунктом 5.5.3 Положения о закупках Заявка на участие в конкурсе должна включать в том числе:

- документы (их копии), подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям конкурсной документации и законодательства РФ к лицам, которые осуществляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства РФ к таким товарам, работам, услугам, если законодательством РФ установлены требования к ним и представление указанных документов предусмотрено конкурсной документацией. Исключение составляют документы, которые согласно гражданскому законодательству могут быть представлены только вместе с товаром;

- документы (их копии) и сведения, необходимые для оценки заявки по критериям, которые установлены в конкурсной документации;

Рассмотрев материалы жалобы и документацию о закупке № 32009427721 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям, содержатся в пункте 16 Документации о закупке. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки содержатся в пунктах 27, 28 Информационной карты, порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе в электронной форме регламентирован пунктом 29 Документации о закупке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 Документации о закупке заявка должна содержать согласие Участника па оказание услуг на условиях, предусмотренных настоящей Документацией, с приложением полного комплекта документов согласно перечню, определенному пунктом 27 Информационной карты.

Подпунктом 8.2 пункта 27 предусмотрено условие о предоставлении сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Аналогичное условие предусмотрено абзацем 2 подпункта 5 пункта 16 Информационной карты.

В соответствии с пунктом 5.1 чacти 3 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся, в том числе, сведения о среднесписочной численности работников юридического лица за предшествующий календарный год в случае, если такие сведения размещены на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявителем представлены Сведения из Единого реестра субъектов среднего и малого предпринимательства № ЮЭ9965-20-9866568 от 07.09.2020. Из представленных сведений следует, что среднесписочная численность работников Заявителя за предшествующий календарный год составляет 14 человек.

В разделе 3 документации о закупке предусмотрены «формы для заполнения участниками закупки». Так, форма № 2 «Анкета участника конкурса в электронной форме» представляет собой таблицу из 22 пунктов. В силу пункта 4 инструкции по заполнению данной формы заполненная Участником конкурса в электронной форме анкета должна содержать все сведения, указанные в таблице.

Пункт 20 Формы 2 предусматривает внесение сведений о численности персонала участника закупки. Согласно пункту 20 формы 2, подписанной руководителем, численность персонала участника составляет 95 человек.

Пунктом 2.2 части 17 Документации о закупке предусмотрен нестоимостной критерий оценки «Наличие у Участника трудовых ресурсов», в том числе подкритерий «Обеспеченность Участника лицензированными охранниками не ниже 4 разряда» (пп. 2.2.1 чacти 17 Документации о закупке), подкритерий «Обеспеченность Участника лицензированными охранниками не ниже 6 разряда»  (пп.  2.2.2   части 17 Документации о закупке). Из представленных документов следует:

 

  

             №

          п/п

Период

Количество принятых работников, человек

Численность (с учетом принятых в предшествующие периоды), человек

1.

2016 год и ранее

отсутствует

отсутствует

2.

2017 год

                10

21

3.

2018 год

               11

32

4.

2019 год

                28

60

5.

2020 год

                 35

95

 

Вceгo:

95 человек

 

В подтверждение обеспеченности персоналом в соответствии с нестоимостным критерием оценки «Наличие у Участника трудовых ресурсов», Заявителем в составе заявки также представлены копии трудовых книжек сотрудников. Однако согласно представленным копиям трудовых книжек в 2019 году Заявителем приняты на работу 28 охранников. Таким образом, с учетом принятых в предшествующие периоды охранников, их количество в 2019 году составило 60 человек, что не соответствует среднесписочной численности работников, указанной в Сведениях из Единого реестра объектов малого и среднего предпринимательства от 07.09.2020.

В соответствии с абзацем 9 пункта 27 Раздела Информационной карты, Заказчик отстраняет Участника от участия в закупке в любой момент до заключения Договора, если обнаружит, что такой Участник не представил или представил заведомо недостоверную, и/или неполную, и/или противоречивую информацию:

- о соответствии требованиям, предъявляемым к Участнику в соответствии с Документацией о закупке,

- о соответствии предлагаемого им товара, работы, услуги, требованиям, установленным в Документации о закупке.

Согласно пункту 5.7.1 Положения о закупках Заявка и Участник признаются Комиссией по закупкам соответствующими Документации о закупке, если Заявка и Участник соответствуют всем требованиям, установленным Документацией о закупке.

Комиссия по закупкам при рассмотрении Заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и Документации о закупке обязана отказать Участнику в допуске в установленных пунктом 1.8.1 Положения о закупках случаях:

1) выявлено несоответствие Участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пунктах 1.7.1.1 - 1.7.1.13 настоящего Положения;

2) Участник закупки и (или) его Заявка не соответствуют иным требованиям Документации о закупке (Извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) Участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Заявка и Участник признаются несоответствующими Документации о закупке, если Заявка, в том числе указанные в ней товары, работы, услуги и/или Участник не соответствуют требованиям, установленным Документацией о закупке, и отклоняются от требований, установленных Документацией о закупке, в сторону ухудшения.

Комиссия по закупкам по итогам рассмотрения Заявок принимает в отношении каждого Участника решение, которое заносится в протокол рассмотрения Заявок:

- о допуске Участника к оценке и сопоставлению Заявок, если Заявка и Участник признаны Комиссией по закупкам соответствующими Документации о закупке.

- об отказе в допуске Участника к оценке и сопоставлению Заявок), если Заявка и/или Участник признаны Комиссией по закупкам несоответствующими Документации о закупке.

Комиссия по закупкам при рассмотрении Заявок заносит в протокол рассмотрения заявок сведения, предусмотренные пунктом 1.5.7 настоящего Положения, а также иные сведения, которые Комиссия по закупкам считает нужным занести в протокол рассмотрения заявок.

Если по итогам рассмотрения Заявок ни один Участник не допущен к оценке и сопоставлению Заявок, либо только один Участник допущен к оценке и сопоставлению Заявок, то Комиссия по закупкам признаёт Закупку несостоявшейся, указывая в протоколе последствие признания закупки несостоявшиеся в соответствии с настоящим Положением. В случае признания конкурса несостоявшимся Комиссия по закупкам вправе принять одно из решений, указанных в разделе 1.12 настоящего Положения.

Согласно пункту 5 Протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме от 17.09.2020 все три заявки, поступившие для участия в конкурсе, были признаны закупочной комиссией несоответствующими требованиям закупочной документации.

Учитывая изложенное, Комиссия Заказчика по закупкам в соответствии с пунктом 5.7.1 Положения о закупках приняла решение о признании конкурса в электронной форме несостоявшимся в связи с тем, что по итогам рассмотрения заявок ни один Участник не допущен к оценке и сопоставлению Заявок (пункт 6 Протокола).

Заявитель в своей жалобе указывает на нарушение закупочной комиссией Заказчика абз. «б» подпункта 3 пункта 1.5.7 Положения о закупках. По мнению Заявителя, текст протокола не содержит информации о том, какая именно информация (сведения) в составе заявки ООО ЧОП «АББ» является противоречивой.

Согласно пункту 1.5.7 Положения о закупках протокол, составляемый комиссией по закупкам в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дату подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дату и время регистрации каждой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым она не соответствует. Настоящим Положением могут быть предусмотрены особенности рассмотрения заявок в зависимости от способа Закупки;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении им значений по каждому из предусмотренных критериев оценки (если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок). Настоящим Положением могут быть предусмотрены особенности оценки и сопоставления Заявок в зависимости от способа Закупки;

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся в случае ее признания таковой;

6) иные сведения, которые Комиссия по закупкам считает нужным занести в протокол.

Таким образом, в Положении о закупках предусмотрено, что протокол должен содержать указание положений документации о закупке, которым она не соответствует. При этом, в Положении о закупках СГМУП «ГТС» не предусмотрена обязанность закупочной комиссии указывать в протоколах, составляемых при проведении конкурентных закупок, детальную информацию о причинах отклонения заявок, о результатах их оценки, а также ссылаться на Положение о закупках.

Однако, в случае, если закупочная комиссия указывает в протоколе только основания отклонения и ссылки на положения документации о закупке, при этом не указывает детальную информацию о причинах отклонения заявок (в том числе о результатах их оценки), то такими действиями закупочная комиссия может нарушить  принцип информационной открытости и право участников закупки оспаривать решения комиссии по существу.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание Заказчика на необходимость указывать в протоколах детальную информацию о причинах отклонения заявок, а также о результатах их оценки. 

В связи с тем, что действия закупочной комиссии при составлении протокола от 17.09.2020 не повлияли на результаты закупки, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать обязательное предписание об устранении выявленных нарушений.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. 

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. 

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Жалобу  <<___>> (вх. от 21.09.2020 № 1878-ж) на действия Заказчика СГМУП «Городские тепловые сети» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, извещение 32009427721, признать необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                               <<___>>

Члены Комиссии:                                                                                          <<___>>

                                                                                                                     <<___>>

                                                                                              

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 086/07/3-1561/2020 [format] => [safe_value] => 086/07/3-1561/2020 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 41 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 41 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2020-10-02 11:14:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2020-09-28 11:14:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1601897395 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )