РЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/2-1623/2020
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 16.10.2020 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
<<--->> — заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<<--->> — главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
<<--->> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
в отсутствии представителя Заявителя – <<--->>, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы;
в присутствии представителя Заказчика – Филиала АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети – <<--->>, действующего по доверенности от 21.08.2020 № 89 АА 1054965;
рассмотрев жалобу <<--->> (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Тюменьэнерго» (Филиал АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети») при проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме, извещение ROSSETI15092000010, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба <<--->> (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» (далее — Заказчик, АО «Россети Тюмень») при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в необоснованном отклонении его заявки на участие в закупке. Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что пункт 4 Технического задания противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), приводит к ограничению конкуренции среди участников закупки.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу. В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 12.10.2020 № 02/АЗ-10687). Рассмотрение жалобы назначено на 16.10.2020. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы Заявителя (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) посредством ВКС.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
14.09.2020 на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» (Росэлторг) www.roseltorg.ru опубликовано извещение ROSSETI15092000010 о проведении закупки способом сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети.
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
дата начала приема заявок - 14.09.2020;
дата и время окончания приема заявок - 22.09.20 11:00:00 (МСК);
подведение итогов - 07.10.20 11:00:00 (МСК).
Начальная (максимальная) цена договора – 143 500 рублей.
Заказчик закупки - АО «Тюменьэнерго» (ИНН 8602060185).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 23.12.2019 произошла смена наименования Заказчика с АО «Тюменьэнерго» на АО «Россети Тюмень».
Согласно протоколу подведения итогов от 07.10.2020 на участие в закупке поступило 7 заявок, из них 2 заявки допущены к участию в закупке, 5 заявок отклонены как несоответствующие требованиям документации.
Как установлено из аналитической записки, обосновывающей выбор исполнителя для выполнения услуг (исх. от 07.10.2020 № Т5/10/3629), заявка Заявителя отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием пункту 4 Технического задания.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Закупочная деятельность Заказчика, на момент проведения закупки, регулируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупках), утвержденным решением совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).
Согласно части 3.2. статьи 3 Закона о закупках, неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В соответствии с пунктом 5.1.1.2 Положения о закупках, к неконкурентным способам закупок относятся:
а) предварительный отбор;
б) запрос цен по результатам предварительного отбора;
в) сравнение цен (сравнение цен в электронной форме, сравнение цен в неэлектронной форме);
г) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
д) закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.
Случаи, в которых закупка проводится способом сравнения цен, установлены пунктом 5.6.10 Положения о закупках. Порядок проведения Заказчиком сравнения цен регламентирован разделом 8.2.4 Положения о закупках.
Закупка способом сравнения цен проводится в неэлектронной форме, при этом, по решению Заказчика, такая закупка может быть проведена также в электронной форме. При проведении закупки способом сравнения цен извещение и документация о закупке не формируется, Заказчик не размещает информацию о ее проведении в источниках, определенных в разделе 3 настоящего Стандарта. Информация о проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме размещается на электронных площадках с учетом регламента работы таких площадок (пункт 8.2.4.1 Положения о закупках). Инициатор закупки самостоятельно устанавливает требования к закупаемой продукции и отражает их в аналитической записке. Требования к продукции не должны быть завышенными. Результаты сравнения цен отражаются в аналитической записке.
Согласно пункту 8.2.4.3. Инициатор закупки проводит изучение рынка и сравнивает цены и другие условия поставки продукции исходя из общедоступных источников информации или путем получения предложений от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом рекомендуется, что бы было изучено не менее трех источников информации, в том числе Инициатор вправе направить соответствующие запросы потенциальным участникам закупки.
В материалах жалобы представлено приглашение Заказчика к участию в закупке способом сравнения цен в электронной форме (исх. от 10.09.2020 № Т5/10/3294). В соответствии пунктом 14 приглашения установлено, что данное приглашение не является офертой, приглашением делать оферты, а проводимая закупка не является способом заключения договора на торгах, публичным конкурсом.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Иной формой, в соответствии с частью 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», является продажа имущества посредством публичного предложения.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия для рассмотрения жалоб на действия Заказчика при проведении неконкурентных способов закупки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Оставить жалобу <<--->> на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010, поступившую в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, без рассмотрения.
2. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии <<--->>
Члены комиссии: <<--->>
<<--->>
stdClass Object
(
[vid] => 15791
[uid] => 5
[title] => Решение по жалобе 1999-ж
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 15791
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1603104677
[changed] => 1603104677
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1603104677
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/2-1623/2020
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 16.10.2020 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
<<--->> — заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<<--->> — главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
<<--->> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
в отсутствии представителя Заявителя – <<--->>, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы;
в присутствии представителя Заказчика – Филиала АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети – <<--->>, действующего по доверенности от 21.08.2020 № 89 АА 1054965;
рассмотрев жалобу <<--->> (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Тюменьэнерго» (Филиал АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети») при проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме, извещение ROSSETI15092000010, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба <<--->> (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» (далее — Заказчик, АО «Россети Тюмень») при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в необоснованном отклонении его заявки на участие в закупке. Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что пункт 4 Технического задания противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), приводит к ограничению конкуренции среди участников закупки.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу. В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 12.10.2020 № 02/АЗ-10687). Рассмотрение жалобы назначено на 16.10.2020. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы Заявителя (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) посредством ВКС.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
14.09.2020 на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» (Росэлторг) www.roseltorg.ru опубликовано извещение ROSSETI15092000010 о проведении закупки способом сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети.
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
дата начала приема заявок - 14.09.2020;
дата и время окончания приема заявок - 22.09.20 11:00:00 (МСК);
подведение итогов - 07.10.20 11:00:00 (МСК).
Начальная (максимальная) цена договора – 143 500 рублей.
Заказчик закупки - АО «Тюменьэнерго» (ИНН 8602060185).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 23.12.2019 произошла смена наименования Заказчика с АО «Тюменьэнерго» на АО «Россети Тюмень».
Согласно протоколу подведения итогов от 07.10.2020 на участие в закупке поступило 7 заявок, из них 2 заявки допущены к участию в закупке, 5 заявок отклонены как несоответствующие требованиям документации.
Как установлено из аналитической записки, обосновывающей выбор исполнителя для выполнения услуг (исх. от 07.10.2020 № Т5/10/3629), заявка Заявителя отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием пункту 4 Технического задания.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Закупочная деятельность Заказчика, на момент проведения закупки, регулируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупках), утвержденным решением совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).
Согласно части 3.2. статьи 3 Закона о закупках, неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В соответствии с пунктом 5.1.1.2 Положения о закупках, к неконкурентным способам закупок относятся:
а) предварительный отбор;
б) запрос цен по результатам предварительного отбора;
в) сравнение цен (сравнение цен в электронной форме, сравнение цен в неэлектронной форме);
г) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
д) закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.
Случаи, в которых закупка проводится способом сравнения цен, установлены пунктом 5.6.10 Положения о закупках. Порядок проведения Заказчиком сравнения цен регламентирован разделом 8.2.4 Положения о закупках.
Закупка способом сравнения цен проводится в неэлектронной форме, при этом, по решению Заказчика, такая закупка может быть проведена также в электронной форме. При проведении закупки способом сравнения цен извещение и документация о закупке не формируется, Заказчик не размещает информацию о ее проведении в источниках, определенных в разделе 3 настоящего Стандарта. Информация о проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме размещается на электронных площадках с учетом регламента работы таких площадок (пункт 8.2.4.1 Положения о закупках). Инициатор закупки самостоятельно устанавливает требования к закупаемой продукции и отражает их в аналитической записке. Требования к продукции не должны быть завышенными. Результаты сравнения цен отражаются в аналитической записке.
Согласно пункту 8.2.4.3. Инициатор закупки проводит изучение рынка и сравнивает цены и другие условия поставки продукции исходя из общедоступных источников информации или путем получения предложений от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом рекомендуется, что бы было изучено не менее трех источников информации, в том числе Инициатор вправе направить соответствующие запросы потенциальным участникам закупки.
В материалах жалобы представлено приглашение Заказчика к участию в закупке способом сравнения цен в электронной форме (исх. от 10.09.2020 № Т5/10/3294). В соответствии пунктом 14 приглашения установлено, что данное приглашение не является офертой, приглашением делать оферты, а проводимая закупка не является способом заключения договора на торгах, публичным конкурсом.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Иной формой, в соответствии с частью 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», является продажа имущества посредством публичного предложения.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия для рассмотрения жалоб на действия Заказчика при проведении неконкурентных способов закупки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Оставить жалобу <<--->> на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010, поступившую в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, без рассмотрения.
2. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии <<--->>
Члены комиссии: <<--->>
<<--->>
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/2-1623/2020
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 16.10.2020 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
<<--->> — заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<<--->> — главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
<<--->> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
в отсутствии представителя Заявителя – <<--->>, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы;
в присутствии представителя Заказчика – Филиала АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети – <<--->>, действующего по доверенности от 21.08.2020 № 89 АА 1054965;
рассмотрев жалобу <<--->> (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Тюменьэнерго» (Филиал АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети») при проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме, извещение ROSSETI15092000010, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба <<--->> (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» (далее — Заказчик, АО «Россети Тюмень») при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в необоснованном отклонении его заявки на участие в закупке. Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что пункт 4 Технического задания противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), приводит к ограничению конкуренции среди участников закупки.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу. В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 12.10.2020 № 02/АЗ-10687). Рассмотрение жалобы назначено на 16.10.2020. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы Заявителя (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) посредством ВКС.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
14.09.2020 на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» (Росэлторг) www.roseltorg.ru опубликовано извещение ROSSETI15092000010 о проведении закупки способом сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети.
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
дата начала приема заявок - 14.09.2020;
дата и время окончания приема заявок - 22.09.20 11:00:00 (МСК);
подведение итогов - 07.10.20 11:00:00 (МСК).
Начальная (максимальная) цена договора – 143 500 рублей.
Заказчик закупки - АО «Тюменьэнерго» (ИНН 8602060185).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 23.12.2019 произошла смена наименования Заказчика с АО «Тюменьэнерго» на АО «Россети Тюмень».
Согласно протоколу подведения итогов от 07.10.2020 на участие в закупке поступило 7 заявок, из них 2 заявки допущены к участию в закупке, 5 заявок отклонены как несоответствующие требованиям документации.
Как установлено из аналитической записки, обосновывающей выбор исполнителя для выполнения услуг (исх. от 07.10.2020 № Т5/10/3629), заявка Заявителя отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием пункту 4 Технического задания.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Закупочная деятельность Заказчика, на момент проведения закупки, регулируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупках), утвержденным решением совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).
Согласно части 3.2. статьи 3 Закона о закупках, неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В соответствии с пунктом 5.1.1.2 Положения о закупках, к неконкурентным способам закупок относятся:
а) предварительный отбор;
б) запрос цен по результатам предварительного отбора;
в) сравнение цен (сравнение цен в электронной форме, сравнение цен в неэлектронной форме);
г) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
д) закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.
Случаи, в которых закупка проводится способом сравнения цен, установлены пунктом 5.6.10 Положения о закупках. Порядок проведения Заказчиком сравнения цен регламентирован разделом 8.2.4 Положения о закупках.
Закупка способом сравнения цен проводится в неэлектронной форме, при этом, по решению Заказчика, такая закупка может быть проведена также в электронной форме. При проведении закупки способом сравнения цен извещение и документация о закупке не формируется, Заказчик не размещает информацию о ее проведении в источниках, определенных в разделе 3 настоящего Стандарта. Информация о проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме размещается на электронных площадках с учетом регламента работы таких площадок (пункт 8.2.4.1 Положения о закупках). Инициатор закупки самостоятельно устанавливает требования к закупаемой продукции и отражает их в аналитической записке. Требования к продукции не должны быть завышенными. Результаты сравнения цен отражаются в аналитической записке.
Согласно пункту 8.2.4.3. Инициатор закупки проводит изучение рынка и сравнивает цены и другие условия поставки продукции исходя из общедоступных источников информации или путем получения предложений от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом рекомендуется, что бы было изучено не менее трех источников информации, в том числе Инициатор вправе направить соответствующие запросы потенциальным участникам закупки.
В материалах жалобы представлено приглашение Заказчика к участию в закупке способом сравнения цен в электронной форме (исх. от 10.09.2020 № Т5/10/3294). В соответствии пунктом 14 приглашения установлено, что данное приглашение не является офертой, приглашением делать оферты, а проводимая закупка не является способом заключения договора на торгах, публичным конкурсом.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Иной формой, в соответствии с частью 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», является продажа имущества посредством публичного предложения.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия для рассмотрения жалоб на действия Заказчика при проведении неконкурентных способов закупки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Оставить жалобу <<--->> на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010, поступившую в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, без рассмотрения.
2. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии <<--->>
Члены комиссии: <<--->>
<<--->>
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 086/07/2-163/2020
[format] =>
[safe_value] => 086/07/2-163/2020
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 41
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 41
[vid] => 6
[name] => Контроль проведения торгов
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2020-10-19 10:49:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2020-10-16 07:00:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1603104677
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России
)