Решение по жалобе 1999-ж

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: 086/07/2-163/2020
Дата публикации: 19 октября 2020, 15:49

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/2-1623/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.10.2020                                                  г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

<<--->> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<<--->>главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<<--->> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии представителя Заявителя – <<--->>, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы;

в присутствии представителя Заказчика Филиала АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети <<--->>, действующего по доверенности от 21.08.2020 № 89 АА 1054965;

рассмотрев жалобу <<--->> (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Тюменьэнерго» (Филиал АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети») при проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме, извещение ROSSETI15092000010, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба <<--->> (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» (далее Заказчик, АО «Россети Тюмень») при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010.

Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в необоснованном отклонении его заявки на участие в закупке. Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что пункт 4 Технического задания противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), приводит к ограничению конкуренции среди участников закупки.  

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу. В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 12.10.2020 № 02/АЗ-10687). Рассмотрение жалобы назначено на 16.10.2020. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы Заявителя (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) посредством ВКС.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

14.09.2020 на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» (Росэлторг) www.roseltorg.ru опубликовано извещение ROSSETI15092000010 о проведении закупки способом сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

дата начала приема заявок - 14.09.2020;

дата и время окончания приема заявок - 22.09.20 11:00:00 (МСК);

подведение итогов - 07.10.20 11:00:00 (МСК).

Начальная (максимальная) цена договора – 143 500 рублей.

Заказчик закупки - АО «Тюменьэнерго» (ИНН 8602060185).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 23.12.2019 произошла смена наименования Заказчика с АО «Тюменьэнерго» на АО «Россети Тюмень».

Согласно протоколу подведения итогов от 07.10.2020 на участие в закупке поступило 7 заявок, из них 2 заявки допущены к участию в закупке, 5 заявок отклонены как несоответствующие требованиям документации.

Как установлено из аналитической записки, обосновывающей выбор исполнителя для выполнения услуг (исх. от 07.10.2020 № Т5/10/3629), заявка Заявителя отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием пункту 4 Технического задания.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупочная деятельность Заказчика, на момент проведения закупки, регулируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупках), утвержденным решением совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).

Согласно части 3.2. статьи 3 Закона о закупках, неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с пунктом 5.1.1.2 Положения о закупках, к неконкурентным способам закупок относятся:

а) предварительный отбор;

б) запрос цен по результатам предварительного отбора;

в) сравнение цен (сравнение цен в электронной форме, сравнение цен в неэлектронной форме);

г) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

д) закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.

Случаи, в которых закупка проводится способом сравнения цен, установлены пунктом 5.6.10 Положения о закупках. Порядок проведения Заказчиком сравнения цен регламентирован разделом 8.2.4 Положения о закупках.

Закупка способом сравнения цен проводится в неэлектронной форме, при этом, по решению Заказчика, такая закупка может быть проведена также в электронной форме. При проведении закупки способом сравнения цен извещение и документация о закупке не формируется, Заказчик не размещает информацию о ее проведении в источниках, определенных в разделе 3 настоящего Стандарта. Информация о проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме размещается на электронных площадках с учетом регламента работы таких площадок (пункт 8.2.4.1 Положения о закупках). Инициатор закупки самостоятельно устанавливает требования к закупаемой продукции и отражает их в аналитической записке. Требования к продукции не должны быть завышенными. Результаты сравнения цен отражаются в аналитической записке.

Согласно пункту 8.2.4.3. Инициатор закупки проводит изучение рынка и сравнивает цены и другие условия поставки продукции исходя из общедоступных источников информации или путем получения предложений от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом рекомендуется, что бы было изучено не менее трех источников информации, в том числе Инициатор вправе направить соответствующие запросы потенциальным участникам закупки.

В материалах жалобы представлено приглашение Заказчика к участию в закупке способом сравнения цен в электронной форме (исх. от 10.09.2020 № Т5/10/3294). В соответствии пунктом 14 приглашения установлено, что данное приглашение не является офертой, приглашением делать оферты, а проводимая закупка не является способом заключения договора на торгах, публичным конкурсом.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:

на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Иной формой, в соответствии с частью 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», является продажа имущества посредством публичного предложения.

Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия для рассмотрения жалоб на действия Заказчика при проведении неконкурентных способов закупки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу <<--->> на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010, поступившую в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, без рассмотрения.

2. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель комиссии                                                                        <<--->>

        

 

Члены комиссии:                                                                                   <<--->>

 

 

                                                                                                                 <<--->>

stdClass Object ( [vid] => 15791 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе 1999-ж [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 15791 [type] => solution [language] => ru [created] => 1603104677 [changed] => 1603104677 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1603104677 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/2-1623/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.10.2020                                                  г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

<<--->> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<<--->>главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<<--->> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии представителя Заявителя – <<--->>, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы;

в присутствии представителя Заказчика Филиала АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети <<--->>, действующего по доверенности от 21.08.2020 № 89 АА 1054965;

рассмотрев жалобу <<--->> (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Тюменьэнерго» (Филиал АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети») при проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме, извещение ROSSETI15092000010, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба <<--->> (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» (далее Заказчик, АО «Россети Тюмень») при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010.

Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в необоснованном отклонении его заявки на участие в закупке. Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что пункт 4 Технического задания противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), приводит к ограничению конкуренции среди участников закупки.  

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу. В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 12.10.2020 № 02/АЗ-10687). Рассмотрение жалобы назначено на 16.10.2020. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы Заявителя (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) посредством ВКС.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

14.09.2020 на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» (Росэлторг) www.roseltorg.ru опубликовано извещение ROSSETI15092000010 о проведении закупки способом сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

дата начала приема заявок - 14.09.2020;

дата и время окончания приема заявок - 22.09.20 11:00:00 (МСК);

подведение итогов - 07.10.20 11:00:00 (МСК).

Начальная (максимальная) цена договора – 143 500 рублей.

Заказчик закупки - АО «Тюменьэнерго» (ИНН 8602060185).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 23.12.2019 произошла смена наименования Заказчика с АО «Тюменьэнерго» на АО «Россети Тюмень».

Согласно протоколу подведения итогов от 07.10.2020 на участие в закупке поступило 7 заявок, из них 2 заявки допущены к участию в закупке, 5 заявок отклонены как несоответствующие требованиям документации.

Как установлено из аналитической записки, обосновывающей выбор исполнителя для выполнения услуг (исх. от 07.10.2020 № Т5/10/3629), заявка Заявителя отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием пункту 4 Технического задания.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупочная деятельность Заказчика, на момент проведения закупки, регулируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупках), утвержденным решением совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).

Согласно части 3.2. статьи 3 Закона о закупках, неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с пунктом 5.1.1.2 Положения о закупках, к неконкурентным способам закупок относятся:

а) предварительный отбор;

б) запрос цен по результатам предварительного отбора;

в) сравнение цен (сравнение цен в электронной форме, сравнение цен в неэлектронной форме);

г) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

д) закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.

Случаи, в которых закупка проводится способом сравнения цен, установлены пунктом 5.6.10 Положения о закупках. Порядок проведения Заказчиком сравнения цен регламентирован разделом 8.2.4 Положения о закупках.

Закупка способом сравнения цен проводится в неэлектронной форме, при этом, по решению Заказчика, такая закупка может быть проведена также в электронной форме. При проведении закупки способом сравнения цен извещение и документация о закупке не формируется, Заказчик не размещает информацию о ее проведении в источниках, определенных в разделе 3 настоящего Стандарта. Информация о проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме размещается на электронных площадках с учетом регламента работы таких площадок (пункт 8.2.4.1 Положения о закупках). Инициатор закупки самостоятельно устанавливает требования к закупаемой продукции и отражает их в аналитической записке. Требования к продукции не должны быть завышенными. Результаты сравнения цен отражаются в аналитической записке.

Согласно пункту 8.2.4.3. Инициатор закупки проводит изучение рынка и сравнивает цены и другие условия поставки продукции исходя из общедоступных источников информации или путем получения предложений от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом рекомендуется, что бы было изучено не менее трех источников информации, в том числе Инициатор вправе направить соответствующие запросы потенциальным участникам закупки.

В материалах жалобы представлено приглашение Заказчика к участию в закупке способом сравнения цен в электронной форме (исх. от 10.09.2020 № Т5/10/3294). В соответствии пунктом 14 приглашения установлено, что данное приглашение не является офертой, приглашением делать оферты, а проводимая закупка не является способом заключения договора на торгах, публичным конкурсом.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:

на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Иной формой, в соответствии с частью 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», является продажа имущества посредством публичного предложения.

Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия для рассмотрения жалоб на действия Заказчика при проведении неконкурентных способов закупки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу <<--->> на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010, поступившую в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, без рассмотрения.

2. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель комиссии                                                                        <<--->>

        

 

Члены комиссии:                                                                                   <<--->>

 

 

                                                                                                                 <<--->>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/2-1623/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.10.2020                                                  г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

<<--->> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<<--->>главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<<--->> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии представителя Заявителя – <<--->>, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы;

в присутствии представителя Заказчика Филиала АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети <<--->>, действующего по доверенности от 21.08.2020 № 89 АА 1054965;

рассмотрев жалобу <<--->> (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Тюменьэнерго» (Филиал АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети») при проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме, извещение ROSSETI15092000010, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба <<--->> (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» (далее Заказчик, АО «Россети Тюмень») при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010.

Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в необоснованном отклонении его заявки на участие в закупке. Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что пункт 4 Технического задания противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), приводит к ограничению конкуренции среди участников закупки.  

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу. В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 12.10.2020 № 02/АЗ-10687). Рассмотрение жалобы назначено на 16.10.2020. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы Заявителя (вх. от 08.10.2020 № 1999-ж) посредством ВКС.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

14.09.2020 на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» (Росэлторг) www.roseltorg.ru опубликовано извещение ROSSETI15092000010 о проведении закупки способом сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

дата начала приема заявок - 14.09.2020;

дата и время окончания приема заявок - 22.09.20 11:00:00 (МСК);

подведение итогов - 07.10.20 11:00:00 (МСК).

Начальная (максимальная) цена договора – 143 500 рублей.

Заказчик закупки - АО «Тюменьэнерго» (ИНН 8602060185).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 23.12.2019 произошла смена наименования Заказчика с АО «Тюменьэнерго» на АО «Россети Тюмень».

Согласно протоколу подведения итогов от 07.10.2020 на участие в закупке поступило 7 заявок, из них 2 заявки допущены к участию в закупке, 5 заявок отклонены как несоответствующие требованиям документации.

Как установлено из аналитической записки, обосновывающей выбор исполнителя для выполнения услуг (исх. от 07.10.2020 № Т5/10/3629), заявка Заявителя отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием пункту 4 Технического задания.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупочная деятельность Заказчика, на момент проведения закупки, регулируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупках), утвержденным решением совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).

Согласно части 3.2. статьи 3 Закона о закупках, неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с пунктом 5.1.1.2 Положения о закупках, к неконкурентным способам закупок относятся:

а) предварительный отбор;

б) запрос цен по результатам предварительного отбора;

в) сравнение цен (сравнение цен в электронной форме, сравнение цен в неэлектронной форме);

г) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

д) закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.

Случаи, в которых закупка проводится способом сравнения цен, установлены пунктом 5.6.10 Положения о закупках. Порядок проведения Заказчиком сравнения цен регламентирован разделом 8.2.4 Положения о закупках.

Закупка способом сравнения цен проводится в неэлектронной форме, при этом, по решению Заказчика, такая закупка может быть проведена также в электронной форме. При проведении закупки способом сравнения цен извещение и документация о закупке не формируется, Заказчик не размещает информацию о ее проведении в источниках, определенных в разделе 3 настоящего Стандарта. Информация о проведении закупки способом сравнения цен в электронной форме размещается на электронных площадках с учетом регламента работы таких площадок (пункт 8.2.4.1 Положения о закупках). Инициатор закупки самостоятельно устанавливает требования к закупаемой продукции и отражает их в аналитической записке. Требования к продукции не должны быть завышенными. Результаты сравнения цен отражаются в аналитической записке.

Согласно пункту 8.2.4.3. Инициатор закупки проводит изучение рынка и сравнивает цены и другие условия поставки продукции исходя из общедоступных источников информации или путем получения предложений от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом рекомендуется, что бы было изучено не менее трех источников информации, в том числе Инициатор вправе направить соответствующие запросы потенциальным участникам закупки.

В материалах жалобы представлено приглашение Заказчика к участию в закупке способом сравнения цен в электронной форме (исх. от 10.09.2020 № Т5/10/3294). В соответствии пунктом 14 приглашения установлено, что данное приглашение не является офертой, приглашением делать оферты, а проводимая закупка не является способом заключения договора на торгах, публичным конкурсом.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:

на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Иной формой, в соответствии с частью 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», является продажа имущества посредством публичного предложения.

Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия для рассмотрения жалоб на действия Заказчика при проведении неконкурентных способов закупки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу <<--->> на действия заказчика — АО «Тюменьэнерго» при проведении сравнения цен на оказание услуг по дистанционному обучению по программе дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности сотрудников филиала «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети, извещение № ROSSETI15092000010, поступившую в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, без рассмотрения.

2. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель комиссии                                                                        <<--->>

        

 

Члены комиссии:                                                                                   <<--->>

 

 

                                                                                                                 <<--->>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 086/07/2-163/2020 [format] => [safe_value] => 086/07/2-163/2020 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 41 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 41 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2020-10-19 10:49:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2020-10-16 07:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1603104677 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )