решение по жалобе № 93-ж на действия Заказчика АО "Россети Тюмень"
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-88/2020
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 26.01.2021 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 28.01.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_______» – заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
«_______» — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
«_______» — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
в присутствии представителя Заявителя по ВКС — «_______» по доверенности от 01.09.2020 № 29;
в присутствии представителя Заказчика по ВКС — «_______» по доверенности от 09.01.2019 № 46996;
рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 19.01.2021 № 93-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ВЛ 110 кВ ЯГП-1В-ЯГТЭС с ответвлением на ПС ЯГП-2В (замена опор, провода) филиала АО «Россети Тюмень» Северные электрические сети, извещение № 32009858681, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_______» (далее – Заявитель) на действия АО «Россети Тюмень» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, на выполнение работ по комплексному обследованию и техническому освидетельствованию зданий и сооружений филиала АО «Россети Тюмень» Сургутские электрические сети в 2021 году, извещение № № 32009858681.
Заявитель в своей жалобе указал, что Заказчик установил в документации о закупке № 32009858681 необоснованные, избыточные обязательные отборочные требования к участникам закупки по критерию «деловая репутация». Заявитель считает, что таким образом Заказчик нарушает требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закона о закупках), ограничивает круг участников закупки, нарушает права и законные интересы Заявителя как потенциального участника закупки.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 26.01.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.
В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами Жалобы не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.
Рассмотрев материалы Жалобы, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Положением о закупке.
Закупочная деятельность ПАО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).
28.12.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) Заказчиком опубликовано извещение № 32009679841 о проведении запроса котировок в электронной форме. Указанное извещение о проведении запроса предложений, документация о закупке размещены также на Единой электронной торговой площадке roseltorg.ru.
Текущая редакция опубликована в ЕИС 13.01.2021.
В соответствии с извещением Заказчиком установлены следующие сроки:
- дата начала подачи заявок – 28.12.2020 (мск+2);
- дата окончания срока подачи заявок – 22.01.2021 в 11:00 (мск+2);
- дата подведения итогов - 19.02.2021 (мск+2).
Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) с учетом НДС составляет 31 393 979,48 рублей.
Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 19.01.2021, то есть до окончания срока подачи заявок.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям должны быть указаны в документации о закупке.
В соответствии с Положением о закупке Заказчик АО «Россети Тюмень» вправе устанавливать требования к участникам закупки, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (либо декларирующие) соответствие этим требованиям (пп. «д» п. 4.2.1. Положения).
В соответствии с пунктом 12, 13 Информационной карты требования к участникам закупки, а также документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в закупке для подтверждения соответствия требованиям, установлены в Приложении №3 к документации о закупке.
Образцы форм документов для заполнения участниками закупки содержатся в разделе III Документации о закупке
На странице 37 Документации о закупке размещена форма Справки о кадровых ресурсах. Справка является приложением к заявке и должна содержать информацию, сведения, согласно установленной форме:
| Штатный персонал | Фамилия, имя, отчество специалиста | Разрядность/ категория (в случае отсутствия указать «нет») | Допуск к работам (группа по электробезопас-ности, группа по безопасной работе на высоте и т.д.). | Стаж работы в данной или аналогичной должности, лет | Принадлежность персонала (генподрядчик, субподрядчик, член коллективного участника) | |
Требование заказчика | Предложение участника | ||||||
Специальность/ должность (согласно требованиям документации) | Специальность/ должность (согласно трудового договора/трудовой книжки) |
Согласно Инструкции по заполнению в таблице указываются персональные сведения только о персонале, привлекаемом для выполнения работ согласно договору в соответствии с Техническим заданием Заказчика.
В столбце «допуск к работам» участнику необходимо указать квалификацию специалистов, связанных с выполнением Договора (группу по электробезопасности, группу по безопасной работе на высоте и т.д.), согласно приложения № 3 к документации о закупке – Требования к участникам и документам.
Кроме указанных Заказчиком, в форме справки подрядчик вправе указать персонал иных специальностей, которые, по его мнению, необходимы для выполнения работ по объекту согласно договору, указав предназначение привлекаемого персонала с точки зрения выполнения работ по договору. Обязательным является указание принадлежности персонала (генподрядчик, субподрядчик), с учетом распределения выполнения объемов работ.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что в документации о закупке отсутствуют требования к структуре и/или содержанию Справки о кадровых ресурсах, не нашли подтверждения.
Рассмотрев документы и сведения, представленные Заявителем для участия в закупке, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что при заполнении справки о кадровых ресурсах Заявитель не указал в справке сведения о группе допуска на высоте и не указал в группе допуска по электробезопасности допуск напряжения до и выше1000В, что не соответствует требованиям п.3 Приложения № 3 к документации о закупке.
В разделе 3.4 Документации о закупке установлены требования к составу заявки на участие в закупке. Согласно п. 3.4.1 Документации Заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в части II Информационная карта закупки. Заявка действительна в течение срока, указанного участником закупки в письме о подаче оферты. В любом случае этот срок не должен быть менее, чем 90 календарных дней со дня, следующего за днем окончания подачи заявок, указанном в части II Информационная карта закупки.
Пунктом 3.4.2, 3.4.3 Документации предусмотрено, что в случае неполного представления документов, перечисленных в части II Информационная карта закупки Закупочная комиссия отклоняет заявку, поданную на участие в закупке. Представление документов с отклонением от установленных в документации о закупке форм может быть расценено Закупочной комиссией как несоответствие заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Документации о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:
- участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке;
- заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);
- участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.
Таким образом, действия Заказчика по отклонению заявки Заявителя соответствуют порядку и основаниям отклонения, установленным Заказчиком в соответствии с документацией о закупке и Положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018).
Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «_______» (вх. от 19.01.2021 № 93-ж) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ВЛ 110 кВ ЯГП-1В-ЯГТЭС с ответвлением на ПС ЯГП-2В (замена опор, провода) филиала АО «Россети Тюмень» Северные электрические сети, извещение № 32009858681, обоснованной.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_______»
Члены Комиссии: «_______»
«_______»