РЕШЕНИЕ
"19" марта 2009 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Федеральной антимонопольной службы России Управления по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре, по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Игошева Надежда Егоровна - руководитель Управления;
Члены комиссии:
Мальков А.В. заместитель начальника отдела Управления;
Коняев В.П. ведущий специалист-эксперт Управления;
Смирнова А.С. специалист - эксперт Управления,
рассмотрев дело № 02 – 014/2009 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», расположенного по адресу: <> (далее по тексту ОАО «Тюменьэнерго», ответчик), п.5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия такой возможности производства или поставок соответствующего товара.
в присутствии сторон по делу:
заявитель - уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление от 24.02.2009 года;
ответчик – уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление от 25.022009 года.
От заявителя: <> ведущий юристконсульт ОАО «Газпромнефть-ННГ», по доверенности <>; <> начальник управления энергоснабжения ОАО «Газпромнефть-ННГ», по доверенности <>.
От ответчика: <> начальник отдела правового обеспечения ОАО «Тюменьэнерго», по доверенности № <>; <> заместитель начальника департамента ОАО «Тюменьэнерго», по доверенности №<>
УСТАНОВИЛА:
03 февраля 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее ОАО «Газпромнефть-ННГ») (вх.№ 87-о от 03.02.2009г) на действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» г. Сургут (далее ОАО «Тюменьэнерго») выразившиеся в отказе заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическом присоединении.
В своем письме ОАО «Газпромнефть-ННГ» пишет, что для перераспределения своих нагрузок с перегруженных ПС-110 кВ «Янтарная» и «Погружная» ОАО «Тюменьэнерго» (загрузка в 2008 г – 66% и 68% соответственно) и повышения надежности электроснабжения объектов нефтедобычи, ОАО «Газпромнефть-ННГ» принимает решение о строительстве ПС-110 кВ «КНС-5», для этого в ОАО «Тюменьэнерго» была направлена заявка на технологическое присоединение (исх.№11/1106 от 30.08.2006г). ОАО «Тюменьэнерго» выслало технические условия без договора (исх.№12/17А-5571 от 25.10.2006г). Затем была повторно направлена заявка (исх.№ 11/4-167 от 07.02.2007г), по которой высланы новые технические условия ОАО «Тюменэнерго» для строительства ПС-110 кВ «КНС-5» (исх.№12/17А-2149 от 09.04.2007г), по которым были выполнены проектные и строительные работы с общим объемом капитальных вложений 200,9 млн. руб.
27.06.2007г от ОАО «Тюменьэнерго» были получены новые технические условия и оферта договора техприсоединения ПС -110 кВ «КНС-5», стоимостью 1,734 млн. рублей. В связи с высокой стоимостью договора присоединение не было выполнено.
В августе 2007 года было проведено совместное совещание ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Тюменьэнерго», ОАО «Газпромнефть» на котором принято решение о заключении договора и техническом присоединении ПС-110 кВ «КНС-5» с МЭС Западной Сибири – филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» (дог. №1374 от 29.12.2007г), стоимостью 562 млн.рублей.
Для повышения надежности электроснабжения в осеннее-зимний период 2008-2009 года, в ОАО «Тюменьэнерго» был направлен запрос о временном присоединении построенной ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям 110 кВ (до подключения по постоянной схеме согласно договора с МЭС Западной Сибири). Но было получено письмо от ОАО «Тюменьэнерго» о намерении увеличения мощности на ПС «Янтарная» и «Погружная» путем замены силовых трансформаторов на более мощные. 3.10.2008 года ОАО «Тюменьэнерго» приступило к замене силовых трансформаторов на ПС-110 кВ «Янтарная», с введением ограничения потребления мощности ОАО «Газпромнефть-ННГ» в размере 5,5 Мвт, в результате чего надежность электроснабжения объектов нефтедобычи снизилась до третьей категории, ОАО «Газпромнефть-ННГ» несет убытки. По утверждению ОАО «Газпромнефть-ННГ» присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям снимет необходимость затрат по замене трансформаторов на ПС «Янтарная» и «Погружная» и это может привести к росту тарифа на передачу электроэнергии, но не даст увеличения уровня надежности электроснабжения потребителей.
В соответствие с п.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии принадлежат к деятельности субъектов естественной монополии. ОАО «Тюменэнерго» занимается передачей электрической энергии по сетям, таким образом, предприятие является субъектом естественной монополии и не имело права отказываться от заключения договора с ОАО «Газпромнефть-ННГ» на технологическое присоединение, так как это является нарушением п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия такой возможности производства или поставок соответствующего товара.
Таким образом действия ОАО «Тюменьэнерго» являются признаками нарушения ч.5 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.
Приказом УФАС по ХМАО-Югре от 16.02.2009г №64 возбуждено дело №02-014/2009 и создана комиссия для рассмотрения.
17.02.2009 года вынесено определение о назначении дела к рассмотрению, которое назначено на 19.03.2009 года.
Определение о назначении дела к рассмотрению получено сторонами по делу, о чем свидетельствуют представленные документы ОАО «Тюменьэнерго» и почтовое уведомление входящий штамп 24.02.2009г. и роспись в получении.
В процессе рассмотрения данных материалов УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре потребовались дополнительные материалы, которые были затребованы у руководителя ОАО «Тюменьэнерго» (исх.№02/ВК-480 от 17.02.2009г) и представлены своевременно и в полном объеме в Управление для изучения.
Как следует из представленных в Управление документов от ОАО «Тюменьэнерго» (вх.№02-935 от 12.03.2009г) Общество является сетевой организацией. Предметом деятельности Общества является передача электрической энергии потребителям и эксплуатация электросетей.
Для уточнения обстоятельств вопроса отношений двух предприятий, УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре выслало запрос в Управление федеральной службу по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (исх.№02/ВК-592 от ), 10.03.2009 года был получен ответ о том, что объекты рассматриваемые в жалобе расположены на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Сделан повторный запрос по месту нахождения указанных объектов, ответа на 19.03.2009 года не получено.
В своем объяснении ОАО «Тюменьэнерго» поясняет, что в августе 2006 года действительно пришла заявка от ОАО «Газпромнефть-ННГ» на технологическое присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» к электрическим сетям Тюменьэнерго (исх.№11/1106 от 30.08.2006г), при этом в заявке содержалась просьба выдать технические условия на проектирование ПС-110 кВ «КНС-5», то есть строительство только планировалось, то есть не была построенной и не находилась в стадии строительства. ОАО «Тюменьэнерго» выдало технические условия на технологическое присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» №12/17А-5571 от 25.10.2006г, согласовав их с системным оператором (СО-ЦДУ ЕЭС – Тюменское РДУ).
В связи с изменениями планов освоения месторождений, ОАО «Газпромнефть-ННГ», письмом №11/1331 от 30.07.2007г. аннулировало поданную заявку ОАО «Тюменэнерго» на технологическое присоединение (исх.№11/1106 от 30.08.2006г.), в письме содержалась просьба аннулировать и ранее выданные технические условия №12/17А-5571 от 25.10.2006г.
07 февраля 2007 года ОАО «Газпромнефть-ННГ» обратилось с новой заявкой №11/4-167 от 07.02.2007г, на технологическое присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» Вынгапуровского месторождения. При этом в заявке вновь указано, что «КНС-5» находится в стадии проектирования, то есть строительство еще не начато, объекта на присоединение нет.
ОАО «Тюменьэнерго» в соответствие с п.13 Правил технологического присоединения, направило согласованные с системным оператором технические условия на технологическое присоединение (№12/17А-2149 от 09.04.2007г) «КНС-5». В данных техусловиях указаны были мероприятия обеих сторон (Тюменьэнерго и Газпромнефть-ННГ) для присоединения указанной подстанции. Было предусмотрено заключение договора технологического присоединения между филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири и ОАО «Тюменьэнерго». Данное технологическое присоединение носит сложный характер и требует согласования возможности увеличения отбора мощности с филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири (заявка №12/17А-3521 от 04.06.2007г). После согласования договор на технологическое присоединение №22/17 от 26.06.2007г был направлен в адрес ОАО «Газпромнефть-ННГ» (письмо №22/4149 от 27.06.2007г). Размер оплаты по этому договору был рассчитан в соответствии с Методическими указаниями (утвержд. ФСТ №277-э/7 от 23 октября 2007г). ОАО «Газпромнефть-ННГ» оставило договор без подписания и не проинформировало ОАО «Тюменьэнерго» о каких либо разногласиях.
В дальнейшем было проведено совместное совещание по вопросам технологического присоединения энергетических установок ОАО «Газпром-нефть» к электрическим сетям ОАО «ФСК ЕЭС» (протокол №181 от 27.08.2007г). На этом совещании было принято решение о согласовании схемы присоединения к шинам 110 кВ ПС 220/110/35 «Вынгапур» новых ВЛ-110 кВ на новые ПС-110 кВ «КНС-5» и «Новогодняя-2» (100% финансирования от ОАО «Газпром-нефть) взамен указанной в направленных ОАО «Тюменьэнерго» технических условиях.
Кроме этого принято предложение о технологическом присоединении энергетических установок ОАО «Газпром-нефть» непосредственно к сетям ОАО «ФСК ЕЭС»… с заключением соответствующего договора между ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Газпром-нефть».
ОАО «Газпромнефть-ННГ» обратилось в филиал ОАО «ФСК ЕЭС», для заключения договора технологического присоединения (письмо филиала ОАО «ФСК ЕЭС» №М8/2/2304 от 09.10.2007г, в нем говорится о наличии договорных отношений по присоединению ПС-110 кВ «КНС-5» с ОАО «Газпромнефть-ННГ») и как видно из письма договор был заключен на технологическое присоединение «КНС-5» к сетям ФСК ЕЭС.
25 января 2008 года ОАО «Газпромнефть-ННГ» обратилось с заявкой к ОАО «Тюменьэнерго» (исх.№11/1-3233 от 25.01.2008г) на технологическое присоединение «КНС-5» по временной схеме.
В соответствии с федеральным законом от 26.03.2003г №35-ФЗ «Об электроэнергетике» ст.26 п.1 гласит, что Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Учитывая, что присоединение не может носить временный характер, ОАО «Тюменьэнерго» подготовило и направило в ОАО «Газпромнефть-ННГ» договор о технологическом присоединении №22/69 – 08 от 04.08.2008г, в котором предусмотрено присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям ОАО «Тюменьэнерго» однократно и на постоянной основе, в соответствии с Правилами технологического присоединения.
06 февраля 2009 года состоялось совместное совещание с подписанием Протокола - ОАО «Тюменьэнерго, ОАО «ФСК ЕЭС», филиал ОАО «СО ЕЭС» - Тюменское РДУ, ОАО «Газпромнефть» и ОАО «Газпромнефть-ННГ» по сложившейся ситуации с загрузкой сети ЕНЭС и РСК и технологическом присоединении энергетических установок ОАО «Газпромнефть-ННГ». Стороны указанного совещания отметили, что мероприятия для технологического присоединения ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири не выполнены и согласовали, что до 06 марта 2009 года ОАО «Газпромнефть-ННГ» должно подать заявку ОАО «Тюменьэнерго» на присоединение «КНС-5» и других подстанций к электрическим сетям ОАО «Тюменьэнерго».
. В ходе заседания комиссии, заявитель - ОАО «Газпромнефть-ННГ», доводы заявленные в жалобе поддержал, отметив, что в настоящее время идет позитивный процесс обсуждения условий технологического присоединения «КНС-5» к сетям Тюменьэнерго.
Ответчик – ОАО «Тюменьэнерго», с доводами заявителя не согласен и не считает себя нарушившим п.5 ч.1 ст.10 Закона о конкуренции, так как не уклонялось от заключения договора с ОАО «Газпромнефть-ННГ». Первая оферта (от 26.06.2007г) была возвращена ОАО «Газпромнефть-ННГ» по их письму, потому что отпала необходимость. Они заключили договор на технологическое присоединение с ОАО «ФСК ЕЭС» в связи с этим технологическое присоединение к двум сетевым организациям одного объекта невозможно. В январе 2008 года они обратились к нам с заявкой на технологическое присоединение, не смотря на действующий договор с ОАО «ФСК ЕЭС». Они просили временное технологическое присоединение, но временное присоединение не предусмотрено законодательством. В соответствии с федеральным законом от 26.03.2003г №35-ФЗ «Об электроэнергетике» ст.26 п.1 гласит, что Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Поэтому заявка была направлена Ноябрьскнефтегазу обратно без подписи. Третья заявка пришла в феврале 2009 года на технологическое присоединение материалы находятся на рассмотрении у руководства и в ближайшее время документы будут подписаны и направлены заявителю. В феврале 2009 года состоялось совещание, и был подписан Протокол о присоединении объектов ОАО «Газпромнефть-ННГ», после устранения технологических недоработок.
Комиссия заслушав представителей заявителя и ответчика находит доводы заявителя обоснованными.
В соответствии с п.9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила), договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
ОАО «Тюменьэнерго» на просьбу ОАО «Газпромнефть-ННГ» выдать технические условия на присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» подготовило и предоставило документацию и аферту на сумму 1 734,8 млн. рублей. Обосновав этот расчет сложным технологическим присоединением и необходимостью строительства новых объектов и реконструкцией существующих. Данная сумма была велика для ОАО «Газпромнефть-ННГ», поэтому предприятие своим письмом отозвало ранее направленную заявку. Был заключен договор на технологическое присоединение с ОАО «ФСК ЕЭС» на сумму 561,7 млн. рублей. Условия разработки месторождения предусматривают наиболее приемлемую схему подключения силовых установок, через сети ОАО «Тюменьэнерго». Поэтому ОАО «Газпромнефть-ННГ» направляет заявку ОАО «Тюменьэнерго» для выдачи технических условий и подготовки договора об осуществлении технологического присоединения ПС-110 «КНС-5».
Пункт 3 Правил гласит, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. До настоящего времени ОАО «Тюменьэнерго» проводит согласование договора на технологическое присоединение, что является нарушением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и носит признаки нарушения п.5 части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании п.5 части 1 статьи 10, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «Тюменьэнерго» нарушающими п.5 ч.1 ст.10 федерального закона от 26.07.2006г №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в выставлении необоснованно высокой цены 1,7 млрд. рублей технологического присоединения ПС-110 кВ «КНС-5», что привело к отказу от заключения договора на присоединение.
2. Выдать ОАО «Тюменьэнерго» обязательное для исполнения предписание.
3. Указать ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» на неукоснительное соблюдение правил присоединения энергетических установок к сетям сетевой организации, в соответствии с существующим законодательством.
4. Контроль за исполнением решения возложить на Коняева В.П. ведущего специалиста-эксперта Управления.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object
(
[vid] => 6646
[uid] => 1
[title] => Решение по делу № 02 – 014/2009 ОАО энергетики и электрификации «Тюменьэнерго»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 6646
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1237410000
[changed] => 1370524913
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370524913
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
"19" марта 2009 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Федеральной антимонопольной службы России Управления по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре, по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Игошева Надежда Егоровна - руководитель Управления;
Члены комиссии:
Мальков А.В. заместитель начальника отдела Управления;
Коняев В.П. ведущий специалист-эксперт Управления;
Смирнова А.С. специалист - эксперт Управления,
рассмотрев дело № 02 – 014/2009 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», расположенного по адресу: <> (далее по тексту ОАО «Тюменьэнерго», ответчик), п.5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия такой возможности производства или поставок соответствующего товара.
в присутствии сторон по делу:
заявитель - уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление от 24.02.2009 года;
ответчик – уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление от 25.022009 года.
От заявителя: <> ведущий юристконсульт ОАО «Газпромнефть-ННГ», по доверенности <>; <> начальник управления энергоснабжения ОАО «Газпромнефть-ННГ», по доверенности <>.
От ответчика: <> начальник отдела правового обеспечения ОАО «Тюменьэнерго», по доверенности № <>; <> заместитель начальника департамента ОАО «Тюменьэнерго», по доверенности №<>
УСТАНОВИЛА:
03 февраля 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее ОАО «Газпромнефть-ННГ») (вх.№ 87-о от 03.02.2009г) на действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» г. Сургут (далее ОАО «Тюменьэнерго») выразившиеся в отказе заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическом присоединении.
В своем письме ОАО «Газпромнефть-ННГ» пишет, что для перераспределения своих нагрузок с перегруженных ПС-110 кВ «Янтарная» и «Погружная» ОАО «Тюменьэнерго» (загрузка в 2008 г – 66% и 68% соответственно) и повышения надежности электроснабжения объектов нефтедобычи, ОАО «Газпромнефть-ННГ» принимает решение о строительстве ПС-110 кВ «КНС-5», для этого в ОАО «Тюменьэнерго» была направлена заявка на технологическое присоединение (исх.№11/1106 от 30.08.2006г). ОАО «Тюменьэнерго» выслало технические условия без договора (исх.№12/17А-5571 от 25.10.2006г). Затем была повторно направлена заявка (исх.№ 11/4-167 от 07.02.2007г), по которой высланы новые технические условия ОАО «Тюменэнерго» для строительства ПС-110 кВ «КНС-5» (исх.№12/17А-2149 от 09.04.2007г), по которым были выполнены проектные и строительные работы с общим объемом капитальных вложений 200,9 млн. руб.
27.06.2007г от ОАО «Тюменьэнерго» были получены новые технические условия и оферта договора техприсоединения ПС -110 кВ «КНС-5», стоимостью 1,734 млн. рублей. В связи с высокой стоимостью договора присоединение не было выполнено.
В августе 2007 года было проведено совместное совещание ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Тюменьэнерго», ОАО «Газпромнефть» на котором принято решение о заключении договора и техническом присоединении ПС-110 кВ «КНС-5» с МЭС Западной Сибири – филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» (дог. №1374 от 29.12.2007г), стоимостью 562 млн.рублей.
Для повышения надежности электроснабжения в осеннее-зимний период 2008-2009 года, в ОАО «Тюменьэнерго» был направлен запрос о временном присоединении построенной ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям 110 кВ (до подключения по постоянной схеме согласно договора с МЭС Западной Сибири). Но было получено письмо от ОАО «Тюменьэнерго» о намерении увеличения мощности на ПС «Янтарная» и «Погружная» путем замены силовых трансформаторов на более мощные. 3.10.2008 года ОАО «Тюменьэнерго» приступило к замене силовых трансформаторов на ПС-110 кВ «Янтарная», с введением ограничения потребления мощности ОАО «Газпромнефть-ННГ» в размере 5,5 Мвт, в результате чего надежность электроснабжения объектов нефтедобычи снизилась до третьей категории, ОАО «Газпромнефть-ННГ» несет убытки. По утверждению ОАО «Газпромнефть-ННГ» присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям снимет необходимость затрат по замене трансформаторов на ПС «Янтарная» и «Погружная» и это может привести к росту тарифа на передачу электроэнергии, но не даст увеличения уровня надежности электроснабжения потребителей.
В соответствие с п.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии принадлежат к деятельности субъектов естественной монополии. ОАО «Тюменэнерго» занимается передачей электрической энергии по сетям, таким образом, предприятие является субъектом естественной монополии и не имело права отказываться от заключения договора с ОАО «Газпромнефть-ННГ» на технологическое присоединение, так как это является нарушением п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия такой возможности производства или поставок соответствующего товара.
Таким образом действия ОАО «Тюменьэнерго» являются признаками нарушения ч.5 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.
Приказом УФАС по ХМАО-Югре от 16.02.2009г №64 возбуждено дело №02-014/2009 и создана комиссия для рассмотрения.
17.02.2009 года вынесено определение о назначении дела к рассмотрению, которое назначено на 19.03.2009 года.
Определение о назначении дела к рассмотрению получено сторонами по делу, о чем свидетельствуют представленные документы ОАО «Тюменьэнерго» и почтовое уведомление входящий штамп 24.02.2009г. и роспись в получении.
В процессе рассмотрения данных материалов УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре потребовались дополнительные материалы, которые были затребованы у руководителя ОАО «Тюменьэнерго» (исх.№02/ВК-480 от 17.02.2009г) и представлены своевременно и в полном объеме в Управление для изучения.
Как следует из представленных в Управление документов от ОАО «Тюменьэнерго» (вх.№02-935 от 12.03.2009г) Общество является сетевой организацией. Предметом деятельности Общества является передача электрической энергии потребителям и эксплуатация электросетей.
Для уточнения обстоятельств вопроса отношений двух предприятий, УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре выслало запрос в Управление федеральной службу по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (исх.№02/ВК-592 от ), 10.03.2009 года был получен ответ о том, что объекты рассматриваемые в жалобе расположены на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Сделан повторный запрос по месту нахождения указанных объектов, ответа на 19.03.2009 года не получено.
В своем объяснении ОАО «Тюменьэнерго» поясняет, что в августе 2006 года действительно пришла заявка от ОАО «Газпромнефть-ННГ» на технологическое присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» к электрическим сетям Тюменьэнерго (исх.№11/1106 от 30.08.2006г), при этом в заявке содержалась просьба выдать технические условия на проектирование ПС-110 кВ «КНС-5», то есть строительство только планировалось, то есть не была построенной и не находилась в стадии строительства. ОАО «Тюменьэнерго» выдало технические условия на технологическое присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» №12/17А-5571 от 25.10.2006г, согласовав их с системным оператором (СО-ЦДУ ЕЭС – Тюменское РДУ).
В связи с изменениями планов освоения месторождений, ОАО «Газпромнефть-ННГ», письмом №11/1331 от 30.07.2007г. аннулировало поданную заявку ОАО «Тюменэнерго» на технологическое присоединение (исх.№11/1106 от 30.08.2006г.), в письме содержалась просьба аннулировать и ранее выданные технические условия №12/17А-5571 от 25.10.2006г.
07 февраля 2007 года ОАО «Газпромнефть-ННГ» обратилось с новой заявкой №11/4-167 от 07.02.2007г, на технологическое присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» Вынгапуровского месторождения. При этом в заявке вновь указано, что «КНС-5» находится в стадии проектирования, то есть строительство еще не начато, объекта на присоединение нет.
ОАО «Тюменьэнерго» в соответствие с п.13 Правил технологического присоединения, направило согласованные с системным оператором технические условия на технологическое присоединение (№12/17А-2149 от 09.04.2007г) «КНС-5». В данных техусловиях указаны были мероприятия обеих сторон (Тюменьэнерго и Газпромнефть-ННГ) для присоединения указанной подстанции. Было предусмотрено заключение договора технологического присоединения между филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири и ОАО «Тюменьэнерго». Данное технологическое присоединение носит сложный характер и требует согласования возможности увеличения отбора мощности с филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири (заявка №12/17А-3521 от 04.06.2007г). После согласования договор на технологическое присоединение №22/17 от 26.06.2007г был направлен в адрес ОАО «Газпромнефть-ННГ» (письмо №22/4149 от 27.06.2007г). Размер оплаты по этому договору был рассчитан в соответствии с Методическими указаниями (утвержд. ФСТ №277-э/7 от 23 октября 2007г). ОАО «Газпромнефть-ННГ» оставило договор без подписания и не проинформировало ОАО «Тюменьэнерго» о каких либо разногласиях.
В дальнейшем было проведено совместное совещание по вопросам технологического присоединения энергетических установок ОАО «Газпром-нефть» к электрическим сетям ОАО «ФСК ЕЭС» (протокол №181 от 27.08.2007г). На этом совещании было принято решение о согласовании схемы присоединения к шинам 110 кВ ПС 220/110/35 «Вынгапур» новых ВЛ-110 кВ на новые ПС-110 кВ «КНС-5» и «Новогодняя-2» (100% финансирования от ОАО «Газпром-нефть) взамен указанной в направленных ОАО «Тюменьэнерго» технических условиях.
Кроме этого принято предложение о технологическом присоединении энергетических установок ОАО «Газпром-нефть» непосредственно к сетям ОАО «ФСК ЕЭС»… с заключением соответствующего договора между ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Газпром-нефть».
ОАО «Газпромнефть-ННГ» обратилось в филиал ОАО «ФСК ЕЭС», для заключения договора технологического присоединения (письмо филиала ОАО «ФСК ЕЭС» №М8/2/2304 от 09.10.2007г, в нем говорится о наличии договорных отношений по присоединению ПС-110 кВ «КНС-5» с ОАО «Газпромнефть-ННГ») и как видно из письма договор был заключен на технологическое присоединение «КНС-5» к сетям ФСК ЕЭС.
25 января 2008 года ОАО «Газпромнефть-ННГ» обратилось с заявкой к ОАО «Тюменьэнерго» (исх.№11/1-3233 от 25.01.2008г) на технологическое присоединение «КНС-5» по временной схеме.
В соответствии с федеральным законом от 26.03.2003г №35-ФЗ «Об электроэнергетике» ст.26 п.1 гласит, что Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Учитывая, что присоединение не может носить временный характер, ОАО «Тюменьэнерго» подготовило и направило в ОАО «Газпромнефть-ННГ» договор о технологическом присоединении №22/69 – 08 от 04.08.2008г, в котором предусмотрено присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям ОАО «Тюменьэнерго» однократно и на постоянной основе, в соответствии с Правилами технологического присоединения.
06 февраля 2009 года состоялось совместное совещание с подписанием Протокола - ОАО «Тюменьэнерго, ОАО «ФСК ЕЭС», филиал ОАО «СО ЕЭС» - Тюменское РДУ, ОАО «Газпромнефть» и ОАО «Газпромнефть-ННГ» по сложившейся ситуации с загрузкой сети ЕНЭС и РСК и технологическом присоединении энергетических установок ОАО «Газпромнефть-ННГ». Стороны указанного совещания отметили, что мероприятия для технологического присоединения ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири не выполнены и согласовали, что до 06 марта 2009 года ОАО «Газпромнефть-ННГ» должно подать заявку ОАО «Тюменьэнерго» на присоединение «КНС-5» и других подстанций к электрическим сетям ОАО «Тюменьэнерго».
. В ходе заседания комиссии, заявитель - ОАО «Газпромнефть-ННГ», доводы заявленные в жалобе поддержал, отметив, что в настоящее время идет позитивный процесс обсуждения условий технологического присоединения «КНС-5» к сетям Тюменьэнерго.
Ответчик – ОАО «Тюменьэнерго», с доводами заявителя не согласен и не считает себя нарушившим п.5 ч.1 ст.10 Закона о конкуренции, так как не уклонялось от заключения договора с ОАО «Газпромнефть-ННГ». Первая оферта (от 26.06.2007г) была возвращена ОАО «Газпромнефть-ННГ» по их письму, потому что отпала необходимость. Они заключили договор на технологическое присоединение с ОАО «ФСК ЕЭС» в связи с этим технологическое присоединение к двум сетевым организациям одного объекта невозможно. В январе 2008 года они обратились к нам с заявкой на технологическое присоединение, не смотря на действующий договор с ОАО «ФСК ЕЭС». Они просили временное технологическое присоединение, но временное присоединение не предусмотрено законодательством. В соответствии с федеральным законом от 26.03.2003г №35-ФЗ «Об электроэнергетике» ст.26 п.1 гласит, что Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Поэтому заявка была направлена Ноябрьскнефтегазу обратно без подписи. Третья заявка пришла в феврале 2009 года на технологическое присоединение материалы находятся на рассмотрении у руководства и в ближайшее время документы будут подписаны и направлены заявителю. В феврале 2009 года состоялось совещание, и был подписан Протокол о присоединении объектов ОАО «Газпромнефть-ННГ», после устранения технологических недоработок.
Комиссия заслушав представителей заявителя и ответчика находит доводы заявителя обоснованными.
В соответствии с п.9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила), договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
ОАО «Тюменьэнерго» на просьбу ОАО «Газпромнефть-ННГ» выдать технические условия на присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» подготовило и предоставило документацию и аферту на сумму 1 734,8 млн. рублей. Обосновав этот расчет сложным технологическим присоединением и необходимостью строительства новых объектов и реконструкцией существующих. Данная сумма была велика для ОАО «Газпромнефть-ННГ», поэтому предприятие своим письмом отозвало ранее направленную заявку. Был заключен договор на технологическое присоединение с ОАО «ФСК ЕЭС» на сумму 561,7 млн. рублей. Условия разработки месторождения предусматривают наиболее приемлемую схему подключения силовых установок, через сети ОАО «Тюменьэнерго». Поэтому ОАО «Газпромнефть-ННГ» направляет заявку ОАО «Тюменьэнерго» для выдачи технических условий и подготовки договора об осуществлении технологического присоединения ПС-110 «КНС-5».
Пункт 3 Правил гласит, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. До настоящего времени ОАО «Тюменьэнерго» проводит согласование договора на технологическое присоединение, что является нарушением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и носит признаки нарушения п.5 части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании п.5 части 1 статьи 10, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «Тюменьэнерго» нарушающими п.5 ч.1 ст.10 федерального закона от 26.07.2006г №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в выставлении необоснованно высокой цены 1,7 млрд. рублей технологического присоединения ПС-110 кВ «КНС-5», что привело к отказу от заключения договора на присоединение.
2. Выдать ОАО «Тюменьэнерго» обязательное для исполнения предписание.
3. Указать ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» на неукоснительное соблюдение правил присоединения энергетических установок к сетям сетевой организации, в соответствии с существующим законодательством.
4. Контроль за исполнением решения возложить на Коняева В.П. ведущего специалиста-эксперта Управления.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
"19" марта 2009 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Федеральной антимонопольной службы России Управления по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре, по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Игошева Надежда Егоровна - руководитель Управления;
Члены комиссии:
Мальков А.В. заместитель начальника отдела Управления;
Коняев В.П. ведущий специалист-эксперт Управления;
Смирнова А.С. специалист - эксперт Управления,
рассмотрев дело № 02 – 014/2009 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», расположенного по адресу: <> (далее по тексту ОАО «Тюменьэнерго», ответчик), п.5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия такой возможности производства или поставок соответствующего товара.
в присутствии сторон по делу:
заявитель - уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление от 24.02.2009 года;
ответчик – уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление от 25.022009 года.
От заявителя: <> ведущий юристконсульт ОАО «Газпромнефть-ННГ», по доверенности <>; <> начальник управления энергоснабжения ОАО «Газпромнефть-ННГ», по доверенности <>.
От ответчика: <> начальник отдела правового обеспечения ОАО «Тюменьэнерго», по доверенности № <>; <> заместитель начальника департамента ОАО «Тюменьэнерго», по доверенности №<>
УСТАНОВИЛА:
03 февраля 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее ОАО «Газпромнефть-ННГ») (вх.№ 87-о от 03.02.2009г) на действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» г. Сургут (далее ОАО «Тюменьэнерго») выразившиеся в отказе заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическом присоединении.
В своем письме ОАО «Газпромнефть-ННГ» пишет, что для перераспределения своих нагрузок с перегруженных ПС-110 кВ «Янтарная» и «Погружная» ОАО «Тюменьэнерго» (загрузка в 2008 г – 66% и 68% соответственно) и повышения надежности электроснабжения объектов нефтедобычи, ОАО «Газпромнефть-ННГ» принимает решение о строительстве ПС-110 кВ «КНС-5», для этого в ОАО «Тюменьэнерго» была направлена заявка на технологическое присоединение (исх.№11/1106 от 30.08.2006г). ОАО «Тюменьэнерго» выслало технические условия без договора (исх.№12/17А-5571 от 25.10.2006г). Затем была повторно направлена заявка (исх.№ 11/4-167 от 07.02.2007г), по которой высланы новые технические условия ОАО «Тюменэнерго» для строительства ПС-110 кВ «КНС-5» (исх.№12/17А-2149 от 09.04.2007г), по которым были выполнены проектные и строительные работы с общим объемом капитальных вложений 200,9 млн. руб.
27.06.2007г от ОАО «Тюменьэнерго» были получены новые технические условия и оферта договора техприсоединения ПС -110 кВ «КНС-5», стоимостью 1,734 млн. рублей. В связи с высокой стоимостью договора присоединение не было выполнено.
В августе 2007 года было проведено совместное совещание ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Тюменьэнерго», ОАО «Газпромнефть» на котором принято решение о заключении договора и техническом присоединении ПС-110 кВ «КНС-5» с МЭС Западной Сибири – филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» (дог. №1374 от 29.12.2007г), стоимостью 562 млн.рублей.
Для повышения надежности электроснабжения в осеннее-зимний период 2008-2009 года, в ОАО «Тюменьэнерго» был направлен запрос о временном присоединении построенной ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям 110 кВ (до подключения по постоянной схеме согласно договора с МЭС Западной Сибири). Но было получено письмо от ОАО «Тюменьэнерго» о намерении увеличения мощности на ПС «Янтарная» и «Погружная» путем замены силовых трансформаторов на более мощные. 3.10.2008 года ОАО «Тюменьэнерго» приступило к замене силовых трансформаторов на ПС-110 кВ «Янтарная», с введением ограничения потребления мощности ОАО «Газпромнефть-ННГ» в размере 5,5 Мвт, в результате чего надежность электроснабжения объектов нефтедобычи снизилась до третьей категории, ОАО «Газпромнефть-ННГ» несет убытки. По утверждению ОАО «Газпромнефть-ННГ» присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям снимет необходимость затрат по замене трансформаторов на ПС «Янтарная» и «Погружная» и это может привести к росту тарифа на передачу электроэнергии, но не даст увеличения уровня надежности электроснабжения потребителей.
В соответствие с п.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии принадлежат к деятельности субъектов естественной монополии. ОАО «Тюменэнерго» занимается передачей электрической энергии по сетям, таким образом, предприятие является субъектом естественной монополии и не имело права отказываться от заключения договора с ОАО «Газпромнефть-ННГ» на технологическое присоединение, так как это является нарушением п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия такой возможности производства или поставок соответствующего товара.
Таким образом действия ОАО «Тюменьэнерго» являются признаками нарушения ч.5 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.
Приказом УФАС по ХМАО-Югре от 16.02.2009г №64 возбуждено дело №02-014/2009 и создана комиссия для рассмотрения.
17.02.2009 года вынесено определение о назначении дела к рассмотрению, которое назначено на 19.03.2009 года.
Определение о назначении дела к рассмотрению получено сторонами по делу, о чем свидетельствуют представленные документы ОАО «Тюменьэнерго» и почтовое уведомление входящий штамп 24.02.2009г. и роспись в получении.
В процессе рассмотрения данных материалов УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре потребовались дополнительные материалы, которые были затребованы у руководителя ОАО «Тюменьэнерго» (исх.№02/ВК-480 от 17.02.2009г) и представлены своевременно и в полном объеме в Управление для изучения.
Как следует из представленных в Управление документов от ОАО «Тюменьэнерго» (вх.№02-935 от 12.03.2009г) Общество является сетевой организацией. Предметом деятельности Общества является передача электрической энергии потребителям и эксплуатация электросетей.
Для уточнения обстоятельств вопроса отношений двух предприятий, УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре выслало запрос в Управление федеральной службу по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (исх.№02/ВК-592 от ), 10.03.2009 года был получен ответ о том, что объекты рассматриваемые в жалобе расположены на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Сделан повторный запрос по месту нахождения указанных объектов, ответа на 19.03.2009 года не получено.
В своем объяснении ОАО «Тюменьэнерго» поясняет, что в августе 2006 года действительно пришла заявка от ОАО «Газпромнефть-ННГ» на технологическое присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» к электрическим сетям Тюменьэнерго (исх.№11/1106 от 30.08.2006г), при этом в заявке содержалась просьба выдать технические условия на проектирование ПС-110 кВ «КНС-5», то есть строительство только планировалось, то есть не была построенной и не находилась в стадии строительства. ОАО «Тюменьэнерго» выдало технические условия на технологическое присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» №12/17А-5571 от 25.10.2006г, согласовав их с системным оператором (СО-ЦДУ ЕЭС – Тюменское РДУ).
В связи с изменениями планов освоения месторождений, ОАО «Газпромнефть-ННГ», письмом №11/1331 от 30.07.2007г. аннулировало поданную заявку ОАО «Тюменэнерго» на технологическое присоединение (исх.№11/1106 от 30.08.2006г.), в письме содержалась просьба аннулировать и ранее выданные технические условия №12/17А-5571 от 25.10.2006г.
07 февраля 2007 года ОАО «Газпромнефть-ННГ» обратилось с новой заявкой №11/4-167 от 07.02.2007г, на технологическое присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» Вынгапуровского месторождения. При этом в заявке вновь указано, что «КНС-5» находится в стадии проектирования, то есть строительство еще не начато, объекта на присоединение нет.
ОАО «Тюменьэнерго» в соответствие с п.13 Правил технологического присоединения, направило согласованные с системным оператором технические условия на технологическое присоединение (№12/17А-2149 от 09.04.2007г) «КНС-5». В данных техусловиях указаны были мероприятия обеих сторон (Тюменьэнерго и Газпромнефть-ННГ) для присоединения указанной подстанции. Было предусмотрено заключение договора технологического присоединения между филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири и ОАО «Тюменьэнерго». Данное технологическое присоединение носит сложный характер и требует согласования возможности увеличения отбора мощности с филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири (заявка №12/17А-3521 от 04.06.2007г). После согласования договор на технологическое присоединение №22/17 от 26.06.2007г был направлен в адрес ОАО «Газпромнефть-ННГ» (письмо №22/4149 от 27.06.2007г). Размер оплаты по этому договору был рассчитан в соответствии с Методическими указаниями (утвержд. ФСТ №277-э/7 от 23 октября 2007г). ОАО «Газпромнефть-ННГ» оставило договор без подписания и не проинформировало ОАО «Тюменьэнерго» о каких либо разногласиях.
В дальнейшем было проведено совместное совещание по вопросам технологического присоединения энергетических установок ОАО «Газпром-нефть» к электрическим сетям ОАО «ФСК ЕЭС» (протокол №181 от 27.08.2007г). На этом совещании было принято решение о согласовании схемы присоединения к шинам 110 кВ ПС 220/110/35 «Вынгапур» новых ВЛ-110 кВ на новые ПС-110 кВ «КНС-5» и «Новогодняя-2» (100% финансирования от ОАО «Газпром-нефть) взамен указанной в направленных ОАО «Тюменьэнерго» технических условиях.
Кроме этого принято предложение о технологическом присоединении энергетических установок ОАО «Газпром-нефть» непосредственно к сетям ОАО «ФСК ЕЭС»… с заключением соответствующего договора между ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Газпром-нефть».
ОАО «Газпромнефть-ННГ» обратилось в филиал ОАО «ФСК ЕЭС», для заключения договора технологического присоединения (письмо филиала ОАО «ФСК ЕЭС» №М8/2/2304 от 09.10.2007г, в нем говорится о наличии договорных отношений по присоединению ПС-110 кВ «КНС-5» с ОАО «Газпромнефть-ННГ») и как видно из письма договор был заключен на технологическое присоединение «КНС-5» к сетям ФСК ЕЭС.
25 января 2008 года ОАО «Газпромнефть-ННГ» обратилось с заявкой к ОАО «Тюменьэнерго» (исх.№11/1-3233 от 25.01.2008г) на технологическое присоединение «КНС-5» по временной схеме.
В соответствии с федеральным законом от 26.03.2003г №35-ФЗ «Об электроэнергетике» ст.26 п.1 гласит, что Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Учитывая, что присоединение не может носить временный характер, ОАО «Тюменьэнерго» подготовило и направило в ОАО «Газпромнефть-ННГ» договор о технологическом присоединении №22/69 – 08 от 04.08.2008г, в котором предусмотрено присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям ОАО «Тюменьэнерго» однократно и на постоянной основе, в соответствии с Правилами технологического присоединения.
06 февраля 2009 года состоялось совместное совещание с подписанием Протокола - ОАО «Тюменьэнерго, ОАО «ФСК ЕЭС», филиал ОАО «СО ЕЭС» - Тюменское РДУ, ОАО «Газпромнефть» и ОАО «Газпромнефть-ННГ» по сложившейся ситуации с загрузкой сети ЕНЭС и РСК и технологическом присоединении энергетических установок ОАО «Газпромнефть-ННГ». Стороны указанного совещания отметили, что мероприятия для технологического присоединения ПС-110 кВ «КНС-5» к сетям ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири не выполнены и согласовали, что до 06 марта 2009 года ОАО «Газпромнефть-ННГ» должно подать заявку ОАО «Тюменьэнерго» на присоединение «КНС-5» и других подстанций к электрическим сетям ОАО «Тюменьэнерго».
. В ходе заседания комиссии, заявитель - ОАО «Газпромнефть-ННГ», доводы заявленные в жалобе поддержал, отметив, что в настоящее время идет позитивный процесс обсуждения условий технологического присоединения «КНС-5» к сетям Тюменьэнерго.
Ответчик – ОАО «Тюменьэнерго», с доводами заявителя не согласен и не считает себя нарушившим п.5 ч.1 ст.10 Закона о конкуренции, так как не уклонялось от заключения договора с ОАО «Газпромнефть-ННГ». Первая оферта (от 26.06.2007г) была возвращена ОАО «Газпромнефть-ННГ» по их письму, потому что отпала необходимость. Они заключили договор на технологическое присоединение с ОАО «ФСК ЕЭС» в связи с этим технологическое присоединение к двум сетевым организациям одного объекта невозможно. В январе 2008 года они обратились к нам с заявкой на технологическое присоединение, не смотря на действующий договор с ОАО «ФСК ЕЭС». Они просили временное технологическое присоединение, но временное присоединение не предусмотрено законодательством. В соответствии с федеральным законом от 26.03.2003г №35-ФЗ «Об электроэнергетике» ст.26 п.1 гласит, что Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Поэтому заявка была направлена Ноябрьскнефтегазу обратно без подписи. Третья заявка пришла в феврале 2009 года на технологическое присоединение материалы находятся на рассмотрении у руководства и в ближайшее время документы будут подписаны и направлены заявителю. В феврале 2009 года состоялось совещание, и был подписан Протокол о присоединении объектов ОАО «Газпромнефть-ННГ», после устранения технологических недоработок.
Комиссия заслушав представителей заявителя и ответчика находит доводы заявителя обоснованными.
В соответствии с п.9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила), договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
ОАО «Тюменьэнерго» на просьбу ОАО «Газпромнефть-ННГ» выдать технические условия на присоединение ПС-110 кВ «КНС-5» подготовило и предоставило документацию и аферту на сумму 1 734,8 млн. рублей. Обосновав этот расчет сложным технологическим присоединением и необходимостью строительства новых объектов и реконструкцией существующих. Данная сумма была велика для ОАО «Газпромнефть-ННГ», поэтому предприятие своим письмом отозвало ранее направленную заявку. Был заключен договор на технологическое присоединение с ОАО «ФСК ЕЭС» на сумму 561,7 млн. рублей. Условия разработки месторождения предусматривают наиболее приемлемую схему подключения силовых установок, через сети ОАО «Тюменьэнерго». Поэтому ОАО «Газпромнефть-ННГ» направляет заявку ОАО «Тюменьэнерго» для выдачи технических условий и подготовки договора об осуществлении технологического присоединения ПС-110 «КНС-5».
Пункт 3 Правил гласит, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. До настоящего времени ОАО «Тюменьэнерго» проводит согласование договора на технологическое присоединение, что является нарушением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и носит признаки нарушения п.5 части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании п.5 части 1 статьи 10, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «Тюменьэнерго» нарушающими п.5 ч.1 ст.10 федерального закона от 26.07.2006г №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в выставлении необоснованно высокой цены 1,7 млрд. рублей технологического присоединения ПС-110 кВ «КНС-5», что привело к отказу от заключения договора на присоединение.
2. Выдать ОАО «Тюменьэнерго» обязательное для исполнения предписание.
3. Указать ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» на неукоснительное соблюдение правил присоединения энергетических установок к сетям сетевой организации, в соответствии с существующим законодательством.
4. Контроль за исполнением решения возложить на Коняева В.П. ведущего специалиста-эксперта Управления.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => Решение по делу № 02 – 014/2009 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», расположенного по адресу:
<>, п.5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия такой возможности производства или поставок соответствующего товара
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение по делу № 02 – 014/2009 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», расположенного по адресу:
, п.5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия такой возможности производства или поставок соответствующего товара
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-03-19 00:00:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-03-19 00:00:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1321555415
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России
)