Решение по делу № 02-106/2009, возбужденное Ханты-Мансийским УФАС России по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Эллиа», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Дата публикации: 18 сентября 2009, 20:10

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» августа 2009г.                                г.Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «27» августа 2009г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Тарханова И.А. – заместителя руководителя Управления;

 Членов комиссии:

- Кононыкина М.Г. – начальник отдела Управления;

- Муратов Р.М. – заместитель начальника отдела Управления;

- Смирновой А.С. – специалиста эксперт отдела Управления;

- Третьяков В.В. – специалист отдела Управления,

                   

при участии в заседании:

от ответчика по делу:  ООО «Эллиа»

Малахов Владимир Петрович – представитель на основании приказа №16 от 01.07.2008г.

Голубев Александр Николаевич – представитель по доверенности №104 от 24.07.2009г.;

 

рассмотрев дело № 02-106/2009, возбужденное Ханты-Мансийским УФАС России по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Эллиа», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России № 287 от 24.06.2009г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эллиа» (далее по тексту Обществу «Эллиа») возбуждено дело № 02-106/2009 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

 

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно п. 1, п.2  ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции явились признаки нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Эллиа» п.п.1, 10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выявленные в результате анализа информации об уровне оптовых (закупочных) и розничных цен реализации автомобильного топлива полученных в рамках осуществления антимонопольным органом своих полномочий, предусмотренных ст.22 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Определением исх. № 02/ВТ-2252 от 24.06.2009г. рассмотрение дела № 02-106/2009 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 28.07.2009г. Так же определением у ответчика по делу затребована информация по существу рассматриваемого дела.

Запрошенная определением информация, документы представлены в Управление Федеральной антимонопольной службы в полном объеме, о чем свидетельствуют материалы дела.

Определением об отложении дела №02-106/2009 (исх.№02/ВТ-2543 от 28.07.2009г.) рассмотрение дела отложено на 13 августа 2009 года.

В целях определения доли ООО «Эллиа» и установления доминирующего положения в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» проведен анализ рынка розничной реализации автомобильного топлива в географических границах пгт.Талинка Октябрьского района ХМАО-Югры.

 

Анализ розничного рынка реализации  бензина автомобильного  и дизельного топлива за период с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. на территории пгт.Талинка Октябрьского района  проведен в соответствии с приказом Ханты-Мансийского УФАС №343 от 24.07.2009г.

Цели исследования розничной  реализации нефтепродуктов:

 - оценка состояния конкурентной среды в сфере розничной реализации нефтепродуктов на территории пгт. Талинка Октябрьского района;

-  выявление локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение;

-  использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке  определенного товара в размере более чем 35 процентов;

-  выявление злоупотребления доминирующим положением и ущемление интересов потребителей.

 

В ходе анализа товарного рынка было доказано, что газобаллонное топливо не является товаром-заменителем автомобильного бензина и дизельного топлива.

Автомобильный бензин и дизельное топливо также не взаимозаменяемы, хотя и сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания (далее – ДВС).

 

Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование бензина для дизельного топлива. Автомобильный бензин предназначен для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры), а дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции (далее - ОКП), утвержденному приказом Ростехрегулирования от 27.03.2007 № 50-ст, товарная группа «бензины автомобильные» имеет код ОКП – 025110, а «дизельное топливо» – код ОКП – 025130. В соответствии с ОКП автомобильные бензины и дизельное топливо являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП – 025100).

 

Исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, определены следующие группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив:

 

бензин автомобильный марки А-76 (АИ-80);

бензин автомобильный марки АИ-92 (АИ-93);

 бензин автомобильный марки АИ-95 (АИ-96);

 дизельное топливо.

 

Географические границы товарных рынков локализованы  с учетом экономико-географического положения, автотранспортной инфраструктуры, маршрутов регулярного движения автотранспорта, организационно-транспортных схем приобретения их на розничном рынке потребителями (расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС). Таким образом, географические границы товарного рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива ограничиваются экономической и технической возможностью потребителей, проживающих на территории пгт. Талинка и регулярно заправляющих автомобили соответствующим топливом, приобретать в рамках розничной купли-продажи товары на АЗС, расположенных на территории пгт. Талинка.

            Следовательно, географическими границами локального рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива являются административные границы пгт. Талинка Октябрьского района.

            При этом, географические границы определились с учетом официальной информации о количестве хозяйствующих субъектов занимающихся розничной реализацией автомобильного топлива на территории Муниципального образования пгт.Талинка, полученных от Администрации Октябрьского района (вх.№02-746 от 02.03.2009г.).

            Потребителями на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива являются юридические, физические лица, владельцы автомобильного транспорта.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Показатели, используемые при расчете доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.

 

 

Объем реализации автомобильного и дизельного топлива

за период с 01.01.2008г. до 31.12.2008г.

на территории пгт. Талинка Октябрьского района

 

ООО «Эллиа»

бензин А-76

бензин АИ-92

бензин АИ-95

Д/Т

-

100%

100%

100%

           

           

 

 

            Анализ вышеуказанных данных свидетельствует, что Общество с ограниченной ответственностью ООО «Эллиа», в соответствии со ст.5 Закона о защите конкуренции, занимает доминирующее положение на розничном рынке реализации  бензина автомобильного  и дизельного топлива на территории пгт. Талинка, так как является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим такие услуги, следовательно, занимает долю в размере и 100% и имеет возможность оказывать влияние на рынке услуг розничной реализации  бензина автомобильного  и дизельного топлива в плане возможности  оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара.

 

                       

На основании всего вышеизложенного и руководствуясь положениями    Федерального закона «О защите конкуренции»,  Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов,  Приказом ФАС №6 и  Приказом ФАС №108, - подготовлен аналитический отчет по установлению доминирующего положения ООО «Эллиа». Аналитический отчет утвержден заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-мансийскому автономному округу – Югре 27 июля 2009 года.

 

Из представленных ответчиком по делу документов установлено следующее.

 

Общество «Эллиа» образовано в виде общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Деятельность ООО «Эллиа» осуществляется на основании Устава, утвержденного Решением единственного учредителя №4  от 01 июль 2008 года.

Согласно п. 2.1 Устава ООО «Эллиа» основными целями Общества являются  расширение рынка товаров и услуг и получение прибыли.

 

Одним из основных видов деятельности Общества является розничная торговля моторным топливом.

На эксплуатацию пожароопасных производственных объектов Обществу «Эллиа» Министерством Российской Федерации по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий выдана лицензия № 3/02608 от 10.05.2006г. на следующие пожароопасные производственные объекты:

- ХМАО-Югра, г.Нягань, ул.Транспортная, д.11 - АЗС;

- ХМАО-Югра, г.Нягань, ул.Ленинградская, д1 - АЗС;

- ХМАО-Югра, п.Талинка, ул.Авиационная, д8;

Материалами дела установлено, что ООО «Эллиа» приобретает нефтепродукты у следующих поставщиков: 1. ООО «Югорскпродукт»; 2. ООО «ЭнергоНефтеРесурс»; 3. ООО «АгроКонтинент»; 4. ООО «Уралнефтеком»; 5. ЗАО «Петролиум Трейдинг»; 6. ИП Петров; 7. ЗАО «Финансовый холдинг «Госкомплект»; 8. ООО «Северная топливная компания»; 9. ООО «С-Комби»; 10. ООО «Сибстройресурс»; 11 ООО «Платан»; 12. ООО «ТД «Континент»; 13. ОАО «Уральская нефтяная компания»; 14. ООО «Континент Ойл»; 15. ООО «Центр»; ООО «Центр ГСМ авто.

В соответствии с вышеизложенным, на основании  пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции вышеуказанное юридическое лицо (ООО «Эллиа») является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с пунктом 3 определения ООО «Эллиа» представило объяснения по существу рассматриваемого дела, из которого следует, что

- общество с нарушением антимонопольного законодательства не согласно, ввиду отсутствия в действиях ООО «Эллиа» нарушения Постановления Правительства ХМАО-Югры №231-п от 07.05.2004г., а также отсутствия установления монопольно высокой цены на автомобильное топливо.

Из представленного экономического обоснования розничной цены автомобильного топлива следует, что уровень розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо учитывает:

1.     уровень оптовых цен по каждому наименованию нефтепродуктов;

2.     фактический уровень удельных затрат на реализацию 1 л.нефтепродуктов;

3.     поддержание определенного соотношения цен в рамках ценового ряда с учетом уровня цен на автомобильные бензины и дизельное топливо в регионе г.Нагань;

4.     географическую дифференцированность сбытовой сети (АЗС в черте города, технологические АЗС на трассе г. Нягань – Ханты-Мансийск и Красноленинском своде нефтяных месторождений);

5.     увеличение прибыли предприятия для реализации плана развития производства, расширения сбытовой сети, увеличения рабочих мест.

 

Однако, представленные ООО «Эллиа» документы противоречат фактическим обстоятельствам.

Так, из анализа приказов об установлении розничных цен на нефтепродукты ООО «Эллиа» следует, что цена на автомобильное топливо в г. Нягань ниже установленной ООО «Эллиа» на АЗС за его пределами, в среднем от 50 копеек до 1 рубля.

Такое различие розничных цен установленных на АЗС ООО «Эллиа» в г.Нягани и за его пределами, согласно письменных пояснений ООО «Эллиа» обусловлена фактическим уровнем удельных затрат и географической дифференцированностью сети АЗС.

Данное объяснение противоречит действительности вследствие анализа калькуляций розничных цен представленных ООО «Эллиа», показывает, что уровень оптовых цен и себестоимость реализации одинаковы в г.Нягани, и для АЗС за его пределами, следовательно, не могут влиять на установление различий при определении розничных цен..

Различные уровни розничных цен на АЗС г.Нягани и на АЗС вне города установлены вследствие применения различного уровня рентабельности.

 

Представленное объяснение об отсутствии в действиях ООО «Эллиа» нарушения Постановления Правительства №231-п противоречит действительности так, :

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 мая 2004 года №231-п «Об установлении предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых (оптовых и (или) розничных надбавок на нефтепродукты» установлен предельный размер снабженческо-сбытовых и торговых (оптовых и (или) розничных) надбавок к покупной стоимости масел моторных, приобретенных под досрочный завоз, бензина автомобильного и дизельного топлива в размере не более 30 процентов.

 

Пунктом 2 Постановления определено, что снабженческо-сбытовые и торговые (оптовые и (или) розничные) надбавки включают в себя издержки обращения, в том числе транспортные расходы и иные расходы продавца, и применяются к покупной стоимости нефтепродуктов.

 

Данное Постановление, в соответствии с пунктом 5 Постановления распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей, на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности и места регистрации, осуществляющих реализацию нефтепродуктов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением: Советского, Сургутского и Нефтеюганского районов, городов Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Сургут, Пыть-Ях и Югорск.  

 

ООО «Эллиа» в период времени с 01.11.2008г. по 30.06.2009 осуществляло деятельность по розничной реализации автомобильного топлива в пгт.Талинка Октябрьского района (т.е. на территории, не включенной в перечень городов и районов, исключающих действие постановления).

 

Действия Постановления Правительства №231-п от 07.04.2004 распространяются на данную территорию деятельности ООО «Эллиа».

 

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.09.2008 №97-оз «О государственном регулировании и контроле за ценами (тарифами) на товары (услуги) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре даны определения следующих понятий:

·         ценообразование – формирование и применения цен, тарифов, надбавок, наценок, стоимости, ставок, размеров платы на товары (услуги) в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

·         субъекты ценообразованияюридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по продаже товаров, оказанию услуг в автономном округе, цены (тарифы) на которые регулируются Правительством ХМАО-Югры, органом по регулированию цен (тарифов);

·          торговая (оптовая и и(или) розничная) надбавкачасть оптовой или розничной цены продавца, предназначенной для возмещения его издержек обращения, связанных с доставкой и реализацией товаров, а также получения необходимой прибыли;

 

 

Таким образом, ООО «Эллиа» при осуществлении своей деятельности в п.Талинка Октябрьского района обязано было соблюдать установленный Постановлением Правительства предельный уровень снабженческо-сбытовой и торговой (оптовой и и(или) розничной) надбавки в размере не более 30 процентов.

 

Из анализа представленных ООО «Эллиа» данных об установлении розничных цен реализации автомобильного топлива и уровня оптовых цен (закупочных) следует, что реализация автомобильного топлива в п.Талинка Октябрьского района в период времени с 01.11.2008 по 30.06.2009 года осуществлялась следующим образом:

 

 

Динамика изменения розничной цены, оптовой (закупочной) цены, торговой надбавки в натуральном выражении, торговой надбавки в относительном выражении по марке автомобильного топлива АИ-92 установленные на АЗС п.Талинка в период с 01.11.2008г. по 30.06.2009г.

 

дата

Розничная

цена

Оптовая цена

маржа

Рента-

бельность

Уровень цен по постановлению №231-п

01.11.2008

23,00

17,73

5,27

29,72

23,05

07.11.2008

23,00

13,63

9,37

68,75

17,72

10.11.2008

23,00

11,78

11,22

95,25

15,31

11.11.2008

23,00

13,26

9,74

73,45

17,24

13.11.2008

21,50

13,26

8,24

62,14

17,24

22.11.2008

20,50

13,26

7,24

54,60

17,24

01.12.2008

19,00

13,26

5,74

43,29

17,24

09.12.2008

19,00

9,7

9,30

95,88

12,61

15.12.2008

18,00

9,7

8,30

85,57

12,61

02.01.2009

18,00

14,25

3,75

26,32

18,53

04.01.2009

19,00

14,25

4,75

33,33

18,53

06.01.2009

19,00

9,09

9,91

109,02

11,82

07.01.2009

19,00

13,95

5,05

36,20

18,14

14.01.2009

19,00

12,38

6,62

53,47

16,09

16.01.2009

19,00

12,21

6,79

55,61

15,87

20.01.2009

19,00

11,36

7,64

67,25

14,77

22.01.2009

19,00

11,01

7,99

72,57

14,31

23.01.2009

19,00

11,24

7,76

69,04

14,61

30.01.2009

19,00

12,28

6,72

54,72

15,96

02.02.2009

19,00

12,71

6,29

49,49

16,52

20.02.2009

19,00

13,01

5,99

46,04

16,91

23.03.2009

19,00

13,44

5,56

41,37

17,47

01.04.2009

19,00

13,67

5,33

38,99

17,77

07.04.2009

19,00

14,28

4,72

33,05

18,56

22.04.2009

19,00

14,18

4,82

33,99

18,43

28.04.2009

19,00

13,98

5,02

35,91

18,17

29.04.2009

19,00

13,9

5,10

36,69

18,07

01.05.2009

18,00

13,9

4,10

29,50

18,07

12.05.2009

18,00

14,67

3,33

22,70

19,07

21.05.2009

18,00

15,03

2,97

19,76

19,54

28.05.2009

18,00

15,7

2,30

14,65

20,41

03.06.2009

18,00

16,18

1,82

11,25

21,03

09.06.2009

20,50

16,18

4,32

26,70

21,03

18.06.2009

20,50

16,79

3,71

22,10

21,83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика изменения розничной цены, оптовой (закупочной) цены, торговой надбавки в натуральном выражении, торговой надбавки в относительном выражении по марке автомобильного топлива АИ-95, установленные на АЗС п.Талинка, в период с 01.12.2008г. по 30.06.2009г.

 

дата

Розничная

цена

Оптовая цена

маржа

Рента-

бельность

Уровень цен по постановлению №231-п

01.12.2008

22,00

18,61

3,39

18,22

24,19

09.12.2008

22,00

14,63

7,37

50,38

19,02

06.01.2009

22,00

12,67

9,33

73,64

16,47

28.01.2009

22,00

13,40

8,60

64,18

17,42

02.02.2009

22,00

15,13

6,87

45,41

19,67

16.02.2009

22,00

16,13

5,87

36,39

20,97

02.03.2009

22,00

15,44

6,56

42,49

20,07

06.03.2009

22,00

14,90

7,10

47,65

19,37

25.03.2009

22,00

15,19

6,81

44,83

19,75

21.04.2009

22,00

15,63

6,37

40,75

20,32

01.05.2009

21,00

15,63

5,37

34,36

20,32

12.05.2009

21,00

15,48

5,52

35,66

20,12

26.05.2009

21,00

17,17

3,83

22,31

22,32

28.05.2009

21,00

18,48

2,52

13,64

24,02

09.06.2009

23,50

18,48

5,02

27,16

24,02

24.06.2009

25,00

18,48

6,52

35,28

24,02

30.06.2009

25,00

18,48

6,52

35,28

24,02

 

 

 

Динамика изменения розничной цены, оптовой (закупочной) цены, торговой надбавки в натуральном выражении, торговой надбавки в относительном выражении по марке автомобильного топлива – дизельное топливо, установленные на АЗС п.Талинка в период с 01.11.2008г. по 30.06.2009г.

 

дата

Розничная

цена

Оптовая цена

маржа

Рента-

бельность

Уровень цен по постановлению №231-п

01.11.2008

24,00

21,84

2,16

9,89

28,39

07.11.2008

24,00

15,96

8,04

50,38

20,75

10.11.2008

24,00

15,83

8,17

51,61

20,58

13.11.2008

23,50

15,83

7,67

48,45

20,58

18.11.2008

23,50

15,88

7,62

47,98

20,64

22.11.2008

22,00

15,88

6,12

38,54

20,64

01.12.2008

21,00

15,88

5,12

32,24

20,64

03.12.2008

21,00

15,85

5,15

32,49

20,61

10.12.2008

21,00

12,60

8,40

66,67

16,38

25.12.2008

21,00

12,68

8,32

65,62

16,48

31.12.2008

21,00

12,56

8,44

67,20

16,33

02.01.2009

21,00

17,64

3,36

19,05

22,93

12.01.2009

21,00

16,21

4,79

29,55

21,07

15.01.2009

21,00

15,23

5,77

37,89

19,80

19.01.2009

21,00

13,43

7,57

56,37

17,46

25.01.2009

21,00

13,94

7,06

50,65

18,12

06.02.2009

21,00

17,64

3,36

19,05

22,93

09.02.2009

21,00

18,32

2,68

14,63

23,82

24.02.2009

21,00

17,93

3,07

17,12

23,31

27.02.2009

21,00

17,77

3,23

18,18

23,10

06.03.2009

21,00

17,38

3,62

20,83

22,59

20.03.2009

21,00

16,67

4,33

25,97

21,67

01.04.2009

21,00

16,68

4,32

25,90

21,68

14.04.2009

21,00

14,00

7,00

50,00

18,20

01.05.2009

19,00

14,00

5,00

35,71

18,20

14.05.2009

19,00

13,53

5,47

40,43

17,59

27.05.2009

19,00

12,13

6,87

56,64

15,77

01.06.2009

19,00

13,67

5,33

38,99

17,77

25.06.2009

19,00

12,73

6,27

49,25

16,55

30.06.2009

19,00

12,73

6,27

49,25

16,55

 

       

На всех графиках представлена структура таблиц, отражающая динамику изменения розничной цены, оптовой (закупочной) цены, торговой надбавки в натуральном выражении, торговой надбавки в относительном выражении в пгт.Талинка за период с 01.11.2009г. по 30.06.2009г. В течении всего рассматриваемого периода наблюдается превышение ООО «Эллиа» установления розничных на автомобильное топливо с применением торговой надбавки в размере более 30 %.

 

 

Из представленных самим же ответчиком по делу калькуляций розничных цен на автомобильное топливо следует, что установленная ООО «Эллиа» розничная цена реализации автомобильного топлива также, противоречит требованию Постановления Правительства ХМАО-Югры №231-П от 07.04.2004г.:

калькуляция розничных цен на ноябрь 2008г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

9,86

-----

11,42

розничная цена

21,5

---

23,5

торговая надбавка %

46%

---

49%

калькуляция розничных цен на декабрь 2008г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

8,14

----

9,08

розничная цена

20,5

----

22

торговая надбавка %

60,3%

----

59%

калькуляция розничных цен на январь 2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

7,35

 

9,44

розничная цена

19

 

21

торговая надбавка %

61%

 

55%

калькуляция розничных цен на февраль 2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

12,13

13,51

15,22

розничная цена

19

22

21

торговая надбавка %

36%

38,6%

27,5%

калькуляция розничных цен на март 2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

11,32

12,76

13,39

розничная цена

19

22

21

торговая надбавка %

40%

42%

36%

калькуляция розничных цен на апрель 2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

11,96

13,38

11,94

розничная цена

19

22

21

торговая надбавка %

37%

36%

43%

калькуляция розничных цен на май 2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

12,47

13,27

10,74

розничная цена

18

21

19

торговая надбавка %

30,7%

36,8%

43%

 

калькуляция розничных цен с 01.06.2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

12,47

13,27

10,74

розничная цена

18

21

19

торговая надбавка %

30,7%

36,8%

43,5%

калькуляция розничных цен с 09.06.2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

15,03

15,88

10,04

розничная цена

20,5

23,5

19

торговая надбавка %

26,6%

32,4%

47%

 

 

 

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

Указанное выше, в соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «Защите конкуренции», проведенным анализом рынка реализации автомобильного топлива в географических г.Талинка Октябрьского района, установлено что, - ООО «Эллиа» занимает доминирующее положение.

 

Кроме того, из анализа представленных калькуляций розничных цен на автомобильное топливо следует, что при одинаковых затратах на приобретение автомобильного топлива и его реализацию ООО «Эллиа» для п.Талинка устанавливала уровень рентабельности выше, чем для г.Нягани.

 

Данное обстоятельство объясняется наличием конкурентов на рынке розничной реализации автомобильного топлива в г.Нягани – ООО «Лорд» (г.Нягань, ул.Лазарева, 16), ООО «Няганьнефтепродукт» (г.Нягань, ул.Авиационная, 4, корп.1), ООО «Спектр» (г.Нягань, ул.Лазарева 2 «А») – что не позволяет ООО «Эллиа» злоупотреблять доминирующим положением, ввиду его отсутствия. 

 

Вместе с тем, пользуясь отсутствием конкурентов в географических границах пгт.Талинка ООО «Эллиа» злоупотребляет своим доминирующим положением на этом рынке реализации автомобильного топлива, устанавливая в рассматриваемый период цену на реализуемое автомобильное топливо с нарушением нормативного правового акта.

 

Указанными действиями ООО «Эллиа» нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающую совершение действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) – нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

 

В соответствии с пунктом 4 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №30 от 30.06.2008г. исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

 

Для применения запрета, установленного частью 1  статьи 10 Закона о защите конкуренции  в соответствии со сложившейся судебной практикой достаточно установить факт наличия нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования,  в результате которого произошло ущемление интересов неопределенного круга лиц (потребителей)

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 ст. 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006г. (зарегистрированного в Минюсте РФ за №8842 от 24.01.2007г.), Комиссия

 

 

 

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать действия ООО «Эллиа» нарушающими пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования на рынке розничной реализации автомобильного топлива в п.Талинка Октябрьского района ХМАО-Югры в период с 01.11.2008г. по 30.06.2009г.

2.     Выдать обязательное для исполнение предписание.

3.     Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности ООО «Эллиа» за нарушение антимонопольного законодательства.

4.     Назначить Третьякова В.В. – специалиста отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ответственным по контролю за исполнением данного решения.

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6653 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 02-106/2009, возбужденное Ханты-Мансийским УФАС России по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Эллиа», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6653 [type] => solution [language] => ru [created] => 1253268621 [changed] => 1370524913 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524913 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» августа 2009г.                                г.Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «27» августа 2009г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Тарханова И.А. – заместителя руководителя Управления;

 Членов комиссии:

- Кононыкина М.Г. – начальник отдела Управления;

- Муратов Р.М. – заместитель начальника отдела Управления;

- Смирновой А.С. – специалиста эксперт отдела Управления;

- Третьяков В.В. – специалист отдела Управления,

                   

при участии в заседании:

от ответчика по делу:  ООО «Эллиа»

Малахов Владимир Петрович – представитель на основании приказа №16 от 01.07.2008г.

Голубев Александр Николаевич – представитель по доверенности №104 от 24.07.2009г.;

 

рассмотрев дело № 02-106/2009, возбужденное Ханты-Мансийским УФАС России по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Эллиа», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России № 287 от 24.06.2009г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эллиа» (далее по тексту Обществу «Эллиа») возбуждено дело № 02-106/2009 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

 

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно п. 1, п.2  ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции явились признаки нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Эллиа» п.п.1, 10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выявленные в результате анализа информации об уровне оптовых (закупочных) и розничных цен реализации автомобильного топлива полученных в рамках осуществления антимонопольным органом своих полномочий, предусмотренных ст.22 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Определением исх. № 02/ВТ-2252 от 24.06.2009г. рассмотрение дела № 02-106/2009 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 28.07.2009г. Так же определением у ответчика по делу затребована информация по существу рассматриваемого дела.

Запрошенная определением информация, документы представлены в Управление Федеральной антимонопольной службы в полном объеме, о чем свидетельствуют материалы дела.

Определением об отложении дела №02-106/2009 (исх.№02/ВТ-2543 от 28.07.2009г.) рассмотрение дела отложено на 13 августа 2009 года.

В целях определения доли ООО «Эллиа» и установления доминирующего положения в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» проведен анализ рынка розничной реализации автомобильного топлива в географических границах пгт.Талинка Октябрьского района ХМАО-Югры.

 

Анализ розничного рынка реализации  бензина автомобильного  и дизельного топлива за период с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. на территории пгт.Талинка Октябрьского района  проведен в соответствии с приказом Ханты-Мансийского УФАС №343 от 24.07.2009г.

Цели исследования розничной  реализации нефтепродуктов:

 - оценка состояния конкурентной среды в сфере розничной реализации нефтепродуктов на территории пгт. Талинка Октябрьского района;

-  выявление локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение;

-  использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке  определенного товара в размере более чем 35 процентов;

-  выявление злоупотребления доминирующим положением и ущемление интересов потребителей.

 

В ходе анализа товарного рынка было доказано, что газобаллонное топливо не является товаром-заменителем автомобильного бензина и дизельного топлива.

Автомобильный бензин и дизельное топливо также не взаимозаменяемы, хотя и сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания (далее – ДВС).

 

Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование бензина для дизельного топлива. Автомобильный бензин предназначен для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры), а дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции (далее - ОКП), утвержденному приказом Ростехрегулирования от 27.03.2007 № 50-ст, товарная группа «бензины автомобильные» имеет код ОКП – 025110, а «дизельное топливо» – код ОКП – 025130. В соответствии с ОКП автомобильные бензины и дизельное топливо являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП – 025100).

 

Исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, определены следующие группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив:

 

бензин автомобильный марки А-76 (АИ-80);

бензин автомобильный марки АИ-92 (АИ-93);

 бензин автомобильный марки АИ-95 (АИ-96);

 дизельное топливо.

 

Географические границы товарных рынков локализованы  с учетом экономико-географического положения, автотранспортной инфраструктуры, маршрутов регулярного движения автотранспорта, организационно-транспортных схем приобретения их на розничном рынке потребителями (расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС). Таким образом, географические границы товарного рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива ограничиваются экономической и технической возможностью потребителей, проживающих на территории пгт. Талинка и регулярно заправляющих автомобили соответствующим топливом, приобретать в рамках розничной купли-продажи товары на АЗС, расположенных на территории пгт. Талинка.

            Следовательно, географическими границами локального рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива являются административные границы пгт. Талинка Октябрьского района.

            При этом, географические границы определились с учетом официальной информации о количестве хозяйствующих субъектов занимающихся розничной реализацией автомобильного топлива на территории Муниципального образования пгт.Талинка, полученных от Администрации Октябрьского района (вх.№02-746 от 02.03.2009г.).

            Потребителями на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива являются юридические, физические лица, владельцы автомобильного транспорта.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Показатели, используемые при расчете доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.

 

 

Объем реализации автомобильного и дизельного топлива

за период с 01.01.2008г. до 31.12.2008г.

на территории пгт. Талинка Октябрьского района

 

ООО «Эллиа»

бензин А-76

бензин АИ-92

бензин АИ-95

Д/Т

-

100%

100%

100%

           

           

 

 

            Анализ вышеуказанных данных свидетельствует, что Общество с ограниченной ответственностью ООО «Эллиа», в соответствии со ст.5 Закона о защите конкуренции, занимает доминирующее положение на розничном рынке реализации  бензина автомобильного  и дизельного топлива на территории пгт. Талинка, так как является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим такие услуги, следовательно, занимает долю в размере и 100% и имеет возможность оказывать влияние на рынке услуг розничной реализации  бензина автомобильного  и дизельного топлива в плане возможности  оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара.

 

                       

На основании всего вышеизложенного и руководствуясь положениями    Федерального закона «О защите конкуренции»,  Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов,  Приказом ФАС №6 и  Приказом ФАС №108, - подготовлен аналитический отчет по установлению доминирующего положения ООО «Эллиа». Аналитический отчет утвержден заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-мансийскому автономному округу – Югре 27 июля 2009 года.

 

Из представленных ответчиком по делу документов установлено следующее.

 

Общество «Эллиа» образовано в виде общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Деятельность ООО «Эллиа» осуществляется на основании Устава, утвержденного Решением единственного учредителя №4  от 01 июль 2008 года.

Согласно п. 2.1 Устава ООО «Эллиа» основными целями Общества являются  расширение рынка товаров и услуг и получение прибыли.

 

Одним из основных видов деятельности Общества является розничная торговля моторным топливом.

На эксплуатацию пожароопасных производственных объектов Обществу «Эллиа» Министерством Российской Федерации по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий выдана лицензия № 3/02608 от 10.05.2006г. на следующие пожароопасные производственные объекты:

- ХМАО-Югра, г.Нягань, ул.Транспортная, д.11 - АЗС;

- ХМАО-Югра, г.Нягань, ул.Ленинградская, д1 - АЗС;

- ХМАО-Югра, п.Талинка, ул.Авиационная, д8;

Материалами дела установлено, что ООО «Эллиа» приобретает нефтепродукты у следующих поставщиков: 1. ООО «Югорскпродукт»; 2. ООО «ЭнергоНефтеРесурс»; 3. ООО «АгроКонтинент»; 4. ООО «Уралнефтеком»; 5. ЗАО «Петролиум Трейдинг»; 6. ИП Петров; 7. ЗАО «Финансовый холдинг «Госкомплект»; 8. ООО «Северная топливная компания»; 9. ООО «С-Комби»; 10. ООО «Сибстройресурс»; 11 ООО «Платан»; 12. ООО «ТД «Континент»; 13. ОАО «Уральская нефтяная компания»; 14. ООО «Континент Ойл»; 15. ООО «Центр»; ООО «Центр ГСМ авто.

В соответствии с вышеизложенным, на основании  пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции вышеуказанное юридическое лицо (ООО «Эллиа») является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с пунктом 3 определения ООО «Эллиа» представило объяснения по существу рассматриваемого дела, из которого следует, что

- общество с нарушением антимонопольного законодательства не согласно, ввиду отсутствия в действиях ООО «Эллиа» нарушения Постановления Правительства ХМАО-Югры №231-п от 07.05.2004г., а также отсутствия установления монопольно высокой цены на автомобильное топливо.

Из представленного экономического обоснования розничной цены автомобильного топлива следует, что уровень розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо учитывает:

1.     уровень оптовых цен по каждому наименованию нефтепродуктов;

2.     фактический уровень удельных затрат на реализацию 1 л.нефтепродуктов;

3.     поддержание определенного соотношения цен в рамках ценового ряда с учетом уровня цен на автомобильные бензины и дизельное топливо в регионе г.Нагань;

4.     географическую дифференцированность сбытовой сети (АЗС в черте города, технологические АЗС на трассе г. Нягань – Ханты-Мансийск и Красноленинском своде нефтяных месторождений);

5.     увеличение прибыли предприятия для реализации плана развития производства, расширения сбытовой сети, увеличения рабочих мест.

 

Однако, представленные ООО «Эллиа» документы противоречат фактическим обстоятельствам.

Так, из анализа приказов об установлении розничных цен на нефтепродукты ООО «Эллиа» следует, что цена на автомобильное топливо в г. Нягань ниже установленной ООО «Эллиа» на АЗС за его пределами, в среднем от 50 копеек до 1 рубля.

Такое различие розничных цен установленных на АЗС ООО «Эллиа» в г.Нягани и за его пределами, согласно письменных пояснений ООО «Эллиа» обусловлена фактическим уровнем удельных затрат и географической дифференцированностью сети АЗС.

Данное объяснение противоречит действительности вследствие анализа калькуляций розничных цен представленных ООО «Эллиа», показывает, что уровень оптовых цен и себестоимость реализации одинаковы в г.Нягани, и для АЗС за его пределами, следовательно, не могут влиять на установление различий при определении розничных цен..

Различные уровни розничных цен на АЗС г.Нягани и на АЗС вне города установлены вследствие применения различного уровня рентабельности.

 

Представленное объяснение об отсутствии в действиях ООО «Эллиа» нарушения Постановления Правительства №231-п противоречит действительности так, :

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 мая 2004 года №231-п «Об установлении предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых (оптовых и (или) розничных надбавок на нефтепродукты» установлен предельный размер снабженческо-сбытовых и торговых (оптовых и (или) розничных) надбавок к покупной стоимости масел моторных, приобретенных под досрочный завоз, бензина автомобильного и дизельного топлива в размере не более 30 процентов.

 

Пунктом 2 Постановления определено, что снабженческо-сбытовые и торговые (оптовые и (или) розничные) надбавки включают в себя издержки обращения, в том числе транспортные расходы и иные расходы продавца, и применяются к покупной стоимости нефтепродуктов.

 

Данное Постановление, в соответствии с пунктом 5 Постановления распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей, на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности и места регистрации, осуществляющих реализацию нефтепродуктов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением: Советского, Сургутского и Нефтеюганского районов, городов Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Сургут, Пыть-Ях и Югорск.  

 

ООО «Эллиа» в период времени с 01.11.2008г. по 30.06.2009 осуществляло деятельность по розничной реализации автомобильного топлива в пгт.Талинка Октябрьского района (т.е. на территории, не включенной в перечень городов и районов, исключающих действие постановления).

 

Действия Постановления Правительства №231-п от 07.04.2004 распространяются на данную территорию деятельности ООО «Эллиа».

 

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.09.2008 №97-оз «О государственном регулировании и контроле за ценами (тарифами) на товары (услуги) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре даны определения следующих понятий:

·         ценообразование – формирование и применения цен, тарифов, надбавок, наценок, стоимости, ставок, размеров платы на товары (услуги) в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

·         субъекты ценообразованияюридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по продаже товаров, оказанию услуг в автономном округе, цены (тарифы) на которые регулируются Правительством ХМАО-Югры, органом по регулированию цен (тарифов);

·          торговая (оптовая и и(или) розничная) надбавкачасть оптовой или розничной цены продавца, предназначенной для возмещения его издержек обращения, связанных с доставкой и реализацией товаров, а также получения необходимой прибыли;

 

 

Таким образом, ООО «Эллиа» при осуществлении своей деятельности в п.Талинка Октябрьского района обязано было соблюдать установленный Постановлением Правительства предельный уровень снабженческо-сбытовой и торговой (оптовой и и(или) розничной) надбавки в размере не более 30 процентов.

 

Из анализа представленных ООО «Эллиа» данных об установлении розничных цен реализации автомобильного топлива и уровня оптовых цен (закупочных) следует, что реализация автомобильного топлива в п.Талинка Октябрьского района в период времени с 01.11.2008 по 30.06.2009 года осуществлялась следующим образом:

 

 

Динамика изменения розничной цены, оптовой (закупочной) цены, торговой надбавки в натуральном выражении, торговой надбавки в относительном выражении по марке автомобильного топлива АИ-92 установленные на АЗС п.Талинка в период с 01.11.2008г. по 30.06.2009г.

 

дата

Розничная

цена

Оптовая цена

маржа

Рента-

бельность

Уровень цен по постановлению №231-п

01.11.2008

23,00

17,73

5,27

29,72

23,05

07.11.2008

23,00

13,63

9,37

68,75

17,72

10.11.2008

23,00

11,78

11,22

95,25

15,31

11.11.2008

23,00

13,26

9,74

73,45

17,24

13.11.2008

21,50

13,26

8,24

62,14

17,24

22.11.2008

20,50

13,26

7,24

54,60

17,24

01.12.2008

19,00

13,26

5,74

43,29

17,24

09.12.2008

19,00

9,7

9,30

95,88

12,61

15.12.2008

18,00

9,7

8,30

85,57

12,61

02.01.2009

18,00

14,25

3,75

26,32

18,53

04.01.2009

19,00

14,25

4,75

33,33

18,53

06.01.2009

19,00

9,09

9,91

109,02

11,82

07.01.2009

19,00

13,95

5,05

36,20

18,14

14.01.2009

19,00

12,38

6,62

53,47

16,09

16.01.2009

19,00

12,21

6,79

55,61

15,87

20.01.2009

19,00

11,36

7,64

67,25

14,77

22.01.2009

19,00

11,01

7,99

72,57

14,31

23.01.2009

19,00

11,24

7,76

69,04

14,61

30.01.2009

19,00

12,28

6,72

54,72

15,96

02.02.2009

19,00

12,71

6,29

49,49

16,52

20.02.2009

19,00

13,01

5,99

46,04

16,91

23.03.2009

19,00

13,44

5,56

41,37

17,47

01.04.2009

19,00

13,67

5,33

38,99

17,77

07.04.2009

19,00

14,28

4,72

33,05

18,56

22.04.2009

19,00

14,18

4,82

33,99

18,43

28.04.2009

19,00

13,98

5,02

35,91

18,17

29.04.2009

19,00

13,9

5,10

36,69

18,07

01.05.2009

18,00

13,9

4,10

29,50

18,07

12.05.2009

18,00

14,67

3,33

22,70

19,07

21.05.2009

18,00

15,03

2,97

19,76

19,54

28.05.2009

18,00

15,7

2,30

14,65

20,41

03.06.2009

18,00

16,18

1,82

11,25

21,03

09.06.2009

20,50

16,18

4,32

26,70

21,03

18.06.2009

20,50

16,79

3,71

22,10

21,83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика изменения розничной цены, оптовой (закупочной) цены, торговой надбавки в натуральном выражении, торговой надбавки в относительном выражении по марке автомобильного топлива АИ-95, установленные на АЗС п.Талинка, в период с 01.12.2008г. по 30.06.2009г.

 

дата

Розничная

цена

Оптовая цена

маржа

Рента-

бельность

Уровень цен по постановлению №231-п

01.12.2008

22,00

18,61

3,39

18,22

24,19

09.12.2008

22,00

14,63

7,37

50,38

19,02

06.01.2009

22,00

12,67

9,33

73,64

16,47

28.01.2009

22,00

13,40

8,60

64,18

17,42

02.02.2009

22,00

15,13

6,87

45,41

19,67

16.02.2009

22,00

16,13

5,87

36,39

20,97

02.03.2009

22,00

15,44

6,56

42,49

20,07

06.03.2009

22,00

14,90

7,10

47,65

19,37

25.03.2009

22,00

15,19

6,81

44,83

19,75

21.04.2009

22,00

15,63

6,37

40,75

20,32

01.05.2009

21,00

15,63

5,37

34,36

20,32

12.05.2009

21,00

15,48

5,52

35,66

20,12

26.05.2009

21,00

17,17

3,83

22,31

22,32

28.05.2009

21,00

18,48

2,52

13,64

24,02

09.06.2009

23,50

18,48

5,02

27,16

24,02

24.06.2009

25,00

18,48

6,52

35,28

24,02

30.06.2009

25,00

18,48

6,52

35,28

24,02

 

 

 

Динамика изменения розничной цены, оптовой (закупочной) цены, торговой надбавки в натуральном выражении, торговой надбавки в относительном выражении по марке автомобильного топлива – дизельное топливо, установленные на АЗС п.Талинка в период с 01.11.2008г. по 30.06.2009г.

 

дата

Розничная

цена

Оптовая цена

маржа

Рента-

бельность

Уровень цен по постановлению №231-п

01.11.2008

24,00

21,84

2,16

9,89

28,39

07.11.2008

24,00

15,96

8,04

50,38

20,75

10.11.2008

24,00

15,83

8,17

51,61

20,58

13.11.2008

23,50

15,83

7,67

48,45

20,58

18.11.2008

23,50

15,88

7,62

47,98

20,64

22.11.2008

22,00

15,88

6,12

38,54

20,64

01.12.2008

21,00

15,88

5,12

32,24

20,64

03.12.2008

21,00

15,85

5,15

32,49

20,61

10.12.2008

21,00

12,60

8,40

66,67

16,38

25.12.2008

21,00

12,68

8,32

65,62

16,48

31.12.2008

21,00

12,56

8,44

67,20

16,33

02.01.2009

21,00

17,64

3,36

19,05

22,93

12.01.2009

21,00

16,21

4,79

29,55

21,07

15.01.2009

21,00

15,23

5,77

37,89

19,80

19.01.2009

21,00

13,43

7,57

56,37

17,46

25.01.2009

21,00

13,94

7,06

50,65

18,12

06.02.2009

21,00

17,64

3,36

19,05

22,93

09.02.2009

21,00

18,32

2,68

14,63

23,82

24.02.2009

21,00

17,93

3,07

17,12

23,31

27.02.2009

21,00

17,77

3,23

18,18

23,10

06.03.2009

21,00

17,38

3,62

20,83

22,59

20.03.2009

21,00

16,67

4,33

25,97

21,67

01.04.2009

21,00

16,68

4,32

25,90

21,68

14.04.2009

21,00

14,00

7,00

50,00

18,20

01.05.2009

19,00

14,00

5,00

35,71

18,20

14.05.2009

19,00

13,53

5,47

40,43

17,59

27.05.2009

19,00

12,13

6,87

56,64

15,77

01.06.2009

19,00

13,67

5,33

38,99

17,77

25.06.2009

19,00

12,73

6,27

49,25

16,55

30.06.2009

19,00

12,73

6,27

49,25

16,55

 

       

На всех графиках представлена структура таблиц, отражающая динамику изменения розничной цены, оптовой (закупочной) цены, торговой надбавки в натуральном выражении, торговой надбавки в относительном выражении в пгт.Талинка за период с 01.11.2009г. по 30.06.2009г. В течении всего рассматриваемого периода наблюдается превышение ООО «Эллиа» установления розничных на автомобильное топливо с применением торговой надбавки в размере более 30 %.

 

 

Из представленных самим же ответчиком по делу калькуляций розничных цен на автомобильное топливо следует, что установленная ООО «Эллиа» розничная цена реализации автомобильного топлива также, противоречит требованию Постановления Правительства ХМАО-Югры №231-П от 07.04.2004г.:

калькуляция розничных цен на ноябрь 2008г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

9,86

-----

11,42

розничная цена

21,5

---

23,5

торговая надбавка %

46%

---

49%

калькуляция розничных цен на декабрь 2008г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

8,14

----

9,08

розничная цена

20,5

----

22

торговая надбавка %

60,3%

----

59%

калькуляция розничных цен на январь 2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

7,35

 

9,44

розничная цена

19

 

21

торговая надбавка %

61%

 

55%

калькуляция розничных цен на февраль 2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

12,13

13,51

15,22

розничная цена

19

22

21

торговая надбавка %

36%

38,6%

27,5%

калькуляция розничных цен на март 2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

11,32

12,76

13,39

розничная цена

19

22

21

торговая надбавка %

40%

42%

36%

калькуляция розничных цен на апрель 2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

11,96

13,38

11,94

розничная цена

19

22

21

торговая надбавка %

37%

36%

43%

калькуляция розничных цен на май 2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

12,47

13,27

10,74

розничная цена

18

21

19

торговая надбавка %

30,7%

36,8%

43%

 

калькуляция розничных цен с 01.06.2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

12,47

13,27

10,74

розничная цена

18

21

19

торговая надбавка %

30,7%

36,8%

43,5%

калькуляция розничных цен с 09.06.2009г.

 

Аи-92

Аи-95

Д/Т

оптовая цена

15,03

15,88

10,04

розничная цена

20,5

23,5

19

торговая надбавка %

26,6%

32,4%

47%

 

 

 

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

Указанное выше, в соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «Защите конкуренции», проведенным анализом рынка реализации автомобильного топлива в географических г.Талинка Октябрьского района, установлено что, - ООО «Эллиа» занимает доминирующее положение.

 

Кроме того, из анализа представленных калькуляций розничных цен на автомобильное топливо следует, что при одинаковых затратах на приобретение автомобильного топлива и его реализацию ООО «Эллиа» для п.Талинка устанавливала уровень рентабельности выше, чем для г.Нягани.

 

Данное обстоятельство объясняется наличием конкурентов на рынке розничной реализации автомобильного топлива в г.Нягани – ООО «Лорд» (г.Нягань, ул.Лазарева, 16), ООО «Няганьнефтепродукт» (г.Нягань, ул.Авиационная, 4, корп.1), ООО «Спектр» (г.Нягань, ул.Лазарева 2 «А») – что не позволяет ООО «Эллиа» злоупотреблять доминирующим положением, ввиду его отсутствия. 

 

Вместе с тем, пользуясь отсутствием конкурентов в географических границах пгт.Талинка ООО «Эллиа» злоупотребляет своим доминирующим положением на этом рынке реализации автомобильного топлива, устанавливая в рассматриваемый период цену на реализуемое автомобильное топливо с нарушением нормативного правового акта.

 

Указанными действиями ООО «Эллиа» нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающую совершение действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) – нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

 

В соответствии с пунктом 4 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №30 от 30.06.2008г. исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

 

Для применения запрета, установленного частью 1  статьи 10 Закона о защите конкуренции  в соответствии со сложившейся судебной практикой достаточно установить факт наличия нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования,  в результате которого произошло ущемление интересов неопределенного круга лиц (потребителей)

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 ст. 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006г. (зарегистрированного в Минюсте РФ за №8842 от 24.01.2007г.), Комиссия

 

 

 

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать действия ООО «Эллиа» нарушающими пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования на рынке розничной реализации автомобильного топлива в п.Талинка Октябрьского района ХМАО-Югры в период с 01.11.2008г. по 30.06.2009г.

2.     Выдать обязательное для исполнение предписание.

3.     Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности ООО «Эллиа» за нарушение антимонопольного законодательства.

4.     Назначить Третьякова В.В. – специалиста отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ответственным по контролю за исполнением данного решения.

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>




[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-18 14:10:21 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-18 14:10:21 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321555415 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )