Решение по делу №06-02-403/2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №06-02-403/2011
Дата публикации: 28 февраля 2012, 12:35

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                г. Ханты-Мансийск

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.02.2012 года 

Решение изготовлено в полном объеме  17.02.2012 года 

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 

председателя Комиссии:

ХХХХ– руководителя Управления;

членов Комиссии:

        ХХХХ – начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

ХХХХ – специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

в присутствии представителей ответчика по делу от Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры:

 -  ХХХХ, действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 6, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;

 -   ХХХХ действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 5, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;

        в присутствии представителей ответчика по делу от Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»:

         -  ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 2, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»ХХХХ;

         -  ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 1, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»,

        рассмотрев дело №06-02-403/2011 по признакам нарушения Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры (далее – Департамент), Открытым акционерным обществом «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» (далее – ОАО «Ханты-Мансийское АТП» части 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

      

        Основанием для возбуждения дела 06-02-403/2011 послужило обнаружение антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства на рынке пассажирских перевозок. 

        Так, 23.09.2011 года Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре было рассмотрено дело №06-02-221/2011 возбужденное в отношении Департамента по признакам нарушения  пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем направления индивидуальных предпринимателей за согласованием времени отправления маршрута и графика движения маршрута к ОАО «Ханты-Мансийское АТП».

        Возбуждению дела №06-02-221/2011 послужили поступившие обращения от индивидуального предпринимателя Маципулы Ю.Р. (далее – ИП Маципула Ю.Р.) (вх.№882-О от 22.06.2011), индивидуального предпринимателя  Созонова А.И. (далее – ИП Созонов А.И.) (вх.№ 961-О от 30.06.2011) осуществляющих свою деятельность  в области пассажирских перевозок, багажа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также за его пределами.

        По результатам рассмотрения вышеуказанного дела, Комиссией принято решение о наличии нарушения пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдано для обязательного исполнения предписание. Так же, в ходе рассмотрения данного дела, Комиссией в действиях Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении согласованных действий между государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующим субъектом, по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута.

        В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения части 4 статьи 16  Закона о защите конкуренции  в отношении Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» что подтверждается Приказом  Ханты-Мансийского УФАС России от 27.12.2011 №1357.      

        Определением (исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011) рассмотрение дела назначено на 06.02.2012 года в 15 час. 00 мин.

        В целях объективного, всестороннего и полного рассмотрения обстоятельств по делу, антимонопольным органом у Департамента и ОАО «Ханты-Мансийского АТП» были запрошены необходимые документы (Определение исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011).

        Мотивированное требование антимонопольного органа исполнено Департаментом и ОАО «Ханты-Мансийским АТП» в полном объеме в установленный срок.

        Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

        На Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийским АТП» заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела, копии договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011.

        Комиссией при рассмотрении ходатайства единогласно было принято решение об удовлетворении ходатайства и приобщения документов к материалам дела.  

        В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и оглашены письменные пояснения Департамента (вх.№02-303 от 19.01.2012) и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» (вх.№. 02-452 от 25.01.2012).     

        Представители ответчика Департамента, не согласны с фактами, изложенными в Определении, по основаниям указанным в письменных пояснениях. Так, по мнению представителя ответчика, нарушение антимонопольного законодательства допущено не было. Согласно письму от 09.06.2011 №1724, направленному в адрес ОАО «Ханты-Мансийское АТП», Департамент обратился к предприятию рассмотреть техническую возможность в обслуживании автобусов ИП Созонова А.И. Данные действия Департамента не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а напротив направлены на создание условий для осуществления предпринимателями деятельности по перевозке пассажиров, в связи с тем, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» владеет собственной автостанцией, расположенной по адресу : ХХХ, а также арендует кассы по продаже билетов и платформы для отправления междугородных автобусов в комплексе зданий автовокзала расположенном по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса Щербины д.3. В противном случае у ИП Созонова А.И. отсутствовала возможность осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с требованиями безопасности действующего законодательства, то есть посадку пассажиров с автовокзала.

        Полная позиция Департамента, изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-303 от 19.01.2012.

        Ответчик по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП» также считает, что действия Общества не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции по следующим основаниям.

        Из содержания письма направленного Департаментом от 09.06.2011г. № 1724, в адрес Общества следует, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» согласовывает только техническую возможность времени отправления автобусов с автовокзала  в целях недопущения загруженности посадочных платформ, мест отстоя, режима работы автовокзала (кассы), совпадения времени отправления автобусов с автовокзала.

        Полная позиция по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП», изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-452 от 25.01.2012.

       Так же, представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийского АТП» в дополнение к приобщенным документам на Комиссии дано пояснение, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» осуществляет функции автовокзала на основании договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011 года, заключенного с ОАО «Северречфлот».

        Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных и устных пояснений представителей ответчиков, сделаны следующие выводы.

        Формирование сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа осуществляется на основании Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.07.2004 года № 322-п «Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры» (далее – Постановление № 322-п).

        Данное Постановление разработано в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 «178 «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации».

        Согласно Постановлению №322-п следует, что работа по формированию сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры осуществляется  Департаментом  дорожного хозяйства и транспорта ХМАО – Югры с привлечением иных организаций, в том числе на договорной основе.

        Для открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится по согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

        Инициаторами открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (далее - перевозчик), имеющие соответствующие лицензии.

        Для решения вопроса по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает следующие документы:

- схему автобусного междугородного маршрута в виде графического, условного изображения с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, опасных участков (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, и т.д.);

-  расписание движения пассажирских транспортных средств по автобусному междугородному маршруту в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;

- размер платы за проезд и провоз багажа с учетом предельных тарифов, утверждаемых в установленном порядке;

- график работы водителей на автобусном междугородном маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.

   Согласно пункту 6 приложения к Постановлению № 322-п, для решения вопроса об организации регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО – Югры перевозчик представляет в Департамент следующие документы:

–  заявку на открытие автобусного междугородного маршрута;

–  копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

– копию документа, удостоверяющего личность и копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

– копию лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;

–  документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;

–  документы, перечисленные в пункте 5 настоящего Порядка.

        При отсутствии замечаний, Департаментом по представленным документам в установленном порядке производится обследование автобусного маршрута, оформляется паспорт маршрута, осуществляется согласование с органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры, по территории которых будет проходить вновь открываемый маршрут.

        Согласованные (утвержденные) документы на открытие регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО-Югры или аргументированный отказ направляются перевозчику.

       Отправление (прибытие) пассажирских транспортных средств регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также  мест, специально отведенных для этих целей органами местного самоуправления.

       Так, из содержания жалоб ИП Созонова А.И. и ИП Маципулы Ю.Р. следует, что для открытия междугородных маршрутов ими были представлены на согласование в Департамент все документы, предусмотренные Постановлением №322-п.  Для окончательного утверждения Департаментом паспортов автобусных маршрутов предпринимателей, требуется согласование графика движения автобусных маршрутов (время движения маршрутов) с владельцами автовокзалов.  

       Так, согласно имеющейся информации поступившей от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депимущество Югры) следует, что на территории города Ханты-Мансийска находится один автовокзал который расположен по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса-Щербины, д.3, собственником которого является Депимущества – Югры.

       18.04.2005 года  между  Депимуществом – Югры и Открытым акционерным обществом «Северечфлот» (далее – ОАО «Северречфлот») заключен договор аренды №02-03/2005-49 от 18.04.2005 года. Предметом данного договора является передача во временное владение и  пользование имущества стоимостью 411 579 941, 97 руб., в том числе: здание автовокзала инв. № 101020000002 площадью 5137,5 кв.м., стоимостью 216 684 941 руб.; имущество стоимостью 5 455 012,97 руб., в объекте «Комплекс зданий Автовокзала. Пассажирский вокзал с прогулочной набережной». Таким образом, согласно данного договора, здание автовокзала находится в ведении ОАО «Северречфлот». Так же из материалов дела следует, что 10.05.2011 между ОАО «Северречфлот» и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» заключен договор субаренды нежилого помещения № 67 от 10.05.2011 в здании автовокзала, общей площадью 7.9 кв.м. для размещения кассы по продаже билетов.

       Аналогичный договор заключен с ЗАО «Транспортное агентство» от 10.05.2011 № 68.

       Обратившимся предпринимателям, специалистами Департамента, было устно пояснено, что за согласованием графика и времени отправления автобусных маршрутов необходимо обратиться в ОАО «Ханты-Мансийское АТП». 

       На обращение от ОАО «Ханты-Мансийского АТП» обратившимся предпринимателям последовал устный отказ в согласовании вышеуказанных документов, после чего предприниматели повторно обратились в Департамент для урегулирования данного вопроса.

       Так, в письме от 09.06.2011 исх. №1724 Департамент просит  ОАО «Ханты-Мансийское АТП» рассмотреть техническую возможность автовокзала в обслуживании автобусов индивидуального предпринимателя Созонова А.И. согласно прилагаемому графику, расписанию движения автобусов по указанному маршруту. Так же, в письме Департамент указывает на то, что в случае если время отправления (прибытия) автобусов совпадает с другими аналогичными маршрутами, обосновать причину отказа в согласовании расписания и предложить перевозчику другое время для составления графика движения автобусов по маршруту составленному предпринимателем.  

       В ответ на письмо Департамента, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» отвечает в своем письме исх.№236 от 16.06.2011, что в настоящее время из г.Ханты-Мансийска по маршруту указанному индивидуальным предпринимателем Созоновым А.И. осуществляют перевозку другие автобусы по определенному расписанию и открытие еще одного ежедневного дополнительного рейса по данному маршруту нецелесообразно, так как на заявленном маршруте уже осуществляются регулярные перевозки и обеспечивается потребность в перевозках.

Таким образом, из переписки Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закон о защите конкуренции, которые способны привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

        В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

       Из представленного на Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийское АТП» договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест установлено, что предметом настоящего договора является предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории, прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала» расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Бориса-Щербины, д.1, в целях посадки и высадки пассажиров без осуществления продолжительной стоянки. Кроме того,  на основании договора №67 от 10.05.2011 года, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» арендует помещение на 1 этаже Пассажирского корпуса «Комплекс зданий Автовокзала» общей площадью 7,9 кв.м. для размещения касс по продаже билетов.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении  правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» дано понятие, автовокзал – это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

       Следовательно, помещение используемое ОАО «Ханты-Мансийское АТП» под кассу в здании автовокзала по договору субаренды, а также по договору возмездного пользования на предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала», не дает ОАО «Ханты-Мансийское АТП» преимущественное пользование всем зданием автовокзала, а так же осуществление действий по согласованию времени отправления маршрута, графика движения маршрута.

       Учитывая вышеизложенное, Департамент не имел правовых оснований для направления ИП Маципулы Ю.В. и ИП Созонова А.И. за согласованием времени отправления и графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП».

       Действия Департамента при направлении хозяйствующих субъектов для согласования времени движения маршрута, графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП» привели к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, багажа на территории ХМАО-Югры.

        В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

        При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

                

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39,  части 1  статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

        1.  Признать Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» нарушившими антимонопольное законодательство, а именно часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения согласованных действий результатом которого явилось ограничение доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

        2.  Выдать Департаменту дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и  ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» обязательное для исполнения предписание.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по ст.14.32 КоАП РФ в отношении Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие».

          4.  Контроль  за исполнением настоящего решения возложить на специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХХ

 

          Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

   

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 8244 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №06-02-403/2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8244 [type] => solution [language] => ru [created] => 1330411042 [changed] => 1370524913 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524913 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                г. Ханты-Мансийск

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.02.2012 года 

Решение изготовлено в полном объеме  17.02.2012 года 

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 

председателя Комиссии:

ХХХХ– руководителя Управления;

членов Комиссии:

        ХХХХ – начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

ХХХХ – специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

в присутствии представителей ответчика по делу от Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры:

 -  ХХХХ, действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 6, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;

 -   ХХХХ действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 5, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;

        в присутствии представителей ответчика по делу от Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»:

         -  ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 2, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»ХХХХ;

         -  ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 1, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»,

        рассмотрев дело №06-02-403/2011 по признакам нарушения Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры (далее – Департамент), Открытым акционерным обществом «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» (далее – ОАО «Ханты-Мансийское АТП» части 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

      

        Основанием для возбуждения дела 06-02-403/2011 послужило обнаружение антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства на рынке пассажирских перевозок. 

        Так, 23.09.2011 года Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре было рассмотрено дело №06-02-221/2011 возбужденное в отношении Департамента по признакам нарушения  пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем направления индивидуальных предпринимателей за согласованием времени отправления маршрута и графика движения маршрута к ОАО «Ханты-Мансийское АТП».

        Возбуждению дела №06-02-221/2011 послужили поступившие обращения от индивидуального предпринимателя Маципулы Ю.Р. (далее – ИП Маципула Ю.Р.) (вх.№882-О от 22.06.2011), индивидуального предпринимателя  Созонова А.И. (далее – ИП Созонов А.И.) (вх.№ 961-О от 30.06.2011) осуществляющих свою деятельность  в области пассажирских перевозок, багажа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также за его пределами.

        По результатам рассмотрения вышеуказанного дела, Комиссией принято решение о наличии нарушения пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдано для обязательного исполнения предписание. Так же, в ходе рассмотрения данного дела, Комиссией в действиях Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении согласованных действий между государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующим субъектом, по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута.

        В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения части 4 статьи 16  Закона о защите конкуренции  в отношении Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» что подтверждается Приказом  Ханты-Мансийского УФАС России от 27.12.2011 №1357.      

        Определением (исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011) рассмотрение дела назначено на 06.02.2012 года в 15 час. 00 мин.

        В целях объективного, всестороннего и полного рассмотрения обстоятельств по делу, антимонопольным органом у Департамента и ОАО «Ханты-Мансийского АТП» были запрошены необходимые документы (Определение исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011).

        Мотивированное требование антимонопольного органа исполнено Департаментом и ОАО «Ханты-Мансийским АТП» в полном объеме в установленный срок.

        Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

        На Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийским АТП» заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела, копии договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011.

        Комиссией при рассмотрении ходатайства единогласно было принято решение об удовлетворении ходатайства и приобщения документов к материалам дела.  

        В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и оглашены письменные пояснения Департамента (вх.№02-303 от 19.01.2012) и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» (вх.№. 02-452 от 25.01.2012).     

        Представители ответчика Департамента, не согласны с фактами, изложенными в Определении, по основаниям указанным в письменных пояснениях. Так, по мнению представителя ответчика, нарушение антимонопольного законодательства допущено не было. Согласно письму от 09.06.2011 №1724, направленному в адрес ОАО «Ханты-Мансийское АТП», Департамент обратился к предприятию рассмотреть техническую возможность в обслуживании автобусов ИП Созонова А.И. Данные действия Департамента не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а напротив направлены на создание условий для осуществления предпринимателями деятельности по перевозке пассажиров, в связи с тем, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» владеет собственной автостанцией, расположенной по адресу : ХХХ, а также арендует кассы по продаже билетов и платформы для отправления междугородных автобусов в комплексе зданий автовокзала расположенном по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса Щербины д.3. В противном случае у ИП Созонова А.И. отсутствовала возможность осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с требованиями безопасности действующего законодательства, то есть посадку пассажиров с автовокзала.

        Полная позиция Департамента, изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-303 от 19.01.2012.

        Ответчик по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП» также считает, что действия Общества не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции по следующим основаниям.

        Из содержания письма направленного Департаментом от 09.06.2011г. № 1724, в адрес Общества следует, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» согласовывает только техническую возможность времени отправления автобусов с автовокзала  в целях недопущения загруженности посадочных платформ, мест отстоя, режима работы автовокзала (кассы), совпадения времени отправления автобусов с автовокзала.

        Полная позиция по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП», изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-452 от 25.01.2012.

       Так же, представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийского АТП» в дополнение к приобщенным документам на Комиссии дано пояснение, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» осуществляет функции автовокзала на основании договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011 года, заключенного с ОАО «Северречфлот».

        Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных и устных пояснений представителей ответчиков, сделаны следующие выводы.

        Формирование сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа осуществляется на основании Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.07.2004 года № 322-п «Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры» (далее – Постановление № 322-п).

        Данное Постановление разработано в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 «178 «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации».

        Согласно Постановлению №322-п следует, что работа по формированию сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры осуществляется  Департаментом  дорожного хозяйства и транспорта ХМАО – Югры с привлечением иных организаций, в том числе на договорной основе.

        Для открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится по согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

        Инициаторами открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (далее - перевозчик), имеющие соответствующие лицензии.

        Для решения вопроса по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает следующие документы:

- схему автобусного междугородного маршрута в виде графического, условного изображения с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, опасных участков (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, и т.д.);

-  расписание движения пассажирских транспортных средств по автобусному междугородному маршруту в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;

- размер платы за проезд и провоз багажа с учетом предельных тарифов, утверждаемых в установленном порядке;

- график работы водителей на автобусном междугородном маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.

   Согласно пункту 6 приложения к Постановлению № 322-п, для решения вопроса об организации регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО – Югры перевозчик представляет в Департамент следующие документы:

–  заявку на открытие автобусного междугородного маршрута;

–  копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

– копию документа, удостоверяющего личность и копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

– копию лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;

–  документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;

–  документы, перечисленные в пункте 5 настоящего Порядка.

        При отсутствии замечаний, Департаментом по представленным документам в установленном порядке производится обследование автобусного маршрута, оформляется паспорт маршрута, осуществляется согласование с органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры, по территории которых будет проходить вновь открываемый маршрут.

        Согласованные (утвержденные) документы на открытие регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО-Югры или аргументированный отказ направляются перевозчику.

       Отправление (прибытие) пассажирских транспортных средств регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также  мест, специально отведенных для этих целей органами местного самоуправления.

       Так, из содержания жалоб ИП Созонова А.И. и ИП Маципулы Ю.Р. следует, что для открытия междугородных маршрутов ими были представлены на согласование в Департамент все документы, предусмотренные Постановлением №322-п.  Для окончательного утверждения Департаментом паспортов автобусных маршрутов предпринимателей, требуется согласование графика движения автобусных маршрутов (время движения маршрутов) с владельцами автовокзалов.  

       Так, согласно имеющейся информации поступившей от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депимущество Югры) следует, что на территории города Ханты-Мансийска находится один автовокзал который расположен по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса-Щербины, д.3, собственником которого является Депимущества – Югры.

       18.04.2005 года  между  Депимуществом – Югры и Открытым акционерным обществом «Северечфлот» (далее – ОАО «Северречфлот») заключен договор аренды №02-03/2005-49 от 18.04.2005 года. Предметом данного договора является передача во временное владение и  пользование имущества стоимостью 411 579 941, 97 руб., в том числе: здание автовокзала инв. № 101020000002 площадью 5137,5 кв.м., стоимостью 216 684 941 руб.; имущество стоимостью 5 455 012,97 руб., в объекте «Комплекс зданий Автовокзала. Пассажирский вокзал с прогулочной набережной». Таким образом, согласно данного договора, здание автовокзала находится в ведении ОАО «Северречфлот». Так же из материалов дела следует, что 10.05.2011 между ОАО «Северречфлот» и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» заключен договор субаренды нежилого помещения № 67 от 10.05.2011 в здании автовокзала, общей площадью 7.9 кв.м. для размещения кассы по продаже билетов.

       Аналогичный договор заключен с ЗАО «Транспортное агентство» от 10.05.2011 № 68.

       Обратившимся предпринимателям, специалистами Департамента, было устно пояснено, что за согласованием графика и времени отправления автобусных маршрутов необходимо обратиться в ОАО «Ханты-Мансийское АТП». 

       На обращение от ОАО «Ханты-Мансийского АТП» обратившимся предпринимателям последовал устный отказ в согласовании вышеуказанных документов, после чего предприниматели повторно обратились в Департамент для урегулирования данного вопроса.

       Так, в письме от 09.06.2011 исх. №1724 Департамент просит  ОАО «Ханты-Мансийское АТП» рассмотреть техническую возможность автовокзала в обслуживании автобусов индивидуального предпринимателя Созонова А.И. согласно прилагаемому графику, расписанию движения автобусов по указанному маршруту. Так же, в письме Департамент указывает на то, что в случае если время отправления (прибытия) автобусов совпадает с другими аналогичными маршрутами, обосновать причину отказа в согласовании расписания и предложить перевозчику другое время для составления графика движения автобусов по маршруту составленному предпринимателем.  

       В ответ на письмо Департамента, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» отвечает в своем письме исх.№236 от 16.06.2011, что в настоящее время из г.Ханты-Мансийска по маршруту указанному индивидуальным предпринимателем Созоновым А.И. осуществляют перевозку другие автобусы по определенному расписанию и открытие еще одного ежедневного дополнительного рейса по данному маршруту нецелесообразно, так как на заявленном маршруте уже осуществляются регулярные перевозки и обеспечивается потребность в перевозках.

Таким образом, из переписки Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закон о защите конкуренции, которые способны привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

        В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

       Из представленного на Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийское АТП» договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест установлено, что предметом настоящего договора является предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории, прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала» расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Бориса-Щербины, д.1, в целях посадки и высадки пассажиров без осуществления продолжительной стоянки. Кроме того,  на основании договора №67 от 10.05.2011 года, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» арендует помещение на 1 этаже Пассажирского корпуса «Комплекс зданий Автовокзала» общей площадью 7,9 кв.м. для размещения касс по продаже билетов.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении  правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» дано понятие, автовокзал – это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

       Следовательно, помещение используемое ОАО «Ханты-Мансийское АТП» под кассу в здании автовокзала по договору субаренды, а также по договору возмездного пользования на предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала», не дает ОАО «Ханты-Мансийское АТП» преимущественное пользование всем зданием автовокзала, а так же осуществление действий по согласованию времени отправления маршрута, графика движения маршрута.

       Учитывая вышеизложенное, Департамент не имел правовых оснований для направления ИП Маципулы Ю.В. и ИП Созонова А.И. за согласованием времени отправления и графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП».

       Действия Департамента при направлении хозяйствующих субъектов для согласования времени движения маршрута, графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП» привели к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, багажа на территории ХМАО-Югры.

        В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

        При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

                

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39,  части 1  статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

        1.  Признать Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» нарушившими антимонопольное законодательство, а именно часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения согласованных действий результатом которого явилось ограничение доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

        2.  Выдать Департаменту дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и  ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» обязательное для исполнения предписание.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по ст.14.32 КоАП РФ в отношении Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие».

          4.  Контроль  за исполнением настоящего решения возложить на специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХХ

 

          Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

   

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                г. Ханты-Мансийск

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.02.2012 года 

Решение изготовлено в полном объеме  17.02.2012 года 

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 

председателя Комиссии:

ХХХХ– руководителя Управления;

членов Комиссии:

        ХХХХ – начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

ХХХХ – специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

в присутствии представителей ответчика по делу от Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры:

 -  ХХХХ, действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 6, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;

 -   ХХХХ действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 5, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;

        в присутствии представителей ответчика по делу от Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»:

         -  ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 2, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»ХХХХ;

         -  ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 1, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»,

        рассмотрев дело №06-02-403/2011 по признакам нарушения Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры (далее – Департамент), Открытым акционерным обществом «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» (далее – ОАО «Ханты-Мансийское АТП» части 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

      

        Основанием для возбуждения дела 06-02-403/2011 послужило обнаружение антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства на рынке пассажирских перевозок. 

        Так, 23.09.2011 года Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре было рассмотрено дело №06-02-221/2011 возбужденное в отношении Департамента по признакам нарушения  пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем направления индивидуальных предпринимателей за согласованием времени отправления маршрута и графика движения маршрута к ОАО «Ханты-Мансийское АТП».

        Возбуждению дела №06-02-221/2011 послужили поступившие обращения от индивидуального предпринимателя Маципулы Ю.Р. (далее – ИП Маципула Ю.Р.) (вх.№882-О от 22.06.2011), индивидуального предпринимателя  Созонова А.И. (далее – ИП Созонов А.И.) (вх.№ 961-О от 30.06.2011) осуществляющих свою деятельность  в области пассажирских перевозок, багажа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также за его пределами.

        По результатам рассмотрения вышеуказанного дела, Комиссией принято решение о наличии нарушения пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдано для обязательного исполнения предписание. Так же, в ходе рассмотрения данного дела, Комиссией в действиях Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении согласованных действий между государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующим субъектом, по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута.

        В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения части 4 статьи 16  Закона о защите конкуренции  в отношении Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» что подтверждается Приказом  Ханты-Мансийского УФАС России от 27.12.2011 №1357.      

        Определением (исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011) рассмотрение дела назначено на 06.02.2012 года в 15 час. 00 мин.

        В целях объективного, всестороннего и полного рассмотрения обстоятельств по делу, антимонопольным органом у Департамента и ОАО «Ханты-Мансийского АТП» были запрошены необходимые документы (Определение исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011).

        Мотивированное требование антимонопольного органа исполнено Департаментом и ОАО «Ханты-Мансийским АТП» в полном объеме в установленный срок.

        Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

        На Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийским АТП» заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела, копии договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011.

        Комиссией при рассмотрении ходатайства единогласно было принято решение об удовлетворении ходатайства и приобщения документов к материалам дела.  

        В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и оглашены письменные пояснения Департамента (вх.№02-303 от 19.01.2012) и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» (вх.№. 02-452 от 25.01.2012).     

        Представители ответчика Департамента, не согласны с фактами, изложенными в Определении, по основаниям указанным в письменных пояснениях. Так, по мнению представителя ответчика, нарушение антимонопольного законодательства допущено не было. Согласно письму от 09.06.2011 №1724, направленному в адрес ОАО «Ханты-Мансийское АТП», Департамент обратился к предприятию рассмотреть техническую возможность в обслуживании автобусов ИП Созонова А.И. Данные действия Департамента не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а напротив направлены на создание условий для осуществления предпринимателями деятельности по перевозке пассажиров, в связи с тем, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» владеет собственной автостанцией, расположенной по адресу : ХХХ, а также арендует кассы по продаже билетов и платформы для отправления междугородных автобусов в комплексе зданий автовокзала расположенном по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса Щербины д.3. В противном случае у ИП Созонова А.И. отсутствовала возможность осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с требованиями безопасности действующего законодательства, то есть посадку пассажиров с автовокзала.

        Полная позиция Департамента, изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-303 от 19.01.2012.

        Ответчик по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП» также считает, что действия Общества не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции по следующим основаниям.

        Из содержания письма направленного Департаментом от 09.06.2011г. № 1724, в адрес Общества следует, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» согласовывает только техническую возможность времени отправления автобусов с автовокзала  в целях недопущения загруженности посадочных платформ, мест отстоя, режима работы автовокзала (кассы), совпадения времени отправления автобусов с автовокзала.

        Полная позиция по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП», изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-452 от 25.01.2012.

       Так же, представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийского АТП» в дополнение к приобщенным документам на Комиссии дано пояснение, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» осуществляет функции автовокзала на основании договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011 года, заключенного с ОАО «Северречфлот».

        Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных и устных пояснений представителей ответчиков, сделаны следующие выводы.

        Формирование сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа осуществляется на основании Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.07.2004 года № 322-п «Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры» (далее – Постановление № 322-п).

        Данное Постановление разработано в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 «178 «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации».

        Согласно Постановлению №322-п следует, что работа по формированию сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры осуществляется  Департаментом  дорожного хозяйства и транспорта ХМАО – Югры с привлечением иных организаций, в том числе на договорной основе.

        Для открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится по согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

        Инициаторами открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (далее - перевозчик), имеющие соответствующие лицензии.

        Для решения вопроса по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает следующие документы:

- схему автобусного междугородного маршрута в виде графического, условного изображения с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, опасных участков (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, и т.д.);

-  расписание движения пассажирских транспортных средств по автобусному междугородному маршруту в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;

- размер платы за проезд и провоз багажа с учетом предельных тарифов, утверждаемых в установленном порядке;

- график работы водителей на автобусном междугородном маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.

   Согласно пункту 6 приложения к Постановлению № 322-п, для решения вопроса об организации регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО – Югры перевозчик представляет в Департамент следующие документы:

–  заявку на открытие автобусного междугородного маршрута;

–  копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

– копию документа, удостоверяющего личность и копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

– копию лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;

–  документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;

–  документы, перечисленные в пункте 5 настоящего Порядка.

        При отсутствии замечаний, Департаментом по представленным документам в установленном порядке производится обследование автобусного маршрута, оформляется паспорт маршрута, осуществляется согласование с органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры, по территории которых будет проходить вновь открываемый маршрут.

        Согласованные (утвержденные) документы на открытие регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО-Югры или аргументированный отказ направляются перевозчику.

       Отправление (прибытие) пассажирских транспортных средств регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также  мест, специально отведенных для этих целей органами местного самоуправления.

       Так, из содержания жалоб ИП Созонова А.И. и ИП Маципулы Ю.Р. следует, что для открытия междугородных маршрутов ими были представлены на согласование в Департамент все документы, предусмотренные Постановлением №322-п.  Для окончательного утверждения Департаментом паспортов автобусных маршрутов предпринимателей, требуется согласование графика движения автобусных маршрутов (время движения маршрутов) с владельцами автовокзалов.  

       Так, согласно имеющейся информации поступившей от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депимущество Югры) следует, что на территории города Ханты-Мансийска находится один автовокзал который расположен по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса-Щербины, д.3, собственником которого является Депимущества – Югры.

       18.04.2005 года  между  Депимуществом – Югры и Открытым акционерным обществом «Северечфлот» (далее – ОАО «Северречфлот») заключен договор аренды №02-03/2005-49 от 18.04.2005 года. Предметом данного договора является передача во временное владение и  пользование имущества стоимостью 411 579 941, 97 руб., в том числе: здание автовокзала инв. № 101020000002 площадью 5137,5 кв.м., стоимостью 216 684 941 руб.; имущество стоимостью 5 455 012,97 руб., в объекте «Комплекс зданий Автовокзала. Пассажирский вокзал с прогулочной набережной». Таким образом, согласно данного договора, здание автовокзала находится в ведении ОАО «Северречфлот». Так же из материалов дела следует, что 10.05.2011 между ОАО «Северречфлот» и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» заключен договор субаренды нежилого помещения № 67 от 10.05.2011 в здании автовокзала, общей площадью 7.9 кв.м. для размещения кассы по продаже билетов.

       Аналогичный договор заключен с ЗАО «Транспортное агентство» от 10.05.2011 № 68.

       Обратившимся предпринимателям, специалистами Департамента, было устно пояснено, что за согласованием графика и времени отправления автобусных маршрутов необходимо обратиться в ОАО «Ханты-Мансийское АТП». 

       На обращение от ОАО «Ханты-Мансийского АТП» обратившимся предпринимателям последовал устный отказ в согласовании вышеуказанных документов, после чего предприниматели повторно обратились в Департамент для урегулирования данного вопроса.

       Так, в письме от 09.06.2011 исх. №1724 Департамент просит  ОАО «Ханты-Мансийское АТП» рассмотреть техническую возможность автовокзала в обслуживании автобусов индивидуального предпринимателя Созонова А.И. согласно прилагаемому графику, расписанию движения автобусов по указанному маршруту. Так же, в письме Департамент указывает на то, что в случае если время отправления (прибытия) автобусов совпадает с другими аналогичными маршрутами, обосновать причину отказа в согласовании расписания и предложить перевозчику другое время для составления графика движения автобусов по маршруту составленному предпринимателем.  

       В ответ на письмо Департамента, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» отвечает в своем письме исх.№236 от 16.06.2011, что в настоящее время из г.Ханты-Мансийска по маршруту указанному индивидуальным предпринимателем Созоновым А.И. осуществляют перевозку другие автобусы по определенному расписанию и открытие еще одного ежедневного дополнительного рейса по данному маршруту нецелесообразно, так как на заявленном маршруте уже осуществляются регулярные перевозки и обеспечивается потребность в перевозках.

Таким образом, из переписки Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закон о защите конкуренции, которые способны привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

        В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

       Из представленного на Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийское АТП» договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест установлено, что предметом настоящего договора является предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории, прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала» расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Бориса-Щербины, д.1, в целях посадки и высадки пассажиров без осуществления продолжительной стоянки. Кроме того,  на основании договора №67 от 10.05.2011 года, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» арендует помещение на 1 этаже Пассажирского корпуса «Комплекс зданий Автовокзала» общей площадью 7,9 кв.м. для размещения касс по продаже билетов.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении  правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» дано понятие, автовокзал – это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

       Следовательно, помещение используемое ОАО «Ханты-Мансийское АТП» под кассу в здании автовокзала по договору субаренды, а также по договору возмездного пользования на предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала», не дает ОАО «Ханты-Мансийское АТП» преимущественное пользование всем зданием автовокзала, а так же осуществление действий по согласованию времени отправления маршрута, графика движения маршрута.

       Учитывая вышеизложенное, Департамент не имел правовых оснований для направления ИП Маципулы Ю.В. и ИП Созонова А.И. за согласованием времени отправления и графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП».

       Действия Департамента при направлении хозяйствующих субъектов для согласования времени движения маршрута, графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП» привели к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, багажа на территории ХМАО-Югры.

        В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

        При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

                

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39,  части 1  статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

        1.  Признать Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» нарушившими антимонопольное законодательство, а именно часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения согласованных действий результатом которого явилось ограничение доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

        2.  Выдать Департаменту дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и  ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» обязательное для исполнения предписание.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по ст.14.32 КоАП РФ в отношении Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие».

          4.  Контроль  за исполнением настоящего решения возложить на специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХХ

 

          Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

   

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №06-02-403/2011 [format] => [safe_value] => №06-02-403/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-28 06:35:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-28 06:35:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1330411042 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )