РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
Резолютивная часть решения оглашена 06.02.2012 года
Решение изготовлено в полном объеме 17.02.2012 года
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
ХХХХ– руководителя Управления;
членов Комиссии:
ХХХХ – начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХХ – специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей ответчика по делу от Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры:
- ХХХХ, действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 6, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;
- ХХХХ действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 5, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;
в присутствии представителей ответчика по делу от Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»:
- ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 2, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»ХХХХ;
- ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 1, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»,
рассмотрев дело №06-02-403/2011 по признакам нарушения Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры (далее – Департамент), Открытым акционерным обществом «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» (далее – ОАО «Ханты-Мансийское АТП» части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела 06-02-403/2011 послужило обнаружение антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства на рынке пассажирских перевозок.
Так, 23.09.2011 года Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре было рассмотрено дело №06-02-221/2011 возбужденное в отношении Департамента по признакам нарушения пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем направления индивидуальных предпринимателей за согласованием времени отправления маршрута и графика движения маршрута к ОАО «Ханты-Мансийское АТП».
Возбуждению дела №06-02-221/2011 послужили поступившие обращения от индивидуального предпринимателя Маципулы Ю.Р. (далее – ИП Маципула Ю.Р.) (вх.№882-О от 22.06.2011), индивидуального предпринимателя Созонова А.И. (далее – ИП Созонов А.И.) (вх.№ 961-О от 30.06.2011) осуществляющих свою деятельность в области пассажирских перевозок, багажа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также за его пределами.
По результатам рассмотрения вышеуказанного дела, Комиссией принято решение о наличии нарушения пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдано для обязательного исполнения предписание. Так же, в ходе рассмотрения данного дела, Комиссией в действиях Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении согласованных действий между государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующим субъектом, по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» что подтверждается Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 27.12.2011 №1357.
Определением (исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011) рассмотрение дела назначено на 06.02.2012 года в 15 час. 00 мин.
В целях объективного, всестороннего и полного рассмотрения обстоятельств по делу, антимонопольным органом у Департамента и ОАО «Ханты-Мансийского АТП» были запрошены необходимые документы (Определение исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011).
Мотивированное требование антимонопольного органа исполнено Департаментом и ОАО «Ханты-Мансийским АТП» в полном объеме в установленный срок.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
На Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийским АТП» заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела, копии договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011.
Комиссией при рассмотрении ходатайства единогласно было принято решение об удовлетворении ходатайства и приобщения документов к материалам дела.
В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и оглашены письменные пояснения Департамента (вх.№02-303 от 19.01.2012) и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» (вх.№. 02-452 от 25.01.2012).
Представители ответчика Департамента, не согласны с фактами, изложенными в Определении, по основаниям указанным в письменных пояснениях. Так, по мнению представителя ответчика, нарушение антимонопольного законодательства допущено не было. Согласно письму от 09.06.2011 №1724, направленному в адрес ОАО «Ханты-Мансийское АТП», Департамент обратился к предприятию рассмотреть техническую возможность в обслуживании автобусов ИП Созонова А.И. Данные действия Департамента не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а напротив направлены на создание условий для осуществления предпринимателями деятельности по перевозке пассажиров, в связи с тем, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» владеет собственной автостанцией, расположенной по адресу : ХХХ, а также арендует кассы по продаже билетов и платформы для отправления междугородных автобусов в комплексе зданий автовокзала расположенном по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса Щербины д.3. В противном случае у ИП Созонова А.И. отсутствовала возможность осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с требованиями безопасности действующего законодательства, то есть посадку пассажиров с автовокзала.
Полная позиция Департамента, изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-303 от 19.01.2012.
Ответчик по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП» также считает, что действия Общества не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции по следующим основаниям.
Из содержания письма направленного Департаментом от 09.06.2011г. № 1724, в адрес Общества следует, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» согласовывает только техническую возможность времени отправления автобусов с автовокзала в целях недопущения загруженности посадочных платформ, мест отстоя, режима работы автовокзала (кассы), совпадения времени отправления автобусов с автовокзала.
Полная позиция по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП», изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-452 от 25.01.2012.
Так же, представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийского АТП» в дополнение к приобщенным документам на Комиссии дано пояснение, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» осуществляет функции автовокзала на основании договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011 года, заключенного с ОАО «Северречфлот».
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных и устных пояснений представителей ответчиков, сделаны следующие выводы.
Формирование сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа осуществляется на основании Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.07.2004 года № 322-п «Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры» (далее – Постановление № 322-п).
Данное Постановление разработано в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 «178 «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации».
Согласно Постановлению №322-п следует, что работа по формированию сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры осуществляется Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО – Югры с привлечением иных организаций, в том числе на договорной основе.
Для открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится по согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Инициаторами открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (далее - перевозчик), имеющие соответствующие лицензии.
Для решения вопроса по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает следующие документы:
- схему автобусного междугородного маршрута в виде графического, условного изображения с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, опасных участков (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, и т.д.);
- расписание движения пассажирских транспортных средств по автобусному междугородному маршруту в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;
- размер платы за проезд и провоз багажа с учетом предельных тарифов, утверждаемых в установленном порядке;
- график работы водителей на автобусном междугородном маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
Согласно пункту 6 приложения к Постановлению № 322-п, для решения вопроса об организации регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО – Югры перевозчик представляет в Департамент следующие документы:
– заявку на открытие автобусного междугородного маршрута;
– копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
– копию документа, удостоверяющего личность и копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
– копию лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;
– документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;
– документы, перечисленные в пункте 5 настоящего Порядка.
При отсутствии замечаний, Департаментом по представленным документам в установленном порядке производится обследование автобусного маршрута, оформляется паспорт маршрута, осуществляется согласование с органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры, по территории которых будет проходить вновь открываемый маршрут.
Согласованные (утвержденные) документы на открытие регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО-Югры или аргументированный отказ направляются перевозчику.
Отправление (прибытие) пассажирских транспортных средств регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также мест, специально отведенных для этих целей органами местного самоуправления.
Так, из содержания жалоб ИП Созонова А.И. и ИП Маципулы Ю.Р. следует, что для открытия междугородных маршрутов ими были представлены на согласование в Департамент все документы, предусмотренные Постановлением №322-п. Для окончательного утверждения Департаментом паспортов автобусных маршрутов предпринимателей, требуется согласование графика движения автобусных маршрутов (время движения маршрутов) с владельцами автовокзалов.
Так, согласно имеющейся информации поступившей от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депимущество Югры) следует, что на территории города Ханты-Мансийска находится один автовокзал который расположен по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса-Щербины, д.3, собственником которого является Депимущества – Югры.
18.04.2005 года между Депимуществом – Югры и Открытым акционерным обществом «Северечфлот» (далее – ОАО «Северречфлот») заключен договор аренды №02-03/2005-49 от 18.04.2005 года. Предметом данного договора является передача во временное владение и пользование имущества стоимостью 411 579 941, 97 руб., в том числе: здание автовокзала инв. № 101020000002 площадью 5137,5 кв.м., стоимостью 216 684 941 руб.; имущество стоимостью 5 455 012,97 руб., в объекте «Комплекс зданий Автовокзала. Пассажирский вокзал с прогулочной набережной». Таким образом, согласно данного договора, здание автовокзала находится в ведении ОАО «Северречфлот». Так же из материалов дела следует, что 10.05.2011 между ОАО «Северречфлот» и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» заключен договор субаренды нежилого помещения № 67 от 10.05.2011 в здании автовокзала, общей площадью 7.9 кв.м. для размещения кассы по продаже билетов.
Аналогичный договор заключен с ЗАО «Транспортное агентство» от 10.05.2011 № 68.
Обратившимся предпринимателям, специалистами Департамента, было устно пояснено, что за согласованием графика и времени отправления автобусных маршрутов необходимо обратиться в ОАО «Ханты-Мансийское АТП».
На обращение от ОАО «Ханты-Мансийского АТП» обратившимся предпринимателям последовал устный отказ в согласовании вышеуказанных документов, после чего предприниматели повторно обратились в Департамент для урегулирования данного вопроса.
Так, в письме от 09.06.2011 исх. №1724 Департамент просит ОАО «Ханты-Мансийское АТП» рассмотреть техническую возможность автовокзала в обслуживании автобусов индивидуального предпринимателя Созонова А.И. согласно прилагаемому графику, расписанию движения автобусов по указанному маршруту. Так же, в письме Департамент указывает на то, что в случае если время отправления (прибытия) автобусов совпадает с другими аналогичными маршрутами, обосновать причину отказа в согласовании расписания и предложить перевозчику другое время для составления графика движения автобусов по маршруту составленному предпринимателем.
В ответ на письмо Департамента, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» отвечает в своем письме исх.№236 от 16.06.2011, что в настоящее время из г.Ханты-Мансийска по маршруту указанному индивидуальным предпринимателем Созоновым А.И. осуществляют перевозку другие автобусы по определенному расписанию и открытие еще одного ежедневного дополнительного рейса по данному маршруту нецелесообразно, так как на заявленном маршруте уже осуществляются регулярные перевозки и обеспечивается потребность в перевозках.
Таким образом, из переписки Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закон о защите конкуренции, которые способны привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Из представленного на Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийское АТП» договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест установлено, что предметом настоящего договора является предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории, прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала» расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Бориса-Щербины, д.1, в целях посадки и высадки пассажиров без осуществления продолжительной стоянки. Кроме того, на основании договора №67 от 10.05.2011 года, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» арендует помещение на 1 этаже Пассажирского корпуса «Комплекс зданий Автовокзала» общей площадью 7,9 кв.м. для размещения касс по продаже билетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» дано понятие, автовокзал – это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Следовательно, помещение используемое ОАО «Ханты-Мансийское АТП» под кассу в здании автовокзала по договору субаренды, а также по договору возмездного пользования на предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала», не дает ОАО «Ханты-Мансийское АТП» преимущественное пользование всем зданием автовокзала, а так же осуществление действий по согласованию времени отправления маршрута, графика движения маршрута.
Учитывая вышеизложенное, Департамент не имел правовых оснований для направления ИП Маципулы Ю.В. и ИП Созонова А.И. за согласованием времени отправления и графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП».
Действия Департамента при направлении хозяйствующих субъектов для согласования времени движения маршрута, графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП» привели к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, багажа на территории ХМАО-Югры.
В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39, части 1 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» нарушившими антимонопольное законодательство, а именно часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения согласованных действий результатом которого явилось ограничение доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
2. Выдать Департаменту дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» обязательное для исполнения предписание.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по ст.14.32 КоАП РФ в отношении Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие».
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХХ
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
stdClass Object
(
[vid] => 8244
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №06-02-403/2011
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8244
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1330411042
[changed] => 1370524913
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370524913
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
Резолютивная часть решения оглашена 06.02.2012 года
Решение изготовлено в полном объеме 17.02.2012 года
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
ХХХХ– руководителя Управления;
членов Комиссии:
ХХХХ – начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХХ – специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей ответчика по делу от Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры:
- ХХХХ, действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 6, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;
- ХХХХ действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 5, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;
в присутствии представителей ответчика по делу от Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»:
- ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 2, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»ХХХХ;
- ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 1, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»,
рассмотрев дело №06-02-403/2011 по признакам нарушения Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры (далее – Департамент), Открытым акционерным обществом «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» (далее – ОАО «Ханты-Мансийское АТП» части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела 06-02-403/2011 послужило обнаружение антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства на рынке пассажирских перевозок.
Так, 23.09.2011 года Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре было рассмотрено дело №06-02-221/2011 возбужденное в отношении Департамента по признакам нарушения пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем направления индивидуальных предпринимателей за согласованием времени отправления маршрута и графика движения маршрута к ОАО «Ханты-Мансийское АТП».
Возбуждению дела №06-02-221/2011 послужили поступившие обращения от индивидуального предпринимателя Маципулы Ю.Р. (далее – ИП Маципула Ю.Р.) (вх.№882-О от 22.06.2011), индивидуального предпринимателя Созонова А.И. (далее – ИП Созонов А.И.) (вх.№ 961-О от 30.06.2011) осуществляющих свою деятельность в области пассажирских перевозок, багажа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также за его пределами.
По результатам рассмотрения вышеуказанного дела, Комиссией принято решение о наличии нарушения пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдано для обязательного исполнения предписание. Так же, в ходе рассмотрения данного дела, Комиссией в действиях Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении согласованных действий между государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующим субъектом, по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» что подтверждается Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 27.12.2011 №1357.
Определением (исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011) рассмотрение дела назначено на 06.02.2012 года в 15 час. 00 мин.
В целях объективного, всестороннего и полного рассмотрения обстоятельств по делу, антимонопольным органом у Департамента и ОАО «Ханты-Мансийского АТП» были запрошены необходимые документы (Определение исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011).
Мотивированное требование антимонопольного органа исполнено Департаментом и ОАО «Ханты-Мансийским АТП» в полном объеме в установленный срок.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
На Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийским АТП» заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела, копии договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011.
Комиссией при рассмотрении ходатайства единогласно было принято решение об удовлетворении ходатайства и приобщения документов к материалам дела.
В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и оглашены письменные пояснения Департамента (вх.№02-303 от 19.01.2012) и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» (вх.№. 02-452 от 25.01.2012).
Представители ответчика Департамента, не согласны с фактами, изложенными в Определении, по основаниям указанным в письменных пояснениях. Так, по мнению представителя ответчика, нарушение антимонопольного законодательства допущено не было. Согласно письму от 09.06.2011 №1724, направленному в адрес ОАО «Ханты-Мансийское АТП», Департамент обратился к предприятию рассмотреть техническую возможность в обслуживании автобусов ИП Созонова А.И. Данные действия Департамента не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а напротив направлены на создание условий для осуществления предпринимателями деятельности по перевозке пассажиров, в связи с тем, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» владеет собственной автостанцией, расположенной по адресу : ХХХ, а также арендует кассы по продаже билетов и платформы для отправления междугородных автобусов в комплексе зданий автовокзала расположенном по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса Щербины д.3. В противном случае у ИП Созонова А.И. отсутствовала возможность осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с требованиями безопасности действующего законодательства, то есть посадку пассажиров с автовокзала.
Полная позиция Департамента, изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-303 от 19.01.2012.
Ответчик по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП» также считает, что действия Общества не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции по следующим основаниям.
Из содержания письма направленного Департаментом от 09.06.2011г. № 1724, в адрес Общества следует, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» согласовывает только техническую возможность времени отправления автобусов с автовокзала в целях недопущения загруженности посадочных платформ, мест отстоя, режима работы автовокзала (кассы), совпадения времени отправления автобусов с автовокзала.
Полная позиция по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП», изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-452 от 25.01.2012.
Так же, представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийского АТП» в дополнение к приобщенным документам на Комиссии дано пояснение, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» осуществляет функции автовокзала на основании договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011 года, заключенного с ОАО «Северречфлот».
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных и устных пояснений представителей ответчиков, сделаны следующие выводы.
Формирование сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа осуществляется на основании Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.07.2004 года № 322-п «Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры» (далее – Постановление № 322-п).
Данное Постановление разработано в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 «178 «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации».
Согласно Постановлению №322-п следует, что работа по формированию сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры осуществляется Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО – Югры с привлечением иных организаций, в том числе на договорной основе.
Для открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится по согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Инициаторами открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (далее - перевозчик), имеющие соответствующие лицензии.
Для решения вопроса по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает следующие документы:
- схему автобусного междугородного маршрута в виде графического, условного изображения с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, опасных участков (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, и т.д.);
- расписание движения пассажирских транспортных средств по автобусному междугородному маршруту в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;
- размер платы за проезд и провоз багажа с учетом предельных тарифов, утверждаемых в установленном порядке;
- график работы водителей на автобусном междугородном маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
Согласно пункту 6 приложения к Постановлению № 322-п, для решения вопроса об организации регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО – Югры перевозчик представляет в Департамент следующие документы:
– заявку на открытие автобусного междугородного маршрута;
– копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
– копию документа, удостоверяющего личность и копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
– копию лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;
– документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;
– документы, перечисленные в пункте 5 настоящего Порядка.
При отсутствии замечаний, Департаментом по представленным документам в установленном порядке производится обследование автобусного маршрута, оформляется паспорт маршрута, осуществляется согласование с органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры, по территории которых будет проходить вновь открываемый маршрут.
Согласованные (утвержденные) документы на открытие регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО-Югры или аргументированный отказ направляются перевозчику.
Отправление (прибытие) пассажирских транспортных средств регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также мест, специально отведенных для этих целей органами местного самоуправления.
Так, из содержания жалоб ИП Созонова А.И. и ИП Маципулы Ю.Р. следует, что для открытия междугородных маршрутов ими были представлены на согласование в Департамент все документы, предусмотренные Постановлением №322-п. Для окончательного утверждения Департаментом паспортов автобусных маршрутов предпринимателей, требуется согласование графика движения автобусных маршрутов (время движения маршрутов) с владельцами автовокзалов.
Так, согласно имеющейся информации поступившей от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депимущество Югры) следует, что на территории города Ханты-Мансийска находится один автовокзал который расположен по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса-Щербины, д.3, собственником которого является Депимущества – Югры.
18.04.2005 года между Депимуществом – Югры и Открытым акционерным обществом «Северечфлот» (далее – ОАО «Северречфлот») заключен договор аренды №02-03/2005-49 от 18.04.2005 года. Предметом данного договора является передача во временное владение и пользование имущества стоимостью 411 579 941, 97 руб., в том числе: здание автовокзала инв. № 101020000002 площадью 5137,5 кв.м., стоимостью 216 684 941 руб.; имущество стоимостью 5 455 012,97 руб., в объекте «Комплекс зданий Автовокзала. Пассажирский вокзал с прогулочной набережной». Таким образом, согласно данного договора, здание автовокзала находится в ведении ОАО «Северречфлот». Так же из материалов дела следует, что 10.05.2011 между ОАО «Северречфлот» и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» заключен договор субаренды нежилого помещения № 67 от 10.05.2011 в здании автовокзала, общей площадью 7.9 кв.м. для размещения кассы по продаже билетов.
Аналогичный договор заключен с ЗАО «Транспортное агентство» от 10.05.2011 № 68.
Обратившимся предпринимателям, специалистами Департамента, было устно пояснено, что за согласованием графика и времени отправления автобусных маршрутов необходимо обратиться в ОАО «Ханты-Мансийское АТП».
На обращение от ОАО «Ханты-Мансийского АТП» обратившимся предпринимателям последовал устный отказ в согласовании вышеуказанных документов, после чего предприниматели повторно обратились в Департамент для урегулирования данного вопроса.
Так, в письме от 09.06.2011 исх. №1724 Департамент просит ОАО «Ханты-Мансийское АТП» рассмотреть техническую возможность автовокзала в обслуживании автобусов индивидуального предпринимателя Созонова А.И. согласно прилагаемому графику, расписанию движения автобусов по указанному маршруту. Так же, в письме Департамент указывает на то, что в случае если время отправления (прибытия) автобусов совпадает с другими аналогичными маршрутами, обосновать причину отказа в согласовании расписания и предложить перевозчику другое время для составления графика движения автобусов по маршруту составленному предпринимателем.
В ответ на письмо Департамента, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» отвечает в своем письме исх.№236 от 16.06.2011, что в настоящее время из г.Ханты-Мансийска по маршруту указанному индивидуальным предпринимателем Созоновым А.И. осуществляют перевозку другие автобусы по определенному расписанию и открытие еще одного ежедневного дополнительного рейса по данному маршруту нецелесообразно, так как на заявленном маршруте уже осуществляются регулярные перевозки и обеспечивается потребность в перевозках.
Таким образом, из переписки Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закон о защите конкуренции, которые способны привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Из представленного на Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийское АТП» договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест установлено, что предметом настоящего договора является предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории, прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала» расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Бориса-Щербины, д.1, в целях посадки и высадки пассажиров без осуществления продолжительной стоянки. Кроме того, на основании договора №67 от 10.05.2011 года, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» арендует помещение на 1 этаже Пассажирского корпуса «Комплекс зданий Автовокзала» общей площадью 7,9 кв.м. для размещения касс по продаже билетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» дано понятие, автовокзал – это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Следовательно, помещение используемое ОАО «Ханты-Мансийское АТП» под кассу в здании автовокзала по договору субаренды, а также по договору возмездного пользования на предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала», не дает ОАО «Ханты-Мансийское АТП» преимущественное пользование всем зданием автовокзала, а так же осуществление действий по согласованию времени отправления маршрута, графика движения маршрута.
Учитывая вышеизложенное, Департамент не имел правовых оснований для направления ИП Маципулы Ю.В. и ИП Созонова А.И. за согласованием времени отправления и графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП».
Действия Департамента при направлении хозяйствующих субъектов для согласования времени движения маршрута, графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП» привели к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, багажа на территории ХМАО-Югры.
В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39, части 1 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» нарушившими антимонопольное законодательство, а именно часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения согласованных действий результатом которого явилось ограничение доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
2. Выдать Департаменту дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» обязательное для исполнения предписание.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по ст.14.32 КоАП РФ в отношении Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие».
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХХ
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
Резолютивная часть решения оглашена 06.02.2012 года
Решение изготовлено в полном объеме 17.02.2012 года
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
ХХХХ– руководителя Управления;
членов Комиссии:
ХХХХ – начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХХ – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХХ – специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей ответчика по делу от Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры:
- ХХХХ, действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 6, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;
- ХХХХ действующего на основании доверенности от 17.01.2012 № 5, выданной директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры;
в присутствии представителей ответчика по делу от Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»:
- ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 2, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»ХХХХ;
- ХХХХ действующей на основании доверенности от 06.02.2012 № 1, выданной генеральным директором Открытого акционерного общества «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие»,
рассмотрев дело №06-02-403/2011 по признакам нарушения Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры (далее – Департамент), Открытым акционерным обществом «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» (далее – ОАО «Ханты-Мансийское АТП» части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела 06-02-403/2011 послужило обнаружение антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства на рынке пассажирских перевозок.
Так, 23.09.2011 года Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре было рассмотрено дело №06-02-221/2011 возбужденное в отношении Департамента по признакам нарушения пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем направления индивидуальных предпринимателей за согласованием времени отправления маршрута и графика движения маршрута к ОАО «Ханты-Мансийское АТП».
Возбуждению дела №06-02-221/2011 послужили поступившие обращения от индивидуального предпринимателя Маципулы Ю.Р. (далее – ИП Маципула Ю.Р.) (вх.№882-О от 22.06.2011), индивидуального предпринимателя Созонова А.И. (далее – ИП Созонов А.И.) (вх.№ 961-О от 30.06.2011) осуществляющих свою деятельность в области пассажирских перевозок, багажа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также за его пределами.
По результатам рассмотрения вышеуказанного дела, Комиссией принято решение о наличии нарушения пункта 2 пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдано для обязательного исполнения предписание. Так же, в ходе рассмотрения данного дела, Комиссией в действиях Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении согласованных действий между государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующим субъектом, по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» что подтверждается Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 27.12.2011 №1357.
Определением (исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011) рассмотрение дела назначено на 06.02.2012 года в 15 час. 00 мин.
В целях объективного, всестороннего и полного рассмотрения обстоятельств по делу, антимонопольным органом у Департамента и ОАО «Ханты-Мансийского АТП» были запрошены необходимые документы (Определение исх. №06-02/ТВ-8262 от 27.12.2011).
Мотивированное требование антимонопольного органа исполнено Департаментом и ОАО «Ханты-Мансийским АТП» в полном объеме в установленный срок.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
На Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийским АТП» заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела, копии договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011.
Комиссией при рассмотрении ходатайства единогласно было принято решение об удовлетворении ходатайства и приобщения документов к материалам дела.
В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и оглашены письменные пояснения Департамента (вх.№02-303 от 19.01.2012) и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» (вх.№. 02-452 от 25.01.2012).
Представители ответчика Департамента, не согласны с фактами, изложенными в Определении, по основаниям указанным в письменных пояснениях. Так, по мнению представителя ответчика, нарушение антимонопольного законодательства допущено не было. Согласно письму от 09.06.2011 №1724, направленному в адрес ОАО «Ханты-Мансийское АТП», Департамент обратился к предприятию рассмотреть техническую возможность в обслуживании автобусов ИП Созонова А.И. Данные действия Департамента не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а напротив направлены на создание условий для осуществления предпринимателями деятельности по перевозке пассажиров, в связи с тем, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» владеет собственной автостанцией, расположенной по адресу : ХХХ, а также арендует кассы по продаже билетов и платформы для отправления междугородных автобусов в комплексе зданий автовокзала расположенном по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса Щербины д.3. В противном случае у ИП Созонова А.И. отсутствовала возможность осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с требованиями безопасности действующего законодательства, то есть посадку пассажиров с автовокзала.
Полная позиция Департамента, изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-303 от 19.01.2012.
Ответчик по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП» также считает, что действия Общества не могут рассматриваться как приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции по следующим основаниям.
Из содержания письма направленного Департаментом от 09.06.2011г. № 1724, в адрес Общества следует, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» согласовывает только техническую возможность времени отправления автобусов с автовокзала в целях недопущения загруженности посадочных платформ, мест отстоя, режима работы автовокзала (кассы), совпадения времени отправления автобусов с автовокзала.
Полная позиция по делу ОАО «Ханты-Мансийское АТП», изложена в письменных пояснениях вх.№ 02-452 от 25.01.2012.
Так же, представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийского АТП» в дополнение к приобщенным документам на Комиссии дано пояснение, что ОАО «Ханты-Мансийское АТП» осуществляет функции автовокзала на основании договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест №5 от 01.01.2011 года, заключенного с ОАО «Северречфлот».
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных и устных пояснений представителей ответчиков, сделаны следующие выводы.
Формирование сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа осуществляется на основании Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.07.2004 года № 322-п «Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры» (далее – Постановление № 322-п).
Данное Постановление разработано в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 «178 «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации».
Согласно Постановлению №322-п следует, что работа по формированию сети регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО – Югры осуществляется Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО – Югры с привлечением иных организаций, в том числе на договорной основе.
Для открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится по согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Инициаторами открытия регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории автономного округа могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (далее - перевозчик), имеющие соответствующие лицензии.
Для решения вопроса по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает следующие документы:
- схему автобусного междугородного маршрута в виде графического, условного изображения с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, опасных участков (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, и т.д.);
- расписание движения пассажирских транспортных средств по автобусному междугородному маршруту в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;
- размер платы за проезд и провоз багажа с учетом предельных тарифов, утверждаемых в установленном порядке;
- график работы водителей на автобусном междугородном маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
Согласно пункту 6 приложения к Постановлению № 322-п, для решения вопроса об организации регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО – Югры перевозчик представляет в Департамент следующие документы:
– заявку на открытие автобусного междугородного маршрута;
– копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
– копию документа, удостоверяющего личность и копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
– копию лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;
– документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;
– документы, перечисленные в пункте 5 настоящего Порядка.
При отсутствии замечаний, Департаментом по представленным документам в установленном порядке производится обследование автобусного маршрута, оформляется паспорт маршрута, осуществляется согласование с органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры, по территории которых будет проходить вновь открываемый маршрут.
Согласованные (утвержденные) документы на открытие регулярного автобусного междугородного маршрута на территории ХМАО-Югры или аргументированный отказ направляются перевозчику.
Отправление (прибытие) пассажирских транспортных средств регулярных автобусных междугородных маршрутов на территории ХМАО-Югры производится с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также мест, специально отведенных для этих целей органами местного самоуправления.
Так, из содержания жалоб ИП Созонова А.И. и ИП Маципулы Ю.Р. следует, что для открытия междугородных маршрутов ими были представлены на согласование в Департамент все документы, предусмотренные Постановлением №322-п. Для окончательного утверждения Департаментом паспортов автобусных маршрутов предпринимателей, требуется согласование графика движения автобусных маршрутов (время движения маршрутов) с владельцами автовокзалов.
Так, согласно имеющейся информации поступившей от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депимущество Югры) следует, что на территории города Ханты-Мансийска находится один автовокзал который расположен по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Бориса-Щербины, д.3, собственником которого является Депимущества – Югры.
18.04.2005 года между Депимуществом – Югры и Открытым акционерным обществом «Северечфлот» (далее – ОАО «Северречфлот») заключен договор аренды №02-03/2005-49 от 18.04.2005 года. Предметом данного договора является передача во временное владение и пользование имущества стоимостью 411 579 941, 97 руб., в том числе: здание автовокзала инв. № 101020000002 площадью 5137,5 кв.м., стоимостью 216 684 941 руб.; имущество стоимостью 5 455 012,97 руб., в объекте «Комплекс зданий Автовокзала. Пассажирский вокзал с прогулочной набережной». Таким образом, согласно данного договора, здание автовокзала находится в ведении ОАО «Северречфлот». Так же из материалов дела следует, что 10.05.2011 между ОАО «Северречфлот» и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» заключен договор субаренды нежилого помещения № 67 от 10.05.2011 в здании автовокзала, общей площадью 7.9 кв.м. для размещения кассы по продаже билетов.
Аналогичный договор заключен с ЗАО «Транспортное агентство» от 10.05.2011 № 68.
Обратившимся предпринимателям, специалистами Департамента, было устно пояснено, что за согласованием графика и времени отправления автобусных маршрутов необходимо обратиться в ОАО «Ханты-Мансийское АТП».
На обращение от ОАО «Ханты-Мансийского АТП» обратившимся предпринимателям последовал устный отказ в согласовании вышеуказанных документов, после чего предприниматели повторно обратились в Департамент для урегулирования данного вопроса.
Так, в письме от 09.06.2011 исх. №1724 Департамент просит ОАО «Ханты-Мансийское АТП» рассмотреть техническую возможность автовокзала в обслуживании автобусов индивидуального предпринимателя Созонова А.И. согласно прилагаемому графику, расписанию движения автобусов по указанному маршруту. Так же, в письме Департамент указывает на то, что в случае если время отправления (прибытия) автобусов совпадает с другими аналогичными маршрутами, обосновать причину отказа в согласовании расписания и предложить перевозчику другое время для составления графика движения автобусов по маршруту составленному предпринимателем.
В ответ на письмо Департамента, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» отвечает в своем письме исх.№236 от 16.06.2011, что в настоящее время из г.Ханты-Мансийска по маршруту указанному индивидуальным предпринимателем Созоновым А.И. осуществляют перевозку другие автобусы по определенному расписанию и открытие еще одного ежедневного дополнительного рейса по данному маршруту нецелесообразно, так как на заявленном маршруте уже осуществляются регулярные перевозки и обеспечивается потребность в перевозках.
Таким образом, из переписки Департамента и ОАО «Ханты-Мансийское АТП» по порядку согласования времени отправления маршрута, графика движения маршрута усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закон о защите конкуренции, которые способны привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Из представленного на Комиссии представителем ответчика ОАО «Ханты-Мансийское АТП» договора возмездного оказания услуг по предоставлению посадочных мест установлено, что предметом настоящего договора является предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории, прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала» расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Бориса-Щербины, д.1, в целях посадки и высадки пассажиров без осуществления продолжительной стоянки. Кроме того, на основании договора №67 от 10.05.2011 года, ОАО «Ханты-Мансийское АТП» арендует помещение на 1 этаже Пассажирского корпуса «Комплекс зданий Автовокзала» общей площадью 7,9 кв.м. для размещения касс по продаже билетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» дано понятие, автовокзал – это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Следовательно, помещение используемое ОАО «Ханты-Мансийское АТП» под кассу в здании автовокзала по договору субаренды, а также по договору возмездного пользования на предоставление посадочных мест для пассажирских автобусов на привокзальной территории прилегающей к Пассажирскому корпусу «Комплекс зданий Автовокзала», не дает ОАО «Ханты-Мансийское АТП» преимущественное пользование всем зданием автовокзала, а так же осуществление действий по согласованию времени отправления маршрута, графика движения маршрута.
Учитывая вышеизложенное, Департамент не имел правовых оснований для направления ИП Маципулы Ю.В. и ИП Созонова А.И. за согласованием времени отправления и графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП».
Действия Департамента при направлении хозяйствующих субъектов для согласования времени движения маршрута, графика движения маршрута в ОАО «Ханты-Мансийское АТП» привели к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, багажа на территории ХМАО-Югры.
В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39, части 1 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» нарушившими антимонопольное законодательство, а именно часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения согласованных действий результатом которого явилось ограничение доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
2. Выдать Департаменту дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» обязательное для исполнения предписание.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по ст.14.32 КоАП РФ в отношении Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие».
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХХ
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №06-02-403/2011
[format] =>
[safe_value] => №06-02-403/2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 2
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-02-28 06:35:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-02-28 06:35:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1330411042
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России
)