Решение по рассмотрению дела № 05-09-085/2012

Номер дела: №05-09-085/2012
Дата публикации: 14 июня 2012, 11:41

РЕШЕНИЕ                                     

 

резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2012 года

решение в полном объеме изготовлено «08» июня 2012 года                                              г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

          Председатель комиссии:

          ….—  руководитель Управления;

          Члены комиссии:

         … – начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

… – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

 

в присутствии представителя ответчика по делу администрации сельского поселения Светлый Дружкиной И.А., действующей на основании доверенности от 01.06.2012 исх.№738, выданной Главой сельского поселения Н.М. Волчихиной;

рассмотрев дело 05-09-085/2012 по признакам нарушения администрацией сельского поселения Светлый (Набережная ул., 10, п.Светлый, Березовского района, ХМАО-Югра, 628147) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления полномочий территориального управления, предусмотренных статьями 22 - 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) в целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, при передаче прав в отношении муниципального имущества (по заключению договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров), у Администрации сельского поселения Светлый (далее – Администрация) запрошена информация (исх.№06-06/СШ-4061 от 09.08.2011) о количестве заключенных договоров в отношении муниципального имущества в период с 01.01.2010 по 05.08.2011 год, в том числе заключенных договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества.

Между Администрацией и индивидуальным предпринимателем Набиевой А.И. заключен договор аренды нежилого помещения №12/11 от 01.06.2011 года, которым Администрация передает имущество, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 125 кв.м. (площадь отапливаемого помещения 16,44 кв.м.), расположенное по адресу: 628147, Тюменская обл., ХМАО-Югра, Березовский район, п. Светлый, ул. Набережная д.21Б

Договор заключен на срок с 01 июня 2011 года по 28 февраля 2012 года.

Помещение передано на основании акта приема-передачи к договору аренды №12/11 от 01 июня 2011 года.

30.03.2012 года, Управлением в адрес главы сельского поселения Светлый, Н.М. Волчихиной направлен запрос (исх.№ 05-05/ТВ-1334 от 30.03.2012) о предоставлении информации (документов) подтверждающих правовые основания  заключения вышеуказанного договора аренды.

Согласно поступивших объяснений Администрации (вх.№ 02-2237 от 05.04.2012), заключение вышеназванного договора осуществлялось без проведения торгов, так как отсутствовала достаточная скорость Интернета, а также отсутствовала правовая база.

По результатам рассмотрения представленных документов Ханты-Мансийским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается  Приказом №0518 от 28.05.2012 года.

Дело №05-09-085/2012 назначено к рассмотрению на 07.06.2012 года, у лиц участвующих в деле Определением запрошены объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (исх.№05-09/ТВ-2341 от 29.05.2012).

        Требование по представлению документов и объяснений исполнено в установленный срок.

        Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату.

        В ходе рассмотрения дела заслушаны устные пояснения ответчика по делу.

        Доводы ответчика заключаются в следующем.

        Администрацией было допущено нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Заключение договора с ИП Набиевой А.И. осуществлялось без проведения торгов по причине отсутствия правовой базы, квалифицированных специалистов в данном вопросе, достаточной скорости Интернета. Договор с ИП Набиевой А.И. заключался в связи с отсутствием помещения под рынок, ярмарку.

        Преимущественные условия для ИП Набиевой А.И. не были созданы, так как на занимаемое помещение никто не претендовал, кроме ИП Набиевой А.И. (заявления в адрес администрации от других лиц не поступали).

        Полная позиция изложена в письменных пояснениях (вх.02-3481 от 05.06.2012).

        Из материалов дела установлено, договор №12/11 аренды нежилого помещения от 01.06.2011 заключен между Администрацией и ИП Набиевой А.Н. в соответствии с Уставом сельского поселения Светлый, предметом договора является нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 125 кв.м. (отапливаемая площадь – 16,44 кв.м.), расположенное по адресу: ул.Набережная, 21 Б, п.Светлый, Березовский район, 628147.

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пункт 4.3. Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью сельского поселения Светлый утвержденного Решением Совета депутатов сельского поселения Светлый №38 от 28.12.2006 определяет, что  администрация поселения осуществляет управление и распоряжение объектами муниципальной собственности.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев прямо установленных в данной статье.

Так, исключением из общего требования, согласно пункту 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, является передача прав на такое имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу.

Вышеуказанные нормы законодательства приняты в целях единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Действия по без конкурсному или без аукционному заключению договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного  осуществления гражданских прав. Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Передача прав пользования муниципальным имуществом без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное или муниципальное имущество, нарушаются конкурентное принципы предоставления во владение и (или) пользование государственной и муниципальной собственности. Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному имуществу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества.

Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции установлен иной порядок передачи прав в отношении муниципального имущества.

Согласно части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, до 01.07.2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 01.07.2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих   добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение таких договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015 года.

Следовательно, договор №12/11 аренды нежилого помещения от 01.06.2011 заключен в нарушение установленных антимонопольным законодательством требований выразившиеся в заключении договора аренды муниципального имущества без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа.

Действия Администрации по передаче муниципального имущества без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа создают преимущественные условия осуществления деятельности ИП Набиевой А.Н., являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, способны привести к недопущению конкуренции.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.

В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

При принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия, согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39,  частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

            1. Признать администрацию сельского поселения Светлый нарушившей часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий по заключению договора аренды нежилого помещения №12/11 от 01.06.2011 без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа.

            2. Выдать администрации сельского поселения Светлый обязательное для исполнения предписание.

        3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на ведущего специалиста-эксперта  отдела правовой экспертизы и контроля органов власти ….
                                                                                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного  органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.                                                                                                         

 

stdClass Object ( [vid] => 8741 [uid] => 5 [title] => Решение по рассмотрению дела № 05-09-085/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8741 [type] => solution [language] => ru [created] => 1339652582 [changed] => 1370524913 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524913 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ                                     

 

резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2012 года

решение в полном объеме изготовлено «08» июня 2012 года                                              г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

          Председатель комиссии:

          ….—  руководитель Управления;

          Члены комиссии:

         … – начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

… – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

 

в присутствии представителя ответчика по делу администрации сельского поселения Светлый Дружкиной И.А., действующей на основании доверенности от 01.06.2012 исх.№738, выданной Главой сельского поселения Н.М. Волчихиной;

рассмотрев дело 05-09-085/2012 по признакам нарушения администрацией сельского поселения Светлый (Набережная ул., 10, п.Светлый, Березовского района, ХМАО-Югра, 628147) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления полномочий территориального управления, предусмотренных статьями 22 - 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) в целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, при передаче прав в отношении муниципального имущества (по заключению договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров), у Администрации сельского поселения Светлый (далее – Администрация) запрошена информация (исх.№06-06/СШ-4061 от 09.08.2011) о количестве заключенных договоров в отношении муниципального имущества в период с 01.01.2010 по 05.08.2011 год, в том числе заключенных договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества.

Между Администрацией и индивидуальным предпринимателем Набиевой А.И. заключен договор аренды нежилого помещения №12/11 от 01.06.2011 года, которым Администрация передает имущество, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 125 кв.м. (площадь отапливаемого помещения 16,44 кв.м.), расположенное по адресу: 628147, Тюменская обл., ХМАО-Югра, Березовский район, п. Светлый, ул. Набережная д.21Б

Договор заключен на срок с 01 июня 2011 года по 28 февраля 2012 года.

Помещение передано на основании акта приема-передачи к договору аренды №12/11 от 01 июня 2011 года.

30.03.2012 года, Управлением в адрес главы сельского поселения Светлый, Н.М. Волчихиной направлен запрос (исх.№ 05-05/ТВ-1334 от 30.03.2012) о предоставлении информации (документов) подтверждающих правовые основания  заключения вышеуказанного договора аренды.

Согласно поступивших объяснений Администрации (вх.№ 02-2237 от 05.04.2012), заключение вышеназванного договора осуществлялось без проведения торгов, так как отсутствовала достаточная скорость Интернета, а также отсутствовала правовая база.

По результатам рассмотрения представленных документов Ханты-Мансийским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается  Приказом №0518 от 28.05.2012 года.

Дело №05-09-085/2012 назначено к рассмотрению на 07.06.2012 года, у лиц участвующих в деле Определением запрошены объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (исх.№05-09/ТВ-2341 от 29.05.2012).

        Требование по представлению документов и объяснений исполнено в установленный срок.

        Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату.

        В ходе рассмотрения дела заслушаны устные пояснения ответчика по делу.

        Доводы ответчика заключаются в следующем.

        Администрацией было допущено нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Заключение договора с ИП Набиевой А.И. осуществлялось без проведения торгов по причине отсутствия правовой базы, квалифицированных специалистов в данном вопросе, достаточной скорости Интернета. Договор с ИП Набиевой А.И. заключался в связи с отсутствием помещения под рынок, ярмарку.

        Преимущественные условия для ИП Набиевой А.И. не были созданы, так как на занимаемое помещение никто не претендовал, кроме ИП Набиевой А.И. (заявления в адрес администрации от других лиц не поступали).

        Полная позиция изложена в письменных пояснениях (вх.02-3481 от 05.06.2012).

        Из материалов дела установлено, договор №12/11 аренды нежилого помещения от 01.06.2011 заключен между Администрацией и ИП Набиевой А.Н. в соответствии с Уставом сельского поселения Светлый, предметом договора является нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 125 кв.м. (отапливаемая площадь – 16,44 кв.м.), расположенное по адресу: ул.Набережная, 21 Б, п.Светлый, Березовский район, 628147.

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пункт 4.3. Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью сельского поселения Светлый утвержденного Решением Совета депутатов сельского поселения Светлый №38 от 28.12.2006 определяет, что  администрация поселения осуществляет управление и распоряжение объектами муниципальной собственности.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев прямо установленных в данной статье.

Так, исключением из общего требования, согласно пункту 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, является передача прав на такое имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу.

Вышеуказанные нормы законодательства приняты в целях единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Действия по без конкурсному или без аукционному заключению договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного  осуществления гражданских прав. Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Передача прав пользования муниципальным имуществом без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное или муниципальное имущество, нарушаются конкурентное принципы предоставления во владение и (или) пользование государственной и муниципальной собственности. Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному имуществу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества.

Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции установлен иной порядок передачи прав в отношении муниципального имущества.

Согласно части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, до 01.07.2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 01.07.2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих   добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение таких договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015 года.

Следовательно, договор №12/11 аренды нежилого помещения от 01.06.2011 заключен в нарушение установленных антимонопольным законодательством требований выразившиеся в заключении договора аренды муниципального имущества без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа.

Действия Администрации по передаче муниципального имущества без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа создают преимущественные условия осуществления деятельности ИП Набиевой А.Н., являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, способны привести к недопущению конкуренции.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.

В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

При принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия, согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39,  частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

            1. Признать администрацию сельского поселения Светлый нарушившей часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий по заключению договора аренды нежилого помещения №12/11 от 01.06.2011 без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа.

            2. Выдать администрации сельского поселения Светлый обязательное для исполнения предписание.

        3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на ведущего специалиста-эксперта  отдела правовой экспертизы и контроля органов власти ….
                                                                                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного  органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.                                                                                                         

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ                                     

 

резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2012 года

решение в полном объеме изготовлено «08» июня 2012 года                                              г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

          Председатель комиссии:

          ….—  руководитель Управления;

          Члены комиссии:

         … – начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

… – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

 

в присутствии представителя ответчика по делу администрации сельского поселения Светлый Дружкиной И.А., действующей на основании доверенности от 01.06.2012 исх.№738, выданной Главой сельского поселения Н.М. Волчихиной;

рассмотрев дело 05-09-085/2012 по признакам нарушения администрацией сельского поселения Светлый (Набережная ул., 10, п.Светлый, Березовского района, ХМАО-Югра, 628147) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления полномочий территориального управления, предусмотренных статьями 22 - 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) в целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, при передаче прав в отношении муниципального имущества (по заключению договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров), у Администрации сельского поселения Светлый (далее – Администрация) запрошена информация (исх.№06-06/СШ-4061 от 09.08.2011) о количестве заключенных договоров в отношении муниципального имущества в период с 01.01.2010 по 05.08.2011 год, в том числе заключенных договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества.

Между Администрацией и индивидуальным предпринимателем Набиевой А.И. заключен договор аренды нежилого помещения №12/11 от 01.06.2011 года, которым Администрация передает имущество, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 125 кв.м. (площадь отапливаемого помещения 16,44 кв.м.), расположенное по адресу: 628147, Тюменская обл., ХМАО-Югра, Березовский район, п. Светлый, ул. Набережная д.21Б

Договор заключен на срок с 01 июня 2011 года по 28 февраля 2012 года.

Помещение передано на основании акта приема-передачи к договору аренды №12/11 от 01 июня 2011 года.

30.03.2012 года, Управлением в адрес главы сельского поселения Светлый, Н.М. Волчихиной направлен запрос (исх.№ 05-05/ТВ-1334 от 30.03.2012) о предоставлении информации (документов) подтверждающих правовые основания  заключения вышеуказанного договора аренды.

Согласно поступивших объяснений Администрации (вх.№ 02-2237 от 05.04.2012), заключение вышеназванного договора осуществлялось без проведения торгов, так как отсутствовала достаточная скорость Интернета, а также отсутствовала правовая база.

По результатам рассмотрения представленных документов Ханты-Мансийским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается  Приказом №0518 от 28.05.2012 года.

Дело №05-09-085/2012 назначено к рассмотрению на 07.06.2012 года, у лиц участвующих в деле Определением запрошены объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (исх.№05-09/ТВ-2341 от 29.05.2012).

        Требование по представлению документов и объяснений исполнено в установленный срок.

        Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату.

        В ходе рассмотрения дела заслушаны устные пояснения ответчика по делу.

        Доводы ответчика заключаются в следующем.

        Администрацией было допущено нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Заключение договора с ИП Набиевой А.И. осуществлялось без проведения торгов по причине отсутствия правовой базы, квалифицированных специалистов в данном вопросе, достаточной скорости Интернета. Договор с ИП Набиевой А.И. заключался в связи с отсутствием помещения под рынок, ярмарку.

        Преимущественные условия для ИП Набиевой А.И. не были созданы, так как на занимаемое помещение никто не претендовал, кроме ИП Набиевой А.И. (заявления в адрес администрации от других лиц не поступали).

        Полная позиция изложена в письменных пояснениях (вх.02-3481 от 05.06.2012).

        Из материалов дела установлено, договор №12/11 аренды нежилого помещения от 01.06.2011 заключен между Администрацией и ИП Набиевой А.Н. в соответствии с Уставом сельского поселения Светлый, предметом договора является нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 125 кв.м. (отапливаемая площадь – 16,44 кв.м.), расположенное по адресу: ул.Набережная, 21 Б, п.Светлый, Березовский район, 628147.

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пункт 4.3. Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью сельского поселения Светлый утвержденного Решением Совета депутатов сельского поселения Светлый №38 от 28.12.2006 определяет, что  администрация поселения осуществляет управление и распоряжение объектами муниципальной собственности.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев прямо установленных в данной статье.

Так, исключением из общего требования, согласно пункту 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, является передача прав на такое имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу.

Вышеуказанные нормы законодательства приняты в целях единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Действия по без конкурсному или без аукционному заключению договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного  осуществления гражданских прав. Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Передача прав пользования муниципальным имуществом без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное или муниципальное имущество, нарушаются конкурентное принципы предоставления во владение и (или) пользование государственной и муниципальной собственности. Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному имуществу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества.

Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции установлен иной порядок передачи прав в отношении муниципального имущества.

Согласно части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, до 01.07.2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 01.07.2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих   добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение таких договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015 года.

Следовательно, договор №12/11 аренды нежилого помещения от 01.06.2011 заключен в нарушение установленных антимонопольным законодательством требований выразившиеся в заключении договора аренды муниципального имущества без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа.

Действия Администрации по передаче муниципального имущества без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа создают преимущественные условия осуществления деятельности ИП Набиевой А.Н., являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, способны привести к недопущению конкуренции.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.

В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

При принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия, согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39,  частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

            1. Признать администрацию сельского поселения Светлый нарушившей часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий по заключению договора аренды нежилого помещения №12/11 от 01.06.2011 без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа.

            2. Выдать администрации сельского поселения Светлый обязательное для исполнения предписание.

        3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на ведущего специалиста-эксперта  отдела правовой экспертизы и контроля органов власти ….
                                                                                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного  органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.                                                                                                         

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №05-09-085/2012 [format] => [safe_value] => №05-09-085/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-14 05:41:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-07 05:41:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1339652582 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )