Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 02-09-063/2012

Номер дела: 02-09-063/2012
Дата публикации: 2 октября 2012, 14:30

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 02-09-063/2012

 

«17» мая 2012 года                                                                                               г. Ханты-Мансийск

 

            Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ХХХ,  рассмотрев  протокол об административном правонарушении №32 от 03.05.2012 и материалы административного дела № 02-09-063/2012, возбужденного в отношении ОАО «Сбербанк России» по факту административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

в присутствии представителя ОАО «Сбербанк России» - ХХХ .

           

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В действиях ОАО «Сбербанк России» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре установлено нарушение пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

            Нарушение запрета на недобросовестную конкуренцию выразилось в некорректном сравнении хозяйствующим субъектом ОАО «Сбербанк России» производимых или реализуемых им товаров — банковских карт.

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее также Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступило письмо исх. № 21-01-0098 от 29.03.2011 за подписью заместителя управляющего Ханты-Мансийского отделения № 1791 ОАО «Сбербанк России» (далее также Ханты-Мансийское ОСБ № 1791) ХХХ.

            В указанном письме сообщается, что Ханты-Мансийское ОСБ  № 1791 приглашает Управление к сотрудничеству и предлагает рассмотреть предложение о заключении договора по перечислению заработной платы сотрудникам Управления на счета банковских карт международных платежных систем  Visa или MasterCard на специальных условиях. В письме содержится информация о предлагаемых тарифах для каждого вида банковских карт. При этом, прямо указывается, что Западно-Сибирский банк Сбербанка России готов предложить руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру Ханты-Мансийского УФАС России карты Visa Gold (MasterCard Gold) на особых условиях. Также перечислены преимущества банковских карт Сбербанка. Таким образом Ханты-Мансийское ОСБ № 1791 предлагает Ханты-Мансийскому УФАС России рассмотреть вариант делового сотрудничества в форме заключения «зарплатного» договора.

            Таким образом, антимонопольный орган выявил факт направления Ханты-Мансийским ОСБ № 1791 в адрес юридических лиц писем с предложением заключить договоры о перечислении заработной платы их сотрудников.

            Согласно разъяснениям ФАС России, в случае реализации зарплатного проекта с использованием безналичной системы оплаты труда ОАО «Сбербанк России» может оказывать финансовые услуги, в частности, услуги по открытию и ведению банковских счетов и осуществлению расчетов по этим счетам. При этом, заработная плата сотрудников должна перечисляться на счета в тех кредитных организациях, которые выбраны самими сотрудниками.

Указание Ханты-Мансийским ОСБ № 1791 в своих письмах на преимущество банковских карт Сбербанка, особые условия предоставления банковских карт руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру, направлено на формирование у работодателя мнения о выгодности товаров, услуг Западно-Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» и привлечение наибольшего количества клиентов - держателей «зарплатных» карт путем заключения договоров об обслуживании «зарплатных» проектов с юридическими лицами.

Ханты-Мансийское ОСБ № 1791 путем направления писем обращается к отдельным юридическим лицам как к потенциальным клиентам с предложением делового сотрудничества в форме заключения «зарплатного» договора в индивидуальном порядке. При этом, ни финансовые организации - конкуренты, ни другие потребители не осведомлены  об условиях коммерческих предложений, направляемых таким образом.

            Западно-Сибирский банк ОАО «Сбербанк России» указывает, что не имел намерений противопоставлять себя конкретным организациям, но желал показать свои достоинства и тем самым привлечь новых клиентов. В тексте письма подразумевается преимущество «зарплатных» банковских карт Сбербанка России перед другими картами Сбербанка России.

            В толковом словаре Ожегова «преимущество» определяется как выгода, превосходство в сравнении с чем-нибудь другим; исключительное право на что-нибудь, привилегия. При этом, в тексте писем о предложении делового сотрудничества, направляемых Ханты-Мансийским ОСБ № 1791 выражение «преимущество банковских карт Сбербанка» использовано без указания на преимущество «зарплатных» карт перед другими картами Сбербанка России.

В соответствии со статьей 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (пункт 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции).

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия по рассмотрению дела № 02-02-314/2011 решила признать ОАО «Сбербанк России» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, в части некорректного сравнения услуг (указания сведений о преимуществах банковских карт) ОАО «Сбербанк России»; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения.

 Таким образом, факт нарушения пункта 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен решением Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела № 02-02-314/2011 о нарушении антимонопольного законодательства от 07.12.2011.

  Согласно статье 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ (в том числе статьей 14.33 КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Статьей 14.33 КоАП РФ установлено, что недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3  настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

            03.05.2012 в отношении ОАО «Сбербанк России» составлен протокол №32 об административном правонарушении в присутствии/отсутствии   представителя Чеснокова Максима Владимировича действующего  по доверенности №_ 01-314 от 18.07.2011 года

            При рассмотрении дела представитель ОАО «Сбербанк России» заявил, что в действиях ОАО «Сбербанк России» отсутствуют признаки нарушения. Пояснения приобщены к материалам административного дела.

   Объективная сторона правонарушения, вменяемого ОАО «Сбербанк России», выражается в совершении действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

   Формальным объектом состава допущенного административного правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской деятельности, выраженный в соблюдении охраняемых общественных отношений, регулируемых антимонопольным законодательством Российской Федерации.

   Субъектом административного правонарушения по делу об административном правонарушении № 02-09-063/2012 выступает ОАО «Сбербанк России».

   Вина ОАО «Сбербанк России» состоит в том, что он нарушил установленный Законом о защите конкуренции запрет на недобросовестную конкуренцию и не предпринял всех необходимых мер для соблюдения требований Закона о защите конкуренции.

 Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, при рассмотрении дела не установлены.

Место совершения административного правонарушения: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, город Ханты-Мансийск.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела — февраль, март, апрель, май 2011 года (что соответствует периоду распространения Ханты-Мансийским отделением № 1791 ОАО «Сбербанк России» писем, содержащих информацию о преимуществах банковских карт Сбербанка России).

   Определением руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 04.05.2012 (исх. № 01/ит-2019) рассмотрение дела назначено на 17.мая 2012 года на 11 часов  по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова д.12 «А».

  ОАО «Сбербанк России» надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

            На рассмотрение дела об административном правонарушении № 02-09-063/2012 законный представитель ОАО «Сбербанк России» не явился, направил представителя по доверенности   ХХХ

 Представитель ОАО «Сбербанк России» представил письменное объяснения.

 Оценив в порядке статьи 29.10 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо приходит к следующим выводам.

 Рассмотрение настоящего дела входит в компетенцию территориального органа Федеральной антимонопольной службы в соответствии со ст.23.48 КоАП РФ.

            Дело об административном правонарушении № 02-09-063/2012 рассматривается Ханты-Мансийским УФАС России, то есть по месту совершения правонарушения (статья 29.5 КоАП РФ) с соблюдением сроков, установленных статьей 29.6 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей.

 В соответствии с санкцией части 1 статьи 14.33 КоАП РФ размер суммы штрафа применяется на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

  Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств смягчающих ответственность при рассмотрении дела не установлено.

   Совершенное ОАО «Сбербанк России» административное правонарушение не является малозначительным, так как данное правонарушение посягает на охраняемые отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности и защиты конкуренции.

Учитывая характер совершенного правонарушения, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре считает возможным применить к ОАО «Сбербанк России» меру административной ответственности в виде штрафа в размере 300000,00 рублей (триста тысяч рублей ноль копеек)  в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении № 02-09-063/2012, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, рассмотрено с учетом характера совершенного ОАО «Сбербанк России» административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Принимая во внимание доказанность имеющимися в деле документами состава административного правонарушения в действиях ОАО «Сбербанк России», руководствуясь статьями 3.5, 4.3, 14.33, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

  •  Применить к ОАО «Сбербанк России»  меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100000,00 рублей (сто тысяч рублей ноль копеек) за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

 

            Постановление может быть обжаловано в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации или в суд в течении 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

stdClass Object ( [vid] => 9185 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 02-09-063/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9185 [type] => solution [language] => ru [created] => 1349166846 [changed] => 1370524913 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524913 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 02-09-063/2012

 

«17» мая 2012 года                                                                                               г. Ханты-Мансийск

 

            Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ХХХ,  рассмотрев  протокол об административном правонарушении №32 от 03.05.2012 и материалы административного дела № 02-09-063/2012, возбужденного в отношении ОАО «Сбербанк России» по факту административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

в присутствии представителя ОАО «Сбербанк России» - ХХХ .

           

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В действиях ОАО «Сбербанк России» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре установлено нарушение пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

            Нарушение запрета на недобросовестную конкуренцию выразилось в некорректном сравнении хозяйствующим субъектом ОАО «Сбербанк России» производимых или реализуемых им товаров — банковских карт.

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее также Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступило письмо исх. № 21-01-0098 от 29.03.2011 за подписью заместителя управляющего Ханты-Мансийского отделения № 1791 ОАО «Сбербанк России» (далее также Ханты-Мансийское ОСБ № 1791) ХХХ.

            В указанном письме сообщается, что Ханты-Мансийское ОСБ  № 1791 приглашает Управление к сотрудничеству и предлагает рассмотреть предложение о заключении договора по перечислению заработной платы сотрудникам Управления на счета банковских карт международных платежных систем  Visa или MasterCard на специальных условиях. В письме содержится информация о предлагаемых тарифах для каждого вида банковских карт. При этом, прямо указывается, что Западно-Сибирский банк Сбербанка России готов предложить руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру Ханты-Мансийского УФАС России карты Visa Gold (MasterCard Gold) на особых условиях. Также перечислены преимущества банковских карт Сбербанка. Таким образом Ханты-Мансийское ОСБ № 1791 предлагает Ханты-Мансийскому УФАС России рассмотреть вариант делового сотрудничества в форме заключения «зарплатного» договора.

            Таким образом, антимонопольный орган выявил факт направления Ханты-Мансийским ОСБ № 1791 в адрес юридических лиц писем с предложением заключить договоры о перечислении заработной платы их сотрудников.

            Согласно разъяснениям ФАС России, в случае реализации зарплатного проекта с использованием безналичной системы оплаты труда ОАО «Сбербанк России» может оказывать финансовые услуги, в частности, услуги по открытию и ведению банковских счетов и осуществлению расчетов по этим счетам. При этом, заработная плата сотрудников должна перечисляться на счета в тех кредитных организациях, которые выбраны самими сотрудниками.

Указание Ханты-Мансийским ОСБ № 1791 в своих письмах на преимущество банковских карт Сбербанка, особые условия предоставления банковских карт руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру, направлено на формирование у работодателя мнения о выгодности товаров, услуг Западно-Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» и привлечение наибольшего количества клиентов - держателей «зарплатных» карт путем заключения договоров об обслуживании «зарплатных» проектов с юридическими лицами.

Ханты-Мансийское ОСБ № 1791 путем направления писем обращается к отдельным юридическим лицам как к потенциальным клиентам с предложением делового сотрудничества в форме заключения «зарплатного» договора в индивидуальном порядке. При этом, ни финансовые организации - конкуренты, ни другие потребители не осведомлены  об условиях коммерческих предложений, направляемых таким образом.

            Западно-Сибирский банк ОАО «Сбербанк России» указывает, что не имел намерений противопоставлять себя конкретным организациям, но желал показать свои достоинства и тем самым привлечь новых клиентов. В тексте письма подразумевается преимущество «зарплатных» банковских карт Сбербанка России перед другими картами Сбербанка России.

            В толковом словаре Ожегова «преимущество» определяется как выгода, превосходство в сравнении с чем-нибудь другим; исключительное право на что-нибудь, привилегия. При этом, в тексте писем о предложении делового сотрудничества, направляемых Ханты-Мансийским ОСБ № 1791 выражение «преимущество банковских карт Сбербанка» использовано без указания на преимущество «зарплатных» карт перед другими картами Сбербанка России.

В соответствии со статьей 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (пункт 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции).

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия по рассмотрению дела № 02-02-314/2011 решила признать ОАО «Сбербанк России» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, в части некорректного сравнения услуг (указания сведений о преимуществах банковских карт) ОАО «Сбербанк России»; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения.

 Таким образом, факт нарушения пункта 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен решением Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела № 02-02-314/2011 о нарушении антимонопольного законодательства от 07.12.2011.

  Согласно статье 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ (в том числе статьей 14.33 КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Статьей 14.33 КоАП РФ установлено, что недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3  настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

            03.05.2012 в отношении ОАО «Сбербанк России» составлен протокол №32 об административном правонарушении в присутствии/отсутствии   представителя Чеснокова Максима Владимировича действующего  по доверенности №_ 01-314 от 18.07.2011 года

            При рассмотрении дела представитель ОАО «Сбербанк России» заявил, что в действиях ОАО «Сбербанк России» отсутствуют признаки нарушения. Пояснения приобщены к материалам административного дела.

   Объективная сторона правонарушения, вменяемого ОАО «Сбербанк России», выражается в совершении действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

   Формальным объектом состава допущенного административного правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской деятельности, выраженный в соблюдении охраняемых общественных отношений, регулируемых антимонопольным законодательством Российской Федерации.

   Субъектом административного правонарушения по делу об административном правонарушении № 02-09-063/2012 выступает ОАО «Сбербанк России».

   Вина ОАО «Сбербанк России» состоит в том, что он нарушил установленный Законом о защите конкуренции запрет на недобросовестную конкуренцию и не предпринял всех необходимых мер для соблюдения требований Закона о защите конкуренции.

 Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, при рассмотрении дела не установлены.

Место совершения административного правонарушения: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, город Ханты-Мансийск.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела — февраль, март, апрель, май 2011 года (что соответствует периоду распространения Ханты-Мансийским отделением № 1791 ОАО «Сбербанк России» писем, содержащих информацию о преимуществах банковских карт Сбербанка России).

   Определением руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 04.05.2012 (исх. № 01/ит-2019) рассмотрение дела назначено на 17.мая 2012 года на 11 часов  по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова д.12 «А».

  ОАО «Сбербанк России» надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

            На рассмотрение дела об административном правонарушении № 02-09-063/2012 законный представитель ОАО «Сбербанк России» не явился, направил представителя по доверенности   ХХХ

 Представитель ОАО «Сбербанк России» представил письменное объяснения.

 Оценив в порядке статьи 29.10 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо приходит к следующим выводам.

 Рассмотрение настоящего дела входит в компетенцию территориального органа Федеральной антимонопольной службы в соответствии со ст.23.48 КоАП РФ.

            Дело об административном правонарушении № 02-09-063/2012 рассматривается Ханты-Мансийским УФАС России, то есть по месту совершения правонарушения (статья 29.5 КоАП РФ) с соблюдением сроков, установленных статьей 29.6 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей.

 В соответствии с санкцией части 1 статьи 14.33 КоАП РФ размер суммы штрафа применяется на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

  Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств смягчающих ответственность при рассмотрении дела не установлено.

   Совершенное ОАО «Сбербанк России» административное правонарушение не является малозначительным, так как данное правонарушение посягает на охраняемые отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности и защиты конкуренции.

Учитывая характер совершенного правонарушения, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре считает возможным применить к ОАО «Сбербанк России» меру административной ответственности в виде штрафа в размере 300000,00 рублей (триста тысяч рублей ноль копеек)  в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении № 02-09-063/2012, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, рассмотрено с учетом характера совершенного ОАО «Сбербанк России» административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Принимая во внимание доказанность имеющимися в деле документами состава административного правонарушения в действиях ОАО «Сбербанк России», руководствуясь статьями 3.5, 4.3, 14.33, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

  •  Применить к ОАО «Сбербанк России»  меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100000,00 рублей (сто тысяч рублей ноль копеек) за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

 

            Постановление может быть обжаловано в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации или в суд в течении 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 02-09-063/2012

 

«17» мая 2012 года                                                                                               г. Ханты-Мансийск

 

            Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ХХХ,  рассмотрев  протокол об административном правонарушении №32 от 03.05.2012 и материалы административного дела № 02-09-063/2012, возбужденного в отношении ОАО «Сбербанк России» по факту административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

в присутствии представителя ОАО «Сбербанк России» - ХХХ .

           

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В действиях ОАО «Сбербанк России» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре установлено нарушение пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

            Нарушение запрета на недобросовестную конкуренцию выразилось в некорректном сравнении хозяйствующим субъектом ОАО «Сбербанк России» производимых или реализуемых им товаров — банковских карт.

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее также Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступило письмо исх. № 21-01-0098 от 29.03.2011 за подписью заместителя управляющего Ханты-Мансийского отделения № 1791 ОАО «Сбербанк России» (далее также Ханты-Мансийское ОСБ № 1791) ХХХ.

            В указанном письме сообщается, что Ханты-Мансийское ОСБ  № 1791 приглашает Управление к сотрудничеству и предлагает рассмотреть предложение о заключении договора по перечислению заработной платы сотрудникам Управления на счета банковских карт международных платежных систем  Visa или MasterCard на специальных условиях. В письме содержится информация о предлагаемых тарифах для каждого вида банковских карт. При этом, прямо указывается, что Западно-Сибирский банк Сбербанка России готов предложить руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру Ханты-Мансийского УФАС России карты Visa Gold (MasterCard Gold) на особых условиях. Также перечислены преимущества банковских карт Сбербанка. Таким образом Ханты-Мансийское ОСБ № 1791 предлагает Ханты-Мансийскому УФАС России рассмотреть вариант делового сотрудничества в форме заключения «зарплатного» договора.

            Таким образом, антимонопольный орган выявил факт направления Ханты-Мансийским ОСБ № 1791 в адрес юридических лиц писем с предложением заключить договоры о перечислении заработной платы их сотрудников.

            Согласно разъяснениям ФАС России, в случае реализации зарплатного проекта с использованием безналичной системы оплаты труда ОАО «Сбербанк России» может оказывать финансовые услуги, в частности, услуги по открытию и ведению банковских счетов и осуществлению расчетов по этим счетам. При этом, заработная плата сотрудников должна перечисляться на счета в тех кредитных организациях, которые выбраны самими сотрудниками.

Указание Ханты-Мансийским ОСБ № 1791 в своих письмах на преимущество банковских карт Сбербанка, особые условия предоставления банковских карт руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру, направлено на формирование у работодателя мнения о выгодности товаров, услуг Западно-Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» и привлечение наибольшего количества клиентов - держателей «зарплатных» карт путем заключения договоров об обслуживании «зарплатных» проектов с юридическими лицами.

Ханты-Мансийское ОСБ № 1791 путем направления писем обращается к отдельным юридическим лицам как к потенциальным клиентам с предложением делового сотрудничества в форме заключения «зарплатного» договора в индивидуальном порядке. При этом, ни финансовые организации - конкуренты, ни другие потребители не осведомлены  об условиях коммерческих предложений, направляемых таким образом.

            Западно-Сибирский банк ОАО «Сбербанк России» указывает, что не имел намерений противопоставлять себя конкретным организациям, но желал показать свои достоинства и тем самым привлечь новых клиентов. В тексте письма подразумевается преимущество «зарплатных» банковских карт Сбербанка России перед другими картами Сбербанка России.

            В толковом словаре Ожегова «преимущество» определяется как выгода, превосходство в сравнении с чем-нибудь другим; исключительное право на что-нибудь, привилегия. При этом, в тексте писем о предложении делового сотрудничества, направляемых Ханты-Мансийским ОСБ № 1791 выражение «преимущество банковских карт Сбербанка» использовано без указания на преимущество «зарплатных» карт перед другими картами Сбербанка России.

В соответствии со статьей 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (пункт 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции).

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия по рассмотрению дела № 02-02-314/2011 решила признать ОАО «Сбербанк России» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, в части некорректного сравнения услуг (указания сведений о преимуществах банковских карт) ОАО «Сбербанк России»; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения.

 Таким образом, факт нарушения пункта 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен решением Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела № 02-02-314/2011 о нарушении антимонопольного законодательства от 07.12.2011.

  Согласно статье 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ (в том числе статьей 14.33 КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Статьей 14.33 КоАП РФ установлено, что недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3  настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

            03.05.2012 в отношении ОАО «Сбербанк России» составлен протокол №32 об административном правонарушении в присутствии/отсутствии   представителя Чеснокова Максима Владимировича действующего  по доверенности №_ 01-314 от 18.07.2011 года

            При рассмотрении дела представитель ОАО «Сбербанк России» заявил, что в действиях ОАО «Сбербанк России» отсутствуют признаки нарушения. Пояснения приобщены к материалам административного дела.

   Объективная сторона правонарушения, вменяемого ОАО «Сбербанк России», выражается в совершении действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

   Формальным объектом состава допущенного административного правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской деятельности, выраженный в соблюдении охраняемых общественных отношений, регулируемых антимонопольным законодательством Российской Федерации.

   Субъектом административного правонарушения по делу об административном правонарушении № 02-09-063/2012 выступает ОАО «Сбербанк России».

   Вина ОАО «Сбербанк России» состоит в том, что он нарушил установленный Законом о защите конкуренции запрет на недобросовестную конкуренцию и не предпринял всех необходимых мер для соблюдения требований Закона о защите конкуренции.

 Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, при рассмотрении дела не установлены.

Место совершения административного правонарушения: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, город Ханты-Мансийск.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела — февраль, март, апрель, май 2011 года (что соответствует периоду распространения Ханты-Мансийским отделением № 1791 ОАО «Сбербанк России» писем, содержащих информацию о преимуществах банковских карт Сбербанка России).

   Определением руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 04.05.2012 (исх. № 01/ит-2019) рассмотрение дела назначено на 17.мая 2012 года на 11 часов  по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова д.12 «А».

  ОАО «Сбербанк России» надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

            На рассмотрение дела об административном правонарушении № 02-09-063/2012 законный представитель ОАО «Сбербанк России» не явился, направил представителя по доверенности   ХХХ

 Представитель ОАО «Сбербанк России» представил письменное объяснения.

 Оценив в порядке статьи 29.10 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо приходит к следующим выводам.

 Рассмотрение настоящего дела входит в компетенцию территориального органа Федеральной антимонопольной службы в соответствии со ст.23.48 КоАП РФ.

            Дело об административном правонарушении № 02-09-063/2012 рассматривается Ханты-Мансийским УФАС России, то есть по месту совершения правонарушения (статья 29.5 КоАП РФ) с соблюдением сроков, установленных статьей 29.6 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей.

 В соответствии с санкцией части 1 статьи 14.33 КоАП РФ размер суммы штрафа применяется на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

  Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств смягчающих ответственность при рассмотрении дела не установлено.

   Совершенное ОАО «Сбербанк России» административное правонарушение не является малозначительным, так как данное правонарушение посягает на охраняемые отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности и защиты конкуренции.

Учитывая характер совершенного правонарушения, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре считает возможным применить к ОАО «Сбербанк России» меру административной ответственности в виде штрафа в размере 300000,00 рублей (триста тысяч рублей ноль копеек)  в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении № 02-09-063/2012, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, рассмотрено с учетом характера совершенного ОАО «Сбербанк России» административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Принимая во внимание доказанность имеющимися в деле документами состава административного правонарушения в действиях ОАО «Сбербанк России», руководствуясь статьями 3.5, 4.3, 14.33, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

  •  Применить к ОАО «Сбербанк России»  меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100000,00 рублей (сто тысяч рублей ноль копеек) за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

 

            Постановление может быть обжаловано в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации или в суд в течении 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-09-063/2012 [format] => [safe_value] => 02-09-063/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-02 08:30:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-17 08:30:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1349166846 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )