Решение по делу № 02-06-150/2012

Номер дела: № 02-06-150/2012
Дата публикации: 2 октября 2012, 14:43

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 02-06-150/2012

 

                                                                                                        

Резолютивная часть решения объявлена  28 июня  2012 года

Решение изготовлено в полном объеме  29 июня  2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

ХХХ – заместитель руководителя Управления;

члены комиссии:

ХХХ –  ведущий специалист-эксперт отдела Управления;

ХХХ  – заместитель начальника отдела Управления;

 

рассмотрев дело №02-06-150/2012 по признакам нарушения ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»    части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в действиях занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Метросеть-Сургут» :

- ХХХ

 

от ответчика по делу ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»:

 -   ХХХ

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба   ООО «Метросеть-Сургут»   на действия управляющей компании ООО  «ТЭКСИБ», которая необоснованно отказывает в доступе к общедомовому имуществу (техническим помещениям), находящимся в жилых домах для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи.

  На основании приказа Управления №  0641  от «13» июня  2012 года в отношении ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  возбуждено дело  о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения  части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  выразившиеся в действиях занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

Определением от 14 июня 2012 года о назначении дела к рассмотрению в срок до 22.06.2011 года  у ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ», ООО «Метросеть-Сургут»  были запрошены  документы, необходимые для всестороннего и полного рассмотрения дела и письменные пояснения.

 Рассмотрение дела назначено на 28 июня 2012 года.

 

 Запрашиваемая информация и документы поступили в полном объеме в день заседания Комиссии

 Представитель ООО «Метросеть-Сургут» на заседании Комиссии поддержал требования указанные в заявлении, просит признать необоснованным действия управляющей компании ООО  «ТЭКСИБ», которая отказывает в доступе к общедомовому имуществу  техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи.

Представитель ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  на заседании Комиссии пояснила, что действия ООО «ТЭКСИБ» не являются нарушением антимонопольного законодательства.

Заслушав пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

 

Согласно Уставу ООО  «Метросеть-Сургут» - общество осуществляет следующие виды деятельности : услуги телематических услуг, оказание услуг связи для целей кабельного телевидения, сдача в аренду каналов связи, услуги передачи данных, включая голосовую информацию. На оказание данных услуг ООО  «Метросеть-Сургут» получены соответствующие лицензии.  ООО  «Метросеть-Сургут» является оператором связи.

06.04.2012 года  ООО  «Метросеть-Сургут» обратилось в ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  с письмом о предоставлении доступа к общедомовому имуществу техническим помещениям (подъезды, чердаки, подвалы) для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи.

ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»   в предоставлении доступа было отказана, в связи с отсутствием решения собственников жилья, оформленного протоколом общего собрания жильцов.

В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Границы товарного рынка по оказанию услуг доступа к сетям электросвязи устанавливаются исходя из экономической, технической и иной возможности либо целесообразности оператора связи приобрести услугу в определенных географических и продуктовых границах, в данном случае товарный рынок – это предоставление доступа   к техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для обслуживания линий связи (профилактический осмотр или устранение аварий).

Согласно Устава ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  основным видом деятельности данного Общества является – управление жилым и нежилым фондом.

Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ услуга по управлению многоквартирными домами – это оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

В управлении ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  находятся следующие дома в городе Сургуте: д. 14 по ул. Декабристов; д. 5/4 по ул. Югорская; д. 13 по проспекту Комсомольский. Данное подтверждается справкой ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» о перечне жилищного фонда по состоянию на 20.06.2012 года, находящегося в управлении, протоколом подведения итогов общего собрания собственников, актами приема передачи.

В силу ст. 162 Жилищного кодекса договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем на один год и не более чем на пять лет. Следовательно ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» , представляя интересы собственников помещений многоквартирных домов в г. Сургуте по адресам ул. Декабристов  д. 14; ул.Югорская  д.5/4, проспект Комсомольский д.13 и неся ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, является единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим доступ к общедомовому имуществу  техническим помещениям, расположенным в данных домах.

Потребителями на рынке предоставления доступа к общедомовому имуществу технические помещения (подъезды, чердаки, кровля, подвалы) являются ресурсоснабжающие организации, организации оказывающие услуги связи.

Таким образом, в данных жилых домах ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  занимает доминирующее положение на рынке предоставления доступа   общедомовому имуществу  техническим помещениям (чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи, обслуживания линий связи (профилактический осмотр или устранение аварий).

Одним из барьеров входа на рынки услуг является отказ собственника здания, управляющей организации от предоставления доступа к общедомовому имуществу техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы).

Согласно имеющихся в материалах дела документах  собственники жилых помещений в г. Сургуте по адресам ул. Декабристов 14; ул. Югорская д.5/4; проспект Комсомольский 13 обратились в ООО «Метросеть-Сургут» с заявлением о предоставлении доступа в интернет и подключении к кабельному телевидению.

        В соответствии с пунктом 16 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575   телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора.

В силу статьи 18 вышеуказанных Правил для заключения договора с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии лицо, имеющее намерение заключить договор ( заявитель), подает оператору связи заявление о заключении договора.

Согласно пункта 20 Правил  оператор связи имеет право отказать в заключении договора при отсутствии технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных.

В случае отказа или уклонения оператора связи от заключения договора заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении оператора связи к его заключению.

Как усматривается из материалов дела у ООО «Метросеть-Сургут» имелась возможность для подключения к услугам связи заявителей обратившихся с соответствующим заявлением, однако необоснованные действия  ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  по отказу в доступе к общедомовому имуществу для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи привели в результате в нарушению не только прав оператора связи, но и потребителей обратившихся с заявлением о предоставлении услуг связи.

Кроме того в материалах дела имеются заявления других операторов связи ОАО «Югрател» от 30.03.2012 года, ОАО «Ростелеком» от 22.03.2012 года в  ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» для предоставления доступа к общедомовому имуществу в целях произведения работ по реконструкции сетей связи. Данным операторам связи ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» также отказала в доступе к общедомовому имуществу.

На основании статей 13, 44, 45 46 Федерального закона от 07.07.2003 года «О связи» ОАО «Ростелеком», ОАО «Югрател» как операторы связи обязаны производить профилактические работы на линиях связи и устранению аварий.

При этом без доступа к линиям электросвязи, находящимся в жилых домах в технических помещениях (подъезды, чердаки, подвалы) произвести профилактические работы и работы по устранению аварий невозможно.

Таким образом, действия управляющей компании ООО «ТЭКСИБ» по отказу в доступе к общедомовому имуществу   техническим помещениям (чердаки, кровля, подвалы)    операторам связи для   размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи и   в целях обслуживания линий связи (профилактический осмотр или устранение аварий) создают барьеры входа на сопряженный рынок – рынок оказания услуг связи и в соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» квалифицируются как монополистическая деятельность, т.е. злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В соответствии с ч. 1 ст. 10  Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В данном случае ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  своими действиями ущемляет интересы ООО «Метросеть-Сургут»  на рынке оказания услуг связи.

На основании изложенного и в соответствии с п.1 .ст. 45,  ст. ст. 49,50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 3.40 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждении и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России № 447 от 25.12.2007 года, Комиссия

 

                                             РЕШИЛА:

  1. Признать положение ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» на рынке предоставления доступа   к общедомовому имуществу техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи и произведению профилактических работ линий электросвязи в многоквартирных домах в городе Сургуте по адресам ул.  Декабристов  д. 14; ул. Югорская д.5/4, пр. Комсомольский д.13 доминирующим.
  2. Признать действия ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ», занимающего доминирующее положение на рынке предоставления доступа к общедомовому имуществу  техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам и   произведению профилактических работ линий электросвязи в городе Сургуте по адресам ул. Декабристов  д. 14; ул. Югорская д.5/4, пр. Комсомольский д.13, по созданию препятствий к доступу на рынок оказания услуг связи нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
  3. Выдать ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  обязательное для исполнения предписание о прекращении антимонопольного законодательства.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

stdClass Object ( [vid] => 9187 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 02-06-150/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9187 [type] => solution [language] => ru [created] => 1349168113 [changed] => 1370524913 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524913 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 02-06-150/2012

 

                                                                                                        

Резолютивная часть решения объявлена  28 июня  2012 года

Решение изготовлено в полном объеме  29 июня  2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

ХХХ – заместитель руководителя Управления;

члены комиссии:

ХХХ –  ведущий специалист-эксперт отдела Управления;

ХХХ  – заместитель начальника отдела Управления;

 

рассмотрев дело №02-06-150/2012 по признакам нарушения ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»    части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в действиях занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Метросеть-Сургут» :

- ХХХ

 

от ответчика по делу ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»:

 -   ХХХ

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба   ООО «Метросеть-Сургут»   на действия управляющей компании ООО  «ТЭКСИБ», которая необоснованно отказывает в доступе к общедомовому имуществу (техническим помещениям), находящимся в жилых домах для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи.

  На основании приказа Управления №  0641  от «13» июня  2012 года в отношении ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  возбуждено дело  о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения  части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  выразившиеся в действиях занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

Определением от 14 июня 2012 года о назначении дела к рассмотрению в срок до 22.06.2011 года  у ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ», ООО «Метросеть-Сургут»  были запрошены  документы, необходимые для всестороннего и полного рассмотрения дела и письменные пояснения.

 Рассмотрение дела назначено на 28 июня 2012 года.

 

 Запрашиваемая информация и документы поступили в полном объеме в день заседания Комиссии

 Представитель ООО «Метросеть-Сургут» на заседании Комиссии поддержал требования указанные в заявлении, просит признать необоснованным действия управляющей компании ООО  «ТЭКСИБ», которая отказывает в доступе к общедомовому имуществу  техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи.

Представитель ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  на заседании Комиссии пояснила, что действия ООО «ТЭКСИБ» не являются нарушением антимонопольного законодательства.

Заслушав пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

 

Согласно Уставу ООО  «Метросеть-Сургут» - общество осуществляет следующие виды деятельности : услуги телематических услуг, оказание услуг связи для целей кабельного телевидения, сдача в аренду каналов связи, услуги передачи данных, включая голосовую информацию. На оказание данных услуг ООО  «Метросеть-Сургут» получены соответствующие лицензии.  ООО  «Метросеть-Сургут» является оператором связи.

06.04.2012 года  ООО  «Метросеть-Сургут» обратилось в ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  с письмом о предоставлении доступа к общедомовому имуществу техническим помещениям (подъезды, чердаки, подвалы) для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи.

ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»   в предоставлении доступа было отказана, в связи с отсутствием решения собственников жилья, оформленного протоколом общего собрания жильцов.

В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Границы товарного рынка по оказанию услуг доступа к сетям электросвязи устанавливаются исходя из экономической, технической и иной возможности либо целесообразности оператора связи приобрести услугу в определенных географических и продуктовых границах, в данном случае товарный рынок – это предоставление доступа   к техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для обслуживания линий связи (профилактический осмотр или устранение аварий).

Согласно Устава ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  основным видом деятельности данного Общества является – управление жилым и нежилым фондом.

Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ услуга по управлению многоквартирными домами – это оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

В управлении ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  находятся следующие дома в городе Сургуте: д. 14 по ул. Декабристов; д. 5/4 по ул. Югорская; д. 13 по проспекту Комсомольский. Данное подтверждается справкой ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» о перечне жилищного фонда по состоянию на 20.06.2012 года, находящегося в управлении, протоколом подведения итогов общего собрания собственников, актами приема передачи.

В силу ст. 162 Жилищного кодекса договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем на один год и не более чем на пять лет. Следовательно ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» , представляя интересы собственников помещений многоквартирных домов в г. Сургуте по адресам ул. Декабристов  д. 14; ул.Югорская  д.5/4, проспект Комсомольский д.13 и неся ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, является единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим доступ к общедомовому имуществу  техническим помещениям, расположенным в данных домах.

Потребителями на рынке предоставления доступа к общедомовому имуществу технические помещения (подъезды, чердаки, кровля, подвалы) являются ресурсоснабжающие организации, организации оказывающие услуги связи.

Таким образом, в данных жилых домах ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  занимает доминирующее положение на рынке предоставления доступа   общедомовому имуществу  техническим помещениям (чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи, обслуживания линий связи (профилактический осмотр или устранение аварий).

Одним из барьеров входа на рынки услуг является отказ собственника здания, управляющей организации от предоставления доступа к общедомовому имуществу техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы).

Согласно имеющихся в материалах дела документах  собственники жилых помещений в г. Сургуте по адресам ул. Декабристов 14; ул. Югорская д.5/4; проспект Комсомольский 13 обратились в ООО «Метросеть-Сургут» с заявлением о предоставлении доступа в интернет и подключении к кабельному телевидению.

        В соответствии с пунктом 16 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575   телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора.

В силу статьи 18 вышеуказанных Правил для заключения договора с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии лицо, имеющее намерение заключить договор ( заявитель), подает оператору связи заявление о заключении договора.

Согласно пункта 20 Правил  оператор связи имеет право отказать в заключении договора при отсутствии технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных.

В случае отказа или уклонения оператора связи от заключения договора заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении оператора связи к его заключению.

Как усматривается из материалов дела у ООО «Метросеть-Сургут» имелась возможность для подключения к услугам связи заявителей обратившихся с соответствующим заявлением, однако необоснованные действия  ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  по отказу в доступе к общедомовому имуществу для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи привели в результате в нарушению не только прав оператора связи, но и потребителей обратившихся с заявлением о предоставлении услуг связи.

Кроме того в материалах дела имеются заявления других операторов связи ОАО «Югрател» от 30.03.2012 года, ОАО «Ростелеком» от 22.03.2012 года в  ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» для предоставления доступа к общедомовому имуществу в целях произведения работ по реконструкции сетей связи. Данным операторам связи ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» также отказала в доступе к общедомовому имуществу.

На основании статей 13, 44, 45 46 Федерального закона от 07.07.2003 года «О связи» ОАО «Ростелеком», ОАО «Югрател» как операторы связи обязаны производить профилактические работы на линиях связи и устранению аварий.

При этом без доступа к линиям электросвязи, находящимся в жилых домах в технических помещениях (подъезды, чердаки, подвалы) произвести профилактические работы и работы по устранению аварий невозможно.

Таким образом, действия управляющей компании ООО «ТЭКСИБ» по отказу в доступе к общедомовому имуществу   техническим помещениям (чердаки, кровля, подвалы)    операторам связи для   размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи и   в целях обслуживания линий связи (профилактический осмотр или устранение аварий) создают барьеры входа на сопряженный рынок – рынок оказания услуг связи и в соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» квалифицируются как монополистическая деятельность, т.е. злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В соответствии с ч. 1 ст. 10  Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В данном случае ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  своими действиями ущемляет интересы ООО «Метросеть-Сургут»  на рынке оказания услуг связи.

На основании изложенного и в соответствии с п.1 .ст. 45,  ст. ст. 49,50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 3.40 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждении и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России № 447 от 25.12.2007 года, Комиссия

 

                                             РЕШИЛА:

  1. Признать положение ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» на рынке предоставления доступа   к общедомовому имуществу техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи и произведению профилактических работ линий электросвязи в многоквартирных домах в городе Сургуте по адресам ул.  Декабристов  д. 14; ул. Югорская д.5/4, пр. Комсомольский д.13 доминирующим.
  2. Признать действия ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ», занимающего доминирующее положение на рынке предоставления доступа к общедомовому имуществу  техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам и   произведению профилактических работ линий электросвязи в городе Сургуте по адресам ул. Декабристов  д. 14; ул. Югорская д.5/4, пр. Комсомольский д.13, по созданию препятствий к доступу на рынок оказания услуг связи нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
  3. Выдать ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  обязательное для исполнения предписание о прекращении антимонопольного законодательства.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 02-06-150/2012

 

                                                                                                        

Резолютивная часть решения объявлена  28 июня  2012 года

Решение изготовлено в полном объеме  29 июня  2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

ХХХ – заместитель руководителя Управления;

члены комиссии:

ХХХ –  ведущий специалист-эксперт отдела Управления;

ХХХ  – заместитель начальника отдела Управления;

 

рассмотрев дело №02-06-150/2012 по признакам нарушения ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»    части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в действиях занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Метросеть-Сургут» :

- ХХХ

 

от ответчика по делу ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»:

 -   ХХХ

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба   ООО «Метросеть-Сургут»   на действия управляющей компании ООО  «ТЭКСИБ», которая необоснованно отказывает в доступе к общедомовому имуществу (техническим помещениям), находящимся в жилых домах для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи.

  На основании приказа Управления №  0641  от «13» июня  2012 года в отношении ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  возбуждено дело  о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения  части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  выразившиеся в действиях занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

Определением от 14 июня 2012 года о назначении дела к рассмотрению в срок до 22.06.2011 года  у ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ», ООО «Метросеть-Сургут»  были запрошены  документы, необходимые для всестороннего и полного рассмотрения дела и письменные пояснения.

 Рассмотрение дела назначено на 28 июня 2012 года.

 

 Запрашиваемая информация и документы поступили в полном объеме в день заседания Комиссии

 Представитель ООО «Метросеть-Сургут» на заседании Комиссии поддержал требования указанные в заявлении, просит признать необоснованным действия управляющей компании ООО  «ТЭКСИБ», которая отказывает в доступе к общедомовому имуществу  техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи.

Представитель ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  на заседании Комиссии пояснила, что действия ООО «ТЭКСИБ» не являются нарушением антимонопольного законодательства.

Заслушав пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

 

Согласно Уставу ООО  «Метросеть-Сургут» - общество осуществляет следующие виды деятельности : услуги телематических услуг, оказание услуг связи для целей кабельного телевидения, сдача в аренду каналов связи, услуги передачи данных, включая голосовую информацию. На оказание данных услуг ООО  «Метросеть-Сургут» получены соответствующие лицензии.  ООО  «Метросеть-Сургут» является оператором связи.

06.04.2012 года  ООО  «Метросеть-Сургут» обратилось в ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  с письмом о предоставлении доступа к общедомовому имуществу техническим помещениям (подъезды, чердаки, подвалы) для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи.

ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»   в предоставлении доступа было отказана, в связи с отсутствием решения собственников жилья, оформленного протоколом общего собрания жильцов.

В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Границы товарного рынка по оказанию услуг доступа к сетям электросвязи устанавливаются исходя из экономической, технической и иной возможности либо целесообразности оператора связи приобрести услугу в определенных географических и продуктовых границах, в данном случае товарный рынок – это предоставление доступа   к техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для обслуживания линий связи (профилактический осмотр или устранение аварий).

Согласно Устава ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  основным видом деятельности данного Общества является – управление жилым и нежилым фондом.

Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ услуга по управлению многоквартирными домами – это оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

В управлении ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  находятся следующие дома в городе Сургуте: д. 14 по ул. Декабристов; д. 5/4 по ул. Югорская; д. 13 по проспекту Комсомольский. Данное подтверждается справкой ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» о перечне жилищного фонда по состоянию на 20.06.2012 года, находящегося в управлении, протоколом подведения итогов общего собрания собственников, актами приема передачи.

В силу ст. 162 Жилищного кодекса договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем на один год и не более чем на пять лет. Следовательно ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» , представляя интересы собственников помещений многоквартирных домов в г. Сургуте по адресам ул. Декабристов  д. 14; ул.Югорская  д.5/4, проспект Комсомольский д.13 и неся ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, является единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим доступ к общедомовому имуществу  техническим помещениям, расположенным в данных домах.

Потребителями на рынке предоставления доступа к общедомовому имуществу технические помещения (подъезды, чердаки, кровля, подвалы) являются ресурсоснабжающие организации, организации оказывающие услуги связи.

Таким образом, в данных жилых домах ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  занимает доминирующее положение на рынке предоставления доступа   общедомовому имуществу  техническим помещениям (чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи, обслуживания линий связи (профилактический осмотр или устранение аварий).

Одним из барьеров входа на рынки услуг является отказ собственника здания, управляющей организации от предоставления доступа к общедомовому имуществу техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы).

Согласно имеющихся в материалах дела документах  собственники жилых помещений в г. Сургуте по адресам ул. Декабристов 14; ул. Югорская д.5/4; проспект Комсомольский 13 обратились в ООО «Метросеть-Сургут» с заявлением о предоставлении доступа в интернет и подключении к кабельному телевидению.

        В соответствии с пунктом 16 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575   телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора.

В силу статьи 18 вышеуказанных Правил для заключения договора с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии лицо, имеющее намерение заключить договор ( заявитель), подает оператору связи заявление о заключении договора.

Согласно пункта 20 Правил  оператор связи имеет право отказать в заключении договора при отсутствии технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных.

В случае отказа или уклонения оператора связи от заключения договора заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении оператора связи к его заключению.

Как усматривается из материалов дела у ООО «Метросеть-Сургут» имелась возможность для подключения к услугам связи заявителей обратившихся с соответствующим заявлением, однако необоснованные действия  ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  по отказу в доступе к общедомовому имуществу для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи привели в результате в нарушению не только прав оператора связи, но и потребителей обратившихся с заявлением о предоставлении услуг связи.

Кроме того в материалах дела имеются заявления других операторов связи ОАО «Югрател» от 30.03.2012 года, ОАО «Ростелеком» от 22.03.2012 года в  ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» для предоставления доступа к общедомовому имуществу в целях произведения работ по реконструкции сетей связи. Данным операторам связи ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» также отказала в доступе к общедомовому имуществу.

На основании статей 13, 44, 45 46 Федерального закона от 07.07.2003 года «О связи» ОАО «Ростелеком», ОАО «Югрател» как операторы связи обязаны производить профилактические работы на линиях связи и устранению аварий.

При этом без доступа к линиям электросвязи, находящимся в жилых домах в технических помещениях (подъезды, чердаки, подвалы) произвести профилактические работы и работы по устранению аварий невозможно.

Таким образом, действия управляющей компании ООО «ТЭКСИБ» по отказу в доступе к общедомовому имуществу   техническим помещениям (чердаки, кровля, подвалы)    операторам связи для   размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи и   в целях обслуживания линий связи (профилактический осмотр или устранение аварий) создают барьеры входа на сопряженный рынок – рынок оказания услуг связи и в соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» квалифицируются как монополистическая деятельность, т.е. злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В соответствии с ч. 1 ст. 10  Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В данном случае ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  своими действиями ущемляет интересы ООО «Метросеть-Сургут»  на рынке оказания услуг связи.

На основании изложенного и в соответствии с п.1 .ст. 45,  ст. ст. 49,50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 3.40 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждении и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России № 447 от 25.12.2007 года, Комиссия

 

                                             РЕШИЛА:

  1. Признать положение ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ» на рынке предоставления доступа   к общедомовому имуществу техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам связи и произведению профилактических работ линий электросвязи в многоквартирных домах в городе Сургуте по адресам ул.  Декабристов  д. 14; ул. Югорская д.5/4, пр. Комсомольский д.13 доминирующим.
  2. Признать действия ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ», занимающего доминирующее положение на рынке предоставления доступа к общедомовому имуществу  техническим помещениям (подъезды, чердаки, кровля, подвалы), для размещения оборудования связи с целью подключения проживающих в них лиц к услугам и   произведению профилактических работ линий электросвязи в городе Сургуте по адресам ул. Декабристов  д. 14; ул. Югорская д.5/4, пр. Комсомольский д.13, по созданию препятствий к доступу на рынок оказания услуг связи нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
  3. Выдать ООО Управляющая компания «ТЭКСИБ»  обязательное для исполнения предписание о прекращении антимонопольного законодательства.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 02-06-150/2012 [format] => [safe_value] => № 02-06-150/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-02 08:43:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-29 08:43:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1349168113 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )