Р Е Ш Е Н И Е
«22» августа 2012 год г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Иванов В.П.– заместитель руководителя Управления;
Члены Комиссии:
Шевцова С.Ю. – главный государственный инспектор отдела Управления;
Черницына А.Ю. – старший специалист 3 разряда отдела Управления;
рассмотрев дело № 02-27-184/2012, возбужденное по собственной инициативе Управления в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Метросеть-Сургут», ООО УК «Сервис-3»,
представители:
ООО УК «Сервис-3» - //
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило обращение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургут от 05.07.2012 г. Вх.№ 955-о о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях ООО «Метросеть», ООО УК «Сервис-3», выразившееся установлении рекламной конструкции на фасаде дома № 34А пр.Мира в г.Сургут неэтичного содержания без согласования на размещение рекламного панно с Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Сургут.
Определением от 13.07.2012 г. № 02-602 было возбуждено дело № 02-27-184/2012 в отношении ООО УК «Сервис-3» и ООО «Метросеть-Сургут», назначенное к рассмотрению на 03.08.2012 г.
В адрес Управления поступило ходатайство от ООО «Метросеть-Ссургут» от 01.08.2012 г. об отложении рассмотрения дела в связи с обращением ответчика в экспертную организацию по вопросу исследования образа, использованного на рекламном панно.
Комиссия пришла к выводу о необходимости продления срока рассмотрения дела № 02-27-184/2012.
Определением от 03.08.2012 г. № 02-27/СШ-689 рассмотрение дела было отложено на 22.08.2012 г.
На рассмотрении дела, представитель ООО УК «Сервис-3» пояснила, что в 2009 году собственниками помещений в многоквартирном доме было проведено собрание собственников помещений (протокол от 18.12.2009 г.) и принято решение о передаче в пользование третьим лицам части общего имущества (фасады) для размещения брандмауэрных панно, а так же об определении ООО УК «Сервис-3» лицом, уполномоченным от имени собственников помещений в многоквартирном доме № 34А по пр.Мира на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), с условием, что денежные средства, полученные в качестве платы за размещение рекламы будут направлены на ремонт и благоустройство общего имущества многоквартирного дома.
05.06.2012 г. между ООО УК «Сервис-3» и ООО «Метросеть-Сургут» был заключен договор № 11 о передачи в пользование части общего имущества многоквартирного дома, согласно которого ООО «Метросеть-Сургут» размещает на фасаде многоквартирного дома по адресу: пр.Мира № 34А рекламное средство: брандмауэрное панно, размером 210 кв.м.
В соответствии с п. 2.1.1. договора от 05.06.2012 г. 3 11, пользователь (ООО «Метросеть-Сургут») обязан производить монтаж наружной рекламы только после получения разрешения на его размещение, согласованное в установленном порядке и получения разрешения на монтаж средства наружной рекламы, выданное органом муниципального архитектурно-строительного надзора.
В отношении ООО УК «Сервис-3» производство по делу просит прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО УК «Сервис-3» нарушений Закона о рекламе.
В адрес Управления от 22.08.2012 г. поступило экспертное заключение, вынесенное по запросу ООО «Метросеть-Сургут».
На заседании данное экспертное заключение было полностью зачитано.
Из содержания заключения следует, что ООО «Метросеть-Сургут» обращается к Годерич Дмитриевской Диане за проведением культурологической экспертизы рекламного материала в связи с необходимостью использования специальных познаний, возникших в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе.
По результатам исследования ООО «Метросеть-Сургут» просит ответить на следующие вопросы:
- Содержит ли рекламный материал какие-либо образы, сравнения и/или выражения?
- Являются ли представленные в рекламном материале образы, сравнения и/или выражения, непристойными и/или оскорбительными?
К экспертному заключении приложена копия вкладыша диплома ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» от 08 июня 2012 г. Р № 03727, выдан Гордерич Дмитриевской Диане, присуждена степень БАКАЛАВРА культурологи по направлению «Культорология». Данная страница вкладыша не действительна без диплома. Ксерокопия диплома не представлена в материалы дела.
Заключение подписано Гордерич Дмитриевской Диана как экспертом-культурологом. Документов, подтверждающих то, что Гордерич Дмитриевской Диана является экспертом не представлено.
Между тем, данное заключение представлено в адрес Управления ООО «Метросеть-Сургут».
Комиссия определяет, принять представленное заключение как обоснование позиции ООО «Метросеть-Сургут» при изготовлении и распространении рекламного баннера.
Таким образом позиция ООО «Метросеть-Сургут» заключается в следующем:
(извлечение из заключения) «…превышение допустимой концентрации сексуального подтекста отсутствует в рекламном тексте…кроме как сексуального подтекста, спущенные трусы на женских ногах так же интерпретируются потребителем рекламного текста как раздевание, а именно как акт свободы и комфорта – здесь в силу вступает неосознанный (инстинктивный, в силу привычки) ассоциативный ряд: «Молодая женщина приходит домой и снимает одежду (т.е. социальные символы) и обретает свободу/чувствует себя свободной (доступ в Интернет)». Выводы: в рекламном тексте содержатся образы и выражения, а именно образ молодой женщины, образ сексуальности, образ свободы, а так же выражение: «Интернет свободного доступа». ….непристойные или оскорбительные образы не содержатся в данном рекламном тексте, а так же связь между различными образами/или выражениями не несет в себе оскорбительный или непристойный смысл».
Изучив имеющиеся материалы дела, объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:
Рекламный баннер представляет собой брандмауэрное панно, площадью 210 кв.м. На рекламной площади на красной горизонтальной полосе белым шрифтом изображен логотип общества: большая буква «М» над словом метросеть и полусферой над ней. Рядом с логотипом изображено слово: «Интернет». Ниже красной полосы черным крупным шрифтом написано: словосочетание «свободного доступа» подчеркнутое жирной красной линией, логически и визуально объединяющее содержание полос разных цветов. Под красной полосой изображены обнаженные женские ноги со спущенным ниже колен нижним бельем красного цвета. В нижней части панно размещена следующая информация: «Интернет цифровое TV – защита (черным шрифтом) – 1350 рублей (красным шрифтом) и контактная информация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой является – информация, распространяемая любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
На основании части 1 статьи 5 Закона о рекламе, - реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
На основании части 6 статьи 5 Закона о рекламе - в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Комиссия согласна с позицией ООО «Метросеть-Сургут», в части отсутствия в тексте рекламного панно: «Интернет свободного доступа» - оскорбительного и/или непристойного характера.
Но, вместе с тем, считает, что разбивка рекламной площади на зоны, посредством цветных линий и фонов и, использование женских ног, как образа женщины в целом, со спущенным нижним бельем акцентирует внимание потребителей рекламы на выражении «свободного доступа» как подтекста на легкодоступность женщины в сексуальном плане, т.е. аморального поведения, подразумевающего половую связь вне брачных (гражданских) отношений.
Заявителем представлены в материалы дела скриншоты с Веб-сервера администрации города Сургут-Ответы и вопросы главе города Сургута (http://www.admsurgut.ru/mer.php?otvet=1), а так же на портале Портал ugra-news.ru в разделе газеты «Сургутская Трибуна» (http://ugra-news.ru/article/16573) опубликована статья «Это же неприлично» о рекламе ООО «Метросеть», которую жители Сургута считают неэтичной и оскорбительной. Данная реклама получила общественный резонанс.
Комиссия приходит к выводу, что в рекламе используется непристойный, оскорбительный для женщины образ, использование обнаженных женских ног со спущенными трусами не воспринимается без двусмысленного толкования, а выражение «свободный доступ», в совокупности с вышеописанным изображением никак не соотносятся с содержанием рекламы (предоставление услуг Интернета). Комиссия пришла к выводу, что использование в рекламе ООО «Метросеть-Сургут» связанной с продвижением услуг подключения Интернета, цифрового ТV, образа женщины, непристойно и оскорбительно в отношении женского пола. Эксплуатация женского тела, в недвусмысленном движении, ради экономической выгоды не уместно по общепринятым принципам морали и этики.
Из анализа представленных материалов дела, пояснений сторон следует:
Рекламопроизводитель (ч.6 ст.3) – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
Объект рекламного модуля определен ООО «Метросеть-Сургут», им же произведен монтаж и демонтаж рекламного баннера.
Рекламораспространитель (ч.7 ст.3 закона о рекламе) – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. ООО «Метросеть-Сургут» распространяло рекламу посредством размещения на фасаде дома брандмауэрного панно на основании договора № 11 о передаче в пользование части общего имущества многоквартирного дома от 05.06.2012 г.
На основании вышеизложенного, ООО «Метросеть-Сургут» является рекламораспространителем.
Указанная ненадлежащая реклама была размещена по вине ООО «Метросеть-Сургут», которое, выполняя деятельность, в соответствии с Уставом, имело возможность для соблюдения требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу товаров и услуг.
В соответствии с частью 4 ст.38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 33, частью 1 статьи 36, частями 4, , 6, 7, 8 статьи 38 Федерального закона о 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-43, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать рекламу, размещенную на брандмауэрном панно, площадью 210 кв.м., следующего содержания: на рекламной площади на красной горизонтальной полосе белым шрифтом изображен логотип общества: большая буква «М» над словом метросеть и полусферой над ней. Рядом с логотипом изображено слово: «Интернет». Ниже красной полосы черным крупным шрифтом написано: словосочетание «свободного доступа» подчеркнутое жирной красной линией, логически и визуально объединяющее содержание полос разных цветов. Под красной полосой изображены обнаженные женские ноги со спущенным ниже колен нижним бельем красного цвета. В нижней части панно размещена следующая информация: «Интернет цифровое TV – защита (черным шрифтом) – 1350 рублей (красным шрифтом) и контактная информация, - ненадлежащей, ввиду ее несоответствия части 6 , статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в части присутствия в рекламе непристойного оскорбительного образа женского образа.
- Признать в действиях ООО «Метросеть-Сургут» как рекламопроизводителя, рекламораспространителя нарушение ч.6, ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
- Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать, в связи с добравольным устранением правонарушения до начала рассмотрения дела.
- В отношении ООО УК «Сервис-3» дело прекратить, в связи с отсутствием в действиях ООО УК «Сервис-3» состава правонарушения.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Метросеть-сургут»
Решение изготовлено в полном объеме 29.08.2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 9194
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 02-27-184/2012
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9194
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1349341587
[changed] => 1370524913
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370524913
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
«22» августа 2012 год г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Иванов В.П.– заместитель руководителя Управления;
Члены Комиссии:
Шевцова С.Ю. – главный государственный инспектор отдела Управления;
Черницына А.Ю. – старший специалист 3 разряда отдела Управления;
рассмотрев дело № 02-27-184/2012, возбужденное по собственной инициативе Управления в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Метросеть-Сургут», ООО УК «Сервис-3»,
представители:
ООО УК «Сервис-3» - //
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило обращение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургут от 05.07.2012 г. Вх.№ 955-о о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях ООО «Метросеть», ООО УК «Сервис-3», выразившееся установлении рекламной конструкции на фасаде дома № 34А пр.Мира в г.Сургут неэтичного содержания без согласования на размещение рекламного панно с Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Сургут.
Определением от 13.07.2012 г. № 02-602 было возбуждено дело № 02-27-184/2012 в отношении ООО УК «Сервис-3» и ООО «Метросеть-Сургут», назначенное к рассмотрению на 03.08.2012 г.
В адрес Управления поступило ходатайство от ООО «Метросеть-Ссургут» от 01.08.2012 г. об отложении рассмотрения дела в связи с обращением ответчика в экспертную организацию по вопросу исследования образа, использованного на рекламном панно.
Комиссия пришла к выводу о необходимости продления срока рассмотрения дела № 02-27-184/2012.
Определением от 03.08.2012 г. № 02-27/СШ-689 рассмотрение дела было отложено на 22.08.2012 г.
На рассмотрении дела, представитель ООО УК «Сервис-3» пояснила, что в 2009 году собственниками помещений в многоквартирном доме было проведено собрание собственников помещений (протокол от 18.12.2009 г.) и принято решение о передаче в пользование третьим лицам части общего имущества (фасады) для размещения брандмауэрных панно, а так же об определении ООО УК «Сервис-3» лицом, уполномоченным от имени собственников помещений в многоквартирном доме № 34А по пр.Мира на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), с условием, что денежные средства, полученные в качестве платы за размещение рекламы будут направлены на ремонт и благоустройство общего имущества многоквартирного дома.
05.06.2012 г. между ООО УК «Сервис-3» и ООО «Метросеть-Сургут» был заключен договор № 11 о передачи в пользование части общего имущества многоквартирного дома, согласно которого ООО «Метросеть-Сургут» размещает на фасаде многоквартирного дома по адресу: пр.Мира № 34А рекламное средство: брандмауэрное панно, размером 210 кв.м.
В соответствии с п. 2.1.1. договора от 05.06.2012 г. 3 11, пользователь (ООО «Метросеть-Сургут») обязан производить монтаж наружной рекламы только после получения разрешения на его размещение, согласованное в установленном порядке и получения разрешения на монтаж средства наружной рекламы, выданное органом муниципального архитектурно-строительного надзора.
В отношении ООО УК «Сервис-3» производство по делу просит прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО УК «Сервис-3» нарушений Закона о рекламе.
В адрес Управления от 22.08.2012 г. поступило экспертное заключение, вынесенное по запросу ООО «Метросеть-Сургут».
На заседании данное экспертное заключение было полностью зачитано.
Из содержания заключения следует, что ООО «Метросеть-Сургут» обращается к Годерич Дмитриевской Диане за проведением культурологической экспертизы рекламного материала в связи с необходимостью использования специальных познаний, возникших в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе.
По результатам исследования ООО «Метросеть-Сургут» просит ответить на следующие вопросы:
- Содержит ли рекламный материал какие-либо образы, сравнения и/или выражения?
- Являются ли представленные в рекламном материале образы, сравнения и/или выражения, непристойными и/или оскорбительными?
К экспертному заключении приложена копия вкладыша диплома ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» от 08 июня 2012 г. Р № 03727, выдан Гордерич Дмитриевской Диане, присуждена степень БАКАЛАВРА культурологи по направлению «Культорология». Данная страница вкладыша не действительна без диплома. Ксерокопия диплома не представлена в материалы дела.
Заключение подписано Гордерич Дмитриевской Диана как экспертом-культурологом. Документов, подтверждающих то, что Гордерич Дмитриевской Диана является экспертом не представлено.
Между тем, данное заключение представлено в адрес Управления ООО «Метросеть-Сургут».
Комиссия определяет, принять представленное заключение как обоснование позиции ООО «Метросеть-Сургут» при изготовлении и распространении рекламного баннера.
Таким образом позиция ООО «Метросеть-Сургут» заключается в следующем:
(извлечение из заключения) «…превышение допустимой концентрации сексуального подтекста отсутствует в рекламном тексте…кроме как сексуального подтекста, спущенные трусы на женских ногах так же интерпретируются потребителем рекламного текста как раздевание, а именно как акт свободы и комфорта – здесь в силу вступает неосознанный (инстинктивный, в силу привычки) ассоциативный ряд: «Молодая женщина приходит домой и снимает одежду (т.е. социальные символы) и обретает свободу/чувствует себя свободной (доступ в Интернет)». Выводы: в рекламном тексте содержатся образы и выражения, а именно образ молодой женщины, образ сексуальности, образ свободы, а так же выражение: «Интернет свободного доступа». ….непристойные или оскорбительные образы не содержатся в данном рекламном тексте, а так же связь между различными образами/или выражениями не несет в себе оскорбительный или непристойный смысл».
Изучив имеющиеся материалы дела, объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:
Рекламный баннер представляет собой брандмауэрное панно, площадью 210 кв.м. На рекламной площади на красной горизонтальной полосе белым шрифтом изображен логотип общества: большая буква «М» над словом метросеть и полусферой над ней. Рядом с логотипом изображено слово: «Интернет». Ниже красной полосы черным крупным шрифтом написано: словосочетание «свободного доступа» подчеркнутое жирной красной линией, логически и визуально объединяющее содержание полос разных цветов. Под красной полосой изображены обнаженные женские ноги со спущенным ниже колен нижним бельем красного цвета. В нижней части панно размещена следующая информация: «Интернет цифровое TV – защита (черным шрифтом) – 1350 рублей (красным шрифтом) и контактная информация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой является – информация, распространяемая любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
На основании части 1 статьи 5 Закона о рекламе, - реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
На основании части 6 статьи 5 Закона о рекламе - в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Комиссия согласна с позицией ООО «Метросеть-Сургут», в части отсутствия в тексте рекламного панно: «Интернет свободного доступа» - оскорбительного и/или непристойного характера.
Но, вместе с тем, считает, что разбивка рекламной площади на зоны, посредством цветных линий и фонов и, использование женских ног, как образа женщины в целом, со спущенным нижним бельем акцентирует внимание потребителей рекламы на выражении «свободного доступа» как подтекста на легкодоступность женщины в сексуальном плане, т.е. аморального поведения, подразумевающего половую связь вне брачных (гражданских) отношений.
Заявителем представлены в материалы дела скриншоты с Веб-сервера администрации города Сургут-Ответы и вопросы главе города Сургута (http://www.admsurgut.ru/mer.php?otvet=1), а так же на портале Портал ugra-news.ru в разделе газеты «Сургутская Трибуна» (http://ugra-news.ru/article/16573) опубликована статья «Это же неприлично» о рекламе ООО «Метросеть», которую жители Сургута считают неэтичной и оскорбительной. Данная реклама получила общественный резонанс.
Комиссия приходит к выводу, что в рекламе используется непристойный, оскорбительный для женщины образ, использование обнаженных женских ног со спущенными трусами не воспринимается без двусмысленного толкования, а выражение «свободный доступ», в совокупности с вышеописанным изображением никак не соотносятся с содержанием рекламы (предоставление услуг Интернета). Комиссия пришла к выводу, что использование в рекламе ООО «Метросеть-Сургут» связанной с продвижением услуг подключения Интернета, цифрового ТV, образа женщины, непристойно и оскорбительно в отношении женского пола. Эксплуатация женского тела, в недвусмысленном движении, ради экономической выгоды не уместно по общепринятым принципам морали и этики.
Из анализа представленных материалов дела, пояснений сторон следует:
Рекламопроизводитель (ч.6 ст.3) – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
Объект рекламного модуля определен ООО «Метросеть-Сургут», им же произведен монтаж и демонтаж рекламного баннера.
Рекламораспространитель (ч.7 ст.3 закона о рекламе) – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. ООО «Метросеть-Сургут» распространяло рекламу посредством размещения на фасаде дома брандмауэрного панно на основании договора № 11 о передаче в пользование части общего имущества многоквартирного дома от 05.06.2012 г.
На основании вышеизложенного, ООО «Метросеть-Сургут» является рекламораспространителем.
Указанная ненадлежащая реклама была размещена по вине ООО «Метросеть-Сургут», которое, выполняя деятельность, в соответствии с Уставом, имело возможность для соблюдения требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу товаров и услуг.
В соответствии с частью 4 ст.38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 33, частью 1 статьи 36, частями 4, , 6, 7, 8 статьи 38 Федерального закона о 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-43, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать рекламу, размещенную на брандмауэрном панно, площадью 210 кв.м., следующего содержания: на рекламной площади на красной горизонтальной полосе белым шрифтом изображен логотип общества: большая буква «М» над словом метросеть и полусферой над ней. Рядом с логотипом изображено слово: «Интернет». Ниже красной полосы черным крупным шрифтом написано: словосочетание «свободного доступа» подчеркнутое жирной красной линией, логически и визуально объединяющее содержание полос разных цветов. Под красной полосой изображены обнаженные женские ноги со спущенным ниже колен нижним бельем красного цвета. В нижней части панно размещена следующая информация: «Интернет цифровое TV – защита (черным шрифтом) – 1350 рублей (красным шрифтом) и контактная информация, - ненадлежащей, ввиду ее несоответствия части 6 , статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в части присутствия в рекламе непристойного оскорбительного образа женского образа.
- Признать в действиях ООО «Метросеть-Сургут» как рекламопроизводителя, рекламораспространителя нарушение ч.6, ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
- Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать, в связи с добравольным устранением правонарушения до начала рассмотрения дела.
- В отношении ООО УК «Сервис-3» дело прекратить, в связи с отсутствием в действиях ООО УК «Сервис-3» состава правонарушения.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Метросеть-сургут»
Решение изготовлено в полном объеме 29.08.2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
«22» августа 2012 год г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Иванов В.П.– заместитель руководителя Управления;
Члены Комиссии:
Шевцова С.Ю. – главный государственный инспектор отдела Управления;
Черницына А.Ю. – старший специалист 3 разряда отдела Управления;
рассмотрев дело № 02-27-184/2012, возбужденное по собственной инициативе Управления в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Метросеть-Сургут», ООО УК «Сервис-3»,
представители:
ООО УК «Сервис-3» - //
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило обращение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургут от 05.07.2012 г. Вх.№ 955-о о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях ООО «Метросеть», ООО УК «Сервис-3», выразившееся установлении рекламной конструкции на фасаде дома № 34А пр.Мира в г.Сургут неэтичного содержания без согласования на размещение рекламного панно с Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Сургут.
Определением от 13.07.2012 г. № 02-602 было возбуждено дело № 02-27-184/2012 в отношении ООО УК «Сервис-3» и ООО «Метросеть-Сургут», назначенное к рассмотрению на 03.08.2012 г.
В адрес Управления поступило ходатайство от ООО «Метросеть-Ссургут» от 01.08.2012 г. об отложении рассмотрения дела в связи с обращением ответчика в экспертную организацию по вопросу исследования образа, использованного на рекламном панно.
Комиссия пришла к выводу о необходимости продления срока рассмотрения дела № 02-27-184/2012.
Определением от 03.08.2012 г. № 02-27/СШ-689 рассмотрение дела было отложено на 22.08.2012 г.
На рассмотрении дела, представитель ООО УК «Сервис-3» пояснила, что в 2009 году собственниками помещений в многоквартирном доме было проведено собрание собственников помещений (протокол от 18.12.2009 г.) и принято решение о передаче в пользование третьим лицам части общего имущества (фасады) для размещения брандмауэрных панно, а так же об определении ООО УК «Сервис-3» лицом, уполномоченным от имени собственников помещений в многоквартирном доме № 34А по пр.Мира на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), с условием, что денежные средства, полученные в качестве платы за размещение рекламы будут направлены на ремонт и благоустройство общего имущества многоквартирного дома.
05.06.2012 г. между ООО УК «Сервис-3» и ООО «Метросеть-Сургут» был заключен договор № 11 о передачи в пользование части общего имущества многоквартирного дома, согласно которого ООО «Метросеть-Сургут» размещает на фасаде многоквартирного дома по адресу: пр.Мира № 34А рекламное средство: брандмауэрное панно, размером 210 кв.м.
В соответствии с п. 2.1.1. договора от 05.06.2012 г. 3 11, пользователь (ООО «Метросеть-Сургут») обязан производить монтаж наружной рекламы только после получения разрешения на его размещение, согласованное в установленном порядке и получения разрешения на монтаж средства наружной рекламы, выданное органом муниципального архитектурно-строительного надзора.
В отношении ООО УК «Сервис-3» производство по делу просит прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО УК «Сервис-3» нарушений Закона о рекламе.
В адрес Управления от 22.08.2012 г. поступило экспертное заключение, вынесенное по запросу ООО «Метросеть-Сургут».
На заседании данное экспертное заключение было полностью зачитано.
Из содержания заключения следует, что ООО «Метросеть-Сургут» обращается к Годерич Дмитриевской Диане за проведением культурологической экспертизы рекламного материала в связи с необходимостью использования специальных познаний, возникших в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе.
По результатам исследования ООО «Метросеть-Сургут» просит ответить на следующие вопросы:
- Содержит ли рекламный материал какие-либо образы, сравнения и/или выражения?
- Являются ли представленные в рекламном материале образы, сравнения и/или выражения, непристойными и/или оскорбительными?
К экспертному заключении приложена копия вкладыша диплома ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» от 08 июня 2012 г. Р № 03727, выдан Гордерич Дмитриевской Диане, присуждена степень БАКАЛАВРА культурологи по направлению «Культорология». Данная страница вкладыша не действительна без диплома. Ксерокопия диплома не представлена в материалы дела.
Заключение подписано Гордерич Дмитриевской Диана как экспертом-культурологом. Документов, подтверждающих то, что Гордерич Дмитриевской Диана является экспертом не представлено.
Между тем, данное заключение представлено в адрес Управления ООО «Метросеть-Сургут».
Комиссия определяет, принять представленное заключение как обоснование позиции ООО «Метросеть-Сургут» при изготовлении и распространении рекламного баннера.
Таким образом позиция ООО «Метросеть-Сургут» заключается в следующем:
(извлечение из заключения) «…превышение допустимой концентрации сексуального подтекста отсутствует в рекламном тексте…кроме как сексуального подтекста, спущенные трусы на женских ногах так же интерпретируются потребителем рекламного текста как раздевание, а именно как акт свободы и комфорта – здесь в силу вступает неосознанный (инстинктивный, в силу привычки) ассоциативный ряд: «Молодая женщина приходит домой и снимает одежду (т.е. социальные символы) и обретает свободу/чувствует себя свободной (доступ в Интернет)». Выводы: в рекламном тексте содержатся образы и выражения, а именно образ молодой женщины, образ сексуальности, образ свободы, а так же выражение: «Интернет свободного доступа». ….непристойные или оскорбительные образы не содержатся в данном рекламном тексте, а так же связь между различными образами/или выражениями не несет в себе оскорбительный или непристойный смысл».
Изучив имеющиеся материалы дела, объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:
Рекламный баннер представляет собой брандмауэрное панно, площадью 210 кв.м. На рекламной площади на красной горизонтальной полосе белым шрифтом изображен логотип общества: большая буква «М» над словом метросеть и полусферой над ней. Рядом с логотипом изображено слово: «Интернет». Ниже красной полосы черным крупным шрифтом написано: словосочетание «свободного доступа» подчеркнутое жирной красной линией, логически и визуально объединяющее содержание полос разных цветов. Под красной полосой изображены обнаженные женские ноги со спущенным ниже колен нижним бельем красного цвета. В нижней части панно размещена следующая информация: «Интернет цифровое TV – защита (черным шрифтом) – 1350 рублей (красным шрифтом) и контактная информация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой является – информация, распространяемая любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
На основании части 1 статьи 5 Закона о рекламе, - реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
На основании части 6 статьи 5 Закона о рекламе - в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Комиссия согласна с позицией ООО «Метросеть-Сургут», в части отсутствия в тексте рекламного панно: «Интернет свободного доступа» - оскорбительного и/или непристойного характера.
Но, вместе с тем, считает, что разбивка рекламной площади на зоны, посредством цветных линий и фонов и, использование женских ног, как образа женщины в целом, со спущенным нижним бельем акцентирует внимание потребителей рекламы на выражении «свободного доступа» как подтекста на легкодоступность женщины в сексуальном плане, т.е. аморального поведения, подразумевающего половую связь вне брачных (гражданских) отношений.
Заявителем представлены в материалы дела скриншоты с Веб-сервера администрации города Сургут-Ответы и вопросы главе города Сургута (http://www.admsurgut.ru/mer.php?otvet=1), а так же на портале Портал ugra-news.ru в разделе газеты «Сургутская Трибуна» (http://ugra-news.ru/article/16573) опубликована статья «Это же неприлично» о рекламе ООО «Метросеть», которую жители Сургута считают неэтичной и оскорбительной. Данная реклама получила общественный резонанс.
Комиссия приходит к выводу, что в рекламе используется непристойный, оскорбительный для женщины образ, использование обнаженных женских ног со спущенными трусами не воспринимается без двусмысленного толкования, а выражение «свободный доступ», в совокупности с вышеописанным изображением никак не соотносятся с содержанием рекламы (предоставление услуг Интернета). Комиссия пришла к выводу, что использование в рекламе ООО «Метросеть-Сургут» связанной с продвижением услуг подключения Интернета, цифрового ТV, образа женщины, непристойно и оскорбительно в отношении женского пола. Эксплуатация женского тела, в недвусмысленном движении, ради экономической выгоды не уместно по общепринятым принципам морали и этики.
Из анализа представленных материалов дела, пояснений сторон следует:
Рекламопроизводитель (ч.6 ст.3) – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
Объект рекламного модуля определен ООО «Метросеть-Сургут», им же произведен монтаж и демонтаж рекламного баннера.
Рекламораспространитель (ч.7 ст.3 закона о рекламе) – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. ООО «Метросеть-Сургут» распространяло рекламу посредством размещения на фасаде дома брандмауэрного панно на основании договора № 11 о передаче в пользование части общего имущества многоквартирного дома от 05.06.2012 г.
На основании вышеизложенного, ООО «Метросеть-Сургут» является рекламораспространителем.
Указанная ненадлежащая реклама была размещена по вине ООО «Метросеть-Сургут», которое, выполняя деятельность, в соответствии с Уставом, имело возможность для соблюдения требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу товаров и услуг.
В соответствии с частью 4 ст.38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 33, частью 1 статьи 36, частями 4, , 6, 7, 8 статьи 38 Федерального закона о 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-43, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать рекламу, размещенную на брандмауэрном панно, площадью 210 кв.м., следующего содержания: на рекламной площади на красной горизонтальной полосе белым шрифтом изображен логотип общества: большая буква «М» над словом метросеть и полусферой над ней. Рядом с логотипом изображено слово: «Интернет». Ниже красной полосы черным крупным шрифтом написано: словосочетание «свободного доступа» подчеркнутое жирной красной линией, логически и визуально объединяющее содержание полос разных цветов. Под красной полосой изображены обнаженные женские ноги со спущенным ниже колен нижним бельем красного цвета. В нижней части панно размещена следующая информация: «Интернет цифровое TV – защита (черным шрифтом) – 1350 рублей (красным шрифтом) и контактная информация, - ненадлежащей, ввиду ее несоответствия части 6 , статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в части присутствия в рекламе непристойного оскорбительного образа женского образа.
- Признать в действиях ООО «Метросеть-Сургут» как рекламопроизводителя, рекламораспространителя нарушение ч.6, ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
- Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать, в связи с добравольным устранением правонарушения до начала рассмотрения дела.
- В отношении ООО УК «Сервис-3» дело прекратить, в связи с отсутствием в действиях ООО УК «Сервис-3» состава правонарушения.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Метросеть-сургут»
Решение изготовлено в полном объеме 29.08.2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 02-27-184/2012
[format] =>
[safe_value] => № 02-27-184/2012
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-10-04 09:05:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-08-22 09:05:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1349341587
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России
)