РЕШЕНИЕ
19 декабря 2012 года г.Ханты-Мансийск
Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2012
Решение изготовлено в полном объеме 19.12.2012
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
ХХХХ- заместитель руководителя Управления
Члены Комиссии:
ХХХХ – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
при участии:
- представителя ответчика - Администрации г.Сургута ХХХХ на основании доверенности №306 от 12.11.2012, выданной и.о. главы администрации города Марковым Р.И.;
- представителя заинтересованного лицо ООО «ПРИЗМА» директор ХХХХ, действующая на основании приказа №1 от 08.09.2010 «О назначении на должность»,
рассмотрев дело № 05-09-309/2012, возбужденное по признакам нарушения Администрацией г.Сургута (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл.
628400) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре поступило обращение (вх.№1122-ж от 10.08.2012) ООО «Ярмарка-Сургут» (далее – Заявитель) на действия администрации города Сургута (далее – Администрация г.Сургута) при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
14.08.2012 Управлением в адрес Администрации г.Сургута направлен запрос (исх.№05-14/ВН-721 от 14.08.2012) о предоставлении документов и информации по вопросу заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г.Сургута.
По результатам рассмотрения представленных документов Ханты-Мансийским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается Приказом №1196 от 10.10.2012.
Дело №05-09-309/2012 назначено к рассмотрению на 14.11.2012, у лиц участвующих в деле Определением запрошены документы и объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх.№05-09/ВН-880 от 10.10.2012).
Требование по представлению документов и объяснений исполнено в установленный срок.
Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 14.11.2012 №1336 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.
Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату.
В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика по делу Администрации г.Сургута и заинтересованного лица ООО «ПРИЗМА».
Доводы ответчика заключаются в следующем.
С 2006 года в Сургуте действуют «Правила распространения наружной рекламы на территории города Сургута» (далее по тексту Правила), принятые Думой города Сургута.
Действующая редакция Правил (принятых Решением Думы г.Сургута от 05.12.2009 №651-IV ДГ), откорректированных вслед за существенными изменениями в 2008 году Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ, распространяется только на средства наружно рекламы, размещаемые или устанавливаемые на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление.
Приложениями к Правилам являются также такие документы как: «Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных(ой) конструкций/и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление" и
"Методика определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных(ой)
конструкций(и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление». Причем в Методику определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций решениями Думы города ежегодно вносятся изменения в части определения новой базовой ставки с учетом происходящих инфляционных процессов.
Полная позиция изложена в письменных пояснениях (вх.№02-5331 от 30.08.2012).
Доводы заинтересованного лица заключаются в следующем.
Взаимоотношения ООО «Призма» с Администрацией г.Сургута начались с 2005 года. В 2008 году в связи с внесением изменений в закон о рекламе, все начали оформлять новые разрешения на размещение рекламы, так как в дальнейшем договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций будут заключаться на торгах.
Договор №121 от 06.05.2009 был заключен с протоколом разногласий, урегулирование разногласий было достигнуто в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела, 14.11.2012, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав представленные документы, письменные пояснения ответчика, заинтересованного лица по делу, полагает необходимым истребовать дополнительные документы (информацию) у Администрации г.Сургута, ООО «Призма» подтверждающие (не подтверждающие) наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, необходимые для принятия мотивированного решения по делу.
Определением об отложении рассмотрения дела №05-09-309/2012 (исх.№05-09/ВН-5044 от 15.11.2012) рассмотрение дела назначено на 10 декабря 2012 года, у сторон по делу запрошена дополнительная информация.
Мотивированное требование исполнено Администрацией г.Сургута, ООО «Призма» в установленный срок.
Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 10.12.2012 №1483 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика и заинтересованного лица по делу.
Стороны подтвердили свои показания, изложенные на первом заседании Комиссии 14.11.2012.
В ходе рассмотрения дела 10.12.2011 были рассмотрены ходатайства ООО «ПРИЗМА», поступившие в Управление:
- о приобщении документов;
- о прекращении производства по делу в связи с тем, что факты, явившееся основанием для обращения Заявителя уже рассмотрены антимонопольным органом;
- о рассмотрении встречного заявления на действия Администрации г.Сургута при заключении с ООО «Ярмарка-Сургут» договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Первое ходатайство было удовлетворено.
По второму ходатайству, Комиссия не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых Комиссией действий (бездействий).
В связи с отсутвием вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых действиях, ходатайство ООО «ПРИЗМА» не подлежит удовлетворению.
По третьему ходатайству Комиссия приняла решение направить его по подведомственности на рассмотрение Администрации г.Сургута.
Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
30.05.2008 Администрацией г.Сургута были выданы разрешения ООО «ПРИЗМА» на установку рекламной конструкции:
- разрешение №1693 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, у д.№9;
- разрешение №1694 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского;
- разрешение №1695 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив д.№26;
- разрешение №1696 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по пр.Комсомольский, у д.№69.
Между Администрацией г.Сургута и ООО «Призма» заключен договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций №121 от 06.05.2009, которым Администрация г.Сургута, именуемая в дальнейшем «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 договора «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, согласно перечню объектов наружной рекламы (приложение 1 к настоящему договору) и в соответствии с согласованной исходно-разрешительной и проектной документацией.
Договор заключен на срок с 30 мая 2008 года по 29 мая 2013 года.
Согласно приложения №1 к договору №121 от 06.05.2009 установлен перечень объектов наружной рекламы:
- рекламный щит по ул. Профсоюзов, у д.№9, г.Сургута;
- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского, г.Сургута;
- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив д.№26, г.Сургута;
- рекламный щит по пр.Комсомольский, у д.№69, г.Сургута.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) местная администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, к вопросам местного значения городского округа отнесена выдача разрешений на установку рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
В своей деятельности Администрации г.Сургута руководствуется Уставом городского округа г.Сургута, принят Решением городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (в редакции Решения Думы города от 25.04.2012 №180-V ДГ) (далее - Устав).
Пунктом 29 статьи 40 Устава определены полномочия Администрации г.Сургута на выдачу разрешения на установку рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Порядок распространения наружной рекламы на территории г.Сургута определены Правилами распространения наружной рекламы на территории города Сургута», утвержденных решением Думы города Сургута от 29.09.2006 № 74-IV ДГ.
Пунктом 1.4. Приложения 1 к Правилам (Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в том числе переданных в хозяйственное ведение и оперативное или доверительное управление) определено, что торги проводятся по инициативе законного владельца муниципального недвижимого имущества, указанного в пунктах 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе либо собственника муниципального недвижимого имущества по согласованию с указанным владельцем.
Органном Администрации г.Сургута уполномоченным на правоведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдачу разращений на установку рекламных конструкций, является департамент архитектуры и градостроительства, в соответствии с Приложением № к постановлению Администрации г.Сургута от 13.07.2012 №5345 «Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления».
Целью Закона о защите конкуренции является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается
соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются полномочиями, принадлежащими только им, свободны в осуществлении этих полномочий и несут за это ответственность.
Из содержания статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Частью 5.1 статьи 19 данного Закона установлено, что заключение договора на
установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Согласно части 9 вышеуказанной статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего
недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного
самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку
рекламной конструкции.
В силу части 9.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом
местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
Из указанных положений Закона о рекламе следует, что разрешение может быть выдано только после проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе. При этом, разрешение, выданное органом местного самоуправления без договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного на торгах, подлежит аннулированию согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».
В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны проводить торги по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, в действиях Администрации г.Сургута усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), выразившееся в заключении с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, без проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В данном случае, бездействие Администрации г. Сургута, при заключении договоров на установку рекламных конструкций без проведения торгов, способно привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на данном товарном рынке на территории муниципального образования.
При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
- прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- расторгнуть заключенный с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА»;
- проинформировать антимонопольный орган о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.
В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 5 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Администрацию г.Сургута нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, что способно привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на рынке распространения наружной рекламы на территории г.Сургута.
2.Выдать Администрации г.Сургута, обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.Возбудить административное производство по статье 14.9 КоАП РФ.
4.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Ханты-Мансийского УФАС России ХХХХХ
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 165
«19» декабря 2012 года г.Ханты-Мансийск
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
ХХХ — заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
ХХХ - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
Руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения по делу №05-09-309/2012 о нарушении Администрацией г.Сургута (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл., 628400) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации г.Сургута прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения торгов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- расторгнуть заключенный с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА».
2. В срок до 01 февраля 2013 года исполнить пункт 1 настоящего предписания.
3. Проинформировать антимонопольный орган в срок до 03 февраля 2013 года о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.
4. Контроль исполнения настоящего предписания возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХ.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
stdClass Object
(
[vid] => 9605
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №05-09-309/2012 в отношении Администрации г. Сургута
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9605
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1356605434
[changed] => 1370524913
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370524913
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
19 декабря 2012 года г.Ханты-Мансийск
Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2012
Решение изготовлено в полном объеме 19.12.2012
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
ХХХХ- заместитель руководителя Управления
Члены Комиссии:
ХХХХ – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
при участии:
- представителя ответчика - Администрации г.Сургута ХХХХ на основании доверенности №306 от 12.11.2012, выданной и.о. главы администрации города Марковым Р.И.;
- представителя заинтересованного лицо ООО «ПРИЗМА» директор ХХХХ, действующая на основании приказа №1 от 08.09.2010 «О назначении на должность»,
рассмотрев дело № 05-09-309/2012, возбужденное по признакам нарушения Администрацией г.Сургута (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл.
628400) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре поступило обращение (вх.№1122-ж от 10.08.2012) ООО «Ярмарка-Сургут» (далее – Заявитель) на действия администрации города Сургута (далее – Администрация г.Сургута) при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
14.08.2012 Управлением в адрес Администрации г.Сургута направлен запрос (исх.№05-14/ВН-721 от 14.08.2012) о предоставлении документов и информации по вопросу заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г.Сургута.
По результатам рассмотрения представленных документов Ханты-Мансийским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается Приказом №1196 от 10.10.2012.
Дело №05-09-309/2012 назначено к рассмотрению на 14.11.2012, у лиц участвующих в деле Определением запрошены документы и объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх.№05-09/ВН-880 от 10.10.2012).
Требование по представлению документов и объяснений исполнено в установленный срок.
Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 14.11.2012 №1336 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.
Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату.
В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика по делу Администрации г.Сургута и заинтересованного лица ООО «ПРИЗМА».
Доводы ответчика заключаются в следующем.
С 2006 года в Сургуте действуют «Правила распространения наружной рекламы на территории города Сургута» (далее по тексту Правила), принятые Думой города Сургута.
Действующая редакция Правил (принятых Решением Думы г.Сургута от 05.12.2009 №651-IV ДГ), откорректированных вслед за существенными изменениями в 2008 году Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ, распространяется только на средства наружно рекламы, размещаемые или устанавливаемые на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление.
Приложениями к Правилам являются также такие документы как: «Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных(ой) конструкций/и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление" и
"Методика определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных(ой)
конструкций(и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление». Причем в Методику определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций решениями Думы города ежегодно вносятся изменения в части определения новой базовой ставки с учетом происходящих инфляционных процессов.
Полная позиция изложена в письменных пояснениях (вх.№02-5331 от 30.08.2012).
Доводы заинтересованного лица заключаются в следующем.
Взаимоотношения ООО «Призма» с Администрацией г.Сургута начались с 2005 года. В 2008 году в связи с внесением изменений в закон о рекламе, все начали оформлять новые разрешения на размещение рекламы, так как в дальнейшем договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций будут заключаться на торгах.
Договор №121 от 06.05.2009 был заключен с протоколом разногласий, урегулирование разногласий было достигнуто в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела, 14.11.2012, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав представленные документы, письменные пояснения ответчика, заинтересованного лица по делу, полагает необходимым истребовать дополнительные документы (информацию) у Администрации г.Сургута, ООО «Призма» подтверждающие (не подтверждающие) наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, необходимые для принятия мотивированного решения по делу.
Определением об отложении рассмотрения дела №05-09-309/2012 (исх.№05-09/ВН-5044 от 15.11.2012) рассмотрение дела назначено на 10 декабря 2012 года, у сторон по делу запрошена дополнительная информация.
Мотивированное требование исполнено Администрацией г.Сургута, ООО «Призма» в установленный срок.
Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 10.12.2012 №1483 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика и заинтересованного лица по делу.
Стороны подтвердили свои показания, изложенные на первом заседании Комиссии 14.11.2012.
В ходе рассмотрения дела 10.12.2011 были рассмотрены ходатайства ООО «ПРИЗМА», поступившие в Управление:
- о приобщении документов;
- о прекращении производства по делу в связи с тем, что факты, явившееся основанием для обращения Заявителя уже рассмотрены антимонопольным органом;
- о рассмотрении встречного заявления на действия Администрации г.Сургута при заключении с ООО «Ярмарка-Сургут» договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Первое ходатайство было удовлетворено.
По второму ходатайству, Комиссия не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых Комиссией действий (бездействий).
В связи с отсутвием вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых действиях, ходатайство ООО «ПРИЗМА» не подлежит удовлетворению.
По третьему ходатайству Комиссия приняла решение направить его по подведомственности на рассмотрение Администрации г.Сургута.
Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
30.05.2008 Администрацией г.Сургута были выданы разрешения ООО «ПРИЗМА» на установку рекламной конструкции:
- разрешение №1693 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, у д.№9;
- разрешение №1694 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского;
- разрешение №1695 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив д.№26;
- разрешение №1696 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по пр.Комсомольский, у д.№69.
Между Администрацией г.Сургута и ООО «Призма» заключен договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций №121 от 06.05.2009, которым Администрация г.Сургута, именуемая в дальнейшем «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 договора «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, согласно перечню объектов наружной рекламы (приложение 1 к настоящему договору) и в соответствии с согласованной исходно-разрешительной и проектной документацией.
Договор заключен на срок с 30 мая 2008 года по 29 мая 2013 года.
Согласно приложения №1 к договору №121 от 06.05.2009 установлен перечень объектов наружной рекламы:
- рекламный щит по ул. Профсоюзов, у д.№9, г.Сургута;
- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского, г.Сургута;
- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив д.№26, г.Сургута;
- рекламный щит по пр.Комсомольский, у д.№69, г.Сургута.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) местная администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, к вопросам местного значения городского округа отнесена выдача разрешений на установку рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
В своей деятельности Администрации г.Сургута руководствуется Уставом городского округа г.Сургута, принят Решением городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (в редакции Решения Думы города от 25.04.2012 №180-V ДГ) (далее - Устав).
Пунктом 29 статьи 40 Устава определены полномочия Администрации г.Сургута на выдачу разрешения на установку рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Порядок распространения наружной рекламы на территории г.Сургута определены Правилами распространения наружной рекламы на территории города Сургута», утвержденных решением Думы города Сургута от 29.09.2006 № 74-IV ДГ.
Пунктом 1.4. Приложения 1 к Правилам (Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в том числе переданных в хозяйственное ведение и оперативное или доверительное управление) определено, что торги проводятся по инициативе законного владельца муниципального недвижимого имущества, указанного в пунктах 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе либо собственника муниципального недвижимого имущества по согласованию с указанным владельцем.
Органном Администрации г.Сургута уполномоченным на правоведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдачу разращений на установку рекламных конструкций, является департамент архитектуры и градостроительства, в соответствии с Приложением № к постановлению Администрации г.Сургута от 13.07.2012 №5345 «Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления».
Целью Закона о защите конкуренции является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается
соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются полномочиями, принадлежащими только им, свободны в осуществлении этих полномочий и несут за это ответственность.
Из содержания статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Частью 5.1 статьи 19 данного Закона установлено, что заключение договора на
установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Согласно части 9 вышеуказанной статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего
недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного
самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку
рекламной конструкции.
В силу части 9.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом
местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
Из указанных положений Закона о рекламе следует, что разрешение может быть выдано только после проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе. При этом, разрешение, выданное органом местного самоуправления без договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного на торгах, подлежит аннулированию согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».
В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны проводить торги по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, в действиях Администрации г.Сургута усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), выразившееся в заключении с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, без проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В данном случае, бездействие Администрации г. Сургута, при заключении договоров на установку рекламных конструкций без проведения торгов, способно привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на данном товарном рынке на территории муниципального образования.
При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
- прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- расторгнуть заключенный с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА»;
- проинформировать антимонопольный орган о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.
В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 5 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Администрацию г.Сургута нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, что способно привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на рынке распространения наружной рекламы на территории г.Сургута.
2.Выдать Администрации г.Сургута, обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.Возбудить административное производство по статье 14.9 КоАП РФ.
4.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Ханты-Мансийского УФАС России ХХХХХ
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 165
«19» декабря 2012 года г.Ханты-Мансийск
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
ХХХ — заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
ХХХ - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
Руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения по делу №05-09-309/2012 о нарушении Администрацией г.Сургута (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл., 628400) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации г.Сургута прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения торгов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- расторгнуть заключенный с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА».
2. В срок до 01 февраля 2013 года исполнить пункт 1 настоящего предписания.
3. Проинформировать антимонопольный орган в срок до 03 февраля 2013 года о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.
4. Контроль исполнения настоящего предписания возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХ.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
19 декабря 2012 года г.Ханты-Мансийск
Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2012
Решение изготовлено в полном объеме 19.12.2012
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
ХХХХ- заместитель руководителя Управления
Члены Комиссии:
ХХХХ – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
при участии:
- представителя ответчика - Администрации г.Сургута ХХХХ на основании доверенности №306 от 12.11.2012, выданной и.о. главы администрации города Марковым Р.И.;
- представителя заинтересованного лицо ООО «ПРИЗМА» директор ХХХХ, действующая на основании приказа №1 от 08.09.2010 «О назначении на должность»,
рассмотрев дело № 05-09-309/2012, возбужденное по признакам нарушения Администрацией г.Сургута (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл.
628400) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре поступило обращение (вх.№1122-ж от 10.08.2012) ООО «Ярмарка-Сургут» (далее – Заявитель) на действия администрации города Сургута (далее – Администрация г.Сургута) при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
14.08.2012 Управлением в адрес Администрации г.Сургута направлен запрос (исх.№05-14/ВН-721 от 14.08.2012) о предоставлении документов и информации по вопросу заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г.Сургута.
По результатам рассмотрения представленных документов Ханты-Мансийским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается Приказом №1196 от 10.10.2012.
Дело №05-09-309/2012 назначено к рассмотрению на 14.11.2012, у лиц участвующих в деле Определением запрошены документы и объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх.№05-09/ВН-880 от 10.10.2012).
Требование по представлению документов и объяснений исполнено в установленный срок.
Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 14.11.2012 №1336 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.
Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату.
В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика по делу Администрации г.Сургута и заинтересованного лица ООО «ПРИЗМА».
Доводы ответчика заключаются в следующем.
С 2006 года в Сургуте действуют «Правила распространения наружной рекламы на территории города Сургута» (далее по тексту Правила), принятые Думой города Сургута.
Действующая редакция Правил (принятых Решением Думы г.Сургута от 05.12.2009 №651-IV ДГ), откорректированных вслед за существенными изменениями в 2008 году Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ, распространяется только на средства наружно рекламы, размещаемые или устанавливаемые на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление.
Приложениями к Правилам являются также такие документы как: «Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных(ой) конструкций/и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление" и
"Методика определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных(ой)
конструкций(и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление». Причем в Методику определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций решениями Думы города ежегодно вносятся изменения в части определения новой базовой ставки с учетом происходящих инфляционных процессов.
Полная позиция изложена в письменных пояснениях (вх.№02-5331 от 30.08.2012).
Доводы заинтересованного лица заключаются в следующем.
Взаимоотношения ООО «Призма» с Администрацией г.Сургута начались с 2005 года. В 2008 году в связи с внесением изменений в закон о рекламе, все начали оформлять новые разрешения на размещение рекламы, так как в дальнейшем договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций будут заключаться на торгах.
Договор №121 от 06.05.2009 был заключен с протоколом разногласий, урегулирование разногласий было достигнуто в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела, 14.11.2012, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав представленные документы, письменные пояснения ответчика, заинтересованного лица по делу, полагает необходимым истребовать дополнительные документы (информацию) у Администрации г.Сургута, ООО «Призма» подтверждающие (не подтверждающие) наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, необходимые для принятия мотивированного решения по делу.
Определением об отложении рассмотрения дела №05-09-309/2012 (исх.№05-09/ВН-5044 от 15.11.2012) рассмотрение дела назначено на 10 декабря 2012 года, у сторон по делу запрошена дополнительная информация.
Мотивированное требование исполнено Администрацией г.Сургута, ООО «Призма» в установленный срок.
Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 10.12.2012 №1483 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика и заинтересованного лица по делу.
Стороны подтвердили свои показания, изложенные на первом заседании Комиссии 14.11.2012.
В ходе рассмотрения дела 10.12.2011 были рассмотрены ходатайства ООО «ПРИЗМА», поступившие в Управление:
- о приобщении документов;
- о прекращении производства по делу в связи с тем, что факты, явившееся основанием для обращения Заявителя уже рассмотрены антимонопольным органом;
- о рассмотрении встречного заявления на действия Администрации г.Сургута при заключении с ООО «Ярмарка-Сургут» договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Первое ходатайство было удовлетворено.
По второму ходатайству, Комиссия не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых Комиссией действий (бездействий).
В связи с отсутвием вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых действиях, ходатайство ООО «ПРИЗМА» не подлежит удовлетворению.
По третьему ходатайству Комиссия приняла решение направить его по подведомственности на рассмотрение Администрации г.Сургута.
Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
30.05.2008 Администрацией г.Сургута были выданы разрешения ООО «ПРИЗМА» на установку рекламной конструкции:
- разрешение №1693 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, у д.№9;
- разрешение №1694 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского;
- разрешение №1695 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив д.№26;
- разрешение №1696 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по пр.Комсомольский, у д.№69.
Между Администрацией г.Сургута и ООО «Призма» заключен договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций №121 от 06.05.2009, которым Администрация г.Сургута, именуемая в дальнейшем «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 договора «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, согласно перечню объектов наружной рекламы (приложение 1 к настоящему договору) и в соответствии с согласованной исходно-разрешительной и проектной документацией.
Договор заключен на срок с 30 мая 2008 года по 29 мая 2013 года.
Согласно приложения №1 к договору №121 от 06.05.2009 установлен перечень объектов наружной рекламы:
- рекламный щит по ул. Профсоюзов, у д.№9, г.Сургута;
- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского, г.Сургута;
- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив д.№26, г.Сургута;
- рекламный щит по пр.Комсомольский, у д.№69, г.Сургута.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) местная администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, к вопросам местного значения городского округа отнесена выдача разрешений на установку рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
В своей деятельности Администрации г.Сургута руководствуется Уставом городского округа г.Сургута, принят Решением городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (в редакции Решения Думы города от 25.04.2012 №180-V ДГ) (далее - Устав).
Пунктом 29 статьи 40 Устава определены полномочия Администрации г.Сургута на выдачу разрешения на установку рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Порядок распространения наружной рекламы на территории г.Сургута определены Правилами распространения наружной рекламы на территории города Сургута», утвержденных решением Думы города Сургута от 29.09.2006 № 74-IV ДГ.
Пунктом 1.4. Приложения 1 к Правилам (Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в том числе переданных в хозяйственное ведение и оперативное или доверительное управление) определено, что торги проводятся по инициативе законного владельца муниципального недвижимого имущества, указанного в пунктах 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе либо собственника муниципального недвижимого имущества по согласованию с указанным владельцем.
Органном Администрации г.Сургута уполномоченным на правоведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдачу разращений на установку рекламных конструкций, является департамент архитектуры и градостроительства, в соответствии с Приложением № к постановлению Администрации г.Сургута от 13.07.2012 №5345 «Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления».
Целью Закона о защите конкуренции является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается
соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются полномочиями, принадлежащими только им, свободны в осуществлении этих полномочий и несут за это ответственность.
Из содержания статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Частью 5.1 статьи 19 данного Закона установлено, что заключение договора на
установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Согласно части 9 вышеуказанной статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего
недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного
самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку
рекламной конструкции.
В силу части 9.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом
местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
Из указанных положений Закона о рекламе следует, что разрешение может быть выдано только после проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе. При этом, разрешение, выданное органом местного самоуправления без договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного на торгах, подлежит аннулированию согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».
В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны проводить торги по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, в действиях Администрации г.Сургута усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), выразившееся в заключении с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, без проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В данном случае, бездействие Администрации г. Сургута, при заключении договоров на установку рекламных конструкций без проведения торгов, способно привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на данном товарном рынке на территории муниципального образования.
При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
- прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- расторгнуть заключенный с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА»;
- проинформировать антимонопольный орган о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.
В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 5 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Администрацию г.Сургута нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, что способно привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на рынке распространения наружной рекламы на территории г.Сургута.
2.Выдать Администрации г.Сургута, обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.Возбудить административное производство по статье 14.9 КоАП РФ.
4.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Ханты-Мансийского УФАС России ХХХХХ
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 165
«19» декабря 2012 года г.Ханты-Мансийск
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
ХХХ — заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
ХХХ - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
ХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
Руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения по делу №05-09-309/2012 о нарушении Администрацией г.Сургута (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл., 628400) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации г.Сургута прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения торгов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- расторгнуть заключенный с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА».
2. В срок до 01 февраля 2013 года исполнить пункт 1 настоящего предписания.
3. Проинформировать антимонопольный орган в срок до 03 февраля 2013 года о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.
4. Контроль исполнения настоящего предписания возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХ.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №05-09-309/2012
[format] =>
[safe_value] => №05-09-309/2012
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 2
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-12-27 10:47:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-12-19 10:47:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1356605434
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России
)