Решение по делу №05-09-309/2012 в отношении Администрации г. Сургута

Номер дела: №05-09-309/2012
Дата публикации: 27 декабря 2012, 16:47

РЕШЕНИЕ

 

19 декабря 2012 года                                                              г.Ханты-Мансийск

 

        Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2012

        Решение изготовлено в полном объеме  19.12.2012

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

        Председатель Комиссии:

        ХХХХ- заместитель руководителя Управления

        Члены Комиссии:

       ХХХХ  – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

      ХХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и    контроля органов власти Управления,

       при участии:

  •  представителя ответчика - Администрации г.Сургута  ХХХХ на основании доверенности №306 от 12.11.2012, выданной и.о. главы администрации города Марковым Р.И.;
  •  представителя заинтересованного лицо ООО «ПРИЗМА» директор ХХХХ, действующая на основании приказа №1 от 08.09.2010 «О назначении на должность»,

рассмотрев дело № 05-09-309/2012, возбужденное по признакам нарушения Администрацией г.Сургута (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл.

628400) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре поступило обращение (вх.№1122-ж от 10.08.2012) ООО «Ярмарка-Сургут» (далее – Заявитель)  на действия  администрации города Сургута (далее – Администрация г.Сургута) при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

14.08.2012 Управлением в адрес Администрации г.Сургута направлен запрос (исх.№05-14/ВН-721 от 14.08.2012) о предоставлении документов и информации по вопросу заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г.Сургута.

По результатам рассмотрения представленных документов Ханты-Мансийским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается  Приказом №1196 от 10.10.2012.

Дело №05-09-309/2012 назначено к рассмотрению на 14.11.2012, у лиц участвующих в деле Определением запрошены документы и объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх.№05-09/ВН-880 от 10.10.2012).

Требование по представлению документов и объяснений исполнено в установленный срок.

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 14.11.2012 №1336 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.

        Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату.

В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика по делу Администрации г.Сургута и  заинтересованного лица ООО «ПРИЗМА».

       Доводы ответчика заключаются в следующем.

С 2006 года в Сургуте действуют «Правила распространения наружной рекламы на территории города Сургута» (далее по тексту Правила), принятые Думой города Сургута.

Действующая редакция Правил (принятых Решением Думы г.Сургута от 05.12.2009 №651-IV ДГ), откорректированных вслед за существенными изменениями в 2008 году Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ, распространяется только на средства наружно рекламы, размещаемые или устанавливаемые на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление.

Приложениями к Правилам являются также такие документы как: «Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных(ой) конструкций/и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление" и
"Методика определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных(ой)
конструкций(и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление». Причем в Методику определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций решениями Думы города ежегодно вносятся изменения в части определения новой базовой ставки с учетом происходящих инфляционных процессов.

Полная позиция изложена в письменных пояснениях (вх.№02-5331 от 30.08.2012).        

Доводы заинтересованного лица заключаются в следующем.

Взаимоотношения ООО «Призма» с Администрацией г.Сургута начались с 2005 года. В 2008 году в связи с внесением изменений в закон о рекламе, все начали оформлять новые разрешения на размещение рекламы, так как в дальнейшем договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций будут заключаться на торгах.

Договор №121 от 06.05.2009 был заключен с протоколом разногласий, урегулирование разногласий было достигнуто в судебном порядке.

В ходе рассмотрения дела, 14.11.2012, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав представленные документы, письменные пояснения ответчика, заинтересованного лица по делу, полагает необходимым истребовать дополнительные документы (информацию)  у Администрации г.Сургута, ООО «Призма» подтверждающие (не подтверждающие) наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, необходимые для принятия мотивированного решения по делу.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-09-309/2012 (исх.№05-09/ВН-5044 от 15.11.2012) рассмотрение дела  назначено на 10 декабря 2012 года, у сторон по делу запрошена дополнительная информация.

Мотивированное требование исполнено Администрацией г.Сургута, ООО «Призма» в установленный срок.

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 10.12.2012 №1483 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика и заинтересованного лица по делу.

Стороны подтвердили свои показания, изложенные на первом заседании Комиссии 14.11.2012.

В ходе рассмотрения дела 10.12.2011 были рассмотрены ходатайства ООО «ПРИЗМА», поступившие в Управление:

- о приобщении документов;

- о прекращении производства по делу в связи с тем, что факты, явившееся основанием для обращения Заявителя уже рассмотрены антимонопольным органом;

- о рассмотрении встречного заявления на действия Администрации г.Сургута при заключении с ООО «Ярмарка-Сургут» договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Первое ходатайство было удовлетворено.

По второму ходатайству, Комиссия не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 6 части 1  статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: наличия вступившего в силу решения антимонопольного  органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых Комиссией действий (бездействий).

В связи с отсутвием  вступившего в силу решения антимонопольного  органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых   действиях, ходатайство ООО «ПРИЗМА» не подлежит удовлетворению.

По третьему ходатайству Комиссия приняла решение направить его по подведомственности на рассмотрение Администрации г.Сургута.

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

30.05.2008 Администрацией г.Сургута были выданы разрешения ООО «ПРИЗМА» на установку рекламной конструкции:

- разрешение №1693 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, у д.№9;

- разрешение №1694 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского;

- разрешение №1695 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив  д.№26;

- разрешение №1696 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по пр.Комсомольский, у  д.№69.

Между Администрацией г.Сургута и  ООО «Призма» заключен договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  №121 от 06.05.2009, которым Администрация г.Сургута, именуемая в дальнейшем «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 договора «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, согласно перечню объектов наружной рекламы (приложение 1 к настоящему договору) и в соответствии с согласованной исходно-разрешительной и проектной документацией.

Договор заключен на срок с 30 мая 2008 года по 29 мая 2013 года.

Согласно приложения №1 к договору №121 от 06.05.2009 установлен перечень объектов наружной рекламы:

- рекламный щит по ул. Профсоюзов, у д.№9, г.Сургута;

- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского, г.Сургута;

- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив  д.№26, г.Сургута;

- рекламный щит по пр.Комсомольский, у  д.№69, г.Сургута.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) местная администрация наделяется  полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, к вопросам местного значения городского округа отнесена выдача разрешений на установку рекламных  конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

        В своей деятельности  Администрации г.Сургута руководствуется Уставом городского округа г.Сургута, принят Решением городской Думы от 18.02.2005  № 425-III ГД (в редакции Решения Думы города от 25.04.2012  №180-V ДГ) (далее - Устав).

 Пунктом 29 статьи 40  Устава определены полномочия Администрации г.Сургута на выдачу  разрешения на установку рекламных  конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

 Порядок распространения наружной рекламы на территории  г.Сургута определены Правилами распространения наружной рекламы на территории города Сургута», утвержденных решением Думы города Сургута от 29.09.2006 № 74-IV ДГ.

Пунктом 1.4. Приложения 1 к Правилам (Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в том числе переданных в хозяйственное ведение и оперативное или доверительное управление) определено, что торги проводятся по инициативе законного владельца муниципального недвижимого имущества, указанного в пунктах 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе либо собственника муниципального недвижимого имущества по согласованию с указанным владельцем.

Органном Администрации г.Сургута уполномоченным на правоведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдачу разращений на установку рекламных конструкций, является департамент архитектуры и градостроительства, в соответствии с Приложением № к постановлению Администрации г.Сургута от 13.07.2012 №5345 «Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления».

 Целью Закона о защите конкуренции является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

 Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается
соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

         В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются полномочиями, принадлежащими только им, свободны в осуществлении этих полномочий и несут за это ответственность.

        Из содержания статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Частью 5.1 статьи 19 данного Закона установлено, что заключение договора на

установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Согласно части 9 вышеуказанной статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего

недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного

самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку

рекламной конструкции.

В силу части 9.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом

местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

Из указанных положений Закона о рекламе следует, что разрешение может быть выдано только после проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе. При этом, разрешение, выданное органом местного самоуправления без договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного на торгах, подлежит аннулированию согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны проводить торги по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, в действиях Администрации г.Сургута усматривается  нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает  запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), выразившееся в заключении  с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, без проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В данном случае, бездействие Администрации г. Сургута, при заключении договоров на установку рекламных конструкций  без проведения торгов, способно привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на данном товарном рынке на территории муниципального образования.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту  5 части  1 статьи  49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

- прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению  с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- расторгнуть заключенный  с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА»;

    - проинформировать антимонопольный орган о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.

 Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.

В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 5 части 2 статьи 39,  частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию г.Сургута нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, что способно привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на рынке распространения наружной рекламы на территории  г.Сургута.

2.Выдать Администрации г.Сургута, обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

       3.Возбудить административное производство по статье 14.9 КоАП РФ.

       4.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Ханты-Мансийского УФАС России ХХХХХ

 

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.                                                                                                   

 

      Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 165

 

«19» декабря  2012 года                                                                    г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

       Председатель комиссии:

       ХХХ —  заместитель руководителя Управления;

       Члены комиссии:

ХХХ - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

ХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

Руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 50   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения по делу №05-09-309/2012 о нарушении  Администрацией г.Сургута  (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл., 628400)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации г.Сургута прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению  с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения торгов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

        - расторгнуть заключенный  с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА».

2. В  срок до 01 февраля 2013 года исполнить пункт 1 настоящего предписания.

3. Проинформировать антимонопольный орган в срок до 03 февраля  2013  года о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.

4. Контроль исполнения настоящего предписания возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХ.

                                                                                                       

         Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

        Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного              органа статьей 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не   освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 9605 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №05-09-309/2012 в отношении Администрации г. Сургута [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9605 [type] => solution [language] => ru [created] => 1356605434 [changed] => 1370524913 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524913 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

19 декабря 2012 года                                                              г.Ханты-Мансийск

 

        Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2012

        Решение изготовлено в полном объеме  19.12.2012

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

        Председатель Комиссии:

        ХХХХ- заместитель руководителя Управления

        Члены Комиссии:

       ХХХХ  – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

      ХХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и    контроля органов власти Управления,

       при участии:

  •  представителя ответчика - Администрации г.Сургута  ХХХХ на основании доверенности №306 от 12.11.2012, выданной и.о. главы администрации города Марковым Р.И.;
  •  представителя заинтересованного лицо ООО «ПРИЗМА» директор ХХХХ, действующая на основании приказа №1 от 08.09.2010 «О назначении на должность»,

рассмотрев дело № 05-09-309/2012, возбужденное по признакам нарушения Администрацией г.Сургута (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл.

628400) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре поступило обращение (вх.№1122-ж от 10.08.2012) ООО «Ярмарка-Сургут» (далее – Заявитель)  на действия  администрации города Сургута (далее – Администрация г.Сургута) при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

14.08.2012 Управлением в адрес Администрации г.Сургута направлен запрос (исх.№05-14/ВН-721 от 14.08.2012) о предоставлении документов и информации по вопросу заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г.Сургута.

По результатам рассмотрения представленных документов Ханты-Мансийским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается  Приказом №1196 от 10.10.2012.

Дело №05-09-309/2012 назначено к рассмотрению на 14.11.2012, у лиц участвующих в деле Определением запрошены документы и объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх.№05-09/ВН-880 от 10.10.2012).

Требование по представлению документов и объяснений исполнено в установленный срок.

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 14.11.2012 №1336 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.

        Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату.

В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика по делу Администрации г.Сургута и  заинтересованного лица ООО «ПРИЗМА».

       Доводы ответчика заключаются в следующем.

С 2006 года в Сургуте действуют «Правила распространения наружной рекламы на территории города Сургута» (далее по тексту Правила), принятые Думой города Сургута.

Действующая редакция Правил (принятых Решением Думы г.Сургута от 05.12.2009 №651-IV ДГ), откорректированных вслед за существенными изменениями в 2008 году Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ, распространяется только на средства наружно рекламы, размещаемые или устанавливаемые на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление.

Приложениями к Правилам являются также такие документы как: «Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных(ой) конструкций/и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление" и
"Методика определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных(ой)
конструкций(и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление». Причем в Методику определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций решениями Думы города ежегодно вносятся изменения в части определения новой базовой ставки с учетом происходящих инфляционных процессов.

Полная позиция изложена в письменных пояснениях (вх.№02-5331 от 30.08.2012).        

Доводы заинтересованного лица заключаются в следующем.

Взаимоотношения ООО «Призма» с Администрацией г.Сургута начались с 2005 года. В 2008 году в связи с внесением изменений в закон о рекламе, все начали оформлять новые разрешения на размещение рекламы, так как в дальнейшем договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций будут заключаться на торгах.

Договор №121 от 06.05.2009 был заключен с протоколом разногласий, урегулирование разногласий было достигнуто в судебном порядке.

В ходе рассмотрения дела, 14.11.2012, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав представленные документы, письменные пояснения ответчика, заинтересованного лица по делу, полагает необходимым истребовать дополнительные документы (информацию)  у Администрации г.Сургута, ООО «Призма» подтверждающие (не подтверждающие) наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, необходимые для принятия мотивированного решения по делу.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-09-309/2012 (исх.№05-09/ВН-5044 от 15.11.2012) рассмотрение дела  назначено на 10 декабря 2012 года, у сторон по делу запрошена дополнительная информация.

Мотивированное требование исполнено Администрацией г.Сургута, ООО «Призма» в установленный срок.

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 10.12.2012 №1483 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика и заинтересованного лица по делу.

Стороны подтвердили свои показания, изложенные на первом заседании Комиссии 14.11.2012.

В ходе рассмотрения дела 10.12.2011 были рассмотрены ходатайства ООО «ПРИЗМА», поступившие в Управление:

- о приобщении документов;

- о прекращении производства по делу в связи с тем, что факты, явившееся основанием для обращения Заявителя уже рассмотрены антимонопольным органом;

- о рассмотрении встречного заявления на действия Администрации г.Сургута при заключении с ООО «Ярмарка-Сургут» договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Первое ходатайство было удовлетворено.

По второму ходатайству, Комиссия не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 6 части 1  статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: наличия вступившего в силу решения антимонопольного  органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых Комиссией действий (бездействий).

В связи с отсутвием  вступившего в силу решения антимонопольного  органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых   действиях, ходатайство ООО «ПРИЗМА» не подлежит удовлетворению.

По третьему ходатайству Комиссия приняла решение направить его по подведомственности на рассмотрение Администрации г.Сургута.

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

30.05.2008 Администрацией г.Сургута были выданы разрешения ООО «ПРИЗМА» на установку рекламной конструкции:

- разрешение №1693 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, у д.№9;

- разрешение №1694 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского;

- разрешение №1695 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив  д.№26;

- разрешение №1696 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по пр.Комсомольский, у  д.№69.

Между Администрацией г.Сургута и  ООО «Призма» заключен договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  №121 от 06.05.2009, которым Администрация г.Сургута, именуемая в дальнейшем «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 договора «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, согласно перечню объектов наружной рекламы (приложение 1 к настоящему договору) и в соответствии с согласованной исходно-разрешительной и проектной документацией.

Договор заключен на срок с 30 мая 2008 года по 29 мая 2013 года.

Согласно приложения №1 к договору №121 от 06.05.2009 установлен перечень объектов наружной рекламы:

- рекламный щит по ул. Профсоюзов, у д.№9, г.Сургута;

- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского, г.Сургута;

- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив  д.№26, г.Сургута;

- рекламный щит по пр.Комсомольский, у  д.№69, г.Сургута.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) местная администрация наделяется  полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, к вопросам местного значения городского округа отнесена выдача разрешений на установку рекламных  конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

        В своей деятельности  Администрации г.Сургута руководствуется Уставом городского округа г.Сургута, принят Решением городской Думы от 18.02.2005  № 425-III ГД (в редакции Решения Думы города от 25.04.2012  №180-V ДГ) (далее - Устав).

 Пунктом 29 статьи 40  Устава определены полномочия Администрации г.Сургута на выдачу  разрешения на установку рекламных  конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

 Порядок распространения наружной рекламы на территории  г.Сургута определены Правилами распространения наружной рекламы на территории города Сургута», утвержденных решением Думы города Сургута от 29.09.2006 № 74-IV ДГ.

Пунктом 1.4. Приложения 1 к Правилам (Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в том числе переданных в хозяйственное ведение и оперативное или доверительное управление) определено, что торги проводятся по инициативе законного владельца муниципального недвижимого имущества, указанного в пунктах 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе либо собственника муниципального недвижимого имущества по согласованию с указанным владельцем.

Органном Администрации г.Сургута уполномоченным на правоведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдачу разращений на установку рекламных конструкций, является департамент архитектуры и градостроительства, в соответствии с Приложением № к постановлению Администрации г.Сургута от 13.07.2012 №5345 «Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления».

 Целью Закона о защите конкуренции является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

 Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается
соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

         В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются полномочиями, принадлежащими только им, свободны в осуществлении этих полномочий и несут за это ответственность.

        Из содержания статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Частью 5.1 статьи 19 данного Закона установлено, что заключение договора на

установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Согласно части 9 вышеуказанной статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего

недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного

самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку

рекламной конструкции.

В силу части 9.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом

местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

Из указанных положений Закона о рекламе следует, что разрешение может быть выдано только после проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе. При этом, разрешение, выданное органом местного самоуправления без договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного на торгах, подлежит аннулированию согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны проводить торги по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, в действиях Администрации г.Сургута усматривается  нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает  запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), выразившееся в заключении  с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, без проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В данном случае, бездействие Администрации г. Сургута, при заключении договоров на установку рекламных конструкций  без проведения торгов, способно привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на данном товарном рынке на территории муниципального образования.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту  5 части  1 статьи  49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

- прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению  с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- расторгнуть заключенный  с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА»;

    - проинформировать антимонопольный орган о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.

 Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.

В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 5 части 2 статьи 39,  частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию г.Сургута нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, что способно привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на рынке распространения наружной рекламы на территории  г.Сургута.

2.Выдать Администрации г.Сургута, обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

       3.Возбудить административное производство по статье 14.9 КоАП РФ.

       4.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Ханты-Мансийского УФАС России ХХХХХ

 

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.                                                                                                   

 

      Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 165

 

«19» декабря  2012 года                                                                    г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

       Председатель комиссии:

       ХХХ —  заместитель руководителя Управления;

       Члены комиссии:

ХХХ - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

ХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

Руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 50   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения по делу №05-09-309/2012 о нарушении  Администрацией г.Сургута  (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл., 628400)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации г.Сургута прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению  с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения торгов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

        - расторгнуть заключенный  с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА».

2. В  срок до 01 февраля 2013 года исполнить пункт 1 настоящего предписания.

3. Проинформировать антимонопольный орган в срок до 03 февраля  2013  года о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.

4. Контроль исполнения настоящего предписания возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХ.

                                                                                                       

         Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

        Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного              органа статьей 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не   освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

19 декабря 2012 года                                                              г.Ханты-Мансийск

 

        Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2012

        Решение изготовлено в полном объеме  19.12.2012

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

        Председатель Комиссии:

        ХХХХ- заместитель руководителя Управления

        Члены Комиссии:

       ХХХХ  – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

      ХХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и    контроля органов власти Управления,

       при участии:

  •  представителя ответчика - Администрации г.Сургута  ХХХХ на основании доверенности №306 от 12.11.2012, выданной и.о. главы администрации города Марковым Р.И.;
  •  представителя заинтересованного лицо ООО «ПРИЗМА» директор ХХХХ, действующая на основании приказа №1 от 08.09.2010 «О назначении на должность»,

рассмотрев дело № 05-09-309/2012, возбужденное по признакам нарушения Администрацией г.Сургута (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл.

628400) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ханты-Мансийского УФАС России по ХМАО-Югре поступило обращение (вх.№1122-ж от 10.08.2012) ООО «Ярмарка-Сургут» (далее – Заявитель)  на действия  администрации города Сургута (далее – Администрация г.Сургута) при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

14.08.2012 Управлением в адрес Администрации г.Сургута направлен запрос (исх.№05-14/ВН-721 от 14.08.2012) о предоставлении документов и информации по вопросу заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г.Сургута.

По результатам рассмотрения представленных документов Ханты-Мансийским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается  Приказом №1196 от 10.10.2012.

Дело №05-09-309/2012 назначено к рассмотрению на 14.11.2012, у лиц участвующих в деле Определением запрошены документы и объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх.№05-09/ВН-880 от 10.10.2012).

Требование по представлению документов и объяснений исполнено в установленный срок.

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 14.11.2012 №1336 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.

        Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату.

В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика по делу Администрации г.Сургута и  заинтересованного лица ООО «ПРИЗМА».

       Доводы ответчика заключаются в следующем.

С 2006 года в Сургуте действуют «Правила распространения наружной рекламы на территории города Сургута» (далее по тексту Правила), принятые Думой города Сургута.

Действующая редакция Правил (принятых Решением Думы г.Сургута от 05.12.2009 №651-IV ДГ), откорректированных вслед за существенными изменениями в 2008 году Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ, распространяется только на средства наружно рекламы, размещаемые или устанавливаемые на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление.

Приложениями к Правилам являются также такие документы как: «Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных(ой) конструкций/и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление" и
"Методика определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных(ой)
конструкций(и) на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление». Причем в Методику определения размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций решениями Думы города ежегодно вносятся изменения в части определения новой базовой ставки с учетом происходящих инфляционных процессов.

Полная позиция изложена в письменных пояснениях (вх.№02-5331 от 30.08.2012).        

Доводы заинтересованного лица заключаются в следующем.

Взаимоотношения ООО «Призма» с Администрацией г.Сургута начались с 2005 года. В 2008 году в связи с внесением изменений в закон о рекламе, все начали оформлять новые разрешения на размещение рекламы, так как в дальнейшем договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций будут заключаться на торгах.

Договор №121 от 06.05.2009 был заключен с протоколом разногласий, урегулирование разногласий было достигнуто в судебном порядке.

В ходе рассмотрения дела, 14.11.2012, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав представленные документы, письменные пояснения ответчика, заинтересованного лица по делу, полагает необходимым истребовать дополнительные документы (информацию)  у Администрации г.Сургута, ООО «Призма» подтверждающие (не подтверждающие) наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, необходимые для принятия мотивированного решения по делу.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-09-309/2012 (исх.№05-09/ВН-5044 от 15.11.2012) рассмотрение дела  назначено на 10 декабря 2012 года, у сторон по делу запрошена дополнительная информация.

Мотивированное требование исполнено Администрацией г.Сургута, ООО «Призма» в установленный срок.

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 10.12.2012 №1483 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика и заинтересованного лица по делу.

Стороны подтвердили свои показания, изложенные на первом заседании Комиссии 14.11.2012.

В ходе рассмотрения дела 10.12.2011 были рассмотрены ходатайства ООО «ПРИЗМА», поступившие в Управление:

- о приобщении документов;

- о прекращении производства по делу в связи с тем, что факты, явившееся основанием для обращения Заявителя уже рассмотрены антимонопольным органом;

- о рассмотрении встречного заявления на действия Администрации г.Сургута при заключении с ООО «Ярмарка-Сургут» договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Первое ходатайство было удовлетворено.

По второму ходатайству, Комиссия не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 6 части 1  статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: наличия вступившего в силу решения антимонопольного  органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых Комиссией действий (бездействий).

В связи с отсутвием  вступившего в силу решения антимонопольного  органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых   действиях, ходатайство ООО «ПРИЗМА» не подлежит удовлетворению.

По третьему ходатайству Комиссия приняла решение направить его по подведомственности на рассмотрение Администрации г.Сургута.

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

30.05.2008 Администрацией г.Сургута были выданы разрешения ООО «ПРИЗМА» на установку рекламной конструкции:

- разрешение №1693 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, у д.№9;

- разрешение №1694 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского;

- разрешение №1695 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по ул. Профсоюзов, напротив  д.№26;

- разрешение №1696 на рекламный щит по адресу: г.Сургут, по пр.Комсомольский, у  д.№69.

Между Администрацией г.Сургута и  ООО «Призма» заключен договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  №121 от 06.05.2009, которым Администрация г.Сургута, именуемая в дальнейшем «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 договора «Администрация» предоставляет ООО «Призма», именуемое в дальнейшем «Рекламораспространитель» за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, согласно перечню объектов наружной рекламы (приложение 1 к настоящему договору) и в соответствии с согласованной исходно-разрешительной и проектной документацией.

Договор заключен на срок с 30 мая 2008 года по 29 мая 2013 года.

Согласно приложения №1 к договору №121 от 06.05.2009 установлен перечень объектов наружной рекламы:

- рекламный щит по ул. Профсоюзов, у д.№9, г.Сургута;

- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив д.№42 по ул. Островского, г.Сургута;

- рекламный щит по ул. Профсоюзов, напротив  д.№26, г.Сургута;

- рекламный щит по пр.Комсомольский, у  д.№69, г.Сургута.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) местная администрация наделяется  полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, к вопросам местного значения городского округа отнесена выдача разрешений на установку рекламных  конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

        В своей деятельности  Администрации г.Сургута руководствуется Уставом городского округа г.Сургута, принят Решением городской Думы от 18.02.2005  № 425-III ГД (в редакции Решения Думы города от 25.04.2012  №180-V ДГ) (далее - Устав).

 Пунктом 29 статьи 40  Устава определены полномочия Администрации г.Сургута на выдачу  разрешения на установку рекламных  конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

 Порядок распространения наружной рекламы на территории  г.Сургута определены Правилами распространения наружной рекламы на территории города Сургута», утвержденных решением Думы города Сургута от 29.09.2006 № 74-IV ДГ.

Пунктом 1.4. Приложения 1 к Правилам (Положение о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в том числе переданных в хозяйственное ведение и оперативное или доверительное управление) определено, что торги проводятся по инициативе законного владельца муниципального недвижимого имущества, указанного в пунктах 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе либо собственника муниципального недвижимого имущества по согласованию с указанным владельцем.

Органном Администрации г.Сургута уполномоченным на правоведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдачу разращений на установку рекламных конструкций, является департамент архитектуры и градостроительства, в соответствии с Приложением № к постановлению Администрации г.Сургута от 13.07.2012 №5345 «Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления».

 Целью Закона о защите конкуренции является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

 Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается
соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

         В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются полномочиями, принадлежащими только им, свободны в осуществлении этих полномочий и несут за это ответственность.

        Из содержания статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Частью 5.1 статьи 19 данного Закона установлено, что заключение договора на

установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Согласно части 9 вышеуказанной статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего

недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного

самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку

рекламной конструкции.

В силу части 9.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом

местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

Из указанных положений Закона о рекламе следует, что разрешение может быть выдано только после проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе. При этом, разрешение, выданное органом местного самоуправления без договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного на торгах, подлежит аннулированию согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны проводить торги по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, в действиях Администрации г.Сургута усматривается  нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает  запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), выразившееся в заключении  с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, без проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной продукции, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В данном случае, бездействие Администрации г. Сургута, при заключении договоров на установку рекламных конструкций  без проведения торгов, способно привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на данном товарном рынке на территории муниципального образования.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту  5 части  1 статьи  49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

- прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению  с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- расторгнуть заключенный  с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА»;

    - проинформировать антимонопольный орган о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.

 Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.

В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 5 части 2 статьи 39,  частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию г.Сургута нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, что способно привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на рынке распространения наружной рекламы на территории  г.Сургута.

2.Выдать Администрации г.Сургута, обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

       3.Возбудить административное производство по статье 14.9 КоАП РФ.

       4.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Ханты-Мансийского УФАС России ХХХХХ

 

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.                                                                                                   

 

      Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 165

 

«19» декабря  2012 года                                                                    г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

       Председатель комиссии:

       ХХХ —  заместитель руководителя Управления;

       Члены комиссии:

ХХХ - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

ХХХ - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

Руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 50   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения по делу №05-09-309/2012 о нарушении  Администрацией г.Сургута  (ул. Энгельса, 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл., 628400)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации г.Сургута прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий по заключению  с ООО «ПРИЗМА» договора №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения торгов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

        - расторгнуть заключенный  с ООО «ПРИЗМА» договор №121 от 06.05.2009 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

- аннуллировать разрешения №№1693, 1694, 1695, 1996 на установку рекламных конструкций от 30.05.2008, выданные ООО «ПРИЗМА».

2. В  срок до 01 февраля 2013 года исполнить пункт 1 настоящего предписания.

3. Проинформировать антимонопольный орган в срок до 03 февраля  2013  года о принятых мерах по исполнению настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.

4. Контроль исполнения настоящего предписания возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления ХХХ.

                                                                                                       

         Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

        Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного              органа статьей 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не   освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №05-09-309/2012 [format] => [safe_value] => №05-09-309/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-27 10:47:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-19 10:47:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1356605434 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )