Ханты-Мансийским УФАС России проведен анализ рынка розничной реализации продовольственных товаров хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность посредством организации торговых сетей в границах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Сфера деятельности: Розничная торговля

Управлением Федеральной антимонопольной службой по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре проведен анализ рынка розничной реализации продовольственных товаров хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность  посредством организации торговых сетей в границах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в границах Муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

По результатам анализа, по состоянию на 01.01.2017 года, доля следующих хозяйствующих субъектов, в границах муниципальных образований, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством торговой сети, от общего объема всех реализованных продовольственных товаров, в денежном выражении за 2016 год приблизилась к значению 25%:

МО г. Лангепас - АО «Тандер» (Магнит) – доля 24,62%;

МО г. Нефтеюганск – АО «Тандер» (Магнит» - доля 24,80%;

МО Кондинский район – АО «Тандер» (Магнит) – доля 24,51%;

МО Нижневартовский район – АО «Тандер» (Магнит) – доля 24,14%.

В МО г. Югорск доля АО «Тандер» (Магнит) по розничной реализации продовольственных товаров посредством организации торговой сети превысила допустимый предел и составила 25,2%.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия, в том числе:

- совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля, хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

Исходя из вышеизложенного признано коллективным доминированием, в границах муниципальных образований, положение на рынке по розничной реализации продовольственных товаров посредством организации торговой сети, следующих хозяйственных субъектов:

МО г. Покачи – АО «Тандер» (Магнит) – доля 23,00%, ООО «Элемент-Трейд» (Монетка) – доля 16,92%, ООО «Альфа Сургут» - доля 14,00%;

МО г. Урай – АО «Тандер» (Магнит) – доля 24,53%, ООО «Элемент-Трейд» (Монетка) – доля 24,64%, ООО «Альфа Сургут» - доля 14,53%.

Кроме  того, на рассматриваемом товарном рынке, в географических границах  вышеуказанных городских округов, деятельность по розничной реализации продуктов посредством организации торговых сетей,    осуществляют розничные торговые сети с небольшим оборотом реализованных продовольственных товаров, каждый из которых (хозяйствующих субъектов) не оказывает существенное влияние, на ситуацию на товарном рынке и не занимает доминирующего положения.

Вместе с тем, по результатам анализа не выявлены торговые сети, занимающие доминирующее положение на рынке по розничной реализации продовольственными товарами посредством организации торговой сети в границах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

В соответствии со статьей 14 части 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Результаты анализа используются антимонопольным органом для установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, при рассмотрении обращений и дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлением контроля за соблюдением требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».