Решение. предписание по жалобе (вх. № 981-ж от 03.06.2019г.) ООО «Чистая Планета» на действия заказчика — ООО «РН-Юганскнефтегаз»

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.06.2019г. г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 21.06.2019г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №09 от 27.02.2019 в составе:

Председатель комиссии:

<...>;

Члены комиссии:

<...>;;

<...>;;

в присутствии на заседании представителей заявителя ООО «Чистая Планета»<...> на основании доверенности №б/н от 03.12.2019,

в присутствии на заседании представителя заказчика ООО «РН-Юганскнефтегаз» <...> на основании доверенности № 66/19 от 01.02.2019

рассмотрев жалобу ООО «Чистая Планета» (вх. № 981-ж от 03.06.2019г.),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба (вх. № 981-ж от 03.06.2019г.) ООО «Чистая Планета» на действия заказчика — ООО «РН-Юганскнефтегаз», при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по сбору, обезвреживанию нефтешламов на территории деятельности ООО «РН-Юганскнефтегаз», извещение № 31907853005.

Заявитель указывает на следующие нарушения.

1. Заказчик проводит закупку в отсутствие Положения о закупках, что обосновывается следующим.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) органы управления юридических лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, вправе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, принять решение о присоединении данного юридического лица к положению о закупке, утвержденному органом управления юридического лица, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 3 настоящей статьи. Такое решение размещается в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

По мнению Заявителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» не вправе присоединяться к Положению Компании «О закупке товаров, работ, услуг» № П2-08 Р-0019 версия 3.00» (далее – Положение о закупке), так как это прямо не предусмотрено законом о закупке.

2. Положение о закупке противоречит Закону о закупке. В соответствии с пп. 9-10 ,16 ч. 10 ст. 4 Закона о закупке в положении о закупке должны быть установлены только прямые конкретные требования к участникам закупки.

3. Заказчик не вправе в Положении о закупке устанавливать требования к коллективному участнику, а также не может определять участника закупки иначе, чем указано в части 5 статьи 3 Закона о закупках.

4. Положение о закупках необоснованно расширяет перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком против установленного пункта 9 Обзора судебной практики утвержденного президиумом ВС РФ от 16.05.2018.

5. У заказчика отсутствуют правовые основания требовать у участников закупки предоставления документов, подтверждающих их соответствие требованиям к ним.

6. Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут необоснованно ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Заказчик необоснованно установил предметом закупки не утилизацию, а обезвреживание отходов, в то время как закупка проводится с целью избавления его от бремени содержания отходов.

Заявитель считает, что данное требование необоснованно ограничивает количество участников только теми, кто имеет объект размещения отходов, зарегистрированный в ГРОРО.

7.Требование Заказчика о выполнении работ термическим способом является неисполнимым.

8. Требование Заказчика о наличии у участника закупки заключения ГЭЭ на проект технологии, предусматривающий выполнение работ в планируемом месте их выполнения, является неисполнимым.

9. Заказчик необоснованно обязал участников закупки представить в составе заявки бухгалтерский баланс за последний квартал без отметки налогового органа, в то время как согласно части 4 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» указано, что такая отчетность выполняется только в предусмотренных законом случаях, к которым требование заказчика не относится.

10. Заказчик необоснованно выдал Заявителю решение о не прохождении им аккредитации.

11. Заказчик неправомерно требует от участника подписать проект договора в редакции Заказчика без внесения в него изменений.

На основании изложенного, Заявитель просит проверить изложенные в жалобе факты и в случае их подтверждения выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

Согласно уведомлению (от 06.06.2019 исх. №02/ОВ-4681), рассмотрение настоящей жалобы назначено на 11.09.2019 в 15.30 часов.

11.09.2019 в 15 час. 30 мин. состоялось заседание Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, приняла решение об отложении рассмотрения жалобы Заявителя до 10 час. 00 мин. 18.06.2019 (уведомление от 11.06.2019 исх.№02/ОВ-4820).

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого, могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

08.05.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) Заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме. Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация.

Документация о закупке соответствует требованиям Положения Компании «О закупке товаров, работ, услуг» № П2-08 Р-0019 версия 3.00.

В случае, если в настоящей Документации о закупке отсутствуют специальные условия при проведении конкретной закупки, то при проведении соответствующей процедуры Заказчик/Организатор закупки и Участники закупки должны руководствоваться условиями и требованиями, прямо установленными в Положении Компании «О закупке товаров, работ, услуг» № П2-08 Р-0019 версия 3.00.

Из представленных Заказчиком документов, Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденное решением Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» «30» ноября 2018 г. Протокол от «03» декабря 2018 № 11, введено в действие «28» декабря 2018 приказом ПАО «НК «Роснефть» от «13» декабря 2018 № 799, разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 1 настоящего решения установлено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) органы управления юридических лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, вправе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, принять решение о присоединении данного юридического лица к положению о закупке, утвержденному органом управления юридического лица, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 3 настоящей статьи. Такое решение размещается в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 2 Закона о закупке, Положение о закупке утверждается:

- общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества;

Согласно Положению о закупке, требования Положения становятся обязательными для исполнения в дочернем обществе ПАО «НК «Роснефть» или ином Обществе Группы, в котором прямо или косвенно участвует ПАО «НК «Роснефть» и на которое распространяются нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с даты введения настоящего Положения в действие приказом после принятия решения об утверждении (присоединения) Положения:

-общим собранием участников Общества – для Обществ с организационно-правовой формой «Общество с ограниченной ответственностью» либо в случае, когда утверждение Положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции Совета директоров (наблюдательного совета) Общества или коллегиального исполнительного органа Общества.

Уставом Общества не предусмотрено утверждение Положения о закупке Советом директоров (наблюдательным советом) Общества или коллегиальным исполнительным органом Общества.

ООО «РН-Юганскнефтегаз» является дочерним обществом ПАО «НК «Роснефть», с долей Компании в уставном капитале 100 % (выписка из ЕГРЮЛ прилагается).

Таким образом, утверждение в Обществе Положения о закупке производится решением единоличного участника Общества.

Так решением единственного учредителя Общества ПАО «НК «Роснефть» от 17.12.2019 (прилагается) в Обществе утверждено Положение о закупке № П2-08 Р-0019 версия 3.00».

Распоряжением Общества от 19.12.2018 № 3091 «О введении в действие Положения Компании «О закупке товаров, работ, услуг» № П2-08 Р-0019 версия 3.00» (далее – Положение о закупках (прилагается)) в Положение о закупке Обществе введено в действие.

20.12.2018 Положение о закупке размещено в единой информационной системе (информация прилагается).

Таким образом, Положение о закупке утверждено в Обществе в соответствии с требованиями Закона о закупках.

На основании вышеизложенного указанный довод Заявителя является необоснованным.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 2 настоящего решения установлено следующее.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Подпункт 16 части 10 статьи 4 Закона о закупках, предоставляет право Заказчику указывать в документации о закупке иные сведения, Установленные положением Заказчика о закупке.

Таким образом, Заказчик не вправе требовать от участника закупки, представления документов, обосновывающих его соответствие требованиям Документации о закупке, документы отсутствующие в Положении о закупках.

Законодатель в Законе о закупках предусмотрел право Заказчиков устанавливать в положении о закупке иные иные сведения, предусмотренные Положением о закупках.

На основании вышеизложенного указанный довод Заявителя является необоснованным.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 3 настоящего решения установлено следующее.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Под коллективным участником в Положении о закупке понимается участник закупки, состоящий из нескольких юридических лиц, выступающих как одна сторона в ходе процедуры закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо несколько физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника, что соответствует части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупке положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, законодатель в Законе о закупках предусмотрел право заказчиков устанавливать в положении о закупке иные положения, связанные с обеспечением закупки.

В соответствии с указанными выше нормами статьи 2 Закона о закупках требования к коллективному участнику закупки могут быть установлены заказчиком в Положении о закупке в целях обеспечения закупки.

На основании вышеизложенного указанный довод Заявителя является необоснованным.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 4 настоящего решения установлено следующее.

В пункте 9 Обзора судебной практики от 16.05.2018 рассмотрен случай, когда у заказчика в документации о закупке отсутствовал перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупке положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Согласно статьи 3.6 Закона о закупке, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика содержится в пункте 5.3 Положения о закупке.

Закупки у единственного Поставщика по причине неотложности осуществляется в случаях:

Если достаточный запас продукции, требуемой для ликвидации чрезвычайных обстоятельств (устранения их последствий/угрозы их возникновения), отсутствует, применение конкурентной процедуры закупки неприемлемо вследствие отсутствия времени или необходимости соблюдения конфиденциальности и при любом из следующих условий: наличие опасности для жизни и здоровья человека; высокая вероятность нанесения вреда окружающей среде, частичной или полной остановки производственной деятельности Заказчика либо реализации иных рисков, способных привести к значительным потерям Заказчика; для предотвращения или ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств необходима определенная продукция. К чрезвычайным обстоятельствам в рамках Положения относятся военные действия, забастовки, стихийные бедствия, аварии, катастрофы (в том числе техногенные).

Если необходимо обеспечить защиту интересов Компании в ходе судебных разбирательств, уголовных судопроизводств, принудительного исполнения судебных актов, разбирательств в государственных/муниципальных органах, а также в ходе разбирательств в иных органах и организациях (включая международные, иностранные, внесудебные), если разбирательства в таких органах и организациях могут повлечь для Компании негативные последствия и применение конкурентных процедур неприемлемо вследствие отсутствия времени или конфиденциальности. При этом ассортимент и объем закупаемых услуг/работ должны быть не более необходимого для защиты интересов Компании в ходе соответствующего разбирательства и могут включать в себя любые необходимые для защиты интересов Компании в ходе соответствующего разбирательства виды услуг/работ (включая, но не ограничиваясь – представление и защиту интересов Компании в соответствующем разбирательстве, оценку стоимости предмета спора или связанных вопросов, получение заключения по спорному вопросу, привлечение необходимых специалистов (экспертов, переводчиков и пр.)).

Таким образом, Положение Заказчика о закупке соответствует Закону о закупке.

На основании вышеизложенного указанный довод Заявителя является необоснованным.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 5 настоящего решения установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закона являются, в т.ч. создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Законодатель предоставляет право заказчику самостоятельно определить как состав требований к участникам закупки, поставляемым товарам, работам, услугам, так и содержание указанных требований, в том числе предмет и количественные показатели оценки участников по соответствующим требованиям.

В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС России, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В закупочных процедурах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупочных процедурах.

При этом, как подчеркивают суды и ФАС России, исходя из части 10 статьи 4 Закона о закупке, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к документации о закупке, что следует из содержания части 1 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупке Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В части 10 статьи 4 Закона о закупке указаны позиции, которые должны быть в обязательном порядке указаны в документации о закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Исходя из приведенных выше норм закона, законодатель не ограничивает заказчиков в установлении в документации о закупке иных измеримых требований к участникам закупки, необходимых для достижения целей, указанных в ст. 1 Закона о закупке и необходимых для обеспечения закупки.

Из изложенного выше следует, что определение перечня требований к участникам закупки для удовлетворения своих потребностей в продукции, работах, услугах является правом Заказчика, если это предусмотрено в его положении о закупке.

В соответствии с пунктом 10.4.2.2 Положения о закупке Заказчик, Организатор закупки в зависимости от предмета и специфики закупки устанавливает специальные требования, которым должен соответствовать Участник закупки и которые подтверждают возможность своевременно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги с необходимым уровнем качества.

Согласно пункта 10.4.2.4. Положения при установлении требований к участникам закупки Заказчик должен определить перечень документов, либо установить требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки предъявляемым к нему требованиям.

Требование Заказчика о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, предъявляемым к ним, обусловлено, прежде всего, тем, чтобы обеспечить возможность заказчику установить наличие реальной способности участника закупки выполнить работы, предусмотренные договором.

Установленные Заказчиком в документации о закупке критерии отбора, оценки, иные требования не противоречат закону и не запрещены им, не создают препятствий для подачи потенциальными участниками заявок. Указанные параметры закупки направлены на реализацию права Заказчика осуществить всестороннюю, полную и содержательную оценку участников и их предложений, выбрать заявку, наилучшим образом соответствующую целям закупки, и не несущую для Заказчика неопределенных рисков, в том числе риска несостоятельности контрагента, риска нарушения контрагентом сроков исполнения обязательств, риска ненадлежащего исполнения со стороны контрагента договора.

На основании вышеизложенного указанный довод Заявителя является необоснованным.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 6 настоящего решения установлено следующее.

В соответствии с пунктом 10.4.7.1 Положения о закупке Заказчик устанавливает требования к условиям договора, исходя из специфики закупаемой продукции и в соответствии с действующим законодательством РФ, ЛНД/РД в форме проекта договора.

Целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (ч. 1 ст. 1 Закона о закупке), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Установлено, что Заказчик включил в предмет закупки требование к работам о их выполнении способом обезвреживания отходов.

В соответствии с частями 6,7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Следовательно Заказчик ограничивает количество участников только теми, кто имеет объект размещения отходов, зарегистрированный в государственный реестр объектов размещения отходов, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно ограничивает конкуренцию по отношению к участникам закупки.

На основании вышеизложенного указанный довод Заявителя является обоснованным.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 7 настоящего решения установлено следующее.

Согласно договора заказчик должен приступить к выполнению работ 03.07.2019.

В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух регулируется Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650) (далее - Регламент).

Для получения указанного разрешения необходимо разработка проекта ПДВ (предельно допустимых выбросов) с согласованием его в Росприроднадзоре и только затем получить разрешение в Росприроднадзоре.

В совокупности на указанные процедуры необходимо не менее 6 месяцев. Кроме того, для оформления указанных документов необходимы:

-Заключенный договор на выполнение работ, так как в противном случае отсутствуют основания для разработки проекта ПДВ.

- Координаты объектов выполнения работ, которые в документации о закупке отсутствуют.

В отсутствие указанных координат невозможно установить расчет рассеивания выбросов и местонахождения ближайших населенных пунктов, так как неизвестно направление ветров, которые определяются для конкретной точки.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в части установления требования о выполнении работы термическим способом тем самым ограничивая конкуренцию по отношению к участникам закупки не имеющих разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На основании вышеизложенного указанный довод Заявителя является обоснованным.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 8 настоящего решения установлено следующее.

Информационной картой Документации установлено требование о наличии у участника закупки полученного в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Анализ положений Закона 174-ФЗ показывает, что проведение государственной экологической экспертизы в отношении проектов технической документации на новые технику, технологию осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы с 1995 года (в отношении технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, с 2007 года).

Комиссия приходит к выводу, что установление требования о предоставлении в составе заявки участника закупки положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ, является неправомерным и ограничивает количество участников закупки, так как обременяет участников закупки заблаговременно получить указанное заключение на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, которые будут использоваться вместе осуществления работ.

Кроме того, в соответствии частью 4 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать три месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме того, Документация о закупке не содержит сведений об объектах выполнения работ, невозможно проведение общественных слушаний по требуемому заказчиком проекту техдокументации, так как неизвестны органы местного самоуправления, на территории которых планируется выполнение работ.

Следовательно, требования о предоставлении в составе заявки участника закупки положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации являются невыполнимыми, что ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках, нарушает пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного указанный довод Заявителя является обоснованным.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 9 настоящего решения установлено следующее.

В соответствии с пунктом 10.4.2.4. Положения о закупке Заказчик при установлении требований к участникам закупки Заказчик должен определить перечень документов, либо установить требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки предъявляемым к нему требованиям.

Согласно пункту 3.2.1 Информационной карты одним из требований к участнику закупки является наличие приемлемого уровня устойчивости финансового состояния (ФС) Участника закупки (перечень документов, предоставляемый участниками закупки для подтверждения их соответствия предъявляемым требованиям, методика расчета уровня финансовой устойчивости указаны в Блоке 9.

Согласно пункту 3.2.1 Блока 9 документации о закупке, для проверки уровня финансового состояния участника закупки требуются сведения о финансовом состоянии Участника закупки на последнюю отчетную дату (квартал), заверенные печатью Участника закупки и подписью руководителя Участника закупки и сформированные по формам бухгалтерской отчетности (предоставляются без отметки налоговых органов).

В указанном случае установлено требование не по предоставлению квартальной финансовой отчетности участника закупки, а сведения о финансовом состоянии, подготовленные с применением форм 0710001 по ОКУД (Бухгалтерский баланс), 0710002 по ОКУД (Отчет о финансовых результатах).

Таким образом, требование о предоставлении сведений о финансовом состоянии по предлагаемым формам законно и не противоречит Положению о закупке.

Указанный довод является необоснованным.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 10 настоящего решения установлено следующее.

Участник закупки не прошел аккредитацию в ПАО «НК Роснефть», что явилось основанием для отказа в рассмотрении документов, поданных Заявителем для аккредитации.

Согласно п. 7.1.5.3 Положения о закупке в случае отрицательного решения по аккредитации или аннулирования аккредитации, пройденной Поставщиком в ПАО «НК «Роснефть», действующая аккредитация такого Поставщика в Обществах Группы также аннулируется.

Согласно п. 7.1.1.15 Положения о закупке, результаты аккредитации, проводимой ПАО «НК «Роснефть», признаются действительными во всех Обществах Группы.

В настоящее время у Заказчика имеется информация о факте отрицательного решения ПАО «НК «Роснефть» по аккредитации Заявителя.

В силу указанных выше пунктов Положения о закупке факт непрохождения аккредитации в ПАО «НК «Роснефть» является не только основанием для отказа Обществами Группы в прохождении аккредитации, но и аннулирования действующей аккредитации.

При этом во взаимосвязи с указанными пунктами Положения о закупке, право участника на повторное прохождение процедуры аккредитации (п. 7.1.5.1 Положения о закупке) может быть реализовано в ПАО «НК «Роснефть», принявшего отрицательное решение, которое является действительным во всех Обществах Группы.

Согласно п. 7.1.6.1 Положения о закупке заказчик уведомляет поставщика о результатах проведения аккредитации (принятие положительного решения по аккредитации, отклонение документов на аккредитацию), об аннулировании аккредитации.

Указанным пунктом Положения о закупке обязанность по уведомлению участника о принятии отрицательного решения по аккредитации не предусмотрена.

В этой связи ООО «РН-Юганскнефтегаз» в адрес ООО «Чистая планета» направлено информационное письмо.

Заявитель был проинформирован об отсутствии в составе его заявки всех необходимых документов для прохождения аккредитации и о последствиях их непредставления к установленному сроку письмом ПАО «НК «Роснефть» от 22.05.2019 исх. № ЕСС/ОП-30497.

При этом по данной закупке условие о соответствии участника закупки минимальным требованиям установлено в требованиях к участникам закупки (Блок 2 Документации). В настоящее время с учетом стадии закупки оценка соответствия участников закупки установленным ДоЗ требованиям не проводилась, закупочной комиссией ООО «РН-Юганскнефтегаз» решения по отбору заявок участников не принимались, в связи с чем протоколы по закупке до настоящего времени не оформлялись. Следовательно, нарушений при оценке соответствия участников установленным требованиям допущено быть не могло.

Таким образом довод заявителя является необоснованным.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 11 настоящего решения установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупке целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с Положением о закупке:

        1. Заказчик устанавливает требования к условиям договора, исходя из специфики закупаемой продукции и в соответствии с действующим законодательством РФ, ЛНД/РД в форме проекта договора.

        2. Проект договора является неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

        3. Проект договора включается в форме, установленной Заказчиком, либо в виде сформулированных Заказчиком существенных условий, в обязательном порядке подлежащих включению в договор.

        4. При формировании условий процедуры закупки Заказчик устанавливает, что-либо форма и все условия проекта договора являются неизменными (обязательными), либо перечисляет условия договора, в отношении которых в заявках допускается (либо, наоборот, не допускается) представление встречных предложений Участников закупки, а также определить формат документов, которыми оформляются такие предложения, в том числе возможность представления в заявке Участника закупки встречного проекта договора. При этом не считаются встречными предложения по формулировкам условий договора, направленным на исправление грамматических и технических ошибок, если таковые выявлены Участником закупки в проекте договора.

Пунктом 3.5.3 Блока 2 ДоЗ по данной закупке установлены требования к условиям договора, согласно которым форма и все условия договора, приложенного к настоящей документации, являются неизменными (обязательными).

В этой связи п. 3.10 Блока 2 установлено, что Участник закупки должен предоставить в составе коммерческой части заявки, в т.ч. подписанный со стороны Участника закупки проект Договора (Блок 6 «Проект Договора»), который входит в состав настоящего документа и приложения к нему (в том числе спецификации), а также документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего Договор.

Учитывая вышеизложенное, установление требований о предоставлении в составе заявки подписанного договора в редакции Заказчика без изменений предусмотрено условиями конкретной процедуры закупки и не противоречит Закону о закупках, Положению о закупке.

При этом требование заказчика подписать договор в редакции заказчика гарантирует соблюдение принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Отсутствие указанного требования привело бы к возникновению риска заключения договора с одним участником закупки, на индивидуальных условиях (более выгодных, чем предусмотренного проектом договора), и создало бы благоприятный климат для развития недобросовестной конкуренции.

Кроме того в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках, следует, что договор является неотъемлемой частью документации о закупке, соглашаясь с требованиями установленными в Документации о закупке, Участник соглашается с условиями указанными в проекте договора.

Таким образом, действия заказчика в указанной части соответствуют Закону о закупках и Положению о закупке.

Кроме того необходимо отметить, что все указанные выше доводы Заявителя не относятся к конкретной процедуре закупке, в которой он принимает участие. Заявитель не является коллективным участником закупки, закупка проводится заказчиком в форме запроса предложений, что является в соответствии с Положением о закупке конкурентным способом определения поставщика.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупке любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Таким образом, доводы Заявителя не содержат в себе информации какие его права нарушены Положением о закупке в указанных конкретных случаях.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

 

1. Признать жалобу (вх. № 981-ж от 03.06.2019г.) ООО «Чистая Планета» на действия заказчика — ООО «РН-Юганскнефтегаз», при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по сбору, обезвреживанию нефтешламов на территории деятельности ООО «РН-Юганскнефтегаз», извещение № 31907853005, обоснованной в части доводов под номерами 6, 7, 8, в остальной части необоснованной.

2. Признать в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившихся в ограничении конкуренции к участникам закупки путем установления требования к работам и их выполнении способом обезвреживания, путем установления требования о выполнении работ термическим способом, путем установления требования о предоставлении в составе заявки положительного заключения ГЭЭ.

3. Выдать ООО «РН-Юганскнефтегаз» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре для принятия решения о возбуждении административного производства.

5. Разместить настоящее решение на официальном сайте.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 54

 

21.06.2019 г.Ханты-Мансийск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №09 от 27.02.2019 в составе:

Председатель комиссии:

<...>;

Члены комиссии:

<...>;

<...>;

на основании своего решения от 21.06.2019, вынесенного по жалобе ООО «Чистая Планета» (вх. № 981-ж от 03.06.2019г.), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «РН-Юганскнефтегаз» устранить нарушения, допущенные при при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по сбору, обезвреживанию нефтешламов на территории деятельности ООО «РН-Юганскнефтегаз», извещение № 31907853005, а именно:

  1. ООО «РН-Юганскнефтегаз» отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона.

  2. ООО «РН-Юганскнефтегаз» разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) в сети Интернет.

  3. ООО «РН-Юганскнефтегаз» вернуть участникам закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.

4. ООО «РН-Юганскнефтегаз» внести изменения документацию с учетом замечаний изложенных в решении;

5. ООО «РН-Юганскнефтегаз» продлить срок подачи заявок на участие в закупке;

6.ООО «РН-Юганскнефтегаз» разместить информацию о вышеуказанных изменениях на официальном сайте.

7. ООО «РН-Юганскнефтегаз» разместить на официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в аукционе.

8. ООО «РН-Юганскнефтегаз» исполнить настоящее предписание в срок до 19 июля 2019 года.

9.ООО «РН-Юганскнефтегаз» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении настоящего предписания в срок до 20 июля 2019 года, с приложением подтверждающих документов.

10. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на <...>