Решение. предписание по жалобе (вх. № 1147-ж от 25.06.2019г.) ООО ЧОО «Квартц» на действия заказчика — АУ «ЮграМегаСпорт»

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.07.2019г. г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 08.07.2019г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №116 от 01.07.2019 в составе:

Председатель комиссии:

<...>;

Члены комиссии:

<...>;

<...>;

в отсутствии на заседании представителя Заявителя ООО ЧОО «Кварц», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрении жалобы;

в присутствии на заседании представителей Заказчика АУ «ЮграМегаСпорт», на основании доверенности от 01.07.2019 № 15 — <...>; на основании доверенности от 01.07.2019 № 16 — <...>;

рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Кварц» (вх. № 1147-ж от 25.06.2019г.),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба (вх. № 1147-ж от 25.06.2019г.) ООО ЧОО «Квартц» на действия заказчика — АУ «ЮграМегаСпорт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ЮграМегаСпорт» (№КЭ-005.19), извещение № 31908003449 (далее - Конкурс).

1. Заявитель сообщает, что 18.06.2019 на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru Заказчиком опубликована информация о проведении Конкурса на право оказания услуг по охране объектов АУ «ЮграМегаСпорт».

Согласно пункту 20 Информационной карты, участник конкурса представляет в составе заявки предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках отдельных товаров используемых при оказании услуг, выполнении работ (Форма №5 «Предложение о качестве товаров, работ, услуг» раздел 3 Конкурсной документации).

Исходя из формы следует, что участнику нужно указать сведения о численности контролеров распорядителей, необходимых для выполнения обязательств по договору, тогда как в объекте закупки указано, что заказчику необходима «Охрана объектов».

Заявитель считает, что деятельность контролеров-распорядителей и деятельность частных охранников регулируются разными нормативно-правовыми актами, имеют смежные функции, однако не являются взаимозаменяемыми.

2. В Форме №5 «Предложение о качестве товаров, работ, услуг» раздел 3 Конкурсной документации, необходимо предоставить сведения об охранниках для провидения досмотра грузов и ручной клади с использованием рентгенотелевизионной установки «Инспектор 60/70Z».

Заявитель считает, что указание в конкурсной документации конкретной модели установки ограничивает конкуренцию, так как сужает круг потенциальных участников.

На основании вышеизложенного Заявитель просит признать жалобу обоснованной.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Согласно уведомлению о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (от 25.06.2019 исх. №02/ОВ-5334), рассмотрение жалобы назначено на «03» июля 2019 в «11» час. «00» мин., по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, зал заседаний.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

18.06.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ЮграМегаСпорт» (№КЭ-005.19), извещение № 31908003449.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АУ «ЮграМегаСпорт» (далее – Положение о закупках), утвержденного решением Наблюдательного совета АУ «ЮграМегаСпорт» (протокол от 28.03.2019 №17/19), разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 1 настоящего решения установлено следующее.

В соответствии с пунктом 20 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью документации о закупках установлено, что участник конкурса представляет в составе конкурсной заявки предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках отдельных товаров используемых при оказании услуг, выполнении работ (Форма № 5. «Предложение о качестве товаров, работ, услуг» Раздела 3 конкурсной документации), далее по тексту настоящего пункта – Предложение.

Такое Предложение должно содержать подтверждение о соответствии предлагаемых товаров (работ, услуг) требованиям Технического задания (Раздел 4 конкурсной документации), должно содержать описание поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, о цене договора, о цене единицы продукции (товара, работы, услуги), а также, по усмотрению участника конкурса, может содержать иные выгодные для заказчика предложения.

В Предложении должны содержаться показатели, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией.

В соответствии с Формой № 5 «Предложение о качестве товаров, работ, услуг» Раздела 3 Конкурсной документации, необходимо указать сведения о численности контролеров распорядителей, необходимых для выполнения обязательств по договору, тогда как в объекте закупки указано, что заказчику необходима «Охрана объектов».

В соответствии с пунктом 5.2.4. Документации о закупках, Комиссия по осуществлению закупок (закупочная комиссия) принимает решение об отказе в допуске к участию в Конкурсе при несоответствии участника Конкурса или поданной им конкурсной заявки в случае непредставления обязательных документов и сведений, указанных в пунктах 13 и 18 Информационной карты, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике Конкурса, а также о соисполнителях (субподрядчиках, субпоставщиках) в случае их наличия в заявке участника Конкурса или о лицах, входящих в состав коллективного участника Конкурса, если требования к предоставлению документов о соисполнителях (субподрядчиках, субпоставщиках) или о лицах, входящих в состав коллективного Конкурса, были установлены в пункте 14 Информационной карты.

Из вышеприведенного следует, что в конкурсе не могут принять участие участники охранные организации) у которых в штате отсутствуют контролеры — распорядители.

Согласно пункту 3.4 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» следует, что контролер-распорядитель - физическое лицо, которое прошло специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, имеет удостоверение контролера-распорядителя, выданное в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и привлекается организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником, пользователем объекта спорта на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования;

В соответствии с частью 4 статьи 20.2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований и предупреждения правонарушений при проведении таких соревнований контролеры-распорядители обязаны:

1) осуществлять контроль за перемещением зрителей до начала и после окончания официальных спортивных соревнований;

2) проверять у зрителей входные билеты или документы, их заменяющие, при входе в места проведения официальных спортивных соревнований;

3) информировать зрителей о дополнительных услугах, которые им могут оказываться в местах проведения официальных спортивных соревнований;

4) информировать зрителей о необходимости соблюдения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований и осуществлять соответствующий контроль;

5) информировать организаторов проведения официальных спортивных соревнований и (или) собственников, пользователей объектов спорта о фактах нарушения общественного порядка и общественной безопасности, о фактах причинения вреда жизни или здоровью зрителей, имуществу зрителей или объекту спорта, а также о несчастных случаях, которые произошли в ходе проведения таких соревнований;

6) принимать участие в эвакуации зрителей в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации;

7) выполнять иные обязанности, возложенные на контролеров-распорядителей организаторами официальных спортивных соревнований и (или) собственниками, пользователями объектов спорта в соответствии с заключенными договорами и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Приказом Минспорта России от 13.04.2017 № 346 «Об утверждении порядка прохождения специальной подготовки физическими лицами, желающими осуществлять деятельность в качестве контролеров-распорядителей» (далее — Приказ №346) установлено, что лицам, желающим осуществлять деятельность в качестве контролеров-распорядителей, необходимо пройти специальную подготовку в организациях, соответствующих требованиям, установленным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 997 «Об утверждении требований к организациям, осуществляющим специальную подготовку контролеров-распорядителей и (или) выдачу и учет удостоверений контролеров-распорядителей».

В соответствии с требованиями утвержденными Приказом Минспорта России от 30.10.2015 № 998 «Об утверждении требований к содержанию программы специальной подготовки контролеров-распорядителей» установлено, что программа обучения включает прохождение специальной подготовки в течение 24 часов обучения.

В соответствии с Порядком выдачи и учета удостоверений контролеров распорядителей утвержденным Приказом Минспорта России от 30.10.2015 № 996 «Об утверждении порядка выдачи и учета удостоверений контролеров-распорядителей и формы удостоверения контролера-распорядителя» удостоверение выдается общероссийской спортивной федерацией или организацией, осуществляющей специальную подготовку контролеров-распорядителей по договору с такой федерацией (далее - Организация), в течение 10 рабочих дней после прохождения гражданами специальной подготовки контролеров-распорядителей и итоговой аттестации, а также получения ими документа, подтверждающего прохождение такой подготовки.

При этом исходя из положений пунктов 6, 7 Приказа № 346 следует, что обработка заявления и документов, а так же принятие решения о допуске лиц, желающих осуществлять деятельность в качестве контролера — распорядителя, осуществляется организацией, проводимой обучении в течение 10 дней.

Таким образом, для того, чтобы принять участие в конкурсе, охранной организации необходимо будет обучить своих сотрудников, для чего необходимо будет задействовать финансовые и временные возможности. При этом в указанные в извещении сроки для подачи заявок (с 18.06.2019 до 04.07.2019) выполнить указанные действия осуществить будет невозможно.

В соответствии с законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией.

В соответствии со статьей 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:

1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;

4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что указанные услуги, а именно деятельность контролеров-распорядителей и деятельность частных охранников являются разными товарными рынками, регулируются разными нормативно-правовыми актами, имеют смежные функции, однако не являются взаимозаменяемыми, в связи с этим данные объекты являются различными, таким образом указанные услуги необходимо проводить отдельными закупками.

При этом наличие у охранной организации в штате контролеров — распорядителей является неизмеримым требованием к участникам закупки, ведет к ограничению допуска к участию в закупке таких участников.

На основании изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по доводу Заявителя указанному в пункте 2 настоящего решения установлено следующее.

Формой №5 раздела 3 Конкурсной документации установлена необходимость указания численность то есть количество охранников для проведения досмотра грузов и ручной клади с использованием ранее установленной рентгенотелевизионной установки «Инспектор 60/70Z».

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что указание в конкурсной документации конкретной модели установки не может привести к ограничению конкуренции в связи с тем, что у Заказчика установлена потребность работы на оборудовании «Инспектор 60/70Z», так как данное оборудование используется Заказчиком.

На основании изложенного, данный довод не находит своего подтверждения и является необоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

 

1.Признать жалобу (вх. № 1147-ж от 25.06.2019г.) ООО ЧОО «Квартц» на действия заказчика — АУ «ЮграМегаСпорт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ЮграМегаСпорт» (№КЭ-005.19), извещение № 31908003449, обоснованной в части установления к охранным организациям незаконного требования о наличии в штате контролеров-распорядителей, в остальной части необоснованной.

2.Признать в действиях АУ «ЮграМегаСпорт», выразившихся в установлении в конкурсной документации неизмеряемых требований к охранным организациям (участникам закупки) о наличии в штате контролеров — распорядителей, приводящих к ограничению конкуренции, нарушение пункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

3.Выдать АУ «ЮграМегаСпорт» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Разместить настоящее решение на официальном сайте.

ПРЕДПИСАНИЕ № 56

 

08.07.2019 г. Ханты-Мансийск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №116 от 01.07.2019 в составе:

Председатель комиссии:

    <...>

Члены комиссии:

    <...>

    <...>

на основании своего решения от 08.07.2019, вынесенного по жалобе ООО ЧОО «Кварц» (вх. № 1147-ж от 25.06.2019г.), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. АУ «ЮграМегаСпорт» в целях устранения нарушений, допущенных при проведении торгов, аннулировать конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ЮграМегаСпорт» (№КЭ-005.19), извещение № 31908003449.

2. АУ «ЮграМегаСпорт» опубликовать информацию об аннулировании конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ЮграМегаСпорт» (№КЭ-005.19), извещение № 31908003449, в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru.

3. АУ «ЮграМегаСпорт» в срок до «18» июля 2019 года исполнить пункты 1 и 2 настоящего предписания.

4. АУ «ЮграМегаСпорт» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания в срок до «23» июля 2019г., с приложением подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                                                                                            <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                                                                       <...>

 

 

    <...>

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.